Диагностика и коррекция биосоциальных аномалий




 

 

Надо помнить, что детство является одним из важнейших моментов в онтогенетическом развитии человека не только в плане развертывания генетических программ развития, но и в плане становления основных психофизиологических компонентов его личностного статуса, полноценная реализация которых на оптимальном уровне возможна лишь при адекватных средовых условиях. Но это, пожалуй, лишь идеал, в который реальная жизнь вносит свои коррективы. Неблагоприятное состояние экологической среды и генофонда, острые социальные проблемы общества приводят к развитию дезадаптационных процессов, усилению психоэмоциональной нестабильности, нарушению нервно-психического здоровья детей и деформации их личностных качеств. Сегодня, по данным наблюдений специалистов-неврологов и психофизиологов, огромный процент детей уже при рождении имеет какую-либо более или менее выраженную патологию. Поэтому выявление врожденных аномалий должно предусматривать и широкий набор адекватных методов их своевременной коррекции, дабы ущербное звено не нанесло вред целому — нервно-психической сфере ребенка. Более того, основываясь на тезисе, что болезнь надо не лечить, а предупреждать, необходима именно ранняя диагностика различных сфер жизнедеятельности ребенка. Это позволит выявить уже зачатки тех или иных отклонений, поймать болезнь в самом зародыше, когда — при учете высокой пластичности детского мозга — в большинстве случаев бывает достаточно применения лишь легких коррекционных мер для гармонизации нервно-психической и эмоциональной сферы. Все эти вопросы требуют углубленного и многопланового анализа специалистов из различных областей естественных и гуманитарных знаний: нейрофизиологов, биохимиков, клиницистов, генетиков, психологов, социологов и др. Такой комплексный подход к проблеме должен раздвинуть рамки нашего познания ребенка, в частности закономерностей его психофизиологического развития в соответствии с возрастными этапами формирования его личности, определения основных критериев и границ нормы и патологии — а в целом сформировать теорию раннего детства. Последнее является, на наш взгляд, крайне важным, ибо бытующее в среде практиков понятие нормы зачастую несет на себе отпечаток все той же социально-политической доктрины: не опираясь на данные современной науки, оно идеалистически усреднено по серому, «среднестатистическому принципу», не учитывает ярких индивидуальных «выбросов», относя их к отклонениям от нормы (но именно они, однако, и составляют залог прогресса человеческой личности), не принимает во внимание историко-временной и культурный аспекты, влекущие за собой объективный сдвиг нормы в пределах различных социальных (в том числе и этнических) сред. Поскольку понятие нормы было введено в общественной жизни в ранг государственной политики, средняя школа, являющаяся, как и любой другой общественный институт, слепком нашего общества, стала поистине средней, т. е. усредняющей все разнообразие индивидуальных вариаций личности. Если в биологии норма реакции устанавливалась в результате длительного, позитивно-направленного эволюционного отбора, то применительно к человеку его общественная «норма реакции», т. е. возможность свободного проявления собственной индивидуальности, была искусственно сужена, загнана в прагматически удобные для общества «нормы морали», нивелируя при этом все предусмотренное широтой нормы реакции разнообразие индивидуально-личностных отклонений. Однако уже сегодня ясно, что перспектива развития общества состоит именно в появлении все большего числа личностей, т. е. людей, заведомо выходящих за пределы «нормы». Надо помнить слова А.А. Ухтомского, что для человеческой личности норма «будет намечаться не в наличие сложившемся, не в статистически среднем, но в достижениях и в требующихся перспективах» [12], ибо нетождественность человеческих индивидуальностей — это величайшее благо для общества, открывающее бесконечные возможности духовного взаимообогащения людей. Безусловно, в рамках одной статьи трудно охватить все аспекты данной проблемы, равно как и дать полноценный обзор современных научных исследований — мы привели лишь некоторые из них. Вместе с тем уже сегодня видна необходимость всестороннего учета достижений ряда естественных наук в вопросе о соотношении биологического и социального в природе человека, результатов совместных интегративных биолого-гуманитарных исследований, что в целом позволит сформировать надежный фундамент для разработки комплексных практических рекомендаций по преодолению и предотвращению дисгармонического развития личности, по своевременному выявлению тех болевых точек в развитии человека, недоучет которых может впоследствии привести к развитию многих социальных болезней общества. Вот это и есть, на наш взгляд, нравственное отношение к проблеме Человека. И не случайно, что нравственность была завершающим «аккордом» концепции человека А.А. Ухтомского, одним из естественных законов его бытия — высшим биологическим законом социума, выводящим человека на новую, высшую ступень его эволюции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: