Объем дисциплины и виды учебной работы




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе

Педагогический факультет

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

Методика обучения предмету «Окружающий мир»

Для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

 

Профиля «Начальное образование. Иностранный язык»

 

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

 

Форма обучения Очная

 

Москва 2014


Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» 050100.62

 

Разработчик:

Горбаткина И.М., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе

 

Рецензенты:

Нехлюдова М.В., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе

 

Программа одобрена на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе

 

Протокол № 1 от «18» сентября 2014 г.

 

 

Зав. кафедрой: Д.Ю.Добротин

 

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014

© кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, 2014


1. Цели и задачи освоения дисциплины: формирование у студентов личностных качеств, а также общепрофессиональных и профессиональных компетенций, посредством развития у будущего педагога опыта решения задач экологического образования и ознакомления ребенка с окружающим миром, способствующего становлению индивидуального стиля педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, формированиеготовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Окружающий мир» в начальной школе.

Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач:

- изучить структурные единицы данного курса и механизмы их взаимодействия с позиции современной науки и школьной практики;

- сформировать умения применять полученные знания в процессе работы с младшими школьниками по разным программам учебного предмета «Окружающий мир» различных учебно-методических комплектов (УМК), дидактических систем;

- овладеть методикой конструирования разнообразных занятий обществоведческой и естественнонаучной направленности с целью формировании целостной научной картины мира (ЦНКМ) у детей младшего школьного возраста.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения предмету «Окружающий мир» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.16). Связана с такими учебными дисциплинами: ботаника, зоология, общая и возрастная анатомия, землеведение, история России, культурология, психология (общая, возрастная и педагогическая, социальная), педагогика (общая, возрастная), история образования и педагогической мысли.

Предшествует учебным дисциплинам:курсам по выбору «Москвоведение» и «Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся: владеть базовыми знаниями в области биологии, географии, истории России, культурологии, педагогики, психологии.

 

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4), применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

1) теоретические основы пропедевтического курса «Окружающий мир» (ОПК-2):

– определяет методику обучения предмету «Окружающий мир» как педагогическую науку, интегрирующую сведения из различных областей знания: психологии, педагогики, естествознания (землеведения, ботаники, зоологии, краеведения, экологии, анатомии), обществознания (истории, культурологии, социологии), информатики, экономики, основ безопасности жизнедеятельности;

– понимает уровни интеграции социального и естествоведческого материала в пропедевтическом курсе «Окружающий мир»;

- знает содержание гуманитарных, социальных и экономических наук, реализуемое в курсе «Окружающий мир»;

2) определения научную (естественнонаучную, обществоведческую) и специальную (методическую) терминологию (ОПК-3):

- дает определения основных обществоведческо- / естественно-методических понятий;

- определяет особенности составления разноуровневых заданий для младших школьников с целью оптимизации процессе познания ими окружающего мира;

- знает правила структурирования учебного (подводящего, побуждающего) диалога;

3) содержание примерной образовательной программы по «Окружающему миру» (ФГОС НОО) (ПК-1):

- определяет требования стандарта (ФГОС НОО) по реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание», планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования по курсу «Окружающий мир»);

- перечисляет универсальные учебные действия, которые можно сформировать при обучении младшего школьника предмету «Окружающий мир»;

- выделяет темы, представленные в программе по курсу «Окружающий мир»;

- знает о многообразии базовых и элективных курсов предметной области «Обществознание и естествознание» и реализуемых в них технологиях работы;

4) современные методики и технологии обучения младших школьников предмету «Окружающий мир» (ПК-2):

- имеет представление о существующих в современной методике обучения предмету «Окружающий мир» подходах к формированию у младших школьников базовых представлений и понятий, способов действий;

- знает особенности реализаций естественнонаучных и обществоведческих технологий в разных УМК; характеристику учебников, пособий, программ «Окружающий мир»;

5) теоретические основы и технологии преподавания естествознания (обществознания) в начальной школе, роль экологии в современном мире и сензитивность ее деятельностного изучения в младшем школьном возрасте, пути формирования целостной научной картины мира (СК-5):

- имеет представление об историческом развитии методики преподавания учебного предмета «Окружающий мир» (естествознание), о деятельностной основе реализации пропедевтического курса «Окружающий мир» и соответствующих технологиях работы;

- знает принципы отбора материала и содержание предмета «Окружающий мир», специфику его преподавания в разных дидактических системах (УМК);

- понимает дидактико-формалистическую основу работы по курсу «Окружающий мир»;

- знает пути формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих представлений и понятий;

- методы, формы работы с учащимися в предметной области «Обществознание и естествознание»; возможности применения инновационных педагогических технологий в курсе «Окружающий мир»;

- материально-техническое оснащение предмета «Окружающий мир»;

- технологию современного экологического образования детей младшего школьного возраста;

уметь:

1) выделять естественнонаучные и обществоведческие знания и использовать их в практике обучения младших школьников (ОПК-2):

- различает части научного (естествоведческого, обществоведческого) содержания, которой в данный момент обучения владеют младшие школьники (нуждающейся в активизации) и коей должны овладеть;

- определяет авторские способы адаптации естественнонаучного и обществоведческого материала в конкретной программе;

2) организовывать свою речевую деятельность с использованием естественно-методических и обществоведческих терминов (ОПК-3):

- демонстрирует умение пользоваться естественно-методическими и обществоведческими терминами;

- формулирует вопросы и задания для младших школьников по естествоведению и обществознанию;

- контролирует и анализирует свою речь и речь учащихся при выполнении учебного задания по курсу «Окружающий мир»;

3) реализовывать программу по дисциплине «Окружающий мир» на практике (ПК-1):

- осуществляет планирование учебной деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир», опираясь на основные положения ФГОС НОО;

- составляет конспект урока и внеурочного занятия по любой теме в рамках основных и элективных программам предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»;

4) применять технологии начального естественнонаучного и обществоведческого образования в работе с конкретным классом с учетом специфики УМК (ПК-2):

- ориентируется в многообразии современных программ по ознакомлению младших школьников с окружающим миром;

- выделяет характерные особенности распространенных в практике технологий (методических систем) обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»;

- устанавливает соответствия между целью, задачами, содержанием, методами, формами и средствами конкретного этапа обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»;

5) организовывать урочную и внеурочную деятельность младших школьников по активному исследованию окружающего мира (СК-5):

- организует наблюдения учащихся за природными (социальными) объектами и явлениями, использует их результаты в учебном процессе, различные виды внеурочной и внеклассной работы младших школьников естественнонаучной (обществоведческой, экологической) направленности;

- проводит опытно-практическую работу с детьми по естествознанию, мероприятия по охране природы;

владеть:

1) способностью использовать естественнонаучные и обществоведческие знания при организации учебной деятельности младших школьников (ОПК-2):

- анализирует учебники с точки зрения научного (естествоведческого, обществоведческого) содержания;

- преобразует формулировки, определения, алгоритмы выполнения операций, законы и закономерности, сформулированные научным (естествоведческим, обществоведческим) языком, в фразы, доступные пониманию младшего школьника

2) основами речевой культуры с использованием профессиональной (естественнонаучной, обществоведческой и специальной) терминологии (ОПК-3):

- использует естествоведческую, обществоведческую терминологию при организации учебной деятельности младших школьников по ознакомлению их с окружающим миром;

- владеет грамотными речевыми оборотами при составлении конспекта и проведении урока «Окружающий мир»;

3) способностью организовывать и оценивать свою деятельность по реализации программы по предмету «Окружающий мир» для начальной школы (ПК-1):

- выявляет учебные и развивающие возможности конкретного задания с целью продуктивного ознакомления младших школьников с окружающим миром;

- подготавливает и проводит уроки (занятия) «Окружающий мир», соответствующие программе;

4) общим способом подготовки и проведения занятия по курсу «Окружающий мир» в начальных классах (ПК-2):

- способен отбирать наиболее эффективную технологию работы с учетом индивидуальных особенностей класса и авторского УМК, подготовить и провести урок (внеурочное занятие) в рамках курса «Окружающий мир» с 1 по 4 класс;

- использует компьютерные технологий для подготовки и проведения занятий с младшими школьниками предмету «Окружающий мир»;

5) способностью применять знания эколого-естествоведческого (обществоведческого) характера в процессе работы с младшими школьниками (СК-5):

- применяет разные технологий начального естественнонаучного (обществоведческого) образования;

- подготавливает и проводит с младшими школьниками урочные и внеурочные занятия экологической (природоохранной) направленности.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего) 78/2,2        
В том числе: Часы        
Лекции 32/0,9        
Практические занятия (ПЗ) 46/1,3оциокультурных явлений (ОК-2);ияститутской кафедры эстетического воспитания ИППО ГБОУ ВПО МГПУ        
Семинары (С) -        
Лабораторные работы (ЛР) -        
Самостоятельная работа (всего) 75/2,1        
В том числе: Часы        
Виды самостоятельной работы          
Подготовка к тестированию   -      
Подготовка сообщения, презентации, дидактических материалов          
Анализ учебников          
Подготовка и разработка проекта урока и внеклассного мероприятия (3 задания)          
Вид промежуточной аттестации – зачет     -    
Вид промежуточной аттестации – экзамен   -      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы 180 часа        
5 з.е.        

5. Структура и содержание дисциплины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: