Таблица 1
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
Хронологический порядок | Текущее время |
Чтение карт, схем | Конкретное пространство |
Запоминание имен, слов, символов | Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей |
Речевая активность, чувствительность к смыслу | Восприятие эмоционального состояния |
Видение мира веселым, легким | Видение мира мрачным |
Детальное восприятие | Целостное, образное восприятие |
Таблица 2
Важнейшие особенности деятельности | |
животных | человека |
Инстинктивно-биологическая деятельность | Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении |
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) | Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности |
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации | Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости |
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного | Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры |
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия | Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания |
Приспосабливаются к внешней среде | Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями |
Таблица № 1. Взгляды З. Фрейда и Э. Эриксона на возрастное развитие людей.
№ стадии | СТАДИЯ (этап, фаза развития) | ПО З. ФРЕЙДУ – ВЫДЕЛЕНИЕ ЭРОГЕННОЙ ЗОНЫ | ПО Э. ЭРИКСОНУ - ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ (амбивалентных) ПЕРЕЖИВАНИЙ (чувств) |
I | 0 - 1/1,5: младенчество | оральная стадия - сосание, кусание, захват предмета ртом, удержание предмета ртом | доверие/недоверие к окружению, к среде (к людям, к миру вокруг) |
II | 1/1,5 – 3: раннее детство | анальная стадия - интерес к физическим отправлениям организма (к потребностям выделения) | индивидуально обусловленная выработка автономии Я, появление сомнения, стыда, формирование уверенности/неуверенности в себе |
III | 3 - 6/7: дошкольное детство | познавательный интерес к своим гениталиям и гениталиям других | инициативность/чувство вины, развитие, или ослабление, укрепление или размывание потребности в родительской любви |
IV | 6/7 - 10/11: младший школьный возраст | латентная стадия - нет ярко выраженной эрогенной направленности, зарождение сексуальности | достижение/неполноценность, преимущественное формирование мотивации на достижения или мотивации на избегание неудач |
V | 10/11 - 15/16: подростковый возраст | латентная стадия развития либидо, с проявлениями общетелесной сексуальности в общении с окружающими | кризис личности, диффузия личностной идентичности, психологическое (мотивационное) осмысление индивидуальных жизненных приоритетов, формирование социальной (деятельностной) личностной направленности |
VI | 15/16 - 20/21: юность, 20/21 - 29/30: молодость | генитальная стадия, - наступление половой зрелости, формирование индивидуальной эрогенности | интимность/изоляция, нахождение своего места в мире, формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, культурологический (мировоззренческий) кризис личности, переосмысление жизненных целей |
VII | 29/30 - 40/42: взрослость, 40/42 - 53/55: зрелость | не дает характеристик данных возрастов в своей концепции | творчество/застой, качественное развитие или угасание креативности, профессиональное развитие, занятие места в обществе, культурно-религиозное становление и развитие |
VIII | 53/55 - 63/65: пожилой возраст, 63/65 - 73/75: старость, 73/75 - 83/85: преклонный (дряхлый) возраст | в своей концепции не дает характеристик для данных возрастов | интеграция/разочарование, приобретение нового социального статуса, или потеря своего "социального Я". Для женщин - уход в семью, творчество и рукоделие, для мужчин - политическая жизнь, наука, развлечения |
Характеристики восприятия
Предметность | Целостность | ||
Выражается в отношении сведений, получаемых | Восприятие есть всегда целостный образ предмета. | ||
из внешнего мира, к этому | |||
миру. | |||
Структурность | Константность | ||
Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. | Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д. | ||
Осмысленность | Избирательность | ||
Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. | Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. | ||
Рис.1. Качества внимания
Структура Общей психологии