В каких произведениях русских поэтов развивается тема утраты любви?




С3. Каково внутреннее состояние лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно»

Название стихотворения символично. В нём отражены чувства, переживания и размышления поэта о совей жизни. Происходящие события волнуют и мучают лирического героя, что подчёркивается в произведении с помощью таких риторических фигур, как риторическое восклицание («Желанья!..») и риторические вопросы («Любить…но кого же?...»). Стоит заметить, что эти риторические фигуры употребляются вместе со стилистическим приёмом умолчания, которым оканчиваются первая и вторая строфы. О чём может говорить такая деталь? Такое сочетание может свидетельствовать о сложном внутреннем состоянии лирического героя: внутри него воедино соединились тяжёлая душевная грусть с отчаянием, обида и сожаления о прошлом и чувство безысходности. Это душевное состояние подчёркнуто стилистическим приёмом многосоюзия («И радость, и муки, и всё там ничтожно…»). Явное преуменьшение количества тропов также говорит о состоянии душевной опустошённости лирического героя. Его настроение меняется на протяжении всего стихотворения: высокие ноты звуков в первой строфе сменяются более низкими во второй строфе и совсем глухими в третьей. Происходящее вокруг лирического героя убеждает его в бессмысленности бытия. Вечные философские вопросы любви, дружбы и смысла жизни отнюдь не разрешаются в произведении, а, наоборот, кажутся ещё запутанней и неразрешимей. Стихотворение производит впечатление крика души, безответного и незамеченного, как возглас вопиющего в пустыне.

 

Каково внутреннее состояние лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Болезнь в моей груди, и нет ей исцеленья»

Стихотворение Лермонтова «Болезнь в моей груди, и нет ей исцеленья» - яркий образец любовной лирики. В основе произведения лежит образ возлюбленной Михаила Юрьевича («Одно лишь существо душой моей владело»…), к которой он питал былую любовь. (Но в разный путь пошли мы оба»…). Каждая деталь, каждое слово помогают создать целостный портрет девушки. Основным художественным приёмом в стихотворении является олицетворение («небо захотело», «светило знает») Этот приём способствует пониманию чувств лирического героя, его состояния души. Состояние души – понятие сложное, его нельзя увидеть или показать, поэтому в стихотворении нет ничего случайного. Так, символическое изображение солнца, использованное автором, говорит о чувстве большой любви, некогда переполнявшей героя. С этим чувством, которое он безуспешно пытается забыть, у него теперь ассоциируется всё: «…ослеплён огнём сиянья солнца, я хоть на время позабуду…». Окружающий героя мир выписан поэтом ослепительно ярко, будто бы говорящий о полноте и широте чувств лирического героя. Философское размышление о любви, с которого начинается стихотворение, уступает место лирической истории о несчастной гибели этой любви. Такая композиция стихотворения в сочетании с взволнованным авторским голосом вызывает сострадание к лирическому герою. С поразительной психологической точностью в финале произведения автор передаёт состояние души лирического героя, которое впечатление, что лирический герой стал рабом собственной несчастной любви.

 

 

 

В чём заключается драматизм звучания любовной темы в стихотворении Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей»

В стихотворении «Я не люблю иронии твоей» драматизм заключается в отчаянной попытке сохранить любовь своей возлюбленной. Произведение можно считать монологом лирического героя, обращённом к своей любимой. Главная тема стихотворения – тема утраты любви, драматизм которой характеризует автора стихотворения как человека необозлённого, признающего свою вину в «ревнивых тревогах и мечтах». Обращаясь к своей возлюбленной с тревогой, что ясно прослеживается в словах: «А нам с тобой, так горячо любившим, ещё остаток чувства сохранившим, нам рано предаваться ей!» Лирический герой не теряет надежды на спасение любви («Нам рано предаваться ей!, «Не торопи развязки неизбежной!») Лирический герой наделён даром понимать чувства другого человека, ценить их. Он способен на рыцарство, он выдержал испытание на право называться влюблённым. Движение чувства лирического героя меняется: от «я» к «нам с тобой», от «ты» к «я», что может свидетельствовать о душевных муках лирического героя, о драматизме любви, не выдержавшей испытания жизнью. Усиливается драматизм звучания стихотворения сравнением угасающей любви с бушующей рекой.

 

В каких произведениях русских поэтов развивается тема утраты любви?

В русской поэзии теме утраты любви посвящены такие произведения, как «Я вас любил» А.С. Пушкина, «Нищий» М.Ю. Лермонтова. В обоих стихотворениях лирический герой проходит через испытание любовью, однако её утрата, неразделённость чувства по-разному воспринимаются лирическими героями. Более близко Некрасову стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил», но в нём нет напряжённости, хотя лирических героев сближает чувство благодарности к возлюбленной. Стихотворение Пушкина окрашено светлой грустью. По-иному звучит стихотворение Лермонтова «Нищий». Горька и трагична неразделённая любовь. Именно такое чувство испытывает лирический герой стихотворения. В стихотворении нет светлой грусти, нет и надежды на то, что, может быть, любовь удастся сохранить. Наверное, поэтому используется ассоциация любящего с «иссохшим, чуть живым бедняком», с протянутой рукой просящим подаянья. Горько звучат последние строки стихотворения: «Так чувства лучшие мои обмануты навек тобой». Всё это не позволяет поставить знак равенства между лирическими произведениями, а лирических героев делает совершенно непохожими.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: