III.3.2 Правила тренингов и рекомендации к их выполнению




Эффективность тренинга зависит от соблюдения всеми участниками следующих правил:

· равноценность всех участников друг по отношению к другу;

· активность каждого участника;

· искренность участников;

· обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь» и «сейчас»;

· вся информация является конфиденциальной и не может выходить за пределы группы;

· обсуждению подлежит на личность, а поведение.

По составу участников тренинги разделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные тренинги выполняются каждым обучающимся отдельно и оцениваются группой и преподавателем. К индивидуальным тренингам, например, относятся: спич-самопрезентация, спич-убеждение, монолог-просьба, монолог-упрощение и др.

Цель индивидуальных тренингов - выработать у учащегося умение представлять себя, тактично указывать на свои достоинства, выстраивать продуктивный диалог с коллективом: умение доносить сложную информацию простыми словами, воздействовать на коллектив формировать заслуженный авторитет и вырабатывать управленческие качества.

Данные навыки позволят будущим специалистам успешно проходит собеседования в процессе трудоустройства, уметь быть эффективным исполнителем и руководителем, избегать конфликтов и разрешать возникающие конфликты.

Так, задача тренинга «Самопрезетация» - кратко охарактеризовать себя с лучшей стороны потенциальному работодателю без умаления собственных качеств, но избежать при этом самовосхваления. Необходимо стремиться к конкретизации именно того, что интересно работодателю избегать общей информации и распространенных штампов самопрезентации: например, указания на чувство юмора, хобби и другие черты и интересы, не имеющие отношения к профессии.

В зависимости от искомой должности претендент должен показывать необходимые качества. Исполнительская должность требует четкого и качественно выполнения поручений руководства, поэтому говорить о своих лидерских качества, претендуя на подобную должность, неуместно. И, напротив, должность руководителя требует демонстрации уверенности и инициативности.

Тренинг спич-убеждение направлен на контакт с аудиторией и выработку умения воздействовать на коллектив. Например, начальнику убедить подчиненных в целесообразности увеличения продолжительности рабочего дня или понижения зарплаты. Обращение не должно быть формальным и театрализованным. Чтобы подчиненные поверили руководству, руководство должно быть искреннем и демонстрировать принцип «общности судьбы».

Монолог-просьба - это тренинг рассчитанна выработку умения обращаться к коллегам за помощью, к руководству, например, с просьбой о повышении или доплате. Умение просить, сохраняя достоинство, является одним из важнейших в рамках этики делового общения.

Монолог-упрощение направлен на выработку умения говорить сложные вещи простыми доступными аудитории словами, например, донести до слушателей смысл сложного текста. Пример монолога-упрощения поведен в Приложении 3.

Коллективные тренинги - это командная работаот двух до неограниченного количества человек. Выбор партнеров-участников определяется как самими учащимися, так и преподавателем.

Цель коллективный тренингов - развитие коммуникативных способностей для того, чтобы уметь взаимодействовать с любым коллективом в различных профессионально-деловых ситуациях.

Среди первичных коллективных тренингов можно выделить тренинги «комплимент» и тренинг «Подарок».

В тренинге «Комплимент» задача группы - сделать комплимент одному выбранному преподавателем или добровольно вызвавшемуся участнику так, чтобы у него поднялось настроение. Умение делать тактичные и содержательные комплименты является необходимым в сфере делового общения и его отработка позволяет сделать данным умением неотъемлемой частью профессионально-делового стиля.

Тренинг «Подарок» направлен на то, чтобы члены группы, с одной стороны, лучше узнали одногруппников и одновременно с этим научились распознавать интересы другого человека. Выбранный участник садится пред группой, каждый имеет возможность задать ему один вопрос о его интересах и после этого члены группы по очереди озвучивают свою версию подарка, а тот, кто «принимает» подарки внимательно выслушивает всех и в конце говорит, чей подарок ему понравился больше, то есть какой участник лучше проник в его внутренний мир.

Так как главная цель практической части курса - выработка навыков делового общения в профессиональной сфере, то много тренингов рассчитано на моделирование ситуаций «начальник-подчиненный». В данных ситуациях начальнику необходимо сделать замечание подчиненному, сообщить о взыскании и даже увольнении и сокращении, не унизив при этом достоинства подчиненного и максимально смягчив возможные негативные последствия.

Наиболее сложным является тренинг, где «начальнику» необходимо убедить» починенных - группу в целесообразности понижения заработной платы и отвечать на все возможные вопросы «возмущенной» аудитории. Здесь группе заранее дается установка представить себя на месте потенциальных родителей, имеющих обязательства по кредитам, ипотеке и т.п. Чем острее будут вопросы, тем эффективнее тренинг. А руководитель должен в свою очередь подобрать такие аргументы, чтобы избежать скандала и массовых увольнений.

Если цель тренинга - выработка импровизационных навыков делового общения, то задание для выполнения тренинга дается прямо на занятии, как в тренинге «Комплимент», «Подарок» и т.п. В более сложных тренинг подготовка частично или полностью осуществляется дома. Так, в тренинге, где начальник сообщает подчиненным о сокращении зарплаты, играющему роль начальника дается возможность подготовить аргументы дома.

Наиболее сложным является тренинг «бизнес план». Группа разбивается на несколько возможных команд (3-5 человек), каждая из которых готовит свой бизнес план с целью заинтересовать инвесторов. Из 3 учащихся формируется жюри - это «инвесторы». Инвесторы поочередно выслушивают каждую команду, которая публично представляет свой проект. После представления всех проектов жюри совещается, голосует и выносит решение, какой проект (только один) получи инвестиции, а также дает краткую оценку всем проектам.

Бизнес-план готовится заранее и представляется в виде оформленного документа и презентации. Пример возможного проекта «бизнес-плана» приведен в Приложении 4.

 

IV. Подготовка эссе

IV.1 Общие положения

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальную позицию пишущего.

Некоторые признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса;

· небольшой объем;

· свободная композиция;

· эссе выражает индивидуальное мнение по конкретному вопросу;

· непринужденность повествования;

· внутреннее смысловое единство;

· ориентация на разговорную речь

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

В рамках курса «Этика делового общения» данный вид работы позволяет выработать навыки, необходимые для последующего трудоустройства, так как «эссе» часто является одной из требуемых форм, которые формируют у работодателя представление о кандидате.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: