Воскресенский (в англоязычной статье)




Тема семинара: «Регионоведение в системе общественных наук»

РАБОЧИЙ ЛИСТ I

Объясните, что входит в предметное поле мирового комплексного регионоведения и исследованием каких процессов оно занимается (по Воскресенскому)

Воскресенский

  • закономерности и внутриполитические процессы формирования глобальных регионов мира, влияние пространственного фактора на глобальные регионы мира как активные и внутренне интегрированные элементы мировой политики, о влиянии этих элементов на мировую систему МО.


Практическая значимость предметного поля МКР:

  1. что можно использовать из опыта развития других стран для обеспечения своего развития
  2. как строить, развивать и прогнозировать благоприятные отношения с другими странами.

 

*по Гладкому:

• что такое регион и как это понятие концептуализируется;

• развитие общих представлений о регионоведении и роль различных факторов в процессе регионализации мира;

• сравнение различных регионов друг с другом, с одной стороны, и различных типов процессов, происходящих внутри регионов, — с другой, для выявления как общих закономерностей событий, происходящих в регионах различных стран, так и специфических черт, характерных для отдельных из них;

• соотношение регионализма и федерализма в полиэтнических и преимущественно моноэтнических, но федеративно устроенных государствах;

• своеобразие культурно-исторических, экономических, природных и других регионов Российской Федерации;

• возможности и пределы заимствования зарубежного опыта в развитии российского регионализма с учетом этнорелигиозной специфики российского социума, неравномерности экономического развития отдельных территорий, проявлений регионального сепаратизма и т.д.;

• региональное развитие и управление и т.д.

 

Объясните значение терминов (со ссылкой на прочитанную литературу)

а) страноведение:

Гладкий

– географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хоз-ве, культуре и соц. организации (ГЭС, 1988:)

– комплексная научная дисциплина, занимающаяся изучением разных стран земного шара (Дмитриевский, 1998)

– создание целостных и возможно более широких по своему содержанию характеристик различных тер-й (Машбиц, 1998)

=> страноведение - прежде всего, изучение географических стран и районов; Тибет можно назвать регионом, но нельзя ассоциировать со страной, поэтому страноведение ≠ регионоведение (более емкое) (Машбиц - абс. противоположное мнение)

– страноведение не претендует на роль особой науки, а представляет собой лишь “форму объединения разнородных знаний о той или иной стране” (Баранский, 1946)

– “проблемное страноведение”: вопросы обеспеченности ресурсами, хар-р исп-я тер-и, инфраструктурное оснащение тер-и и т.п. (Машбиц, 1998)

 

Мироненко

  • наука, изучающая конкретные территории (в отличие от отраслевой географии)
  • организационная форма объединения различной информации об определенной стране или районе

 

б) Area Studies = “страноведное регионоведение” (Воскр.):

Базедов

– не является единым полем исследования;главное - специфический географический фокус

*3 типа сравнительного регионоведения:

  1. intra-regional (сообщества в рамках региона: партии в Южной Африке)
  2. inter-regional (региональное сотрудничество в Азии и ЛА)
  3. cross-regional (обладающие значительными запасами ресурсов страны Африки, ЛА и Ближнего Востока)

 

Зантон (Szanton):

Area Studies в США старается документировать существование, внутреннюю логику и теоретическое в лияние особых общественных и культурных ценностей, структур, динамики развития на общества за пределами США и Европы. У Area Studies две главные цели: 1) обобщить новые знания и новые формы знания с точки зрения их важности и практического применения; 2) to historicize and contextualize the formulations and universalizing tendencies of the US social science and humanities disciplines which continue to draw largely on US and European experience.

 

в) Regional Science = “региональная наука” (Воскр.):интер-дисциплинарное / мульти-дисциплинароное поле исследований (Воскр.)

 

г) мировое комплексное регионоведение/зарубежное регионоведение: интегральная политико-экономическая и соц. дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования соц.-эк. и соц.-полит. систем мира с учетом исторических, демографических, нац., религиозных, культ.-антропологических, эколог., политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в МРТ и системе МО (Воскр.)

 

д) классическое («внутреннее») регионоведение:

  • область научного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение специфики соц.-эк., полит., культ., природного, эколог-го развития относительно целостных тер. образований, именуемых регионами (Гладкий)
  • анализирует районы внутри нац. государств на стыке 2-3 нац. государств (Воскр.)

Определите, какие явления и процессы, традиционно изучаемые в данных науках, также входят в предметное поле современного регионоведения (по Воскресенскому, Догану, Машбицу, Гладкому и Чистобаеву).

а) география:

Гладкий

– регионоведение может рассматриваться в качестве ее субдисциплины;

– география служит аналитическим инструментарием для пространственной дифференциации регионов, определения их рубежей, конструирования искусственных регионов;

– экономическая география вычленилась из географии, а региональная экономика – из экономики, хотя поиски различий между ними бесполезны

б) история

Машбиц (с.49):

Велика роль историзма для географии, важно выявление генезиса населения, хозяйства и природной среды. Несомненный интерес представляет и своего рода “ генетический код ” стран и районов, населяющих их этносов, выявление черт и традиций прошлого и настоящего.

 

в) международные отношения:

закономерности межгос связей, а также связей государств и других (негос) субъектов; совокупность пол, прав, идеолог, дип, воен и др. связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.


г) мировая политика

???

 

д) политология/сравнительная политология

Машбиц (с.51):

(говорит о связке “комплексное страноведение - политология”) В комплексных страноведческих характеристиках определенную роль играет политический портрет территории. На него могут влиять самые различные и изменчивые факторы, сиюминутные политические симпатии, антипатии или политическое безразличие. Но важно проследить более устойчивые факторы политико-географического климата в связи с особенностями социально-экономического развития, характером хозяйственной деятельности, составом населения.

 

е) экономика/пространственная экономика

Машбиц (с.50):

Связка “комплексное страноведение - экономика” приобретает особую значимость для отображения экономической деятельности населения (прим. Олега - определенного региона/района/территории). Особенно важно выявление сочетаний отраслевой и территориальной структуры хозяйства для возможно более комплексной характеристики и отраслевых экономик, и всей целостности экономической структуры.

В этой связи представляют несомненный интерес сведения об экономике, “привязанные” к территории (что составляет важный элемент региональной экономики). Не меньшее значение имеет и использование умело отобранных технико-экономических показателей, отображающих эффективность экономики, ее ресурсоемкость и энергоемкость, связи с определенными территориями и их свойствами.

4. Поясните (по Воскресенскому, Догану, Мироненко):

а) почему регионоведение можно назвать междисциплинарным /

мультидисциплинарным / «гибридным»:

Доган

– решает проблемы, стоящие на стыке дисциплин или в неохваченном ими пространстве

– однако многие считают междисциплинарность нерелевантным понятием: одному ученому слишком сложно быть специалистом в нескольких дисциплинах

– по мнению некоторых, вернее будет назвать нынешнюю ситуацию “гибридизацией элементов разных наук”

– area studies возникают на пересечении антропологии, истории, литературы и политологии

Воскресенский

  • ориентировано на изучение взаимодействия нескольких функциональных подсистем в их средах (меж-) + ориентировано на изучение взаимодействия функциональных подсистем в общей для них среде системы (мульти-)
  • находится на стыке предметных полей

 

б) что означает и какие задачи выполняет методологический синтез в регионоведении:

Доган

  • позволяет залатать бреши в тех областях знания, которые были заброшены, например, экономикой

Мироненко

  • хорологический (пространственный; от географии) + хронологический (от истории) методы дают комплексное представление

Воскресенский

· пространственные, временные и структурные подходы синтезируются в комплексное многомерное понимание региональной специфики мирового сообщества

· позволяет решать вопросы гармонизации отношений между государствами, находящимися на различных этапах развития и с разными порядками соц.-политического доступа

· позволяет синтезировать анализ внешних и внутренних факторов

 


 

РАБОЧИЙ ЛИСТ II

5. Укажите, с чьими именами связаны основные этапы становления отечественного регионоведения, и обозначьте их примерные временные рамки (по Машбицу и Воскресенскому):

• заметки путешественников, записи случайных сообщений о заморских странах

Машбиц:

XIII-XVIII вв.

 

XII-XVII вв.: Ермак, А. Никитин, С.И.Дежнев, паломники в Палестину

 

• дневники научных экспедиций, систематизированное описание территорий

Машбиц:

XVIII в.: Крашенинников, Рычков

XIX-нач. XX вв.: Рычков, Семенов-Тян-Шанский

 

XVII-XIX вв.: С.П.Крашенинников “Описание Земли Камчатки”, П.И.Рычков “Топография Оренбургская”. Н.Я.Бичурин - карта Пекина, 14 книг и 100 статей о Китае; Н.М. Пржевальский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, П.К.Козлов, И.Ф.Крузенштерн.

 

• экономическое планирование территориального размещения производства

Воскресенский (учебник): во второй половине XIX в. сформировались концепции экономического районирования

Машбиц:

20-30-е гг. XX в.: Баранский, Колосовский, Витвер

• создание комплексных страноведческих характеристик

Воскресенский (учебник): одновременно с формированием этой тенденции в европейской традиции (когда именно - неизвестно)

 

• гуманизация регионоведения, его «дрейф» в сторону общественных наук

???

Версия (Олег)

У Машбица есть упоминание, что вместе с французом Элизе Реклю работали Мечников, Кропоткин. Это период XIX века.

 

Еще этапы (из другой классификации)

· 60-80-ые гг. 20в. – теоретико-синтетический этап: Маергойз, Машбиц, Максаковский, Алаев, Анучин, Берг;

· 90-ые гг. – н.в. – теоретико-методологический этап: Воскресенский, Мироненко, Бусыгина, Туровский

 

6. Перечислите имена крупнейших представителей и сформулируйте особенности методологии зарубежных школ регионоведения (по Воскресенскому, Мироненко, Зантону, Бойсу):

а) немецкой

Воскресенский (учебник):

В немецкой школе традиционно были сильны “классификаторские” тенденции и опора на статистические данные. Немецкая школа сформировала идею единства и целостности человечества при всем богатстве и разнообразии национальных культур, а в 1-й пол. XX в. породила две теории:

  1. теория геополитического развития и трансформаций (теория влияния географического фактора на внешнюю политику, включая псевдонаучную концепцию “жизненного пространства (lebensraum)” и антинаучную концепцию расового превосходства).
  2. теория пространственной экономики, впоследствии получившей второе дыхание в США в XX в.

Яркие представители немецкой школы: Ратцель, Гердер, Фихте, фон Гумбольдт, Риттер, Хаусхофер.

Основатели школы этнопсихологии: Лараус, Штайнталь, Вундт, историки Ранке, Дройзен, Бругш, Моммзен, философы Шпенглер, Шпан и др.

 

Мироненко:

“Немецкая школа описательного государствоведения или “ камеральная статистика” (зародилась в XVII-XVIII вв.). Характерные черты: перегруженность фактами и слабость пространственного анализа между ними.

“Коммерческая география” и “коммерческое страноведение”: товароведение в его географической интерпретации.

“Антропогеография” (оформилась в начале XIX в.). Название введено немецким ученым Ф.Ратцелем (хотя раньше это направление исследовал К.Риттер). Ратцель: задача антропогеографии - изучение рассленеия в связи с различиями окружающей географической среды, а также складывающегося в процессе расселения образа жизни людей.

 

б) французской:

Воскресенский (учебник):

Французская школа сформулировала понятия “география человека” и “региональные характеристики”, но концентрировала свое внимание на природной среде без учета явлений социально-экономического характера

В XX в. эта описательность была преодолена в двух оригинальных комплексных направлениях - военной геополитике (Лакост, Готтман, Энсель) и комплексном картографическом регионоведении, составляющих своеобразие французской школы вплоть до начала настоящего времени.

 

Мироненко:

“Французская школа географии человека” (конец XIX-нач. XX вв.). Страноведческо-краеведческое направление.

Главный представитель: Видаль де ла Бланш, его труд - “Картины географии Франции”. Отличительная черта: гуманистический подход.

Особенность методов: почувствовать “аромат территории” - выбирались наиболее впечатляющие детали, порой далекие друг от друга факты (политические, археологические, климатические).

Еще интересно понимание гармонии. По де ла Бланшу - это бесконфликтность между ландшафтом и человеческой деятельностью.

География человека базировалась на природной среде, в ее кргу допускались социально-экономические явления лишь постольку, постольку они находят отражение в ландшафте. Де ла Бланш: “образ жизни” - первичный предмет исследования.

Развитие идей Бланша - Ж.Брюн. Выделил два основных принципа географии:

  1. принцип человеческой деятельности, в процессе которой непрерывно изменяются географические факты;
  2. принцип взаимосвязанности, означающий ф-е географического объекта в результате взаимодействия данного района или страны с другими районами, странами, с мировым хозяйством.

Развитие школы Бланша - Элизе Реклю (это мужик). Его труды “Новая всемирная география” и “Земля и люди”.

 

в) англо-американской:

Ключевые имена и методы (если они упомянуты):

Воскресенский (учебник):

В английской школе известность получили идеи Ф.Коломба, Х.Маккиндера и др.

 

Американская школа получила мощный интеллектуальный импульс в конце XIX в. (А.Мэхэн), финансовый и интеллектуальный толчки во второй половине XX в., когда были опубликованы крупные работы геополитического характера в основном в области МО и МирПол (Спайкмэн, Вайджерт, Э.Хантингтон, О.Хантингтон и др.).

Для американской школы комплексных макрорегиональных исследований характерна опора на количественные методы, необходимость которых не оспаривается и в исследованиях, преимущественно основанных на качественных методах.

 

Бойс:

  • США

Walter Isard (Уолтер Айзард) + W.W. Leontief - вместе работали над таким подходом: input-output approach.

Айзард - 1950-е. Подготовил сборник работ по Regional Science. Следует отметить, что в работах были использованы теории и методы различных дисциплин, эти теории и методы применялись для изучения больших и малых регионов, сельских и городских районов, а также отношений между регионами.

Jean Paenlinck. Основал научный журнал Regional and Urban Economics, Operational Methods, затем этот журнал был переименован в Regional Science and Urban Economics.

В разные годы Айзард работал и выпускал статьи/книги вместе с Benjamin Stevens, Eugene Schooler, Thomas Vietorisz, Tony Smith, Thomas Reiner.

Geoffrey Hewings, Morgan Thomas, Genpachiro Konno, Stan Czamanski - тоже какие-то американские регионоведы, упомянутые в статье Бойса.

William Alonso - первый Ph.D по Regional Science (1960)

 

Зантон (Szanton) про США и Европу:

Area Studies в США старается документировать существование, внутреннюю логику и теоретическое в лияние особых общественных и культурных ценностей, структур, динамики развития на общества за пределами США и Европы. У Area Studies две главные цели: 1) обобщить новые знания и новые формы знания с точки зрения их важности и практического применения; 2) to historicize and contextualize the formulations and universalizing tendencies of the US social science and humanities disciplines which continue to draw largely on US and European experience.

США: Victoria Bonnell, George Breslauer, Nicholas Dirks,

 

Воскресенский (учебник):

Предметным полем европейских (European Studies) и американских исследований (American Studies) является комплексный политико-экономический анализ региональных моделей развития двух крупнейших и теснейшим образом связанных геопространственных сегментов единого западного мира и их влияния на остальной мир.


г) китайской:

Воскресенский (учебник - стр.74):

Китайская школа международно-региональных исследований - одна из самых молодых среди современных мировых школ.

Эта школа хоть и ввела в номенклатуру международного профиля понятие регионоведения (цююйсэю), в целом пока развивает его пока в классическом русле исследований международно-региональной или экономической проблематики Европы и Азии.

Китайские ученые ввели понятие архитектоники (шицзе гэцзюй) - мировая структура, в рамках которой крупные государства или группы стран, объединенные в коалиции или на основе интеграции в новые мировые общности - макрорегионы, исходя из интересов стратегической безопасности и экономической выгоды, формируют относительно стабильное соотношение сил в мире и поддерживают взаимные отношения.

Китайская школа понимает мировой порядок как отражение соотношения сил в мировой архитектонике, т.е. в исторически сложившейся на данный момент мировой структуре, внутри которой конкурируют и сотрудничают государства разных классов (сверхдержавы, центры силы, ведущие государства, крупные и средние государства).

· про китайцев - китайская школа занимается как традиционной проблематикой геополитических взаимосвязей, так и совершенно новой группой мирополитических проблем. Теория и практика влияния внутриполитических процессов на МО и в целом на мирополитическую сферу.

Представители: Ху Цзинтао, Ли Юйтань, Е Цзычэн, Ван Ичжоу, Цюй Личжу, Цзи Чжиъе и др.

 

Какие теоретические претензии предъявляются к современному регионоведению в России и за рубежом? Как бы Вы ответили на эту критику? (По Зантону, Паю, Базедову и Кёльнеру, Машбицу, Гладкому и Чистобаеву).

Базедов

  • необходимость регионоведения в глобализирующемся мире: разница между регионами стирается, а значит фокус должен быть на глобальных тенденциях, обобщающих теориях, обобщающей аналитике, которые могут быть применены в отношении любого регионаНО: понимание глобальных тенденций невозможно без знания особенностей региона
  • необходимо переписать регионоведение с использованием “постмодернистской” терминологии (искоренить предубеждения)
  • необходимо отойти от понятий национальных гос-в: ответ на “де-территориализацию”
  • дискуссия вокруг взаимоотношений между научными дисциплинами и “нетеоретизированным” регионоведением
  • обвиняется в “идеографичности”: занимается описанием, а не построением теорий

 

Воскресенский

  • “западоцентричность”: нац. методологии ограничены

Поясните, в чем ограниченность классического страноведения (Area studies) и почему оно не может адекватно объяснить процессы развития Запада и Востока в рамках мировой системы? Что позволяет мировому комплексному регионоведению решать подобные аналитические и практические задачи? Почему это является важным? (по Воскресенскому)

 

Воскресенский (в англоязычной статье)

Существует задача - какой подход необходимо использовать для анализа деления мира на регионы + чтобы этот метод позволял добиваться практического эффекта.

В этой связи возникает критика в адрес Area Studies, которые, во-первых, строятся на подходах culturalism[1] / interpretivism[2], использующих туманное определение area - территория, и, во-вторых, считают себя тем, что выдает реальное знание, способное менять используемые в различных дисциплинах понятия/концепты (concepts).

Воскресенский же говорит, что именно регионоведение - Regional Studies использует наиболее эффективный подход - системный! Во-первых, этот подход комплексный - использует наработки все других подходов, во-вторых, этот подход позволяет решать теоретические и практические задачи - изолировать ключевые макрорегионы мира и анализировать на региональном уровне процессы трансформации среды. Более того, Воскресенский предлагает делить мир на компактные территории - локусы (locuses) - политико-экономические регионы и субрегионы (иными словами, на мега и мезо-территории или региональные комплексы безопасности).

Воскресенский ссылается на работу Арифа Дирлика (турок-американец), в которой тот подчеркивает, что критика в адрес Area Studies связана тем, что Area Studies является продуктом периода после Второй мировой. В тот период развитие Area Studies было нацелено на удовлетворение интересов гегомонии США. Исследования Area Studies использовали ранее существовавшие наработки Orientalist culturalism с целью систематизировать знания о мире. В настоящее время этого систематизированного знания уже не достаточно, так как глобализация смешивает различные территории (globalization scrambles areas).

Воскресенский говорит о необходимости обновить Area Studies и реструктуризировать их в Regional Studies как подраздел (sub-field) Международных отношений (IR) и Политологии (Political Science). Подобное уже происходило, утверждает Воскресенский, когда появилась International Political Economy как подраздел (sub-field) Международных отношений (IR).

В настоящее время существует необходимость изучения региональных и субрегиональных субсистем/подсистем (subsystems) МО, так как в современных МО преобладают такие тенденции, как глобализация, регионализация и фрагментация, и вообще невиданная ранее трансформация мира под влиянием глобализации.

[1] Про эту ересь см. подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Culturalism

[2] Про эту ересь см. подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Antipositivism


Зантон (Szanton)

Главным предметом изучения Area Studies были сами США, и, таким образом, США в анализе исследователей стали универсальной меркой для других обществ. При этом сами США в рамках исследований не подвергаются сравнениями, критике и пр.

10. Сформулируйте основные тенденции развития современного регионоведения (по Догану, Зантону, Базедову и Кёльнеру, Воскресенскому):

Базедов

  • фокус должен быть на глобальных тенденциях, обобщающих теориях, обобщающей аналитике, которые могут быть применены в отношении любого региона
  • повышение спроса на регионоведение после 9/11: благодаря его исторической и культурной основе, возможно объяснить феномен воинствующего ислама; повышение интереса к текущим событиям

 

Воскресенский

  • большое внимание уделяется вопросам социальной инженерии (сможет ли незападный мир построить свои дем. институты?)
  • европейский исследования сконцентрированы на вопросах интеграции
  • американские исследования рассматривают роль США в мировой политике
  • тенденция к комплексному политико-экономическому анализу феномена особости Востока, повышению его роли в мировой политике
  • усиленное внимание к структурным подходам и методологиям
  • необходимость нового метода: сочетание классических дисциплинарных (из политологии, социологии, …) и регионально-страновых подходов
  • возможность формирования незападных концепций + расширение незападоцентричных подходов

 

+ Пай

  • специализация требует глубокого знания языков и более длительного обучения
  • активно развивающаяся отрасль: изучение политического развития бывших колоний


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: