Субдепрессивность (гипотимия)




Установление контакта. Не торопиться принимать приглашение к приближению. Дистанцию устанавливайте сами; начав с безопасного «расстояния», неуклонно сближайтесь. Придется преодолеть его чувство безнадежности, связанное с его самоуничтожительным самоудалением от «здоровых и счастливых» людей.

Профилактика манипуляций. Не занимать предлагаемую клиентом прокурорско-обвинительную позицию. Слезы клиента воспринимаются спокойно, как естественная реакция, даже как должное. Большинство людей, особенно женщины, плачут от злости. И это по окончании приступа необходимо, я думаю, прояснить. Короче говоря, не запрещать, но и не поощрять – будто, скажем, раскашлялся или расчихался. Он очень хочет, чтобы консультант взял на себя ответственность за его жизнь. Таким образом позиция вечно опечаленного становится удобной. Между тем она удобна для размышлений, но неудобна для жизни, для общения, для совместных действий. А он, депрессивный, хочет больше, чем помощи – он хочет найти в лице консультанта чуть ли не заменителя любимого человека. Если он этого не добивается, то такая его неудовлетворенность может обернуться и злобой. Недаром Кеннеди называет депрессию «перевернутой злобой». Так что просто подбадривать его не надо.

Конструктивный конфликт.

Разделить:

- Экзистенциальную вину/ответственность за все плохое в мире – она одинакова у клиента и терапевта.

- Реальную вину за ошибки и упущения. Тут у всех разные ошибки, разное субъективное ощущение (переживание) вины и разная произвольно «назначаемая» мера осуждения и наказания. Прощение себя не означает трусливого забвения, но проявление великодушия, мудрости. Мужество проигрывать, ошибаться, быть неправым, но оставаться самим собою.

- Невротическую, воображаемую, преувеличенную, из-за нарушения «внутренних»,супер-эго-запретов» – оспаривать, разрушать. Она ведь может быть неискренней и даже демонстративной.

Сверхсамообвинение защищает от внешнего (уже справедливого) обвинения и оправдывает уклонение от позитивных изменений.

Нужно противостоять самой тотально депрессивной философии, манере красить все черной краской. Нужно четко разделить с ним ответственность – я отыскиваю вместе с тобой перспективу и способы выхода, а затем ты сам выходишь. И показать твердую готовность «сразиться» с его депрессией вместе.

Вначале можно и поработать за клиента, анализировать все самому.

Теплое отношение и уважение особенно необходимо таким людям, говорить аккуратно и в меру, следя за сохранением утонченной эмпатической связи.

Непременно выяснить наличие и глубину суицидных намерений.

 

Гипертимия

Установление контакта. Проблем не вызывает. Не подпасть под его шарм, но все же двигаться с ним на параллельных курсах, при необходимости удерживая от излишеств.

Профилактика манипуляций. Не доверять податливости клиента, его легкому и быстрому согласию со всем и вся (лишь бы отделаться от «нотаций»). Противостоять попыткам «ускользания» клиента от своих проблем. Реагируя на его юмор, давать ему понять, что стоит за этим юмором. Не бояться испортить ему настроение и даже вызвать гнев.

Конструктивный конфликт. Легкомыслие сродни глупости, это и есть эмоциогенное «поглупение» в естественном стремлении к радости и комфорту. Можно и подшутить над его поведением и отношением к жизни – он это поймет. Избегать аргументов к собственному и чужому авторитету, предпочитая рассказывать яркие истории, «случаи из жизни гипертимов» – реальные и вымышленные.

Астения

Установление контакта. Соглашаться сразу на предлагаемую им вам позицию «сверху». Не скупиться на сочувствие, покровительство. Как можно деликатнее и тоньше, осторожнее.

Профилактика манипуляций. Соглашается и не делает (Николай II). Обязывать к правде в делах. Не поддаваться на совместное «обмусоливание» соматических симптомов, осуждение плохих врачей, его героические усилия по самолечению. Другая крайность – попытка сближения с консультантом, создание особых личных отношений с ним, стремление сделать его своим «другом».

Конструктивный конфликт. Оспаривая позиции клиента, приходится преодолевать свою естественную жалость к нему – жалость, которую он и так вызывает, которую он еще стремится усилить, аггравировать. Не отбрасывать соматические проявления астении, но все время смещать акцент с них на психологические компоненты – показывая пути преодоления слабости.

Парадоксально – для преодоления своей слабости клиенту нужна сила.

 

Истероидность

Установление контакта. Не торопиться принимать приглашение к приближению. Дистанцию устанавливать самим. Мягко и сдержанно похваливать, проявляя постоянное внимание. Не опасаться сексуальных проявлений. Роль доброжелательного и заинтересованного зрителя. Не критиковать. Не уличать во лжи!

Профилактика манипуляций. Не покупаться на преувеличенную готовность к самораскрытию в угоду терапевту. Опытный консультант считает эту категорию самой трудной, неопытный – самой легкой. Клиент легко провоцирует контрперенос, улавливая, кого видит в нем терапевт, и мгновенно перевоплощаясь в этого другого. Если есть – выявить и сказать клиенту о своем контрпереносе. Пусть он сам поможет избежать этой ошибки. Избегать ловушки и выходить из них, если попался.

Конструктивный конфликт. Плавно переключаться вместе с клиентом на интересы другого человека, входить в его мир. Эгоизм, инфантилизм, псевдология – обо всем этом следует говорить в мягкой, приемлемой для клиента форме, не стремясь прицельно ударить по его раздутому самолюбию.

 

Литература:

 

Батаршев А. В. Психодиагностика расстройств личности и поведения. – М., 2004.

Батаршев А. В. Диагностика черт личности и акцентуаций: Практическое руководство. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.

Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

Гиндикин В. Я., Гурьева В. А. Личностная патология. – М.: Изд-во «Триада-Х», 1999. – 266 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. – Киев: Высшая школа, 1981. – 392 с.

Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий для подростков. – М., 1999.

Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С. Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 575 с.

Овчинников Б. В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.

Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб.: Речь, 2006. – 220 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: