В задании написано «Правильный ответ должен содержать следующие позиции».
Ошибка не считается исправленной, если в качестве исправления в ответе содержится только отрицание суждения (может – не может, является – не является, имеется – не имеется и т.д.). За такое исправление балл не присваивается.
Неверное суждение должно быть исправлено с указанием верного определения.
Пример ошибочного суждения в задании:
«Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в полость тела.»
Ответ ученика:
«Железы внутренней секреции не имеют протоков.»
Оценка за элемент – 0 баллов
Правильный ответ:
«Железы внутренней секреции не имеют протоков,
а выделяют секрет непосредственно в кровь. »
Далее…
При наличии четырех–шести элементов ответа 1 балл выставляется за два элемента, то есть в задании написано, что надо привести не менее 4 фактов, доказательств и проч. Если вы написали 2-3 факта и без ошибок, то вам могут поставить и 1 балл, например, написали 3 факта, но один из них не объяснили. СТАРАЙТЕСЬ ОБЪЯСНЯЙТЕ ВСЕ ФАКТЫ!
* Если в задании указано «Ответ поясните», «Приведите доказательства», «Объясните значение» и т.д., то отсутствие пояснения в ответе снижает баллы.
Пример задания:
«В чём проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырёх признаков и объясните их значение. »
Ответ ученика:
«1) трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке;
2) сухая кожа с роговыми чешуйками.»
Оценка за элементы – 0 баллов (в ответе названы два неполных элемента без объяснения, что приравнивается к одному элементу, который согласно критерию оценивается в 0 баллов)
Примерный правильный ответ с объяснением:
1) появление в трёхкамерном сердце неполной перегородки в желудочке, поэтому кровь смешивается частично;
2) сухая кожа без желёз с роговыми образованиями, обеспечивающая защиту от потерь влаги в организме.
Критерий оценивания:
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.
Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов.
Заметьте, если вы пишете 2 факта с объяснением из 4-х необходимых, то получаете только 1 балл!!!
Задачи по цитологии молекулярке:
В решении задач с использованием генетического кода ошибкой считается запись антикодонов тРНК через тире между триплетами, что означает связывание их в единую цепь. Это свидетельствует о непонимании учащимися отличий между кодонами иРНК и антикодами тРНК. Антикодоны принадлежат разным молекулам тРНК и не связаны в единую цепь. За такую ошибку снимается 1 балл.
То есть писать надо антикодоны так – ААА,ГЦУ, АУЦ – через запятую
Далее…
Отсутствие пояснения, если это требуется в задании, не даёт возможность выставить высший балл. Все решили, но не объяснили – 3 баллов не будет…. ((((Объясняйте!
В решении задач на определение числа хромосом или ДНК в клетках или организме частично правильный элемент ответа не может оцениваться в 1 балл. Ответ участника должен соответствовать требованиям эталона.
Пример задания:
В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне роста в конце интерфазы и в конце зоны созревания гамет. Объясните полученные результаты.
Ответ участника
«1) в зоне роста в клетках число хромосом 56;
2) в зоне роста клетка растёт, число хромосом не изменяется.
Оценка за элементы – 1 балл (не указано число молекул ДНК в первом элементе и втором элементе)»
В эталоне элементы ответа:
1) в зоне роста в период интерфазы в клетках число хромосом равно 56, число молекул ДНК равно 112;
2) в зоне роста в период интерфазы число хромосом не изменяется, число молекул ДНК удваивается за счёт репликации.
Генетическая задача
При отсутствии объяснения результатов скрещивания высший балл не присуждается даже в случае правильного решения задачи.
Вспомните, как на последнем занятии мы все объяснили появление разных сочетаний признаков из-за того, что гены располагались в разных парах хромосом (негомологичных хромосомах), которые случайно разошлись в разные гаметы при мейозе.
Если в задаче требуется указать закон наследственности, то должно быть указано его название. !!!
Если в ответе указан номер закона и автор (1-й закон, закон Менделя, закон Моргана), то ответ не принимается как верный, и балл не выставляется.
То есть обязательно пишите и номер закона и что он означает!!!
Й закон Менделя – Закон единообразия гибридов 1-го поколения
Й закон Менделя – Закон расщепления
й закон Менделя – Закон независимого наследования признаков
И объясняйте их!
Вот пример в инструкции как надо оценить ответ:
Пример задания:
Составьте схемы решения задачи. Определите соотношение потомства по фенотипу во втором скрещивании. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Ответ обоснуйте.
Ответ участника:
Соотношение по фенотипу 3: 1. 3-й закон Менделя – независимого наследования признаков.
Оценка за элемент – 0 баллов (обоснование отсутствует)
В эталоне элементы ответа:
3) соотношение по фенотипу 3: 1. Закон независимого наследования признаков, так как гены двух признаков не сцеплены и находятся в разных парах хромосом.
Не теряйте баллы из-за ерунды и новых правил проверки!!!
Удачи всем!!!