2.1. Целью самостоятельной работы студентов является:
ü обеспечение профессиональной подготовки специалиста среднего профессионального образования;
ü формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;
ü формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
2.2. Задачи, реализуемые в ходе проведения самостоятельной работы студентов, в образовательной среде колледжа представляют собой:
ü систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
ü овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;
ü развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
ü формирование самостоятельности профессионального мышления: способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
ü овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
ü развитие исследовательских умений;
ü содействие гармоничному творческому развитию субъектов образования;
ü формирование самостоятельности мышления, постоянную потребность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Условия организации и виды самостоятельной работы студентов, направленной на формирование компетенций
3.1. Для организации эффективной самостоятельной работы необходимо выполнение следующих условий:
ü мотивация получения знаний и формирования профессиональной компетентности;
ü наличие и доступность всего необходимого учебно-методического, информационно-коммуникационного, справочного материала;
ü система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
ü консультационная помощь преподавателя.
3.2. Самостоятельная деятельность студентов определяется содержанием учебной дисциплины / профессионального модуля и степенью подготовленности студентов.
3.3. Самостоятельная работа студентов может включать следующие виды самостоятельной деятельности:
для овладения знаниями:
- работа с текстом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана текста;
- графическое изображение структуры текста;
- конспектирование текста;
- выписки из текста;
- работа со словарями и справочниками;
- ознакомление с нормативными документами;
для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции;
- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование);
- составление аннотированного каталога литературы по теме / проблеме;
- составление терминологического словаря по теме;
- составление тематического портфолио;
- составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой;
- подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов;
- составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
- анализ современного опыта в профессиональной сфере;
для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение вариативных задач и упражнений;
- выполнение чертежей, схем;
- выполнение расчетно-графических работ;
- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
- подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- ведение рефлексивного дневника и самоанализ изучения курса;
- анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам;
- проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме;
- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
- экспериментально-конструкторская работа;
- опытно-экспериментальная работа.
3.4. Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины / профессионального модуля, индивидуальные особенности студента.
Планирование самостоятельной работы студентов
4.1. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности в части структуры основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающегося и объем аудиторной учебной нагрузки как в целом по циклам основной профессиональной образовательной программы, так и по каждому учебному циклу.
Образовательное учреждение исходя из установленных объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки самостоятельно определяет объем самостоятельной работы студентов по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю.
4.2. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит свое отражение:
ü в рабочем учебном плане – в целом по циклам основной профессиональной образовательной программы, отдельно по каждому из учебных циклов, по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю;
ü в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с ориентировочным распределением по разделам и темам.
4.3. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине/профессиональному модулю при планировании самостоятельной работы студентов преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме / разделу, которые выносятся на самостоятельную работу.
4.4. На основании рабочей программы по учебной дисциплине/профессиональному модулю преподаватель разрабатывает:
ü рекомендации по организации самостоятельной работы по конкретной учебной дисциплине (профессиональному модулю);
ü рекомендации по оформлению (представлению) результатов самостоятельной работы в зависимости от её вида;
ü информацию о целях, средствах, трудоёмкости, сроках выполнения, формах контроля самостоятельной работы;
ü рекомендации по отбору учебной, научной, нормативной, справочной литературы (можно привести перечень рекомендованной литературы) при выполнении самостоятельной работы по конкретным темам (заданиям).
4.5. Распределение объема времени на самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.