ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Под электронной торговлей, или e-commerce, понимается торговая деятельность, осуществляемая через компьютерную сеть, связывающую продавцов и покупателей. Ее предметом вы­ступают любой товар, услуга, банковский продукт и т. д. И хотя в сферу электронной торговли входят и торговые операции между юридическими лицами (так называемый сегмент Ь2Ь - «бизнес для бизнеса»), на практике под этим термином понимают именно розничные онлайн-продажи (сегмент Ь2с - «бизнес для потреби­телей»). Этот термин сегодня повсеместно распространен, и им оперируют ведущие компании, изучающие данное явление, - Forrester, Comscore, McKinsey, Pwc.

Схематично структуру рынка торговли можно было бы представить так (рис. 1).

На сегодняшний день доля онлайн-продаж в общемировом объеме рынка ритейла со­ставляет около 4% и продолжает быстро расти. За 2007-2012 гг. объем онлайн-торговли увеличивался на 14,8% в год, тогда как рынок ритейла в целом - лишь на 0,9%. Данный тренд от­мечается в подавляющем большинстве развитых и развиваю­щихся стран.

Если для ведущих стран Западной Европы и США доля онлайн-розницы в совокупном годовом розничном обороте в 2012 г. составила в среднем около 7%, то к 2017 г. доля рознич­ного e-commerce, по прогнозам, достигнет 10%. Мировым лиде­ром по доле электронной торговли в совокупном объёме розни­цы является Великобритания (13% в 2012 г.). Что касается Рос­сии, то для нее доля интернет-розницы в общих объёмах роз­ничных продаж пока невелика - 1,8%, однако потенциал роста чрезвычайно высок.

Переходным этапом к совершению покупок в Сети являет­ся активное использование Интернета для поиска и анализа ин­формации о будущей офлайн или онлайн-покупке. Таким обра­зом, именно степень проникновения Интернета является опре­деляющей характеристикой для развития электронной торговли.

Россия с середины 2000-х гг. неизменно входит в ТОП-10 стран по размеру аудитории Интернета, постепенно улучшая по­зиции. Так в 2012 г. РФ оказалась на седьмом месте (58 млн чел.), расположившись за Германией (67,5 млн)

 

По данным ФОМ, на осень 2015 г. месячная аудитория Ин­тернет в России в группе населения 18+ составляла 63,9 млн человек, т. е. уровень месячного проникновения составил 55% от данной аудитории. Годовой прирост пользователей, выходящих в Сеть хотя бы раз за месяц, составил 8%. Во всех федераль­ных округах Интернет-уровень достаточно высокий - 48% и бо­лее (наиболее низкий уровень - в Приволжском округе, наиболее высокий - в Северо-Западном - 62%).

Построение тренда количественного роста интернет- аудитории позволяет прогнозировать ее дальнейший рост

Значение показателя уровня проникновения Интернета для группы развитых стран колеблется в диапазоне от 70 до 98%, при этом цифры, близкие к верхней границе, свойствен­ны относительно небольшим по территории и численности на­селения странам (Исландия, Япония, Норвегия и т. д.). По уровню проникновения Россия, по данным ФОМ и «Internet World Stats» занимает 8 место.

Показатели проникновения Интернета в России пока вы­глядят достаточно скромно, однако свидетельствуют об оче­видном потенциале роста, в том числе и в электронной ком­мерции.

Несмотря на лидерство Китая по объёму интернет-аудитории, мировым лидером по розничным интернет-продажам остаются США рынок e-commerce этой страны составил $ 184 млрд. Крупнейшими европей­скими рынками торговли в Интернете являются Великобритания ($ 52 млрд) и Германия ($ 35 млрд).

По разным оценкам, объем российского рынка составляет 10-15 млрд долл. Он уже стал крупнейшим в Восточной Европе, сообщает агентство Euromonitor International. На сегодня дейст­вующих интернет-магазинов насчитывается 32 тыс., по данным компании lnsales.ru. Аналитики банка Morgan Stanley подсчитали, что интернет-сегмент российской розницы к 2020 г., как прогнозируют в PricewaterhouseCoopers (PwC), займет четвертое место в мире.

Проверим это предположение на практике, для чего под­вергнем анализу имеющиеся открытые статистические данные о количестве и обороте интернет-магазинов.

На рисунке видно, что событие развивается по экспоненци­альному закону, темп его развития до 2011 г. достигал 40%-го годового роста, что является достаточно высоким для экономики в целом. Но начиная с 2011 г. его рост замедляется, и указанные темпы, скорее всего, будут уже нехарактерны.

Рис. иллюстрирует оборот интернет-магазинов в анало­гичный временной интервал

По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2010 году объем рынка интернет-магазинов и каталожной торговли составил 419,5 млрд рублей, что на 37% больше чем в 2009 году, при этом на рынок интернет-магазинов приходится более 70%.

Оборот магазинов растет скорее по линейному закону, и его рост составляет приближенно 62 млрд руб. в год. Для ана­лиза емкости рынка построим график зависимости оборота мага­зинов от их количества (на основе тех же данных)

График показывает, что наблюдается тенденция к насы­щению рынка на уровне 450 млрд руб., что ориентировочно со­ответствует оценкам объема рынка зарубежными экспертами (объем рынка - 10-15 млрд долл.). Вместе с тем, как отмечалось выше, ими же прогнозируется, что сегмент российской онлайн- розницы к 2015 г. возрастет втрое. Анализ располагаемых нами статистических данных об этом не свидетельствует.

Для выхода из наблюдаемой стадии «насыщения», стаби­лизации оборачиваемости, возможно, потребуются значитель­ные вложения в инфраструктуру для развития интернет- магазинов: IT-вложения, сооружение собственных складов и от­крытие курьерских служб, что, в свою очередь, потребует при­влечения серьезных средств. Косвенным признаком этого процесса является вы­ход интернет-структур на IPO, к которому крупные российские компании прибегают в случае невозможности привлечения средств из других источников.

Таким образом, анализ статистики свидетельствует о на­ступлении стадии некоторого насыщения рынка, и для его скачка на новый уровень, возможно, потребуются дополнительные вло­жения.

Россия заняла девятую строчку в рейтинге стран-лидеров электронной коммерции. В 2014 году оборот розничной интернет-торговли в нашей стране составил 17,47 млрд. долларов. На первом месте в списке Китай (426,26 млрд долларов), на втором - США (305,65 млрд долларов), замыкает тройку лидеров Великобритания (оборот электронной торговли в уходящем году был равен 82 млрд долларов)

Эксперты ожидают, что к 2017 году в лидеры интернет-торговли выйдут развивающиеся страны, такие как Индонезия и Китай. В них рост сегмента превысит 36%. Россия с приростом в 12,5% сможет занять 7-ое место. При этом рост будет обеспечен за счет жителей Москвы и Петербурга. Регионы в онлайн-торговлю вовлекаться будут слабо из-за отсутствия качественной логистической инфраструктуры.

Что касается мирового потребительского товарооборота, то из $22,492 трлн на интернет-продажи пришлось $1,3 трлн. В 2018 году доля интернет-продаж достигнет 8,8% от общей суммы, которая может составить $28,3 трлн.

В развитых странах подавляющее большинство пользова­телей Интернета использует возможности e-commerce для со­вершения покупок (68-82%). Для россиян этот показатель ниже и составляет только 25%.

В абсолютных цифрах, интернет-покупателями в РФ следует признать 14,5 млн человек. Для сравнения, аудитория, участвующая в розничной электронной коммерции в США составляет почти 167 млн человек, в Великобритании – 43, в Германии – 52.

Как показывает опыт России и других стран, интернет- аудитория начинает участвовать в e-commerce лишь при дости­жении определённой зрелости в пользовании Интернетом. Наи­более активными покупателями являются люди, «стаж» общения с Сетью которых составляет не менее 3-5 лет.

Подготовительным этапом к совершению покупок в Сети является активное использование Интернета для поиска и ана­лиза информации о будущей офлайн или онлайн-покупке. Имен­но такая картина отмечается для России - россияне гораздо ин­тенсивнее изучают товар перед покупкой, используя поисковики (56-60%), нежели европейцы (33-41%) или американцы (28%).

В региональном распределении интернет- торговли ожидаемо высокий процент покупок приходится на Москву - 40%

Наибольший рост доли в общероссийском рынке показал город федерального значения Санкт-Петербург, нарастивший долю с 9% до 11,5%. Также рост выше среднерыночного показали Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. Наиболее слабый рост показали Уральский и Приволжский федеральные округа.

Разделив объёмы рынка e-commerce на количество людей, совершающих покупки в Интернете, мы получаем любопытную картину: оказывается, если человек совершает покупки в Интернете, то его затраты вполне сопоставимы по странам. Годовые затраты на интернет-шопинг на 1 покупателя составляют в России $828, в Украине – $714, и это больше чем в Германии ($677). Соответствующий показатель для США и Великобритании равняется $1104 и $1206 соответственно.

Сходные значения по объёмам затратам на интернет-покупки объясняются тем, что если в России покупки в основном совершают жители больших городов с доходом выше среднего, то в развитых странах в е- commerce вовлечены все слои общества. Кроме того, некоторые категории аналогичных товаров в странах Западной Европы и США стоят дешевле, чем в России.

 

Структура покупательских предпочтений интернет- аудитории в России сегодня выглядит следующим образом:

1-е место - одежда и обувь; 2-е место - электроника и бытовая техника; 3-е место – продукты питания; остальные товарные сегменты, доля которых колеблется в диапазоне от 1 до 6%, представлены автозапчастями, детскими товарами, мобильными телефонами, стройматериалами и пр.

Такую структуру покупательских предпочтений, как и рост торговли через Интернет, в целом эксперты связывают с тем, что выбор, предлагаемый сегодня на отечественном рынке, явно не­достаточен. По результатам исследования потребительских предпочтений, проведенного компанией Oracle, Россия дала са­мую большую долю тех, кто выделил в качестве характеристики плохого обслуживания в торговле недостаток выбора - его на­звали 65% опрошенных при соответствующем мировом показа­теле 50%. Эта статистика еще хуже в малых городах с населени­ем 100-300 тыс. человек.

Кроме степени проникновения Интернета, следует отме­тить еще один важнейший фактор развития интернет-торговли в РФ. Это способы оплаты интернет-покупок. Россияне всё чаще используют для их оплаты пластиковые карты (25%), особенно велика доля пластика при оплате услуг (более 35%). Тем не менее доминирующее положение занимает оплата товара наличными при получении (60%), хотя доля такого способа оплаты не­уклонно снижается.

Сравнение популярности этого способа оплаты интернет- покупок в России и за рубежом приведено в диаграмме

Невысокую долю «пластика» в оплате интернет-покупок жи­телями РФ можно объяснить сравнительно недавним введением пластиковых карт в обиход, в основном, в связи с зарплатными проектами.

Хотя в подавляющем большинстве развитых стран Европы оплата онлайн-покупок производится с помощью кредитных пластиковых карт, в Германии ситуация со способами оплаты покупок весьма нетипична: там доминирует оплата с использованием банковского счёта (60%) – либо прямым переводом, либо оплатой по инвойсу, либо с помощью безакцептного списания. Исторически сложилось, что в Германии банковские счета в течение долгого времени были важнейшим инструментом осуществления денежных переводов любых видов, и хотя популярность пластиковых карт растёт, их доля не превышает 25% от объёма покупок, оплаченных в Интернете. Такая структура платежей удобна немецким потребителям, т.к. она позволяет присмотреться к товару, прежде чем оплатить его, но для продавцов она несёт в себе высокие риски отмены сделки.

Рассмотрим более подробно структуру способа оплаты по­купок в Интернете россиянами

Как можно заметить по представленной выше диаграмме, электронные кошельки уже заняли свою нишу рынка, которая колеблется в пределах 10% - и будут удерживать ее. Совсем иначе выглядит противостояние между наличными и банковскими картами: если в 2010 году оплаты картами составляли лишь 8% от общего оборота платежей в интернет-торговле, то уже в 2018 году их доля составит 47%, впервые обогнав оплату наличными, которая по прогнозам будет составлять в 2018 году лишь 45%.

По прогнозам специалистов J’son & Partners Consulting популярность банковских карт как способа оплаты заказов в E-commerce в ближайшие пять лет будет расти самыми высокими темпами (по сравнению с другими способами оплаты) – 36,2% ежегодно. На втором месте по динамике роста популярности оказываются электронные деньги с ростом на 24,2% в год.

По оценкам экспертов J’son & Partners Consulting, объем рынка в денежном выражении сократится на 5 %; тенденция к консолидации игроков и выделению нишевых интернет-магазинов сохранится. Прогнозируется замедление развития розничного присутствия участников рынка интернет-торговли из-за нестабильной экономической обстановки. Также возможно снижение доли трансграничной торговли из-за ослабления рубля по отношению к конвертируемым валютам. По мнению многих участников рынка интернет-торговли, сохранится тенденция к росту онлайн-гипермаркетов, представляющих смешанный ассортимент товаров. Прогнозируется дальнейшее развитие мобильных приложений игроками рынка интернет-торговли. По различным оценкам ожидается стагнация и сокращение количества игроков купонных сервисов. Эксперты J’son & Partners Consulting считают, что в товарной структуре категории «Книги и мультимедиа» сохранится рост доли нефизических товаров.

Основные выводы

· Объем интернет-торговли в России по итогам 2014 г. составил 683 млрд рублей; на рынке присутствует более 40 тыс. интернет-магазинов.

· Наиболее крупными сегментами являются «Бытовая техника и электроника», «Гипермаркеты».

· На рынке доминирует классический канал сбыта через интернет, несмотря на стремительное развитие мультиканальных продаж. Ожидается снижение темпов развития розничного бизнеса у участников рынка в связи с экономической ситуацией.

· Самым посещаемым сегментом является «Гипермаркеты»; наибольшее количество запросов в поисковике Yandex приходится на «Купонные сервисы».

· Прогнозируется консолидация игроков в основных сегментах и дальнейший уход «в офлайн» крупнейших интернет-магазинов, а также преобладание материальных товаров в регионах.

· Ожидается снижение объемов трансграничной торговли и 5%-ное падение объема рынка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: