Свобода в структуре человеческого бытия.




В обыденном представлении свобода выступает как реальная возможность действо­вать в соответствии с собственными желаниями.

Однако желания бывают различны и не все они, исполняясь, повышают уровень свободы индивида. Казалось бы, чем в большем достатке живет человек, чем больше у него возможностей удовлетворить свои желания, тем он свободнее. Но может быть и иначе. Следование желаниям (важнейший признак свободы), если оно не ограничено, может привести к противоположным результатам.

И наоборот, известное ограничение (организация стремлений и потребностей), которое внешне выглядят как ущемление свободы, на самом деле могут стать ее важнейшей предпосылкой.

(«Скупой рыцарь» Пушкина, «Гобсек» Бальзака). Оно способно побудить человека к противоправным действиям. Нормальные человеческие желания могут перерасти разумные пределы и превратиться в оковы индивида.

Удовлетворение желания, когда оно становится самоцелью, превращается в свою противоположность т.к. может побудить человека к противоправным действиям. Спиноза отмечал: «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством ».

Проблема свободы в теоретическом плане может осмысливаться и как понятие, и как образ мысли, и как свобода решения, и как свобода выбора действий, и как свобода воли. Это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящее в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Современные мыслители ставят проблему о том, как надо развивать идею свободы: с точки зрения индивида или с точки зрения коллектива? Можно провести различие между «индивидуалистской» и «коллективистской» концепцией свободы. Традиционно, по Велмеру, Маркса можно было бы назвать радикальным коллективистом, а Гоббса – радикальным индивидуалистом. Индивидуализм и коллективизм не просто противоположны. В каком-то важном смысле они взаимно дополняют друг друга. Отсюда – наиболее значительные политические теории Европы содержат элементы обеих ориентаций. Радикальный индивидуализм и радикальный коммунализм – крайности, равные которым в теории трудно подыскать.

 

ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСУ

Итак, следует еще раз отметить, что деятельность выступает как форма человеческой активности, связанная с преобразованием природы, культуры, самого человека. Деятельность предстает как сложное системное явление. В основу деятельности закладываются цели человека или социальной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проблема свободы связана с проблемами сохранения духовных ценностей, ответственности, творчества, свободы воли. Именно допущение свободы воли есть необходимое основание нравственности.

Свобода воли выступает как возможность различных действий, как свобода выбора. Но последняя возможна лишь в том случае, если понятие свободы рассматривается не только в качестве отрицательного (отсутствие зависимости), но и как положительное (самореализация, самополагание).

Точка зрения, трактующая волю как самополагающую, автономную силу, получила в истории философии название индетерминизма. Позиция же, отрицающая свободу воли и отстаивающая обусловленность воли извне, известна под наименованием детерминизма. Примером последовательного индетерминизма может служить учение И.Г. Фихте, а детерминизма – Б. Спинозы. Однако в истории философии распространены скорее смешанные доктрины свобо­ды воли. Так, у Канта человек как разумное существо обладает свободой воли. Но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, он не свободен в своем выборе, а воля его причинно обусловлена. Гегель, провозглашая свободу воли, по существу наделяет ею не человека, а «мировой дух», воплощающий чистое понятие свободы воли. Проблема свободы воли стоит в центре внимания экзистенциализма (Сартр, Камю), который усматривает в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя свободу воли к самореализации человека в качестве личности.

Фактически человеческое поведение определяется не столько личными целями, сколько принятыми человеком ценностями, умением различать полезное и вредное, добро и зло. Истинная свобода выбора, когда любое намерение реализуется в адекватной реакции субъекта, возникает в том случае, когда среда толкает к дурному поступку, но совесть субъекта достаточно чувствительна, чтобы затмить соблазны.

В нашей отечественной философской литературе развивались общефилософские по­ложения о свободе, ее соотношении с необходимостью, делались попытки вскрыть» «анатомию» феномена свободы: связи ее внутренних и внешних аспектов, свободы выбора и действия, соотношение различных видов свобо­ды, анализа диалектики объективных и субъективных факторов в проявлении социальной свободы, соотношения свободы и необходимости, свободы и ответственности человека. Все исследователи, занимавшиеся проблемой ответственности, отмечали ее связь со свободой. Они подчеркивали вывод о том, что свобода является необходимой предпосылкой и условием социальной ответственности.

Таким образом, нет более актуальной проблемы, чем та, которую изучала в течение многих веков философия и которая в то же время имела величайшее практическое значение как проблемы свободы вообще и свободы воли в частности.

 


1 Франк С. Л. Смысл жизни // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 187, 198, 206.

2 Валла Лоренцо. О наслаждении //Антология мировой философии: Соч. В 4-х т. М. 1970. Т. 2. С. 78–85.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: