Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета




Бухгалтерский (финансовый) учет

Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Общие вопросы ведения бухгалтерского учета регулирует Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации организации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Бухгалтерский учет обязаны вести:

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой;

4) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Бухгалтерский учет вправе не вести:

1) индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в упрощенном порядке;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства или иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

С 1 января 2013 г. все организации обязаны вести бухгалтерский учет независимо от применяемой ими системы налогообложения.

Предмет бухгалтерского учета – хозяйственно-финансовая деятельность организации.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни – сделки, события, операции, которые способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;

2) активы – хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. То есть обладают потенциальной возможностью прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию (п.п. 7.2., 7.2.1., 7.2.2 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.);

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности – все источники, за исключением обязательств;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Перечень объектов является открытым. То есть помимо объектов, перечисленных в Законе № 402-ФЗ, федеральными стандартами могут устанавливаться иные объекты бухгалтерского учета.

Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению, которое производится в валюте РФ. Стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ.

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Если индивидуальный предприниматель или лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные для руководителя экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

 

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета

 

В Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ.

ПБУ — стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Перечень действующих ПБУ:

· ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»

· ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»

· ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

· ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчётность организации»

· ПБУ 5/2001 «Учёт материально-производственных запасов»

· ПБУ 6/2001 «Учёт основных средств»

· ПБУ 7/1998 «События после отчётной даты»

· ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

· ПБУ 9/1999 «Доходы организации»

· ПБУ 10/1999 «Расходы организации»

· ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»

· ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»

· ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи»

· ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов»

· ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

· ПБУ 16/2002 «Информация по прекращаемой деятельности»

· ПБУ 17/2002 «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

· ПБУ 18/2002 «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций»

· ПБУ 19/2002 «Учёт финансовых вложений»

· ПБУ 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности»

· ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»

· ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»

· ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»

· ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»

Не входят в состав так называемых ПБУ следующие регулирующие документы, имеющие статус Положений:

  • «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»(Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010))

· «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160)

Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных операций. Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных. Нормативные документы четвертого уровня не являются обязательными для всеобщего применения. Их назначение иное – определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов. Документы этого уровня, которые формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации, предусмотрены статьей 6 Закона «О бухгалтерском учете».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: