К основным компонентам информационных технологий относятся внутренние и внешние источники информации. В качестве внутренних для предприятия источников информации могут выступать:
– транзакционные системы, предназначенные для выполнения бизнес-операций и учетных операций;
– система внутрифирменного электронного документооборота;
– документы из электронных хранилищ;
– документы на бумажных носителях.
К внешним источникам информации относятся:
– информационные агентства, поставляющие данные, как в электронном виде, так и на бумажных носителях;
– законодательные и регулирующие органы;
– клиенты и партнеры предприятия, предоставляющие данные в электронном виде или на бумажных носителях.
Информационные потоки, поступающие в информационную систему предприятия из разных источников, частично проходят транзитом, частично направляются в информационные хранилища.
Доставка информации может осуществляться из внешних и внутренних источников по выделенным каналам, по глобальным электронным сетям коммерческого или общего назначения, по корпоративным и локальным компьютерным сетям.
Управление информацией осуществляется следующим образом. Исходные данные, поступающие в систему из различных источников, фильтруются и проходят следующие этапы преобразования:
– проверку корректности (внутренняя непротиворечивость данных; безопасность внесения данной записи для системы в целом);
– реформатирование (приведение к общему формату в соответствии с принятыми на предприятии стандартами представления информации);
– фильтрацию и агрегирование (обобщение) данных;
– исключение дублирования данных;
– датирование данных (обязательное внесение метки данных в соответствии с принципом историчности).
Хорошо организованное хранилище данных обладает свойствами предметной ориентации данных, историчности, интегрированности и неизменяемости во времени.
Создается и ведется метабаза данных (описание структур хранилищ данных), которая может заполняться администратором системы или конечным пользователем.
Основными потенциальными пользователями материалов из информационных хранилищ являются среднее и высшее звено управления, системные аналитики, использующие историческую и текущую информацию о деятельности предприятия для подготовки принятия решений по управлению предприятием.
Основные направления развития информационных технологий должны быть ориентированы наподдержание все ускоряющихся бизнес-процессов как в сфере управления организацией, так и в производственном процессе.
Эволюция информационных технологий
Эволюции информационных технологий предшествовал тысячелетний опыт человечества по преобразованию материальных объектов и энергии в информационные образы (табл. 9.1).
Таблица 9.1.
Этапы развития информационных технологий
Период | Способ реализации ИТ | Тип технических средств | Тин приложения |
До 1445 г. | Преобразование материальных объектов в информационные образы | Ручной | |
До 1946 г. | Тиражирование знаний | Печатные устройства, фото, телеграф, телефон | – |
До 1960 г. | Программирование | ЭВМ первого и второго поколений | Языки программирования: ассемблер, Алгол, Кобол и др., управляющие программы реального времени и пакетного режима |
До 1980 г. | Операционные системы, системы программирования, пакеты прикладных программ | ЭВМ третьего поколения, мини-ЭВМ, глобальные сети | Операционные системы IBM 360 и др., текстовые редакторы, СУБД, САПР, типовые пакеты прикладных программ, гипертекст |
До 1990 г. | Формализация знаний | Персональные компьютеры, локальные сети | Табличные и графические процессоры, электронная почта, интегрированные пакеты, экспертные системы, распределенная обработка данных, типовые предметные приложения |
До 1995 г. | Визуализация приложений | Интернет, интранет | Мультимедиа, электронный офис, электронный документооборот, информационные хранилища, управление групповой работой, корпоративные и транснациональные информационные системы, CASE-технологии, интеллектуальные технологии |
С 1995 г. по настоящее время | Информатизация общества | Беспроводные сети ЭВМ | Видеоконференция, управление знаниями и новациями, реинжиниринг, видеопочта, проникновение ИТ в бытовые приборы |
Информационные процессы и сопутствующие им информационные отношения – это процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации.