Терт-чем божественнее исти-ны, тем фантастичны и верны. Знание несовм с христ-ом, фил




Теоцентричн: 1-идея творения, 2-идея откровения, (роли церкви.Теоцентризм- Ист-к и причина всего сущего –бог, креационизм-Бог из ничего сотворил живую и нежив прир.

Провиденциализм-всеми мир событиями управл божеств провидение Патристика:совок теолого-филос взглядов "отцов церкви" 3 этапа: апологетика (оформл христ-ва)-2-3 вв, клас патр-фиос принц-4-5, заключ пер(стабил христ догмат)-6-8. Тертуллиан, Ориген.

Терт-чем божественнее исти-ны, тем фантастичны и верны. Знание несовм с христ-ом, фил

разум-ист-к ереси, вера приводит к истине. Сближ с эллинизмом, нематер Бога. Ориген-Бог творит пост-но, духи, твор добро попад в мир ангелов, др-падают вних, станов раст, жив, чел. Пл-бессм душа, но отверг пересел душ, отс возм спасен путем возвращ к Богу, +нов выбор (творить добро или зло), так до беск-ти.

 

7Август Блаж(Исповедь, О граде Божьем) под влиян манихейства(2 начала-свет(божеств, дух), тьма (дьяв, матер), они вечны и неи-стреб, чел б пребывать в стро-жайшем аскетизме. Авг: высш цель чел-ка-любовь к Богу, полн за-ть от Бога. Град земн(любовь к себе, мир зла), град Божий(люб к Богу, мир добра). Вся истор чел-ва-борьба 2 градов. Церк-предста гр Бож на Земле. Вечность, время: Бог предшеств изменч миру, "раньше"

небыло, время сотворено тогда, когда сотвор мир. Бог вечен, вне времени, нет будущ, прошл, наст, есть наст прошедш(память), н наст(созерц), н буд(ожидание). Т позн: мир, созд богом, полон непостиж уму чел-ка чудес, истина выше разума, сущ дост знания, абс ист- позн через откровение. Заключ пер: Библ, Свящ писан, образ-е-придаток церкви. Боэций:итог ант

филос, перевод "Об утешении философией"(связь с Платоном), Эриугена: разум выше веры, развив

диалект(логика), сторон Плат, неоплатон.

Аврелий Августин(354–430 гг.)- основоположник С.Ф. Родился в Северной Африке, получил классическое образованеи в Карфагене, преподавал риторику. Семья А.А. была языческой(отец) и христианской(мать) одновременно. До 33 лет шел по стопам отца, в 33 года принял христианство. Был великолепным логиком, что позволило ему стать выдающимся философом. Сущность его философии в трех работах: «Исповедь»(«Конфесионас»), «О святой троице», «О граде божьем». Основные идеи А.А.:

В мире постоянно идет борьба между царством божьим и царством дьявола.

Олицетворение царства божьего–христианская церковь, этого было достаточно, чтобы его церковь объявила святым.

Философия А.А. теоцентрична, Бог–высшая сущность. Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует. Счастье человека–в познании бога, инструмент познания–душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает понять добро и зло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между добром и злом делает воля. Величие бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в который бог не может вмешаться. Значит бог не имеет отношения ко злу. Бог–абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло–отсутствие добра. Чем дальше человек от бога, тем больше зла. Учение А.А. о воле–основа волюнтаризма(воля–первом месте, стремление добиться чего-либо во что бы то ни стало). Учение о воле сделало христианство более популярным и доступным. Спасение- в руках человека(он волен выбирать добро). Идеи Аврелия настолько совершенны, что ими пользовался целый ряд философов. На его труды опирались Хайдегер, Ясперс,Фромм.

 

№8 Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двух­вековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступа­ет Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, те­перь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового време­ни в центре философских изысканий ставят человека(по-грече­ски человек называется антропосом). В философии же эпохи Воз­рождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Но­вому времени.

Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, ита­льянской почве античное культурное наследие, особенно фило­софию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпи­кура.

основные ИДЕИ ВОЗ-РОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСО-ФИИ: Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожден­ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен­но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь­ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче­ство, его самоут-верждение, наконец, красота. Исто-ки такого философского интереса во многом определились перехо-дом от фе­одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин­дустриальному хозяй-ству. Самим ходом истории вы-являялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст­ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар­до да Винчи– живописец и изобретатель, Микеланджело– жи­вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое– доминирующий аспект философии Возрож­дения.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла­бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига­ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, МикеланджелоРафаэля Санти и, Альбрехта Дюрера. Как внимательно относились худож-ники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции,

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще­еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Секуляризация видоизменила теизм, и повела за собой создание нескольких направлений.

Первым способом секуляризации был пантеизм – представление о тождествовании Бога и природы. При таком рассмотрении исключается акт творения. Если Бог и природа одно и тоже, значит, он не может быть первичен по отношению к ней, а если природа не сотворена и не подлежит уничтожению она становится бесконечной, то есть в пантеизме возрастает роль природы и уменьшается роль Бога.

Вторым способом секуляризации был деизм – представление по которому Бог создал мир, поделил его законами и самоустранился. Они считали, что мир совершенен и влияние Бога на человеческую жизнь не обязательно.

Третьим способом секуляризации был атеизм – он утверждал, что Бога никогда не было, нет, и быть не может. Главные идеи атеизма проявились в XVII-XVIII в.

 

№9 Гуманизм (от латинского гуманос–человечный)–есть воз­зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос­ти, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити­ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва­ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи­альный–о новом мировоззренческом, нравственном и полити­ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устрой­ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче­ство Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Эпоха находилась на границе средневековья и Нового времени. Философия Возрождения возникла на территории современной Италии, она тесно связана с идеями национального возрождения страны и воссоздания самостоятельного государства. На побережье Средиземного моря бурно развивались города, возникла прослойка очень богатых людей, которые могли заниматься меценатством. Это способствовало развитию искусства.

Связующим звеном между античностью и средневековьем были арабы, сохранившие письменные памятники античности. Эти памятники использовались как обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6 веков.

Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое не следует рассматривать как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения были атеистами (Бог создал мир, который начал развиваться по своим законам, человек должен рассчитывать на себя).

В средние века человек считался изначально греховным. Гуманисты Э.В. говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти».

Николай Кузанский (1401-1464). Был епископом и кардиналом. Получил схоластическое образо-вание. Знал труды Платона, Аристотеля, А.Августина, Ф. Ак-винского. Занимался математикой, естествознанием, философией. Идеи его были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новые идеи, преданные через старые, схоласти-ческие понятия, утрачивали новизну(идея об единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но автором считается Гегель). Н.К. использовал математические приемы в своих доказательствах.

Идея бесконечности. Бог един и всемогущ. Как соотнести единое и бесконечное в одном понятии? Представим, что Бог–это окружность. Она имеет диаметр (нечто конечное, единичное). Уве-личивая окружность до беско-нечности мы добьемся того, что диаметр будет стремиться к бесконечности. Мир тоже беско-нечен.

Изучая проблему Бога, Н.К. пришел к выводу, что природа, мир и Бог–одно и тоже(идея пантеизма, всебожия). Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание »–несоответствие между конеч-ностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он стремится.

Джованни Мирандола (1463-1494). Человек–венец природы, т.к. Бог создал его по-своему подобию–распространенная идея Э.В. М. считал человека самым неудачным творением Бога. Бог осознал это и попытался компенсировать ошибку и дал человеку возможность бесконечного совершенствования. Человек человеком не рождается, он им становится(сам себя делает). Эта идея стала основой индивидуализма.

Мишель Монтень – философ-моралист, некоторые изречения «Даже лучшее, что есть во мне окрашено известным оттенком порочности». «Человек во всём и везде набор пёстрых лоскутьев». «Глубокая радость заключает в себе большие суровости чем веселье, крайнее и глубокое удовлетворение – больше успокоения, чем удовольствия».

Томазо Кампанелла – создал утопическую модель, которая была названа «Город солнца».

Макиавелли Николо (1469-1527 г.) Его главная работа называется «Государь». Она посвящена проблеме власти. По мнению автора для достижения необходимых целей власть должна перешагивать любые пороки нравственности, так как власть и нравственность понятия не совместимые. В своей работе он, как бы разработал основные пути властвования и дал направления, при которых власть будет иметь тот, или иной авторитет.

Джордано Бруно (1548-1600 г.) Исправил недостаток Коперника. Он утверждал, что вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Говорил, что Земля и небо состоят из одних и тех же элементов. В вопросе о соотношении материального и духовного. Он разделял точку зрения пантеизма. Говорил о возможности жизни на других планетах.

 

№10 Поворот к человеку к его культуре освободившейся от диктата теологии был заметен и в области социальных и политических теорий. Центром социальных теорий было государство, в котором прогрессивные силы общества (мещанство) рассмат-ривались в качестве главного орудия пртив церковной гегемонии. Также в начале раннего капитализма возникают теории социального равенства критически реагирующие на углубляющуюся дифференциацию. Они отражали объективно несуществующие общественные условия и силы тогдашнего общества.

Основные принципы утопии Томаса Мора: 1. Утопия – остров на котором находится 54 города 2) обязательная отработка в сельской местности (2го-да) 3) Выборность органов власти 4)общая обязательность труда 5) рабочий день 6-часов 6) свободное время для чтения, общения 7) отсутствие денег, общественный характер распределения и об-щественная собственность8) су-ществовали рабы 9) семья рссматри-валась как производственная ячейка общества. Каждая семья занималась определённым видом деятельности11) Главное в этике-счастье. Основные идеи «Города солнца» Тамазо Компанеллы:1) общественная собст-венность распр. На всё.2) Исчезновение самолюбия, проявление любви к обществу 3)власть д.б. принадлежать метафизику – самому мудрому.4) город находится на холме.состоял из семи кольцевых стен.5)господство общественного воспитания и образования 6)семьи в городе не существовало. Макиавелли «Государь» в своей работе он анализирует осн. принципы внеш. и вн. политики гос-ва. Осн. принципы внеш. политики: 1) анализ форм удержания власти на захваченных территориях. 2) Гл. задача для осущ. внеш. политики – наличие собственной армии 3)негативное отношение к армии наёмников 4) государь д.б. мудрым ч-ком и знатоком истории 5) осуществление внеш. политики предполагает учёт внеш. обстоятельств 6) глава г-ва должен сочетать в себе противоположные качества(лев и лиса). Осн. принципы вн. Политики: 1) государь должен обладать щедростью и береж-ливостью, любовью и ненавистью жестокостью и милосердием 2) государь не д.б. легковерен, мнителен, скор на расправу, во всех своих действиях сдержан, внимателен и милостив.3) защита частной собственности граждан 4) Д.б. не романтиком, а реалистом 5) достижение равновесия между знатью и народом, является гл. задачей мудрого правителя 6) Особое отношение главы г-ва к своим советникам. Принципом политической деятельности главы г-ва д.б. «Цель оправдывает средства»

№11Рационализм и эмпиризм

Западная философия Нового времени открывает следующий период в раз­витии философской мысли. Этот период в жизни общества характеризует­ся разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что свя­зано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере по­литики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-ма­тематическое естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Этот пе­риод именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значитель­ную роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке зани­мает механика. Представление о механической обу­словленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона (1643–1727), в воззрениях которого механическая при­чинность получила глубокое математическое обоснование. Вместе с тем, имея в виду мировоззренческий аспект трудов Ньютона, нельзя не отметить, что он несомненно рассматривал свою научную работу в религиозном аспекте. Оба его основных труда––имеют религиозные завершения.

Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углублен­ному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению ма­тематики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы науч­ного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собствен­но философии. Философия Нового Времени гносеоцентрична (цент-ральные проблемы–проблемы научного познания). 16 век–сделаны географические открытия. Развитие торговли, промыш-ленности, науки(естествознания). Создание Академий. Фрэнсис Бэкон (1561- 1626). Лейтмотив его философии–«знание–сила». Основная заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной метод научных исследований был прежде аристотелевским (дедукция–от общего к единичному путем логических выводов). На пути чисто логических выводов не найти принципиально новое знание, можно лишь выявить уже известное, существовавшее скрыто. Основой познавательной дея-тельности должна быть индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт (стул–мебель).

Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Б.: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:

§ Идола рода( люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества–антропоморфность мифа)

§ Идола пещер (каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности)

§ Идола площади или рынка (на рынке люди общаются, некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).

§ Идола театра (в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей)

В «Новом Органоне» Б. изложил свои взгляды. Цель приобретения знания–покорение природы. С этого момента эксперименты над природой стали проводиться постоянно. Проблемы, с которыми столкнулся Б.: на каком этапе ученый может делать выводы и обобщения?(эта проблема не решена до сих пор).

Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты, Б. разработал опыты плодоносные (дают практический результат) и светоносные(не дают результата, но двигают науку вперед, избавляя нас от заблуждений).

Б. принадлежал к эмпирикам (в основе познания лежит опыт). Он восстановил материалистическую традицию в европейской науке(сам материалистом не был), предложил новое понимание материи (совокупность частиц–отражение в физике Ньютона). Б.–основатель теоретической механики (движение –неотъемлемая часть материи).

Рационализм противостоял эмпиризму. Рене Декарт (1596-1660)–видный рационалист, дуалист, деист, скептик(гносеологически). В осно-ве познания –разум, в основе мира- духовная и материальная субстан-ции. Мир создан богом и развивается по своим законам(без участия бога–деист). Д. Занимает позицию скептика: можно сомневаться во всем, кроме самого сомнения. Сомнение - это процесс мышления. Сопоставление мнений(«Я мыслю, следовательно я существую»). Д. Не был однако идеалистом: в основе мира две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три субстанции. Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).

Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание(сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.

Д. пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом. Надо лишь их найти. Декарт разработал учение о методе(метод–путь, способ). «Метод–дорожка, которую проходят дважды»(мы получаем метод в результате многократного решения задач). «Правила руководства ума»:

§ Считать истинными такие положения, которые не вызывают сомнения(исходя из врожденных истин, идей).

§ Каждое затруднение в процессе познания надо делить на части

§ Мыслить по–порядку, начиная от простого, переходить от известности к неизвестности, от доказанного к недоказанному.

§ Не допускать в логическом исследовании лишнего(«Без надобности не допускай лишнего–правило), составлять такой перечень, в котором уверен, что ты ничего не забыл.

Продолжатель рационализма- Бенедикт Спиноза (1632–1677)–голландский мыслитель. Изучив взгляды Декарта, не согласился с учением о субстанциях. Разделение человека, мира на две субстанции таили опасность агностицизма. Субстанция–причина самой себя и всего, значит она одна. Ее создал Бог, значит он и есть эта субстанция(у христиан мир создан из ничего, а не из Бога). Это идея пантеизма(всебожия). Человек–часть Бога, себя нельзя почитать, следовательно–противоречие с церковью. С. назвал то, что Д. Считал субстанциями, модусами(видами субстанции: духовная и материальная). С. не согласился с врожденными идеями(их нет).

Четыре способа познания:

§ Из общения с другими людьми(некритическое усвоение мнений)

§ Из беспорядочного опыта

§ Логическое познание причин и следствий

§ Прямое постижение истины–интуиция



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: