Информационно-справочные издания




Материалы по модулю 6

«Социальная философия»

Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

2. История философии: учебник / Ч.С.Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск, 2001.

3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2006.

4. Основы философии: от классики к современности. учеб. пособие. – М., 1998.

5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д.Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

6. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

7. Философия: учеб. пособие / В.К.Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск, 2007.

9. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

10. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

11. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

12. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А.Харина. – Минск, 2007.

Хрестоматии и антологии

1. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969–1972.

2. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.

3. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М.; Харьков, 1999.

4. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

5. Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972–1973.

6. Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.

7. История общественной и философской мысли в Беларуси: раннее и развитое Возрождение: хрестоматия: пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2010.

8. История общественной и философской мысли в Беларуси: эпоха Средневековья: Хрестоматия; пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2009.

9. Мир философии. в 2 ч. – М., 1991.

10. Путь в философию: антология. – М., 2001.

11. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

12. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2002.

 

Информационно-справочные издания

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002.

2. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Учебные вопросы:

1. Духовная сфера жизнедеятельности общества.

2. Социальная структура общества.

3. Понятие и основные функции социальной системы.

 

ВВЕДЕНИЕ

Продолжим рассмотрение темы «Социальная философия» и обратимся к рассмотрению духовной сферы жизнедеятельности общества и социальной структуры общества.

Необходимо отметить, что общество является одной из важнейших сфер реальности, исследуемых философией. Проблемное поле социальной философии формировалось постепенно. Длительное время социальная природа человека констатировалась как имеющая место, но комплексно не исследовалась. Этому есть причины. Во-первых, само социальное бытие человека должно было достигнуть определенной сложности и разнообразия, а во-вторых, в структуре философского знания существовали иные приоритеты.

Таким образом, социальная философия, с одной стороны, вырабатывала идеалы общественного поведения человека в аспекте моральных предписаний, долга, ответственности, правовых регулятивов; а с другой, – формировала принципы и методы абстрактно-научного подхода к общественному бытию, категориально понятийный аппарат социально-философской мысли.

 

ВОПРОС 1. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.

Духовная сфера играет особую роль в социальной системе. С одной стороны, в ней отражаются особенности материально-производственной деятельности, политической жизни, социальных отношений и связей. С другой – в ней формируются и закрепляются общественные идеалы и ценности, которые направляют дальнейшее развитие общества.

Ценность– это понятие, отражающее социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

На уровне общественного сознания ценности закрепляются в установках и оценках, императивах и табу, целях и проектах. На каждом этапе развития общества формируется своя иерархия ценностей, что выражается в ценностных ориентациях. Они воздействуют на мотивацию поступков, мировоззрение людей. Общечеловеческими ценностями являются: гуманизм, вера, любовь к ближнему, справедливость. В европейской культуре значимую роль играют ценности индивидуальной свободы, социальной активности, трудовой этики; в белорусской – толерантность.

Отсутствие ценностей или пренебрежение ими ведет к бездуховности и социальному нигилизму.

Нигилизм(от лат. – ничто) – полное или частичное отрицание общепринятых ценностей, норм, идеалов.

Духовность и нигилизм активно взаимодействуют и постоянно воспроизводятся в социальной системе. Различия их выявляются в осмыслении обществом таких противоположных понятий, как «добро и зло», «война и мир», «истина и ложь». Присутствие нигилизма требует бережного отношения к ценностным ансамблям культуры, ответственности перед обществом со стороны отдельного индивида, умения адаптироваться к инновациям.

Рисунок 1 - Допускают ли молодые люди для себя возможность нарушить закон

Проблемы ценностей, их роли в жизни общества и каждого человека изучаются философией в разделе «аксиология», который приобрел особую актуальность со второй половины ХIХ в. Важный вклад в становление современной аксиологии сыграли труды Канта и его последователей – неокантианцев.

Рассмотрим приоритетные ценности современной молодежи в Республике Беларусь. Безусловным лидером среди жизненных ценностей молодых людей является семья (около 65% опрошенных).

Приоритетные ценности молодежи Беларуси: семья, дружба, любовь к мужчине/женщине, честность, свобода, независимость, любовь к ближнему, материальное благополучие.
Усвоение ценностей отдельным человеком называется социализацией индивида.

Процесс социализации осуществляется путем воспитания, самовоспитания, обучения. Он зависит от многих факторов – социальной среды, культурных оснований общества, особенностей характера и личных интересов человека. Определенную роль играют и биологические факторы – наследственность, состояние здоровья.

Духовная сфера имеет определенную структуру. В ней выделяют уровни и формы.

Уровни общественного сознания: · общественная психология; · общественная идеология.
Общественная психология – это уровень, на котором в качестве основных элементов выделяются: · чувственно-эмоциональная сфера, · психологический склад, · архетипы, · менталитет.

Понятие «архетип » (от греч. – первообраз) впервые встречается в позднеантичной философии, но в язык современной науки его вводит представитель неофрейдизма К. Юнг. Оно обозначает устойчивые модели отношения к миру, которые складываются на уровне «коллективного бессознательного» и закрепляются в системах символов. Архетипы выявляются путем исследования мифов, верований, произведений литературы.

Менталитет – система образов и представлений, которые в разных группах или стратах, составляющих общество, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и своем месте в нем. Эти представления определяют поступки и поведение людей.

Общественная идеология представляет совокупность рационально осмысленных взглядов, выступающих в форме идей.

Например, идеи демократии, коммунизма, либерализма, консерватизма, гуманизма в европейской культуре.

Формы общественного сознания: · культово-мистическая, · мифологическая, · религиозная, · художественно-эстетическая, · научно-рациональная, · политическая, · правовая, · моральная.

Культово-мистическое сознание представлено в древнейших системах магии. Магия – это совокупность предписаний запретительного или принудительного характера, основанных на принципах аналогии, сходства, симпатии, телепатии, на контакте между явлениями мира. Магия направлена на обеспечение выживания социальной группы – рода, племени – в природной среде. Она регулирует поведение, общение и деятельность людей на ранних этапах развития общества, поэтому ее можно рассматривать как форму общественного сознания.

Мифологическое сознание закрепляется в мифах (от греч. – рассказ, предание). Миф представляет собой автономную, символическую форму духовной культуры. Он особым образом моделирует и объясняет мир на основе принципов антропоморфизма и синкретизма. Для мифа характерно элементарно-генетическое объяснение происхождения мира, когда все богатство его явлений и процессов возникает путем цепочки последовательных рождений. В греческой мифологии, например, Хаос порождает Землю, Любовь, Мрак, Ночь. От Ночи и Мрака происходят Свет и День. Социальное значение мифа заключается в том, что, объясняя мир, он задавал образцы отношения к нему человека, подчеркивал приоритет общественных интересов над личными. Особенно отчетливо идея общественного долга звучит в героических мифах, например, в мифе о Прометее, который добыл огонь для людей.

Религиозное сознание представлено в мировых, региональных и национальных религиях (от лат. – благочестие, набожность, святыня). Основой религиозного сознания является вера, включающая в себя следующие аспекты. Во-первых, верующий принимает в качестве истинного тезис, не доказанный с достоверностью или принципиально недоказуемый. Во-вторых, он осознает и переживает этот тезис как ценность и готов следовать ему в практической жизни вопреки всем обстоятельствам, вплоть до самоотречения. В-третьих, объект веры относится верующим к сфере сверхъестественного. Объектом веры выступает Бог – верховная личность, атрибутами которой являются: единство сущности и существования, обладание высшим разумом, сверхъестественное могущество и абсолютное совершенство. В содержании религиозного сознания особое место занимает идея спасения. Надежда на спасение требует личных усилий человека, соблюдения им ритуалов, нравственных норм. Важную роль в некоторых религиях играет и посредник – спаситель, как, например, в христианстве, исламе, иудаизме. Социальные функции религии трудно переоценить. Длительное время она выступала важнейшим регулятором общественной жизни, формировала духовность, моральные нормы и мировоззрение народов.

Художественно-эстетическое сознание выражается в искусстве. Оно представлено многообразием видов, жанров и стилей. Носителем информации в искусстве является художественный образ, выраженный в конкретно-чувственной форме. Искусство обладает значительным потенциалом в формировании общественных идеалов людей. Художественное сознание сопряжено с осмыслением и переживанием понятий красоты, гармонии, совершенства.

Научно-рациональное сознание воплощается в системе социально-организованной познавательной деятельности людей. Оно направлено на производство новых знаний о мире на основе опережающего отражения действительности. Эта форма общественного сознания формируется на достаточно высоком уровне развития социальной системы. В европейской культуре научное мировоззрение приобретает особый статус и влияние на духовную жизнь в эпоху Возрождения и Нового времени.

Политическое сознание реализуется в деятельности по распределению, сохранению или смещению власти. Оно тесно связано с идеологией – совокупностью идей и взглядов относительно целей и перспектив социального развития. Специфика политического сознания состоит в том, что оно отражает не только практические интересы людей, но и социально-экономическую основу жизни общества в целом. Оно охватывает широкую область отношений социальных групп к государству, государственному устройству, правительству.

Правовое сознание реализуется в системах права, законодательстве, правосудии, правовых теориях. Оно выражает представления людей об их правах и обязанностях по отношению к обществу, о законности и противозаконности, о свободе в деятельности, общении и поведении. Правовое сознание тесно связано с политическим и моральным. Соблюдение законов обеспечивается государством, но само оно получает при этом определенную правовую оценку. Нравственность является основой права, но в отличие от моральных норм, правовые имеют строго регламентированную принудительную силу. Нарушение их влечет за собой установленные законом санкции.

Моральное сознание закрепляется в общественной морали, нравственности, этике. Слово «мораль» латинского происхождения и переводится как обычай, назидание, предписание. Понятие «нравственность» произошло от русских слов «нравно», «нрав» и обозначает совокупность психических свойств человека, отличающихся от свойств его ума. К ним относятся характер, воля, страсти. Греческим аналогом данного понятия является слово «этический», которым Аристотель обозначил особый класс добродетелей человеческого характера в отличие от добродетелей разума. Науку, которая изучает отношения между людьми, обязанности людей по отношению друг к другу, общепринятые нормы и оценки человеческих поступков, Аристотель назвал «этикой». Моральное сознание оперирует понятиями долга, чести, совести, достоинства, правды, справедливости, добра, зла. Эти понятия переживаются человеком и выражаются в чувствах и эмоциях, нравственных идеалах и моральных кодексах.

ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ:

Таким образом, духовная жизнь общества представляет собой сложный феномен, не поддающийся однозначному описанию. Тем не менее, наиболее зримо духовная история развития человеческого общества представлена в общественном сознании, общественной психологии, национальном менталитете, философии, искусстве, морали, религиозных верованиях.

 

ВОПРОС 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Социальные процессы связаны с деятельностью людей, объединенных в общности различного типа. Эти общности образуются исторически на основе единства целей, поведения, норм общения, распределения ролевых функций.

Социальные группы, которые складываются в конкретном социокультурном пространстве, составляют социальную структуру общества.

Детальный анализ социальной структуры входит в предмет социологии. Философия вырабатывает методологические подходы, принципы исследования этой сферы с точки зрения основных факторов ее развития, среди которых на первом месте находится фактор научно-технического прогресса. Из разработанных социальной философией методологий наибольшей конструктивностью и актуальностью отличаются:

Теории изучения социальной структуры общества: · социокультурная антропология: И. Бахофен, Л. Морган, Э. Тейлор, Д. Мак-Леннан, Дж. Фрезер, Б. Малиновский, А. Тойнби, М. Говард; · марксизм и неомарксизм: К. Маркс, Ф. Энгельс, Д. Лукач, Г. Маркузе, С. Хабермас; · структурно-функциональный анализ: М. Фуко, К. Леви-Стросс, Р. Мертон, Т. Парсонс.

Методология социокультурной антропологии ориентирована на анализ социальной структуры общества в аспекте его прошлых состояний и применительно к конкретным культурным условиям, связям, особенностям и традициям. Она обеспечивает потребности культурологии в реконструкции структуры простейших обществ и Древних цивилизаций. В рамках этой методологии особое значение придается таким структурным компонентам общества, как семья, род, племя, союз племен, община, каста, клан. Некоторые из них, как, например, каста и клан, оказались настолько жизнеспособными, что и сегодня устойчиво воспроизводят традиционные механизмы регуляции общественных отношений.

Каста (от португ. – род, поколение) – замкнутая общественная группа, объединенная общими занятием и происхождением; заключает браки лишь внутри своей группы (эндогамия), имеет свои обычаи и законы.

Элементы кастовой структуры имели место в различных странах Востока, например, каста жрецов в Древнем Египте. Наиболее развитая, классическая кастовая система сложилась в Индии.

Клан (кельт. – род) – кровнородственная группа, основанная на сочетании утилитарно-бытовых и социально-политических функций.

Первоначально возникла у кельтов, шотландцев, народов Кавказа и Средней Азии. В настоящее время принимает форму «политической семьи» – в Саудовской Аравии правит семейный клан, насчитывающий более 5 тысяч человек.

Марксистская традиция анализа социальной структуры строилась с учетом достижений социокультурной антропологии. Марксистские философы высоко оценили эмпирическую базу исследований антропологов, их принцип эволюции социальных групп от более простых – к более сложным. Так, труд Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» непосредственно был основан на работе Л. Моргана «Древнее общество», посвященной реконструкции индейского племени ирокезов. Вместе с тем были введены и новые методологические основания: классовый подход и теория общественных формаций. На этой основе социальные группы, их этнокультурные особенности и динамика были представлены в определенной исторической последовательности:

Историческая последовательность социальных групп в марксизме: Род →племя→народность→нация

род – или родовая община – группа кровных родственников, осознающих себя потомками общего предка, имеющих общее название, язык, обычаи, верования, элементы культуры и ведущих совместное хозяйство. Складывается на рубеже раннего и позднего палеолита, около 40 тыс. лет назад;

племя – относительно устойчивая кровнородственная общность людей, связанных коллективной собственностью и совместным трудом, имеющих собственное имя, особый язык или наречие, общую территорию, обычаи, верования, элементы культуры. Структурно племя состояло из нескольких родов, связанных брачными отношениями. Близкие друг другу родственные племена объединялись в союзы племен;

народность – общность людей, имеющая общее название, территорию, язык, культуру. Возникает на базе докапиталистических производственных отношений при переходе от первобытнообщинного, доплеменного строя к рабовладельческому или феодальному;

нация (от лат. – племя, народ) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на устойчивой общности экономической жизни, имеющая общие территорию, язык, культуру и черты характера. Возникает в период становления капиталистического способа производства. В Российской Империи, как указывал В. И. Ленин, становление наций начинается в ХVII в., когда появились первые признаки формирования единого экономического пространства, рынка.

Таким образом, решающую роль в динамике этносоциальных групп сыграли труд, производство материальных благ, развитие производительных сил. На этой основе была разработана классовая теория, которая структурирует все многообразие социальных групп с точки зрения их роли в процессах общественного производства, распределения и потребления материальных благ. Признак прямого отношения к средствам производства характеризует социальную группу как класс.

«Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В.И.Ленин «Великий почин»).

Но сама классовая теория создавалась в трудах французских просветителей, социалистов-утопистов, английских политэкономов, Маркса, Энгельса. Марс отмечал, что его вклад в теорию классов заключается в доказательстве тезиса о связи существования классов с определенными историческими фазами развития производства.

Признак опосредованного отношения к средствам производства характеризует социальную группу как прослойку, примером которой является интеллигенция – социальная группа, состоящая из людей, занимающихся главным образом умственным трудом, пополняющая свои ряды выходцами из различных классов.

Из факта наличия в обществе социальных противоречий выделяются основные классы, существование которых обусловлено данным способом производства, и неосновные – существование которых связано с сохранением элементов прошлого или появлением зачатков будущего способа производства

Примером неосновных классов могут выступать сословия – социальные группы докапиталистических обществ, обладающие закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия нескольких сословий, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Франция ХIV–ХVI вв.

Примером основных классов являются рабы и рабовладельцы, зависимые крестьяне и феодалы, буржуазия и пролетариат.

В марксистской методологии выделялись объективные условия возникновения классов: развитие производительных сил и появление прибавочного продукта, общественное разделение труда, возникновение обмена и товарного производства, появление частной собственности и имущественного неравенства. Борьба классов определялась как движущая сила развития общественных формаций.

Заслуживает внимания еще одна проблема, связанная со структурой общества и ставшая предметом исследования марксистских философов – это проблема исторических особенностей семьи и брака, социальной динамики семьи.

Семья– группа людей – муж, жена, дети и другие близкие родственники, живущие вместе, объединенные общей деятельностью, интересами и функциями.

Функции семьи: продолжение человеческого рода; воспитание детей; забота о старшем поколении; хозяйственная; духовно-компенсаторная.

Брак– это юридически оформленный союз между мужчиной и женщиной (супружество).

В неомарксизме эта проблема анализируется в аспекте изменения социального статуса мужчин и женщин в свете произошедшей сексуальной революции и начавшейся под влиянием НТР эмансипации женщин, интеллектуализации их участия в социальном бытии.

В целом в неомарксизме рассматриваемая методологическая парадигма получила существенное развитие. Углубились представления о внутриклассовой структуре и эволюции отдельных классов и социальных групп. Имеется в виду возрастание доли высококвалифицированных рабочих («белые воротнички»), практически полное исчезновение традиционного крестьянства, качественное увеличение роли социальных прослоек, связанных со сферой услуг.

В работах Ю. Хабермаса акцентируется внимание на единой профессиональной основе, интегрирующей классы. Он выделяет три социально-классовые коалиции: технократическую (рабочие, инженеры, предприниматели, финансисты, ученые); политическую (профессиональные политики, юристы, идеологи); социальной работы (воспитатели, опекуны, работники различных фондов, негосударственных институтов и учреждений). Взаимодействия и противоречия между ними задают динамику современной социальной системы.

Методология структурно-функционального анализа основана на осмыслении тенденций ускорения научно-технического развития современной цивилизации. Поэтому она формулирует две важнейшие задачи:

• создание мобильной социальной структуры, способной адаптировать инновации и эффективно воплощать в деятельности общезначимые цели;

• обеспечение устойчивости социальных структур общества путем координации усилий участников социального действия на основе усвоения ценностей, норм и стандартов культуры (идея общественного доверия).

В данном контексте англо-американскими социологами была разработана теория социальной стратификации, соответствующая профессионально-деятельностным установкам техногенной цивилизации.

Страта (от лат. – слой, пласт) – это интенсивно-мобильная социальная группа, характеризующаяся определенным уровнем доходов, образования, образом жизни, спецификой трудовой деятельности, формами организации досуга, но главное – распределением профессионально-ролевых функций

В отличие от всех других социальных групп страта является принципиально открытой системой, в нее можно легко войти и выйти из нее, поэтому устойчивость социального статуса индивида во многом обеспечивается его собственными усилиями. В рамках данной теории социальное пространство предстает как многоуровневая совокупность страт с нестрого очерченными границами.

Рассмотренные методологии взаимодополняют друг друга, отражая историко-культурную специфику социальных структур. Так, Восток характеризуют процессы запаздывания цивилизационной динамики, приоритет традиций, поэтому здесь значительна роль кастовых и клановых систем. В Европе, отличающейся средними темпами научно-технического развития, наиболее оптимальной оказалась марксистская парадигма, которая отразила реальные процессы национально-этнических противоречий, классовых антагонизмов и компромиссов. В Северной Америке (США, Канада) наблюдаются самые высокие темпы техногенного развития, чрезвычайная сложность социальной структуры с учетом расово-этнических компонентов, непрерывная трансформация их содержания, что и отражено в методологии структурно-функционального анализа. Допуская сосуществование этих методологических подходов, философия в целом остается на позициях объективного анализа социальной структуры современного общества.

ВЫВОД ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ: Таким образом, завершая рассмотрение данной сферы жизнедеятельности общества, необходимо отметить еще два момента. Социальная структура представляет собой определенное единство с точки зрения конкретного этапа общественного развития, но между различными группами всегда существует иерархия: группы разделяются на высшие и низшие. Это явление называется социальным расслоением. Социальная роль предполагает усвоение индивидом важных для данной группы норм, правил и ценностей, активную реализацию их в деятельности. Этот процесс называется социализацией индивида.

ВОПРОС 3 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Понятие, структура и функции социальной системы.

Социальная система (от лат. социум – союз, товарищество, общество) –совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.

В обыденной речи или для прояснения конкретного аспекта социального бытия в качестве синонимов могут использоваться и другие понятия: культура, цивилизация.

Культура – слово латинского происхождения и означает возделывание, обработку, преобразование природной реальности и воспитание человека. Это основное понятие философии культуры и культурологии, в которых оно понимается как процесс передачи из поколения в поколение определенной совокупности программ деятельности, общения и поведения людей, обеспечивающих воспроизводство, функционирование и развитие человека в социальной системе. Таким образом, в категории культура подчеркивается ценностный аспект социального бытия человека.

Цивилизация также слово латинского происхождения и переводится как городской, государственный, гражданский. Это понятие широко используется в философии истории, культурологии, философии науки и техники. В нем акцентируется определенный уровень развития технико-технологических элементов культуры.

С точки зрения философии общества наиболее адекватным, точным и широким по объему является понятие социальной системы, которое позволяет отразить социальное бытие в единстве структурного, функционального и исторического аспектов.

Под структурой социальной системы понимается совокупность относительно устойчивых элементов, взаимодействующих друг с другом, и подсистем, возникающих в результате этих взаимодействий.

Основные элементы социальной системы: · человек, · социальные группы, · социальные институты и учреждения, · техника, · природа.

Человек – это основной элемент социальной системы. Он формулирует идеи, мотивы и цели, которые направляют развитие общества.

Активность человека в социальной системе проявляется в различных формах: · деятельность, · творчество, · духовность, · свобода, · коммуникация, · любовь и другие.

Реализуя свои замыслы, человек взаимодействует с другими людьми, в результате чего образуются социальные группы.

Социальные группы– это совокупность людей, объединенных устойчивыми социальными связями и обладающая рядом общих признаков.

В зависимости от ценностных приоритетов культуры различаются социальные системы, в которых доминирует индивидуализм или коллективизм. Конкретное сочетание интересов отдельного человека и социальной группы придает своеобразие социальным системам.

Социальные институты и учреждения – это устойчивые комплексы организаций и форм регулирования общественной жизни, основанные на формальных и неформальных правилах, принципах, нормах, установках и определяющие конкретные социальные роли индивидов.

Например, институт наследования, институт семьи. Следует отличать социальный институт от социальной группы. Социальная группа – это сообщество индивидуумов, а социальный институт – комплекс норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности.

Техника (от греч. – искусство, мастерство, умение) – это продукт опредмечивания в природном материале сущностных сил человека.

Она представляет собой систему искусственных органов деятельности общества, созданных на основе действий и знаний человека. Техника придает окружающей среде такую форму, которая максимально удовлетворяет целям, интересам, ценностным основаниям того или иного общества. Изменяя характер взаимодействия с миром, техника формирует определенные типы духовности, мировоззрения, культуры. Ее роль в жизнедеятельности общества постоянно возрастает, поэтому так важно исследовать вопросы социальной динамики, адаптации, мобильности раз-личных групп и профессиональных сообществ к глобальной технизации современной цивилизации.

Природа – это естественная среда и условие существования отдельного человека и бытия социальной системы.

Природа является источником жизни, предметно-практической деятельности, объектом познания, эстетического и художественного переживания. Взаимодействие с природой осуществляется на уровне биоценозов, биосферы, ноосферы.

Связи общества с природой опосредованы техническими системами, что создает возможность нестандартных, случайных (синергетических) эффектов со стороны как природы, так и техники. В этой связи актуальными стали исследования в области социальной экологии, сформулирована задача усиления аксиологического компонента во взаимодействии с природой, утверждения в общественном сознании принципа коэволюции природы, техники и человека.

Взаимодействия между основными элементами социальной системы составляют основу формирования устойчивых подсистем, или сфер жизнедеятельности общества – материально-производственной, политической, социальной и духовной. Сферы жизнедеятельности складываются исторически. В каждом конкретном обществе существует своя иерархия этих сфер, что зависит от уровня их развитости и ценностного статуса в общественном сознании. Все это создает разнообразие национальных и региональных культур.

Отдельные элементы и относительно самостоятельные подсистемы общества активно обмениваются между собой веществом, энергией, информацией. Следовательно, социальные процессы в целом имеют коммуникативный характер.

Коммуникация (от лат. – сообщение, передача) – понятие, которое характеризует передачу того или иного содержания посредством знаков, закрепленных на материальных носителях. Выделяются различные виды коммуникации: техническая, научная, между социальными группами или отдельными индивидами, что зависит от того, какие элементы социальной системы вступают во взаимодействие. Каждый вид коммуникации вырабатывает свои способы, средства и нормы (например, устный, письменный, электронной способы коммуникации). Содержанием любого вида коммуникации является информация.

Социальная информация (от лат. – ознакомление, разъяснение, сообщение) – это совокупность сигналов, отражающих существенно важные характеристики социальной реальности и обеспечивающих принятие субъектом деятельности адекватных целевых и мотивационных решений.

В системах различного уровня организации существуют свои особенности трансляции информации:

• в неживой природе обмен информацией осуществляется объективно, на уровне физико-химических процессов, например, обмен энергией;

• в живой природе обмен информацией также осуществляется объективно, но более сложно, на уровне раздражимости, чувствительности, рефлексов, сигнальных систем, психики;

• в обществе движение информации инициируется социальными субъек-тами (людьми), т.е. имеются адресант (отправитель) и адресат (получатель) информации.

В современной социальной философии интерес к информационно-коммуникативной природе социальных связей возрастает. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в обществе накоплены большие объемы информации и динамично развиваются средства коммуникации. Возникла необходимость их измерения, классификации, повышения полноты, точности, пропускной способности при передаче и хранении информации. Активную помощь в решении этих проблем оказывает математика: первую теорию связи предложили К. Шеннон и У. Уивер; кибернетика: Н. Винер теоретически обосновал статус этого научного направления, высказал идею о единстве процессов управления и переработки информации в сложных системах, развивал кибернетический подход к различным областям науки и культуры.

За несколько десятилетий до Винера, в 1913–1922 гг., аналогичные идеи развивал русский экономист, естествоиспытатель, врач, философ А. Богданов. Он предложил создать науку об общих законах организации и управления сложными структурами природы, практики и мышления. Тектология, так назвал эту науку Богданов, призвана была, по мнению автора, теоретически обосновать пути строительства социализма. Некоторые положения тектологии (принцип обратной связи, идея моделирования) предвосхищали идеи кибернетики.

Во-вторых, использование информации при реализации технических и технологических проектов требует все более значительных капиталовложений, поэтому степень риска должна быть минимизирована. Зависит это от точности информации, внедрения компьютерного проектирования, математического моделирования, позволяющих модернизировать производственный процесс на любом его этапе и предотвратить выпуск продукции, которая морально устаревает за время прохождения полного технологического цикла.

В-третьих, в разработке социальных технологий и социальном прогнозировании информация способна затрагивать гуманитарно-нравственные аспекты бытия общества. Неопределенность статуса информации может привести к появлению неперспективных социальных проектов субъективистского типа, в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: