Описание инструментария для осуществления исследования в выпускной квалифицированной работы




 

Одним из инструментов для осуществления исследования в ВКР является SWOT – анализ.

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:

· Strengths (сильные стороны),

· Weaknesses (слабые стороны),

· Opportunities (возможности),

· Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды.

Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т. д.

 

Сильные стороны Слабые стороны
1. Относительно низкий тариф при перевозках на большие расстояния; 2. Отсутствие реальных альтернатив для некоторых маршрутов перевозок; 3. Высокая маршрутная скорость ускоренных контейнерных поездов, особенно в транспортном сообщении; 4. Эксплуатационные затраты на расстояние перевозок более 1000 км ниже, чем у автотранспорта; 5. Возможность эффективно осуществлять массовые перевозки контейнеров; 6. Разветвленная сеть терминалов для работы с контейнерами и маршрутов перевозок; 7. Высокая экологическая эффективность перевозок; 8. Холдинг «РЖД» занимает уникальные лидирующие позиции на российском транспортно-логистическом рынке.   9. Хорошая репутация;   10. Стабильная прибыль;   11. Наличие разветвленной железнодорожной сети, обслуживание более 35-40 тысяч клиентов.   12. Наличие доступа к современным логистическим решениям.   13. Наличие собственного подвижного состава, включая морские паромы и автомобильный транспорт.   14. Широкая клиентская база.   15. Долгосрочные отношения с крупнейшими отечественными и зарубежными компаниями.   16. Значительный опыт реформирования и перестройки бизнес-процессов.   1. Высокая степень изношенности подвижного состава.   2. Нехватка управленческих ресурсов для развития новых транспортно-логистическим услуг.   3. Ухудшающаяся конкурентная позиция; 4. Устаревшая модель взаимодействия с клиентами, деятельность холдинга «РЖД» недостаточно клиентоориентирована.   5. Низкая оперативность принятия решений.   6. Необходимость получения согласований в органах государственной власти. 7. Дефицит инвестиций, в т.ч. для реализации стратегически-значимых проектов.   8. Уход высокодоходных грузов на другие виды транспорта.   9. Зависимость деятельности Холдинга от государственного тарифного регулирования. 10. Низкая скорость перевозки   контейнеров, особенно на расстоянии менее 2000 км;   11. Недостаточная ценовая конкурентоспособность при перевозках до 2000 км; высокие динамические нагрузки, создающие риски повреждениям грузов;   12. Неразвитость сервиса «от двери до двери», низкое качество сопутствующих перевозке услуг;   13. Необходимость дополнительных затрат на охрану контейнеров;   14. Относительно слабое таможенное сопровождение грузов.
Возможности Угрозы
  1. Репутация, опыт работы, бренд   2. Наличие постоянных клиентов   3. Устойчивое финансовое состояние   4. Динамичное развитие внешнеторговых связей, в том числе между Европой, Россией, Китаем, странами Таможенного Союза;   5. Выравнивание условий конкуренции с автомобильным транспортом при введении платы за проезд тяжеловесных грузовиков; 6. Ужесточение экологических требований в Европе и России, увеличение топливных сборов, рост рыночной стоимости топлива;   7. Повышение рисков движения морского транспорта через Суэцкий канал;   8. Расширение применения контейнеров для перевозок грузов различной номенклатуры (металлы, зерно, лесные грузы, продукция химической промышленности, сжиженные газы);   9. Расширение практики применения накладной СМГС, совершенствование работы таможенных органов;   10. Повышение качества сервиса компаний холдинга «РЖД». 11. Рост российской экономики с приоритетным развитием производств с высокой добавленной стоимостью и инновационной составляющей.   12. Реализация значительных синергетических эффектов за счет интеграции компании «ЖЕФКО» в структуру холдинга «РЖД».     1. Снижение стоимости новых иностранных автопоездов, рост автопарка;   2. Увеличение бюджетных инвестиций в развитие автодорожной сети при недостатке средств на развитие железнодорожной инфраструктуры;   3. Дефицит парка контейнеров для роста контейнеризации, усиление контроля над парком контейнеров со стороны морских операторов;   4. Увеличение тоннажа контейнерного флота и снижение ставок на морские перевозки контейнеров в международном сообщении;   5. Инфраструктурные ограничения для увеличения числа контейнерных поездов и/или повышения скорости их движения;   6. Вследствие потепления климата развитие навигации по северному морскому пути – сокращение сроков доставки контейнеров морем из азиатско-тихоокеанского региона в порты Европы до 2 раз;   7. Усиление дисбаланса потока груженых и порожних контейнеров   8. Нестабильная экономическая ситуация;   9. Недостаточный объем инвестиций на обновление инфраструктуры и реализацию проектов расширения сети.   10. Возрастающее конкурентное давление;   11. Рост инфраструктурных ограничений для перевозок.

Таблица 1 - SWOT- анализ конкурентных преимуществ существующих транспортных продуктов.

Расчетная часть

 

В ходе выполнения работы были произведены расчёты грузооборота всех видов транспорта.

Воздушный транспорт является лидером по средней дальности перевозок. В последние годы его средняя дальность перемещения 1 тонны груза превышает 4 тыс. км (Таблица 2). Примерно на этом же расстоянии находятся друг от друга Москва и Иркутск. На втором и третьем месте находятся морской и трубопроводный транспорт, у них средняя дальность перевозки 1 тонны больше 2 тыс. км. соответственно. На четвёртом месте находится железнодорожный транспорт с показателем 1,5 тыс. км., на пятом – внутренний водный транспорт с показателем 600 км. Из всех пяти видов транспорта самые маленькие показатели средней дальности показывает автотранспорт (менее 50 км.), хотя с 2000 года средняя дальность увеличилась почти на 75%. Если судить по всем видам транспорта, то за промежуток с 2000 по 2014 года средняя дальность перевозки 1 тонны груза выросла с 465 до 640км., что составляет около 38% прироста.

Имея в распоряжении данные средней дальности перевозок 1 тонны груза и объёма перевозимых грузов различных видов транспорта рассчитаем их грузооборот по формуле:


где: ΣPI – грузооборот;

ΣP – объём перевозимых грузов;

I – средняя дальность перевозок 1 тонны груза.

Например, грузооборот для трубопроводного транспорта будет составлять:

2000: 830000000 Х 2312 = 1919 млрд. т-км.

2007: 1063000000 Х 2322 = 2468 млрд. т-км.

2013: 1096000000 Х 2296 = 2516 млрд. т-км.

2014: 1079000000 Х 2249 = 2427 млрд. т-км.

Результаты полученных расчётов занесём в таблицу 2:

  Грузооборот, млрд. т-км. Перевозки грузов, млн. т. Средняя дальность перевозки 1 тонны, км
                       
Трубопроводный                        
Железнодорожный                        
Автомобильный                        
Внутренний водный                        
Морской                        
Воздушный 2,5 3,4 5,0 5,2 0,8 1,0 1,2 1,3        
Всего                        

Таблица 2 - Грузооборот, перевозки грузов и средняя дальность перевозки 1 тонны грузов по разным видам грузового транспорта в России, 2000—2014 годы

 

 

Транспортный маркетинг

 

Транспортный маркетинг – система управления и контроля работы предприятий транспортной области, транспортно-экспедиционных компаний, фирм и организаций, оказывающих транспортные и сопутствующие им услуги пользователям после проведения комплексной оценки рынка транспорта, потребительской потребности. Цель транспортного маркетинга – формирование самых лучших условий выполнения указанных услуг, рост рыночной доли, увеличение прибыли. На рисунке 1 представлена структура действий по анализу рынка.

Рисунок 1 – Структура изучения рынка

С учетом пересечения процессов «производства и продажи» услуг транспорта правильно будет понимать под предоставлением пользователям транспортных услуг сразу же и сбыт продукции транспортной сферы.

Понятия процесса реализации транспортной продукции:

1) Пользователи транспорта – потребители транспортных услуг. Это грузовладельцы (лица, которые отправляют и получают грузы), пассажиры, посреднические компании (организации по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, фирмы операторов-перевозчиков, владельцы подвижного состава, которые используют в своих целях конъюнктуру магистрального транспорта).

2) Главные термины транспортного маркетинга. К ним относятся рынок транспорта, пользователи транспорта, транспортная услуга, предложение и спрос на рынке транспорта, установленный тариф, конкурентная среда, конкурентоспособность на рынке, транспортная экспедиция, посредники, маркетинговый транспортный комплекс.

3) Рынок транспорта. Это полигон транспортных коммуникаций, на которых функционируют комплексы транспортных организаций одного или более транспортных видов. Они предоставляют или реализуют услуги пользователям транспорта. Под транспортным рынком можно еще понимать систему различных связей в экономике, технологической области и т.д. Транспортный рынок – связь между транспортом и его клиентами, а также связь между разновидностями транспорта (транспортными организациями).

4) Конкурентоспособность транспортной услуги. Это характеристика транспортной услуги, которая характеризует уровень выполнения потребности в перевозке и доставке грузов, пассажиров, в дополнительных услугах при оценке их с идентичными услугами, которые оказывают другие производители на рынке.

5) Маркетинговые посредники. К ним относятся фирмы, которые помогают транспортным организациям заниматься продвижением, продажами, продвижением ее продукции и услуг среди клиентов. Транспортная экспедиция – комплекс организаций посредников-экспедиторов между транспортом и его пользователями, которые занимаются продажами транспортных и остальных

сопутствующих перевозке услуг (информационные услуги, привоз и вывоз грузов, операции по погрузке и разгрузке и т.д.).

6) Комплекс маркетинга. Это набор маркетинговых факторов, которые применяет на практике компания для достижения намеченных целей на рынке продаж. К маркетинговому комплексу организации сферы транспорта можно отнести определенный ряд факторов:

· свойства оказываемой транспортной услуги – маршрут транспортировки, время доставки, уровень качества предоставляемых услуг, способность выполнить дополнительные и комплексные услуги и т.п.;

· установленные тарифы – размер стоимости для оплаты потребителю, если он хочет воспользоваться услугами транспорта, дополнительными услугами;

· распространение – деятельность предприятия сферы транспорта, направленная на формирование условий для доступа клиентам к предоставляемым;

· стимулирование – работа организации сферы транспорта, которая направлена на потребителей для увеличения оборота от реализации.

7) Спрос на транспорт – это экономическая, общественная и государственная потребность в перемещении материальных производственных продуктов в пространстве, перевозке людей, их вещей личного пользования, почты, которая подкреплена денежной способностью покупателей. Предложение на транспорте – совокупность возможностей удовлетворения спроса на транспорте.

8) Транспортная услуга – услуга по перемещению материальной продукции, пассажиров, багажа и почты, а также связанные с этой услугой дополнительные услуги (погрузочно-выгрузочные работы, информирование, таможенное сопровождение и т.д.).

В интересах любой фирмы добиться результативного управления собственной деятельностью в сфере маркетинга. Для этого она должна понимать, как производить анализ возможностей рынка, выбирать необходимые целевые рынки, формировать результативный маркетинговый комплекс, успешно реализовывать в жизни маркетинговые усилия. Все вместе эти знания и образуют процесс управления маркетингом.

Для организации маркетинга в организациях железнодорожного транспорта нет единой и универсальной схемы. Маркетинговые отделы могут быть сформированы с различными целями. В основном они считаются элементом коммерческой области работы компании. Любая организация создает маркетинговый отдел для того, чтобы он смог максимально помочь добиться целей маркетинга (обнаружение неудовлетворенной покупательской потребности, увеличение географии рынка, поиск новых рыночных сегментов, рост прибыли и т.д.).

В наибольшей степени маркетинговые структуры подвержены влиянию размера ресурсов компании, специфики производимой продукции и рынков, на которых они продаются, сформированной управленческой структуры организации. При формировании маркетинговых отделов больше всего присутствует вариант функциональной организации. При нем ответственность за исполнение каждой функции маркетинга возлагается на:

- управляющего, который подчиняется вице-президенту по маркетингу;

- организацию по товарному производству, в которой изготовлением любой продукции руководит собственный управляющий;

- организацию по рыночному принципу, которая подразумевает закрепление главных рынков за управляющими рынками;

- организацию по географическому принципу, которая помогает торговым агентам сфокусировать свое внимание и силы на определенном рынке или регионе.

Выполнение маркетинговой концепции на транспортном предприятии подразумевает формирование организационной структуры, которая позволяет осуществить на практике данную концепцию. Это обусловлено:

1) сложностью выживания производителя в борьбе с конкурентами без наличия системы служб маркетинга, которые позволяют осуществлять маркетинговые исследования по изучению возможностей спроса, потребительских требований к характеристикам и качеству продукции, тенденций этих требований под воздействием динамичных жизненных условий;

2) подчинением всей экономической и коммерческой деятельности компании услуг законам существования и развития рынка, что и является итоговой целью работы служб маркетинга. Интерес к этому испытывают покупатели товаров и производители.

Главная задача маркетинга транспортных услуг – уговорить покупателей купить услуги. Потребитель становится главной фигурой. Именно его интересы являются основой политики маркетинга транспортной организации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: