Министерство образования и науки Республики Татарстан
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ 9 КЛАССА
Школьного этапа Всероссийской олимпиады
Школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Учебный год
Казань – 2017
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА (Теоретический блок)
средняя возрастная группа
Задание 1. Впишите в правых окошках названия (значения) изображенных знаков пожарной безопасности.
"Пожарный гидрант" |
"Пожарный кран" |
"Направляющая стрелка" |
"Пожарная лестница" |
Оценочные баллы: максимально – 4 балла;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Задание 2. Основываясь на знаниях об основных ключевых понятиях в области безопасности жизнедеятельности, по определениям, данным в левой колонке таблицы, в правую колонку, впишите соответствующее понятие.
Определение основных ключевых понятий | Понятие |
Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. | безопасность |
Совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. | угроза безопасности |
Свойство окружающей человека среды, состоящее в возможности при конкретных условиях создания негативных воздействий, способных привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и определенному ущербу окружающей его среды. | опасность |
Явление, приводящее к формированию вредных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды. | опасное явление |
Опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам. | авария |
Катастрофические природные явления и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам. | стихийные бедствия |
Оценочные баллы: максимально – 20 баллов;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Задание 3. При помощи стрелок установите соответствие между национальными интересами России и сферами жизнедеятельности страны:
Национальные интересы России во внутриполитической сфере | заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народов России | |
Национальные интересы России в экономической сфере | заключаются в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства, правового пространства, правопорядка | |
Национальные интересы России в духовной сфере | Заключаются в повседневном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов | |
Национальные интересы России в международной сфере | заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности | |
Национальные интересы России в военной сфере | заключаются в сохранении и укреплении культурного и научного потенциала страны |
Оценочные баллы: максимально – 6 баллов;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Задание 4. При помощи стрелок установите соответствие между ситуациями и правилами безопасного поведения.
Вы слышите, что дверь квартиры пытаются открыть. | Сослаться на занятость, болезнь, необходимость посоветоваться с друзьями, прервать беседу и уйти. | |
Незнакомый человек приглашает поехать к нему на пикник, на дачу. | Убедиться, что дверь надежно заперта; позвонить, в милицию, не выглядывать за дверь. | |
Вы пришли домой и замечаете, что в квартире кто-то побывал (распахнута дверь, выбито окно и т.п.). | Не подходить и не садиться в автомобиль с сидящими в нем людьми | |
У стоящего у тротуара автомобиля с работающим двигателем просят показать дорогу. | Не входить в квартиру, вызвать милицию по телефону от соседей. |
Оценочные баллы: максимально – 4 балла;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Задание 5. Основываясь на знаниях в области безопасного поведения при террористических актах, перечислите правила поведения в случае захвата вас в заложники.
1. Не подвергайте себя излишнему риску, старайтесь ограничить любые контакты с преступниками, не вызывайте у них агрессии своими действиями или словами, особенно если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
2. Старайтесь по мере возможности смягчить враждебность преступников к себе, оставаясь покладистым, спокойным и миролюбивым.
3. Не прибегайте к крайним мерам для того, чтобы освободиться самостоятельно, если непосредственно при захвате вам не удалось вырваться и спастись бегством.
4. С момента захвата контролируйте свои действия. Старайтесь фиксировать все действия преступников.
5. Оцените свое местоположение и не поддавайтесь панике. Старайтесь оставаться спокойным даже в тех условиях, когда преступники угрожают вам физической расправой, а так же пытаются ограничить вам подвижность, зрение или слух, создают тяжелые бытовые условия, например, ограничивают в пище и воде.
6. Используйте любую возможность для сообщения (передачи информации) о своем местонахождении, приметах преступников, особенностях их поведения своим родственникам или правоохранительным органам.
7. Не реагируйте на провокационные действия террористов, не задавайте им вопросов и старайтесь не смотреть им в глаза: это может вызвать по отношению к вам дополнительную агрессию. Выполняйте требования террористов и спрашивайте у них разрешение на любые ваши действия.
8. В захваченном террористами транспортном средстве оставайтесь на своем месте, не перемещайтесь по салону, старайтесь меньше привлекать к себе внимание преступников.
9. Избегайте не обдуманных действий, которые могут поставить под угрозу вашу жизнь и жизнь других пассажиров, особенно при захвате террористами воздушных судов.
10. В случае силового освобождения заложников (при штурме спецподразделения) попытайтесь укрыться за предметами (кресла, стол и др.), прикрыть свое тело от пуль подручными средствами, всем тем, что способно ослабить пробивное действие пуль.
11. Попытайтесь отойти от входных дверей, окон, иллюминаторов, люков и занять горизонтальное положение, оставаясь в таком положении до поступления команды на выход из помещения от командира штурмовой группы. В дальнейшем беспрекословно выполняйте все его команды.
12. В момент штурма не берите в руки оружие преступников, так как вас могут принять за бандитов и открыть по вам огонь на поражение.
13. Старайтесь по возможности не позволить бандитам занять место среди заложников.
1.______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7.______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8.______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9. _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10. ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
11. ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12. ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
13. ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Оценочные баллы: максимально – 26 баллов;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Баллы за задания Теоретического блока | |||||
№ задания | |||||
Кол-во баллов |
Максимальная оценка за полностью правильно выполненный Теоретический блок – 60 баллов;
фактически набранные баллы за Теоретический блок - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________