Министерство образования и науки Республики Татарстан
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ
Школьного этапа Республиканской олимпиады
Школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Учебный год
Казань – 2017
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА
Задание 1.Дайте определения понятий:
А) В условиях города тепловой удар необязательно возникает при высокой температуре окружающей среды, достаточно просто сильных физических нагрузок, нехватки жидкости в организме, длительного нахождения в переполненном транспорте. Подумайте и перечислите признаки теплового удара.
Признаками теплового удара являются: слабость, головная боль, головокружение, сухость во рту и жажда, потеря сознания |
Б) Большая распространённость квартирных краж в мегаполисах объясняется спецификой больших городов: разветвленной транспортной системой, высокой концентрацией и миграцией населения. Все это позволяет преступникам, завладев похищенным, быстро скрываться с места преступления и теряться в многомиллионном городе. Находясь дома, вы заметили в окно, что неизвестные лица влезают на балкон или в окно соседней квартиры. Подумайте и перечислите ваши действия.
Немедленно сообщить по телефону в полицию. Запомнить (записать) их приметы, марку и номер транспортного средства (если есть). По прибытию наряда полиции указать место происшествия и сообщить приметы преступников |
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов
При выполнении:
50% - начисляется 5 баллов;
100% - начисляется 10 баллов.
При отсутствии правильных и не указанных ответов, баллы не начисляются.
Задание 2.Заполните схему классификаций пожаров.
В зданиях и сооружениях |
Торфяных |
На открытых площадках и складах |
На природных массивах |
Лесные |
Степные |
Торфяных |
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ и 4 балла за знаниевый компонент). При отсутствии правильных и не указанных ответов, баллы не начисляются.
Задание 3. Заполните таблицу классификации цунами в зависимости от их интенсивности.
Интенсивность цунами | Наименование | Результат действия | Высота волны на берегу |
1 балл | Очень слабое цунами. | Волну отмечают (регистрируют) лишь специальные приборы — мореографы. | 0,5-1 м |
2 балла | Слабое цунами. | Может затопить плоское побережье. Его замечают лишь специалисты. | Высота волны около 1 м. |
3 балла | Среднее цунами. | Плоское побережье затоплено, легкие суда могут оказаться выброшенными на берег. Портовые сооружения могут быть подвергнуты слабым разрушениям. | Высота волны около 2 м. |
4 балла | Сильное цунами. | Побережье затоплено. Прибрежные постройки повреждены, имеют слабые и средние разрушения. Крупные парусные суда и небольшие моторные суда выброшены на сушу, а затем снова смыты в море. Берега засорены песком, илом, обломками камней, деревьев, мусором. Возможны человеческие жертвы. | Высота волны около 3 м. |
5 баллов | Очень сильное цунами. | Приморские территории затоплены. Волноломы и молы сильно повреждены. Суда, даже крупные, выброшены на берег. Ущерб велик и во внутренних частях побережья. Здания и сооружения имеют сильные, средние и слабые разрушения в зависимости от удаленности от берега. Все кругом усеяно обломками. В устьях рек высокие штормовые нагоны. Сильный шум волн. Имеются человеческие жертвы. | Высота волны около 8-23 м. |
6 баллов | Катастрофическое цунами. | Полное опустошение побережья и приморских территорий. Суша затоплена на значительные расстояния вглубь от берега моря. Большие человеческие жертвы. | Высота волны более 23 м. |
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов
(по 1 баллу за каждый правильный ответ). При отсутствии правильных и не указанных ответов, баллы не начисляются.
Задание 4. Основываясь на знаниях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, по определениям опасных природных явлений, данных в левой колонке таблицы, в правой колонке, впишите вид опасного природного явления.
Определение опасного природного явления | Вид опасного природного явления |
Смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов. | оползень |
Затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, которое наносит урон здоровью людей или даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб. | наводнение |
Горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (грязи, камней). | сель |
Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с. | ураган |
Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающим дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий | затопление |
Сильный маломасштабный атмосферный вихрь, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой. | смерч |
Наводнения, вызванные весенним таянием снега на равнинах или таянием снега и ледников в горах | половодье |
Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах. | обвал |
Наводнения, вызванные большим сопротивлением водному потоку, возникающим при скоплении ледового материала в сужениях или излучинах реки во время ледостава | зажор |
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ и 1 балла за знаниевый компонент). При отсутствии правильных и не указанных ответов, баллы не начисляются.
Задание 5. Внимательно посмотрите на рисунок и поясните, какие зоны радиоактивного заражения (загрязнения) местности при авариях на АЭС обозначены буквами и опешите раннюю фазу аварий.
Зоны радиоактивного заражения (загрязнения)
местности при авариях на АЭС:
- внешнего облучения:
А — умеренного,
Б — сильного,
В — опасного,
Г — чрезвычайно опасного;
- внутреннего облучения:
Д' — опасного,
Д — чрезвычайно опасного.
Ранняя фаза аварии — период собственно выброса (сброса) радиоактивных веществ в окружающую среду, места проживания или размещения населения. Продолжительность этого периода может составлять от нескольких минут или часов в случае разового выброса (сброса) до нескольких суток в случае продолжительного выброса (сброса).
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов (по 1 балла за каждый правильный ответ и 4 балла за описание ранней фазы аварии). При отсутствии правильных и не указанных ответов, баллы не начисляются.
Задание 6. Заполните схему.
Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния Изменение состояния гидросферы (истощение и загрязнение водной среды) |
Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (деградация почв, эрозия, опустынивание) |
Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушение озонового слоя) |
Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния биосферы |
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов
(по 2 балла за каждый правильный ответ и 2 балла за знаниевый компонент). При отсутствии правильных и не указанных ответов, баллы не начисляются.
Задание 7. Выполните задание заполнив схему. (А) Указав физическое качество человека в зависимости от их характеристик. (Б) Перечислите, какие процессы в организме человека обеспечивают регулярное закаливание.
(А)
Способность человека преодолевать внешние сопротивление или противодействовать ему благодаря мышечным усилиям |
Силовые качества |
Возможность передвигаться и прыгать с максимальной скоростью, что особенно важно в различных единоборствах и спортивных играх |
Скоростные качества |
Свойства опорно-двигательного аппарата человека по расширению пределов движения отдельных звеньев в организма |
Гибкость |
Способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения жизнедеятельности нагрузку и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работ |
Выносливость |
(Б)
Увеличение способностей к восприятию и запоминанию |
Активную физиологическую деятельность и здоровую жизнь |
Укрепление силы воли |
Замедление процесса старения |
Продление срока активной жизни на 20-25% |
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов
(по 1 баллу за каждый правильный ответ и 1 балл за знаниевый компонент). При отсутствии правильных и не указанных ответов, баллы не начисляются.
Задание 8. Выполните задание. (А) при помощи стрелок установите соответствие между видами повязок и их назначения. (Б) посмотрите на рисунки и определите в зависимости от позы для транспортировки травму.
(А)
Давящие повязки |
Жёсткие повязки |
Укрепляющие повязки |
Предназначены для обездвиживания (иммобилизации0 повреждённой части тела |
Предназначены для закрепления перевязочного материала или компресса |
Предназначены для создания давления на определенную часть тела |
(Б)
1)Придвинуть стул спинкой к груди пострадавшего.
2)Захватить пострадавшего за поясной ремень и ворот одежды.
3)Перевернуть пострадавшего через спинку стула.
4)Похлопать ладонью по спине.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов
(по 1 баллу за каждый правильный ответ, за знаниевый компонент 3 балла). При отсутствии правильных и не указанных ответов, баллы не начисляются.
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА (Блок тестирования)