Практические задании по методике обучении биологии.




Методика теория

Вопрос 42(.бил 18) Охарактеризуйте особенности словесных, наглядных и практических методов обучения биологии, определите их достоинства и недостатки. Установите соответствие методов и методических приемов обучения биологии.

Понятие «методы обучения». Обучение как направляемый учителем процесс познания. Методы обучения биологии – категория историческая. Слово – источник знаний. Характеристика словесных методов: рассказ, беседа, описание, объяснение, доказательство, лекция. Источник знаний – демонстрируемый объект наблюдения. Характеристика наглядных методов: демонстрация натуральных и изобразительных средств обучения, опытов или их результатов, аудиовизуальных средств наглядности. Источник знания – выполняемая обучающимися практическая деятельность. Характеристика практических методов: наблюдение, эксперимент, распознавание и определение, микроскопирование и др. Метод как система методических приемов. Организационные, технические, логические приемы. Развитие методов и методических приемов. «Методы активного обучения» биологии. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: методы обучения биологии, словесные, наглядные и практические методы обучения, методические приемы.

Методы - это упорядоченые способы взаимосвязаны деятельности учитиеля и ученика направленные на достижение целец образования.

Методика обучения биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета. К методики обучения биологии относится-

Словесный метод- беседа, объяснение, рассказ, описание, доказательство, лекция.лекция используется только в старших классах 20-25 минут.К словесным источником знаний является слово, учитель передает знания словом, а учащиеся усваивают знания слушая.

Наглядный метод- демонстрация наглядных объектов природы, опытов, изобразительных и аудиовизуальных средств наглядности. К наглядным источником знаний является наглядный объект, учитель передает знания показом, а учащиеся усваивают знания наблюдая.

Практический метод- распознование и определение объектов природы, эксперимент, наблюдение в ходе лабороторной работы, микроскопирование. К практическим источником знания является практическая работа, учитель передает знания инструктажем,а учащиеся усваивают знания работая.

Методические приемы- организационные, технические, логические.

(Словесный)Организационные- запись плана беседы на доске; ответ по плану, ответ у доски, ответ с места.(наглядным) организационные- демонстрация со стола, с обходом учащихся, с раздачей объектов на руки, самими учащимися, наблюдения по плану.(практическим) организационные- работа индивидуальная, фронтальная, групповая; разделение работы на этапы самостоятельно или по указанию учителя; воспроизведение работы при ответе.

(словесные) технологические-вопросы на доске или на таблице; анкеты лдя заполнения.(наглядным) техническим- прикрепление рисунков и схем на доске; демонстрация на разном фоне.(практическим) технологические- использование инструктивной таблицы или карточки при определении и постановки опыта; постановки эксперимента; зарисовка, гербаризация, изготовление коллекций.

Логическое-анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование, обобщение(выводы).

Вопрос 43. билет 19.Охарактеризуйте систему средств обучения биологии, показав комплексное использование на уроках биологии натуральных, изобразительных средств наглядности и ЦОР. Комплексы средств обучения в соответствии с особенностями и методикой организации учебно-образовательного процесса. Взаимосвязь натуральных и изобразительных средств наглядности. Необходимость сочетания различных средств обучения на уроках биологии. Натуральные средства обучения биологии (живые объекты природы, фиксированные средства обучения: гербарии, коллекции, таксидермические и остеологические препараты, влажные препараты, микропрепараты), их характеристика. Изобразительные средства обучения биологии (модели, муляжи, таблицы, дидактический материал), их характеристика. Аудиовизуальные средства обучения (ТСО) – кино- и видеофильмы и фрагменты, цифровые образовательные ресурсы как современные средства формирования и развития биологических знаний. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: средства обучения биологии, средства наглядности, натуральная наглядность, изобразительная наглядность.

Средства обучения- это материальный или идеальный объект который помещен между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний, формирование позновательной деятельности к средствам обучения относятся разнообразные предметы,явления,факты,обучающие программы,способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответсвии с целями и задачами обучения.

1. Средства наглядности относятся натуральные живые и фиксированные(гербарий,коллекции,влажные препараты,микропрепараты,остеологический,тасидермический материал)растение и животные

2. А так же средствам наглядности относиться изобразительные (модели,муляжи,рельефные и плоскостные таблицы,транспаранты,дидактические раздаточный материал,портреты,карты,экрано-звуковые средства:кинофильмы,слайды,видеофильмы)

3. Тсо-технические средства обучения – аппаратура для проявления информации,заложенной в экранно-звуковых средствах обучения

4. Средства обучения на основании их хар-ка и значения в обучении биологии можно разделить на две группы основные и вспомогательные среди основных различают реальные(натуральные),знаковые(изобразительные)и вербальные(словесные)средства а среди вспомогательных-технические средства обучения тсо.

Билет вопрос 46. Проанализируйте учебный предмет «Биология» как систему биологических понятий. Дайте характеристику условиям развития биологических понятий в школьном курсе биологии.

Методическая переработка материала науки в учебный предмет. Система разделов школьного курса биологии, их преемственность. Интеграция естественнонаучных знаний. Теория развития биологических понятий. Вклад Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, И.Д. Зверева, А.П. Медовой, Н.А. Рыкова, О.В. Казаковой и др. в становление теории. Классификация биологических понятий. Понятия простые и сложные, специальные и общебиологические. Категории понятий. Условия образования ощущений, представлений, понятий. Развитие умений и навыков в связи с формированием понятий. Система повторения, связывающая и развивающая понятия. Влияние теории развития понятий на решение основных проблем науки методики преподавания биологии и практики работы учителя биологии. Теория развития биологических понятий и современность. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: понятие, простые и сложные, специальные и общебиологические понятия, условия формирования понятий.

Понятия- это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обучающихся, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и по совокупности специфическими для них признакам.

Простые понятия-это понятия, которые включают в себя один элемент знания, соответствующего направлению биологической науки.

Сложные понятия- более обобщенные понятия, включающие в себя ряд простых.

Специальные понятия- понятия развивающиеся в пределаж одного школьного биологического раздела.

Общебиологические понятия- сквозные понятия, включающие знания о биологических закономерностях строения, жизнедеятельности и развития живой природы.

Условия формирования понятия.овладение понятием включает разнообразные операций памяти и мышления.Понятиями человек мыслит. Они помогают человеку в пзнании мира. Следовательно, понятия развиваются по законам мышления.оперирование понятиями стимулирует умственное развитие учащихся, приручает их мыслить, осуществлять поиск, использовать в иных ситуациях при раскрытии новых понятий. Это процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию и проходящий ряд стадий: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.???????

Практические задании по методике обучении биологии.

Задание 42.. В 5классе перед выполнением лабораторной работы по теме «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» учитель биологии рассказал устройство лупы, микроскопа, показал тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты, объяснил, какое значение имеет каждая часть, познакомил с правилами работы с микроскопом. Однако самостоятельно выполнить работу учащиеся не смогли. Проанализируйте ситуацию, выявите ошибку учителя биологии и дайте обоснование её коррекции.

 

???????

 

Задание 44. На экскурсии в природу учитель дал каждому ученику для самостоятельной работы задания с экологическим содержанием: l Описать 2-3 дерева по следующему плану – название, густота кроны, диаметр ствола, условия произрастания (освещение, почва, влажность почвы). l Собрать гербарий листьев с этих растений. Какая на ваш взгляд допущена ошибка учителем, дайте обоснование её коррекции.

 

???????

 

 

Задание 49. На уроках биологии,на этапе определения и обсуждения цели урока сучениками, учитель никогда не упоминал об универсальных учебных действиях, которыми они должны овладеть. Прав ли учитель?

 

??????????????????

Микробиология

1. Покажите особенности неклеточных форм жизни на примере вирусов. Химический состав и строение. Взаимодействие вируса с клеткой. Особенности генетического аппарата вирусов и фагов. Происхождение вирусов. Вирусы-неклеточная форма жизни: открытие (Д.И. Ивановский), гипотезы 27 происхождения, размеры, состав, классификация по ДНК, РНК, типы вирусов по хозяину, взаимодействия вируса с клеткой. Значение вирусов. Бактериофаги: структура, репродукция, значение в медицинской практики. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: вирус, бактериофаг, ДНК, РНК.

Зоология

34. Раскройте механизмы теплообменных процессов, их регулирования у эндотермныхживотных. Классификация животных по отношению к температуре (зкдотермные (теплокровные), экзотермные (холоднокровные)). Химическая и физическая терморегуляция (метаболизм, покровы тела: перьевой, волосяной) Терморегуляция в активном движении. Нервный контроль. Поведение (общие принципы адаптации теплообмена). Онтогенез терморегуляции. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: экдотермные животные, экзотермные животные, 23 теплообменные органы.

36. Раскройте особенности морфо-физиологической организации птиц, обеспечившие освоение воздушной среды. Воздушная среда и её характеристики (температура, влажность, плотность воздуха). Ароморфозы, идиоадаптации систем (дыхательная, кровеносная, нервная, пищеварительная, выделительная, опорно-двигательная, половая, покровы тела) птиц. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: цевка, перо, воздушные мешки.

37. Проанализируйте гипотезы происхождения многоклеточности и выделите особенности животных, относящихся к этому подцарству. Раскрыть три гипотезы происхождение многоклеточности (Э. Геккеля, И. И. Мечникова и И. Хаджи). Характерные особенности многоклеточных животных: симметрия, структурные компоненты, морфологические, физиологические особенности. Клеточная дифференциация. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: симметрия, структурные компоненты, клеточная дифференциация

39. Выявите общие закономерности организации и эволюции транспортной системыхордовых животных. Структурные компоненты транспортных систем хордовых животных (кровь, лимфа, сердце, сосуды). Особенности строения кровеносной и лимфатической систем. Морфо-физиологическая организация транспортных систем у первичноводных и наземных животных (один, два круга кровообращения; двух, трёх, четырех камерное сердце» лимфатическая система). ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: коронарный клапан, альвеолярный пузырек, капилляр

40. Покажите общие особенности организации первичноводных позвоночных животных (группа Anamnia), в связи с условиями обитания. Многообразие видов группы первичноводных животных (классы: головохордовые, круглоротые, хрящевые и костные рыбы, земноводные). Морфо-физиологическая организация систем (дыхательная, кровеносная, нервная, пищеварительная, выделительная, опорно-двигательная, половая, покровы тела) во взаимосвязи 24 приспособления и среды. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: первичноводные животные, хорда

Задание 16. Определить видовую принадлежность гнезда птиц. 1) иволга 2) певчий дрозд 3) зяблик 4) обыкновенный ремез 5) пеночка-теньковка

Задание 17. Определить формы внутривидовой изменчивости на примере птиц. 1) возрастная изменчивость (клест обыкновенный, варакушка) 2) половой диморфизм (снегирь) 3) полиморфизм (оляпка) 4) сезонная изменчивость (белая куропатка) 5) географическая изменчивость (маскированная трясогузка.

15. задание Определить по морфологическим признакам принадлежность вида кэкологической группировке (по месту обитания). 1) чомга 2) желна 3) травник 4) саджа 5) белопоясный стриж.

Задание 14. По черепу и зубной формуле млекопитающих определитепринадлежность к отряду. 1) кролик 2) суслик 3) волк 4) бурозубка 5) корова

Задание 13. Установите иерархическую последовательность систематическихкатегорий видовых таксонов. 1) ворона черная 2) бородатая неясыть 3) остромордая лягушка 4) длиннохвостый суслик 5) хариус сибирский.

Задание 12. Идентифицируйте видовую принадлежность особей класса птиц по Определительным таблицам. Виды птиц: 1) обыкновенная чечевица 2) буроголовая гаичка 3) маскированная трясогузка 4) сойка 5) пестрый дятел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: