Характеристики восприятия




Таблица 1

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу Восприятие эмоционального состояния
Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным
Детальное восприятие Целостное, образное восприятие

 

Таблица 2

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства,   орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

 

 

 

Таблица № 1. Взгляды З. Фрейда и Э. Эриксона на возрастное развитие людей.

 

№ стадии СТАДИЯ (этап, фаза развития) ПО З. ФРЕЙДУ – ВЫДЕЛЕНИЕ ЭРОГЕННОЙ ЗОНЫ ПО Э. ЭРИКСОНУ - ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ (амбивалентных) ПЕРЕЖИВАНИЙ (чувств)
I 0 - 1/1,5: младенчество оральная стадия - сосание, кусание, захват предмета ртом, удержание предмета ртом доверие/недоверие к окружению, к среде (к людям, к миру вокруг)
II 1/1,5 – 3: раннее детство анальная стадия - интерес к физическим отправлениям организма (к потребностям выделения) индивидуально обусловленная выработка автономии Я, появление сомнения, стыда, формирование уверенности/неуверенности в себе
III 3 - 6/7: дошкольное детство познавательный интерес к своим гениталиям и гениталиям других инициативность/чувство вины, развитие, или ослабление, укрепление или размывание потребности в родительской любви
IV 6/7 - 10/11: младший школьный возраст латентная стадия - нет ярко выраженной эрогенной направленности, зарождение сексуальности достижение/неполноценность, преимущественное формирование мотивации на достижения или мотивации на избегание неудач
V 10/11 - 15/16: подростковый возраст латентная стадия развития либидо, с проявлениями общетелесной сексуальности в общении с окружающими кризис личности, диффузия личностной идентичности, психологическое (мотивационное) осмысление индивидуальных жизненных приоритетов, формирование социальной (деятельностной) личностной направленности
VI 15/16 - 20/21: юность, 20/21 - 29/30: молодость генитальная стадия, - наступление половой зрелости, формирование индивидуальной эрогенности интимность/изоляция, нахождение своего места в мире, формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, культурологический (мировоззренческий) кризис личности, переосмысление жизненных целей  
VII 29/30 - 40/42: взрослость, 40/42 - 53/55: зрелость не дает характеристик данных возрастов в своей концепции творчество/застой, качественное развитие или угасание креативности, профессиональное развитие, занятие места в обществе, культурно-религиозное становление и развитие
VIII 53/55 - 63/65: пожилой возраст, 63/65 - 73/75: старость, 73/75 - 83/85: преклонный (дряхлый) возраст в своей концепции не дает характеристик для данных возрастов интеграция/разочарование, приобретение нового социального статуса, или потеря своего "социального Я". Для женщин - уход в семью, творчество и рукоделие, для мужчин - политическая жизнь, наука, развлечения

 

 

Характеристики восприятия

Предметность   Целостность
Выражается в отношении сведений, получаемых   Восприятие есть всегда целостный образ предмета.
из внешнего мира, к этому    
миру.    
Структурность   Константность
Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.   Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д.
Осмысленность   Избирательность
Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.   Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
       

Рис.1. Качества внимания

 

Структура Общей психологии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: