Б. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. 26 глава




--------------------------------

<1> Такой выбор предоставляется пережившему супругу только при наличии общих с наследодателем детей. В противном случае он имеет право только на узуфрукт.

 

Распространение в настоящее время свободных союзов, без официальной регистрации фактических брачных отношений, - это социальный факт, юридические последствия которого регулируются во все большем числе государств. Отношения сожителей, как и "традиционных" супругов, могут иногда включать в себя "иностранный элемент". И если российское право не признает наследственных прав у пережившего сожителя, в ряде иностранных государств существует обратное положение.

Например, в Израиле, согласно Закону 1965 г. о наследовании (ст. 55), переживший сожитель пользуется наследственными правами, близкими по своему содержанию к правам законного супруга (однако он не может призываться к наследованию при наличии последнего). Шведский закон от 14 мая 1987 г. N 232 признает за пережившим сожителем права на общие с наследодателем жилое помещение и движимое имущество. В штате Нью-Гемпшир, США, сожитель также обладает наследственными правами (§ 457-39 Закона 1968 г.). В Южной Америке в таких странах, как Боливия (ст. 131 Конституции), Гватемала (Закон 1947 г.), Венесуэла (Кодекс 1924 г.) и Мексика (ст. 1636 ГК), переживший сожитель обладает наследственными правами или имеет право на получение алиментов <1>. В Бразилии Закон от 29 декабря 1994 г. N 8971 и Закон N 9278/96 предоставляют сожителям в случае смерти другого партнера наследственные права в виде узуфрукта и полной собственности <2>. В Словении Закон 1976 г. о наследовании наделяет сожителя такими же правами, что и пережившего супруга. В Хорватии (Закон 1978 г.), Боснии-Герцеговине, Сербии и Косово сожитель пользуется правом на получение алиментов <3>. Во многих странах common law сожитель также обладает определенными наследственными правами: в канадской провинции Онтарио (Law Reform Act 1977 г., § 64 ), Западной Австралии (Inheritance Act, 1972 г., § 7), Южной Австралии (Administration and Probate Act 1975 г., § 4-72), Новой Зеландии.

--------------------------------

<1> Gautier P.-Y. L'union libre en droit international , Paris I, 1986, N 58 et 59; Les concubinages, approche socio-juridique, sous la direction de J. Rubellin-Devichi, C.N.R.S. 1986. T. I, ch. V; Concubinages: une approche comparative des droits et par J. Pousson-Petit. T. II, ch. XVII; Les concubinages en droit international , par M. Revillard. P. 214 et s.; Des concubinages en Europe, aspects socio-juridiques, C.N.R.S. 1989; Des concubinages dans le monde, C.N.R.S. 1990; Gautier P.-Y. Les couples internationaux de concubins. Rev. crit. DIP 1991, 525.

<2> J.-C l. Droit , V° , fasc. 2 ou J.-Cl Not. fasc. 2 par M. Guerreiro Lopes, N 51.

<3> Note sur le de la loi applicable aux couples non de La Haye 1993.

 

Возможно ли признание в России наследственных прав пережившего сожителя, например, в отношении движимого имущества, находящегося на нашей территории, если применимый иностранный закон по месту жительства наследодателя их предоставляет, или же подобные нормы являются неприменимыми в силу противоречия публичному порядку? Как и в случае с наследственными правами нескольких переживших супругов полигамного брака, признание наследственных прав моногамного сожителя выглядит на первый взгляд шокирующим, но, как и в первом случае, не ведет, на наш взгляд, к нарушению основ российского правопорядка. Конечно, сожитель должен будет доказать существование фактических брачных отношений и их соответствие условиям, определяемым иностранным законом для признания собственных наследственных прав (например, длительность отношений или отсутствие законного супруга). Напротив, если применимому наследственному закону неизвестно призвание пережившего сожителя к наследованию, а личный закон сожителей (закон страны гражданства) его допускает, то данное решение невозможно, так как это привело бы к нарушению установленной наследственным законом очередности наследования или к уменьшению наследственных долей законных наследников. Возможно, что здесь следует искать иное средство для защиты интересов сожителя, например путем использования завещания, установления алиментных обязательств post mortem или в форме особых компенсационных выплат в рамках подготовки наследственного дела.

Распространение в ряде государств однополых союзов в виде допускаемых законом партнерств и даже легальных браков также способно породить определенные проблемы при наследовании в России после гражданина, состоявшего в таких отношениях. Так, законодательство большинства стран Северной Европы - Дании <1>, Норвегии, Исландии, Нидерландов <2> и Швеции <3> - признает за однополыми партнерами те же наследственные права, что и за супругами. В Каталонии переживший партнер имеет право на получение алиментов из наследственной массы <4>. Также данный институт получил распространение в Германии <5>, Бельгии <6>, Франции <7>.

--------------------------------

<1> Закон от 1 июня 1989 г. N 372 о регистрируемом партнерстве, D/341-H-ML.

<2> Закон от 5 июля 1997 г., вносящий изменения в кн. 1 Гражданского кодекса и Гражданского процессуального кодекса, относительно регистрируемого партнерства.

<3> Закон от 23 июня 1994 г. N 1994:117 о регистрируемом партнерстве.

<4> Закон о стабильных союзах пар (см.: Josselin-Gall M. Pacte social de , quelques de droit international , JCP 2000, N. P. 489).

<5> Закон от 16 февраля 2001 г. о регистрируемом партнерстве (Bgbl. 2001. Teil I. N 9); ст. 17b ВЗГГУ.

<6> Закон от 23 ноября 1998 г. о легальном сожительстве (Monit. B. 12 января 1999 г. и 23 декабря 1999 г.).

<7> Закон от 15 ноября 1999 г. N 99-944 о гражданском пакте солидарности (J.O., от 16 ноября 1999 г. N 265, N 16959); Khairallah G. Les partenariats en droit international // Revue critique. 2000. P. 317.

 

Российской правовой системе институт однополых союзов неизвестен, что на практике способно поставить вопрос о соответствии признания наследственных прав гомосексуальных партнеров публичному порядку в России. Представляется, что если однополый союз был зарегистрирован в соответствии с иностранным законом, то оговорка о публичном порядке может не применяться, а наследственные права пережившего партнера в соответствии с применимым иностранным наследственным законом могут признаваться.

Гражданин Норвегии Б. скончался в г. Осло, по месту своего жительства, в результате сердечного приступа. Среди разнообразного имущества, принадлежащего наследодателю, был обнаружен 25-процентный пакет акций ЗАО "Северная верфь" (г. Петрозаводск) и двухкомнатная квартира в г. Санкт-Петербурге. В качестве единственного наследника по закону суд г. Осло определил супруга наследодателя Х., также гражданина Норвегии. Как следует поступить нотариусу, к которому за выдачей свидетельства о праве на наследство и свидетельства о праве собственности в общем имуществе супругов в отношении пакета акций и квартиры обратился такой наследник?

Достаточно просто данный вопрос решается в отношении движимого имущества (пакета акций). В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 1224 ГК РФ применимым для определения круга наследников и объема их прав в данном случае является наследственное законодательство Норвегии, семейное право которой не только разрешает однополые браки, но и прямо приравнивает наследственные права переживших супругов гомо- и гетеросексуальных браков. Признание наследственных прав стороны однополого брака не нарушает российский публичный порядок, так как само субъективное право приобретено легально в соответствии с законами Норвегии, а его последствия не влекут нарушения прав других лиц.

Что касается недвижимого имущества, то необходимо руководствоваться абз. 2 п. 1 ст. 1224 ГК РФ, в силу которого применимым к наследованию недвижимого имущества является российское законодательство, что может исключить передачу квартиры пережившему супругу однополого брака в силу оговорки о публичном порядке. Однако при отсутствии других наследников по закону переход данного имущества к лицу, с которым наследодатель имел наиболее тесные личные отношения, тем более признаваемые их личным законом, будет в большей степени справедливым, a priori соответствуя воле покойного.

На практике во избежание проблем, связанных с оформлением наследственных прав граждан, состоящих в признаваемых их личным законом однополом браке или союзе, следует, так же как и сторонам фактических семейных отношений (сожителям), использовать при подготовке будущего наследования завещание или замещающие институты (дарение, рента, простое товарищество и т.д.).

При отсутствии наследников по закону или завещанию наследственное имущество по общему правилу переходит государству. В наследственных делах с иностранным элементом существен вопрос о том, как осуществляется передача выморочного наследства государству: в порядке наследования или же речь идет о распространении суверенных прав на имущество, оставшееся без хозяина (ст. 225 ГК РФ)? Наиболее интересна данная проблема применительно к движимому имуществу, наследование которого не регулируется правом страны по месту его нахождения. Так, если допустить, что государство призывается в качестве ординарного наследника, то все наследственное имущество (движимое), где бы оно ни находилось, поступает в собственность того государства, законы которого применимы к наследованию. Напротив, если государство получает наследственное имущество исключительно как суверен, то имущество перейдет тому государству, где оно находится, независимо от применимого права.

Российские доктрина международного частного права и законодатель предпочли первый вариант <1>. Таким образом, переход выморочного наследства государству осуществляется в рамках реализации последним своих наследственных прав (п. 2 ст. 1151 ГК РФ). Однако данный вариант действует только при условии, если применимое право - российское или иностранное, но поддерживающее аналогичный подход к переходу выморочного имущества.

--------------------------------

<1> См., например: Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 5-е изд. М., 2005. С. 454 и сл.

 

Необходимо снова отметить раздвоение используемого метода передачи выморочного имущества в зависимости от его подразделения на движимое или недвижимое. В частности, ст. 46 Минской конвенции 1993 г. предусматривает переход движимого выморочного имущества государству, гражданином которого являлся наследодатель в момент смерти, недвижимое имущество переходит государству, на территории которого оно находится по праву "оккупации" <1>.

--------------------------------

<1> Аналогичный подход используется в двусторонних договорах РФ о правовой помощи с Азербайджаном (ст. 43), Болгарией (ст. 33), Венгрией (ст. 38), Вьетнамом (ст. 36), Ираном (ст. 37), КНДР (ст. 37), Кыргызстаном (ст. 43), Латвией (ст. 43), Литвой (ст. 43), Молдовой (ст. 43), Монголией (ст. 36), Польшей (ст. 40), Румынией (ст. 38), Чехией и Словакией (ст. 41), Эстонией (ст. 43).

 

Представляется, что государство не является наследником в подлинном смысле этого слова, и поэтому наследственная квалификация выморочного имущества не вполне верна. Более правильным видится передача как движимого, так и недвижимого имущества государству по месту его нахождения. Но в отсутствие соответствующих изменений законодательства данный вариант остается только пожеланием.

 

12.4.2. Наследование по завещанию

 

При наследовании по завещанию в основном используются такие же коллизионные правила, что и при наследовании по закону <1>. Так, на основании применимого к регулированию наследства "с иностранным элементом" материального права определяются: действительность завещания, обязательная доля, завещательный отказ и завещательное возложение, полномочия исполнителя завещания и др.

--------------------------------

<1> Подобный подход может показаться странным, учитывая, что такое волеизъявление наследодателя должно давать более широкое использование в международном частном праве автономного статута.

 

При регулировании наследования по завещанию основные вопросы касаются формы завещания, порядка получения сведений о завещаниях и, наконец, формальностей, связанных с их открытием и исполнением.

А. Форма завещания.

Завещание - это наиболее часто встречающийся способ распределения наследодателем своего имущества. В частности, когда речь идет о наследовании после гражданина стран англосаксонской правовой системы, то в абсолютном большинстве случаев в деле присутствует завещание. В принципе на практике сложности, связанные с формой завещаний, довольно редки, что, однако, не мешает их кратко осветить.

Российский законодатель предусмотрел специальное правило, которое должно, по его мнению, обеспечить максимальную действительность завещаний и актов их отмены, имеющих пороки формы. Так, по общему правилу способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма такого завещания определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или акт его отмены не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права (п. 2 ст. 1224 ГК РФ) <1>. Фактически это означает, что уполномоченные российские органы и должностные лица без ущерба для действительности завещания (акта его отмены) могут составлять его в форме, предусмотренной российским законом. Однако на практике рекомендуется тем не менее использовать форму завещания, предусмотренную правом страны, применимым к самому наследованию.

--------------------------------

<1> Аналогичные нормы содержатся в большинстве двусторонних договоров России о правовой помощи и в Минской конвенции 1993 г.

 

При принятии завещаний, совершенных за рубежом, российским органам и учреждениям следует иметь в виду, что в ряде договоров РФ с иностранными государствами устанавливаются более жесткие требования к форме завещания в отношении недвижимого имущества: такое завещание должно также соответствовать законодательству государства, где находится недвижимость. В частности, данное правило есть в договорах с Грецией (ст. 22), Кипром (ст. 22), Финляндией (ст. 25).

Среди международных инструментов в данной области обращает на себя внимание Конвенция о коллизиях законов относительно формы завещательных распоряжений, заключенная 5 октября 1961 г. в Гааге. Значительное число государств-участников <1> и максимальное обеспечение действительности завещания с точки зрения формы делают желательным присоединение к ней России <2>. Согласно ст. 1 Конвенции, список компетентных законов очень обширен. Завещание считается действительным с точки зрения его формы, если она соответствует требованиям закона:

--------------------------------

<1> Всего 39 государств, в том числе Австралия, Австрия, Антигуа и Барбуду, Армения, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Дания, Германия, Гонконг, Греция, Испания, Эстония, Македония, Финляндия, Франция, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия, Словения, Швеция, Швейцария, Турция, Югославия, Ботсвана, Бруней, Фиджи, Гренада, Лесото, Морис, Свазиленд, Тонга, Хорватия, ЮАР. Данные на 1 января 2008 г. (см. информацию о ратификациях и сделанных при этом заявлениях на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву: https://www.hcch.net).

<2> См. подробнее: Медведев И.Г. Имущественные отношения супругов и наследование: Комментарий к конвенциям. С. 114 - 142.

 

- места его составления;

- или гражданства завещателя, которым он обладал либо в момент составления завещания, либо на момент смерти;

- или места жительства завещателя, которое он имел либо в момент составления завещания, либо на момент смерти;

- или места, где завещатель имел основную резиденцию либо в момент составления завещания, либо на момент смерти;

- или, для недвижимого имущества, места его нахождения.

При подобных коллизионных нормах представить себе возможность недействительности завещания в силу несоблюдения требований к его форме очень сложно.

Интересные правила содержит Вашингтонская конвенция от 26 октября 1973 г., включающая в себя Типовой закон о форме международного завещания. Данный Закон уже адаптирован в законодательстве и действует в целом ряде государств, это: Бельгия, Италия, Эквадор, Канада, Кипр, Ливия, Нигер, Португалия, Югославия, Словения, Босния и Герцеговина, Франция.

Вашингтонская конвенция 1973 г. предусматривает создание новой, универсальной формы завещания <1>. Завещание не случайно называется здесь "международным", так как направлено прежде всего на упрощение международных частноправовых отношений в области наследования, что, впрочем, не исключает возможность его использования во внутренних правоотношениях.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Медведев И.Г. Имущественные отношения супругов и наследование: Комментарий к конвенциям. С. 154 - 167.

 

Международное завещание, вводимое Типовым законом, представляет собой гибрид различных видов завещания, существующих в мировой практике. Согласно ст. 3 Типового закона, завещание должно иметь письменную форму. Не обязательно, чтобы оно было написано самим завещателем. Оно может быть исполнено на любом языке, от руки или с использованием технических средств или особых техник письма (машинопись). За неграмотных или неспособных в силу физического недуга лиц завещание может быть записано с их слов третьим лицом. В соответствии со ст. 4 Типового закона завещатель в присутствии двух свидетелей и лица, уполномоченного удостоверить акт, провозглашает, что совершенный документ - это его завещание, содержание которого он знает. Завещатель не обязан ознакомить свидетелей и (или) полномочное должностное лицо с содержанием завещания. Каждое государство - участник данной Конвенции определяет должностных лиц, компетентных удостоверить международное завещание. В странах латинского нотариата данные функции выполняют обычно нотариусы. Условия, которым должен соответствовать свидетель, участвующий в удостоверении международного завещания, определяются согласно закону государства, которым уполномочивается публичное должностное лицо (нотариус). Одновременно Типовой закон уточняет, что сам факт иностранного происхождения не является препятствием для участия лица в качестве свидетеля при совершении международного завещания.

Несмотря на то что Российская Федерация не присоединилась к данной Конвенции, лицам, уполномоченным в России на удостоверение завещаний, рекомендуется придерживаться формы международного завещания в наиболее сложных случаях. Ее соблюдение может оказать помощь при совершении завещаний неграмотными лицами, иностранными гражданами, не говорящими на русском языке и не могущим исполнить собственноручное (закрытое) завещание (ст. 1126 ГК РФ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: