Управление финансовой системой РФ




 

Управление финансовой системой - это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Объектом управления являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты. На макро-уровне органами управления финансами являются Федеральное собрание, Президент, Правительство, Министерство финансовой системы РФ, Государственный таможенный комитет, Министерство по налогам и сборам. Федеральная служба налоговой полиции. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, исполнительные органы внебюджетных фондов. На микро-уровне органами управления финансовой системой РФ являются финансовые управления.

Финансы — это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность управления финансовой системой РФ проявляется в ее функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т. д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т. д.

Контрольная функция финансов в управлении финансовой системой РФ означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансовой системы РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д.

 

 

3.2. Проблема теневой экономики России и пути ее решения

 

 

Теневой сектор экономики представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом, что совершенно очевидна необходимость их анализа. При объективной заинтересованности предпринимателей в минимизации своих издержек путем ухода от налогов сегодня созданы легальные возможности для реального решения этих задач. Следствием этого является целый ряд экономических процессов. Усиливается противоречие между глобальным характером экономики и локальным характером налогообложения [1]

Теневая экономика имеет как явно отрицательные стороны (уклонение от уплаты налогов, связи с криминалом), так и некоторые положительные моменты. Так, именно теневая экономика смягчает последствия рецессий и финансовых кризисов, в ходе которых уволенные работники, а также маргинальные слои населения, находят временные источники существования в более гибком неформальном секторе. В противном случае этим группам грозили бы голод и лишения, а обществу - социальный взрыв. По некоторым данным, существует оптимальный размер теневой экономики порядка 14-15% годового ВВП (Германия, США). Страны, значительно превосходящие эту планку (например, Румыния и Греция), или недотягивающие до неё (Франция) имеют те или иные социально-экономические проблемы или изъяны.[1].

Проблемы теневого сектора [5]:

­ низкая степень дифференциации населения по уровню материального достатка;

­ отсутствие крупных денежных сбережений у большинства населения;

­ жесткое законодательство и практика работы правоохранительных органов;

­ массовое сознание, негативно воспринимающее обход закона в корыстных целях;

­ ограниченность запросов населения из-за отсутствия информации.

По сообщениям Росстата и Минфина России, объём ВВП нашей страны в текущих ценах за 2013 год составил 66 689, 1 млрд рублей. Эксперты отмечают, что рост данного экономического показателя в России от года к году снижается, например:

  • в 2011 году ВВП увеличился на 4,3 %;
  • в 2012 году — вырос на 3,4%;
  • в 2013 году — повысился на 1,3%.

Кроме того, этот незначительный рост показателя происходит во многом за счёт роста потребления, которое, в свою очередь, увеличивается в стране благодаря кредитованию, поскольку кредиты стали более доступными для заёмщиков. Самый высокий рост ВВП в мире наблюдался в 2013 году в Китае – 7,6%. [2]

Отметим, что только за период с кризисного 2008г. по апрель 2014г. по официальным оценкам Центрального Банка России финансовыми и нефинансовыми организациями с нарушением действующего валютного, бюджетного, таможенного, финансового и прочего законодательство за рубеж были вывезены свыше 254 млрд. долл., что эквивалентно 8,35 трлн. рублей, или 12,3% ВВП России. За период 2000-2014г. незаконным образом из России в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны были вывезены свыше 446,8 млрд. долл., что превышает 13,4 трлн. рублей и сопоставимо с совокупными расходами федерального бюджета России в 2013г. [3]

С учётом не попадающих в поле зрения ЦБ РФ фиктивных внешнеэкономических операций (в том числе с занижением экспортных и завышением экспортных цен на товары и услуги, кредитованием аффилированных лиц и т.д.) уместно говорить о том, что ежегодно из России посредством теневого сектора экономики утекает не менее 95-110 млрд. долл.

На рис.3.1. представлен прогноз на 2012—2014 года по дефициту государственного бюджета, внешнему государственному и внутреннему государственному долгу России (% к ВВП)

Рис. 3.1. Прогноз на 2012—2014 года по дефициту государственного бюджета, внешнему государственному и внутреннему государственному долгу России (% к ВВП) [7]

 

Основное внимание необходимо обратить на прогнозирование развития следующих наиболее распространенных видов теневой экономики:

- уклонение от налогов;

- коррупция;

- неформальная занятость;

- контрфактическое производство (торговое пиратство);

- нелегальная миграция.

Прогноз развития в России теневых экономических отношений должен обязательно включать и прогноз развития методов противоборства с теневой экономикой. При этом следует помнить, что целью борьбы с теневой экономикой должно быть не ее «искоренение», а минимизация негативных издержек (или даже максимизация выгод) для общества в целом. Главной проблемой является определение оптимального с точки зрения общества уровня развития теневой экономики и сдерживание ее масштабов на этом пороговом уровне.

 

3.3.Общие направления совершенствования финансовой политики в РФ

 

Государственная налоговая служба обеспечивает больше половины ( 56,9%) сбора платежей в государственный и местный бюджеты.

Последующее развитие государственной налоговой службы РФ в условиях превращений, которые проходят в нашем обществе, должно осуществляться на осознании необходимости коренного изменения философии общения с налогоплательщиками из фискальной на добровольную уплату налогов, что нуждается в переходе к мировым цивилизованным нормам в налогообложении.

Налоговая служба в современных условиях должна стимулировать экономическое развитие страны, способствовать созданию условий для привлечения инвестиций, развития частного бизнеса, способствовать снижению налогового груза, получению постоянных доходов в государственный бюджет. Необходимо трансформировать налоговую службу в ведущее демократическое и подотчетное обществу высокоэффективное государственное учреждение, которое действует на правовых основах и пользуется доверием и поддержкой общества.

Осуществление последовательных мероприятий по модернизации государственной налоговой службы начато в 1997 году из разработки Концепции и Стратегических направлений развития государственной налоговой службы РФ.

Евроинтеграционная стратегия развития РФ, реформирование подходов к государственному управлению, в цели развития государственной налоговой службы нуждаются:

направление усилий налоговой службы на увеличение доходной части бюджета путем совершенствования и либерализации налогового законодательства, расширение базы налогообложения, создание благоприятных условий для развития производства, частного предпринимательства, сокращение неофициального сектора экономики, а не за счет дополнительной налоговой нагрузки на налогоплательщиков;

сокращение расходов на администрирование налогов путем упрощения системы администрирования налогов, автоматизации процессов налогообложения, реформирования организационно-функциональной структуры органов ДПС.

Основные направления Стратегического плана развития государственной налоговой службы РФ на период до 2015 года

Основными направлениями Стратегического плана развития являются:

1. Обеспечение условий для добровольного выполнения требований налогового законодательства плательщиками налогов и обеспечения полного, своевременного поступления законодательно установленных в РФ налогов и собраний (обязательных платежей) путем:

- усовершенствование налогового законодательства в части порядка администрирования налогов и его адаптации к требованиям Европейского Союза;

- упрощение механизма вычисления налогов;

- унификации форм налоговой отчетности и совершенствования инструкций относительно их заполнения;

- внедрение усовершенствованной системы администрирования налогового долга налогоплательщиков;

создание системы принятия налоговой отчетности от налогоплательщиков в электронном виде;

совершенствование контрольно-проверочной работы на базе ризико-ориентированной системы, налаживание системы обмена оперативной и аналитической информацией с правоохранительными органами и другими контролирующими организациями, налоговыми органами стран мира с целью обеспечения защиты экономических интересов РФ в отрасли налогообложения; постоянного мониторинга показателей деятельности налогоплательщиков; дифференцированного подхода к организации контроля за деятельностью налогоплательщиков.

2. Обеспеченность прозрачности, компетентности, передбачуваности и беспристрастия деятельности налоговой службы через:

предоставление своевременных и качественных услуг налогоплательщикам, обеспечение формами налоговой отчетности, инструкциями относительно их заполнения;

предоставление плательщикам налогов оперативных консультативных услуг и разъяснений налогового законодательства путем создания информационно-справочного центра;

установление взаимоотношений государственной налоговой службы РФ с будущими налогоплательщиками в школах и других заведениях образования путем разработки и внедрения программы учебы относительно системы налогообложения;

систематическое освещение деятельности органов государственной налоговой службы путем создания системы доведения к общественности актуальной, достоверной и полной информации относительно системы налогообложения, состояния наполнения доходной части бюджетов и государственных целевых фондов;

устранение возможности проявлений коррупции в органах государственной налоговой службы путем разработки и внедрения программ антикоррупционных мероприятий;

внедрение программ проведения периодических опросов налогоплательщиков относительно оценки их отношений с государственной налоговой службой РФ и разработку процедуры учета и предания огласке результатов опросов;

внедрение в практическую деятельность ризико-ориентированной системы и стандартных процедур проверок ко всем налогоплательщикам при организации контрольно-проверочной работы.

3. Создание высокопрофессиональной, информационно развитой государственной налоговой службы в РФ путем разработки и внедрения программы развития информационной инфраструктуры,

Ожидаемые результаты:

макроэкономическая стабилизация; формирование прогнозируемой системы налогообложения, детенизация деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отноше­ний, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономиче­ских отношениях.

Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

Государственную бюджетную систему;

1. Внебюджетные специальные фонды;

2. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

3. Фонды страхования (имущественного и личного);

4. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Таким образом эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ

2. Глущенко В.В. Финансы. / В.В. Глущенко учебное пособие, Харьков, 2000. 160 с.

3. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. - М.: ЧеРо, 2011, С. 6.

4. Ковалева А.М. Финансы и кредит / Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2012-512 с.

5. Рассолов М.М. Финансовое право. / М.М. Рассолов М.: ЮНИТИ, 2012- 364 с.

6. Соколов Е.А. Финансово-правовые механизмы управления государственным внутренним долгом. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М.: 2010- 33 с.

7. Финасовое право: Учебник/ Отв. ред. Н И. Химичева -М.: Юристъ, 2011. 749 с.

8. Шуляк О.М. Финансы / О.М. Шуляк Учебное пособие, Дашков и К, 2011- 452 с.

9. Незамайкин В.Н.Финансы организаций: менеджмент и анализ / В.Н.Незамайкин. Учебное пособие.- М.: Изд-во Эксмо, 2011

10. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 2012-344 с

11. Бабич А.М.Финансы /А.М.Бабич: Учебник.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2011-456 с.

12. Ковалева А.М. Финансы фирмы /А.М.Ковалева: Учебник. 2-изд. испр., допол.- М.: ИНФРА-М, 2011-456 с.

13. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. Е.Ф.Жукова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011-245с.

14. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2012- 345 с.

15. Теория финансов / Общ. ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: «Вышэйшая школа», 1997 СЗ РФ от 11 июля 2012 г., N 11, ст. 1196

16. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.Дробозиновй. – М.: Юнити, 2011-234 с.

18. Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002. – 320с.

19. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. - СПб: Питер. 2001. - 448с.:

20. Банки и банковское дело: Учебник для вузов.2-е издание-СПб.: Питер, 2007.-448с.:ил.

21. Жуков Е.Ф. Банковское дело /Е.Ф.Жуков: Учебник для студентов вузов обучающихся по экономическим специальн и специальности 060400 'Финансы и кредит' / Под ред ЕФ Жукова НД Эриашвили - 2-е изд ЮНИТИ-ДАНА-417 с.

22. В Крыму ждут появления крупных российских банков.Режим доступа: https://courier.crimea.ua/news/courier/dengi/1168568.html

23. Что НБУ хочет сделать с украинскими банками. Режим доступа:

https://www.segodnya.ua/ukraine/chto-nbu-hochet-sdelat-s-ukrainskimi-bankami--528502.html

27.Нагорняк К. Банковская система Крыма: испытание на прочность. Режим доступа: https://komtv.org/25446-bankovskaya-sistema-kryma-ispytanie-na-prochnost/ https://baikalfinans.com/novosti-bankov/baykalbank-otkryil-ofis-v-kryimu.html

28 Селин Роман Давидович. Банковская система Крыма (обзор и перспективы)Режим доступа: https://www.buhgalteria.ru/c-articles/celine-roman-davidovich-banking-system-of-the-crimea-outlook/

29. Полубанки полуострова. Как оккупанты разрушили финансовую систему Крыма Режим доступа: https://banki.simf.com.ua/

30. Банковская сфера Крыма: проблемы и перспективы.Режим дотсупа: https://crbc.pro/all/articles/bankovskaya_sfera_kryma/

31.Переходная банковская система.Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2014/05/28/Ukrainskie_banki_ushli_iz/

32 Российские банки в Крыму Режим доступа: https://www.abajour.ru/files/32-33_219.pdf

33. Центральный банк РФ. Режим доступа:https://www.cbr.ru/

34 Коршунова Н. Перспективы бизнеса в Крыму./ Н.Коршунова.Режим доступа: https://delovoymir.biz/2014/06/02/perspektivy-biznesa-v-krymu.html

35. Глинкина С.П.Теневая экономика в глобализирующемся мире /С.П.Глинкина.Режим доступа: https://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2001/4/06

36. ВВП России и стран мира в 2014 году: будет ли рост? Режим доступа: https://finansiko.ru/vvp_rossii_stran_mira_2014/

37. Проблемы Российской экономики.Режим доступа: https://voprosik.net/problemy-rossijskoj-ekonomiki-iyul-2014/

38.Сергеев Е. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики /Е.Сергеев. М.: ООО «Хельга», 2011

39.Сигов В.И.Теневая экономика: генезис, современные тенденции, стратегия и тактика вытеснения из национального хозяйства России /В.И.Сигов: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 2005.

40.Силуанов А.Г. Высказывания руководства // Пресс-служба Минфина России // Минфин России. — 2012 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.minfin.ru/ru/press (дата обращения 3.04.2013).

41. Министерство Финансов РФ. Режим доступа: https://minfin.ru/ru/public_debt/internal/structure/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: