Классификация К. Раункиера




Введение

На 1 курсе агрономического факультета, специальности «Почвоведение и агрохимия», для закрепления знаний по дисциплине «Ботаника» и с целью подготовки к изучению обязательных дисциплин проводится учебная полевая практика по ботанике.

Учебная полевая практика – это один из важнейших этапов учебных занятий по ботанике. Полевая практика завершает изучение теоретического и практического материала по анатомии и морфологии растений, систематики растений закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные на лекциях и лабораторных занятиях. На первом курсе полевая практика посвящена общему знакомству с разнообразием растений в природе. При этом мы учимся анализировать особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений, знакомимся с их экологией, жизненными формами. Наблюдение и изучение растений на месте их произрастания помогает нам убедиться в единстве растительного организма и условий его существования. Учебная полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе.

 

 

Цели и задачи учебной практики

Цель учебной практики – закрепление знаний по пройденному теоретическому курсу ботаники (морфологии, анатомии и систематике растений), а также расширение и углубление знаний по экологии растений и геоботанике.

Задачи учебной практики:

· Описание гербария 8 видов растений:

1.Табак махорка

2.Петуния

3.Дурман вонючий

4.Паслен сладко-горький

5.Белена черная

6.Паслен клубненосный, картофель

7.Паслен черный

8.Томат съедобный

· Изучить морфологические и биологические особенности растений и семейств, к которым они относятся.

· Освоить технику оформления гербария и закрепить навыки работы с определителями.

· Пропагандировать охрану природы.

· Составление отчета по проведенной работе.

 

Казахский агротехнический университет

им. С. Сейфуллина

Кафедра лесных ресурсов и лесного хозяйства

 

ДНЕВНИК

учебной практике по ботанике

студентов 1 курса агрономического факультета

специальность «Почвоведение и агрохимия»

2 группы

 

Бригада № 2

1. Бригадир – Каржас Алия

2. Мамыр Аружан

3. Каракузиева Камилла

4. Рамазан Диана

5. Каримова Лютфи

6. Кусаинова Гульнара

 

Продолжительность практики

с 5.06.2017 по 9.06.2017

 

Место практики: агрономический факультет

Руководитель практики: кандидат биологических наук, доцент Муранец А. П.

 

Астана 2017

 


 

I день.

У нас было ознакомление с практикойю Нас разделили на 4 бригады. Наша бригада состояла из 6 студентов: 1)Каржас Алия; 2)Мамыр Аружан; 3)Каракузиева Камилла; 4)Рамазан Диана; 5)Каримова Лютфи; 6)Кусаинова Гульнара. Нам объяснили ход работы, ведение дневника, оформление папки, заполнение отчета.

 

II день.

На 2-ой день мы назначили командиром нашей бригады Каржас Алию. Также разделили обязанности внутри бригады, у каждого было свое задание: Диана и Аружан – отвечали за оформление папки, Лютфи и Гульнара – покупали реквизиты, Алия и Камилла – отвечали за отчет.

 

III день.

Мы были на природе и собирали растения для гербария семейства Пасленовые (Solanaceae).

 

IV день.

Каждый выполнял свои обязанности.

 

V день.

В последний день практики закончили написание отчета, оформление папки и заполнение дневника.

 

Основная часть

Жизненная форма – это своеобразная внешняя форма организмов, обусловленная биологией развития и внутренней структурой их органов, формируется в определенных почвенно-климатических условиях, как приспособление жизни к этим условиям, т.е. это форма организмов, приспособившихся к своей среде обитания под длительным влиянием комплекса факторов. Наука о жизненных формах растений – биоморфология. Она сформировалась на стыке морфологии, экологии, систематики, биологии развития и эволюционного учения и позволяет под одним углом зрения взглянуть на структуру отдельной особи, фитоценоза и флоры в целом.

Изучение жизненных форм, их динамики исключительно важно для познания закономерностей приспособления популяций и организмов к тем или иным условиям среды. Сообщества растений и животных устойчивее и продуктивнее, если они состоят из видов с разными жизненными формами. Такое сообщество полнее использует ресурсы среды и имеет более разнообразные внутренние связи. Без изучения жизненных форм невозможно изучить ценотическую структуру – один из основных аспектов структурно-функциональной организации биогеоценоза.

Классификации жизненных форм растений

Классификация К. Раункиера

Рисунок 1. Жизненные формы растений по К.Рауникиеру

 

Рисунок 2. Схема жизненных форм Раункиера

За основу классификации им принято (рис.1) расположение почек возобновления и наличие приспособлений для переживания неблагоприятного сезона года (в умеренных и арктических широтах – зима, в аридных районах еще и летние засухи). Выбранный ученым признак коррелятивно связан со множеством других. Все растения К. Раункиер разделил на 5 типов жизненных форм, которые называл также биологическими типами (рис. 2). Каждый из типов жизненных форм Раункиера подразделяется еще на 3-15 подтипов, характеризующихся разным характером и расположением побегов, защищенностью почек и другими морфологическими признаками.

1. Фанерофиты (Ph) – почки возобновления, открытые или закрытые, расположены на вертикально растущих побегах высоко над землей (выше 30 см). Деревья, кустарники, лианы, стеблевые суккуленты и стеблевые травы.

2. Хамефиты (Ch) – почки возобновления близко к поверхности, не выше 20-30 см. В умеренных широтах побеги этих растений зимуют под снегом и не отмирают. Травянистые растения, кустарнички (черника, линнея северная, брусника, багульник простертый, морошка, дерен канадский).

3. Гемикриптофиты (Hk) – почки возобновления на поверхности почвы или в самом поверхностом слое, под подстилкой. Дернообразующие, надземные побеги к зиме отмирают. Многие луговые и лесные растения (одуванчик, злаки, осоки, лютик Франше, лапчатка земляниколистная, хохлатка бледная, пионы, башмачки, крапива).

4. Криптофиты (Cr) – почки возобновления на подземных органах (клубнях, корневищах), скрыты в почве (геофиты) или под водой (гидрофиты и гедатофиты). Лучше всего защищены от иссушения. Многолетние травы с отмирающими надземными частями (ландыш, адонис амурский, хохлатки расставленная и сомнительная, василисники, ветровочники, луки, тюльпаны, лилии, калужница, такла, белокрыльник).

5. Терофиты (Th) – возобновление только семянами. Неблагоприятный период года переживают на стадии семян. Все терофиты – однолетние растения (маки. марьянник розовый). Ими сравнительно богаты степи, полупустыни и пустыни. К этой группе, кроме обычных однолетников, относятся и зимующие однолетники, которые, начав развитие осенью, зимуют в вегетативном состоянии и будущей весной или летом заканчивают свой цикл развития, давая семена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: