Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы использования русских народных подвижных игр в образовательном процессе ДОУ




Экспериментальное исследование проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Орла. В эксперименте принимали участие 27 детей средней группы (приложение 1).

Работа над педагогическим исследованием проходила в два этапа.

На первом этапе организован констатирующий эксперимент, направленный на изучение опыта работы педагогов детского сада по применению русских народных подвижных игр в практике ДОУ.

На втором этапе разработан апробирован педагогический проект на тему «Русские народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста», сформулированы выводы исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогического проекта на тему «Русские народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста», создании картотеки русских народных подвижных игр.

Цель исследования: определить основные направления планирования работы по использованию русских народных подвижных игр в образовательном процессе ДОУ, изучив особенности русских народных подвижных игр и их воздействие на развитие психофизических качеств детей дошкольного возраста,

Задачи:

1.Определить основные направления работы по использованию русских народных подвижных игр.

2.Исследовать особенности проведения русских народных подвижных игр.

. Провести экспериментальное исследование особенностей русских народных подвижных игр у детей дошкольного возраста.

. На основании теоретического анализа и эксперимента сделать выводы об особенностях русских народных подвижных игр у дошкольников.

Объект исследования: русские народные подвижные игры дошкольников.

Предмет исследования: особенности русских народных подвижных игр детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: русские народные подвижные игры способствуют улучшению психофизических качеств у дошкольников.

русские народные подвижные игры могут составить конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:

 

Методы исследования: эмпирический

В ходе изучения и анализа педагогической документации было установлено, что образовательный процесс построен с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дети получают разностороннее развитие. Образовательный процесс построен с учетом всех требований современных методик. Педагогический процесс в средней группе строится на базе основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО и с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. В.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014).

В рамках исследования следует рассмотреть, обозначенные в программах задачи. Одна из задач программы «От рождения до школы» - охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребёнок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

В основной образовательной программе детского сада представлено описание вариативных форм, способов, методов и средств её реализации. Программа реализует модель образовательного процесса, в которой представлены современные подходы к организации всех видов детской деятельности в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами образования, адекватными возрасту детей формами организации образовательной деятельности. Модель построена с учётом следующих компонентов образовательной системы, которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи:

образовательная область,

основные воспитательные задачи,

сквозные механизмы развития детей,

виды детской деятельности,

формы организации детских видов деятельности.

Сквозные механизмы развития детей включают в себя: игру, общение, познавательно – исследовательскую деятельность. Основной вид детской деятельности – двигательная. НОД по физическому развитию: физкультурные занятия, предложены также: утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки и др.

В основной образовательной программе представлено проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья.

По мнению разработчиков Программы, оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка. Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности.

Распределение различных видов деятельности детей в ДОУ

Возраст детей Регламентируемая деятельность в неделю (НОД) Нерегламентированная деятельность, час
совместная деятельность самостоятельная деятельность
3-4 года 2 по 15 мин 7- 7,5 3-4
4-5 лет 2 по 20 мин   3-3,5
5 - 6 лет 2-3 по 20- 25 мин 6 – 6,5 2,5 – 3,5
6-7 лет 3 по 30 мин. 5,5 - 6 2,5 - 3

 

Удалось выяснить, что в дошкольных группах Программой предусмотрены подгрупповые и фронтальные формы организации непосредственно-образовательной деятельности. Это является положительным при рассмотрении темы исследования.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Из анализа Программы стало ясно, что построение образовательного процесса основывается на адек­ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности детского сада, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, можно заключить, что при планировании работы педагоги используют разнообразные формы, методы и приемы работы. Однако, при этом недостаточно обозначено использование русских народных подвижных игр, в том числе в организации физкультурной работы.

Рабочая программа воспитателей средней группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Орла разработана с целью психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей старшего дошкольного возраста.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в средней группе и обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа включает целевой раздел, содержательный раздел и организационный раздел.

В содержательном разделе представлено описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленные в пяти образовательных областях.

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы воспитателей те же, что обозначены в основной образовательной программе детского сада.

В рабочей программе представлены варианты проведения непосредственно образовательной деятельности:

- Непосредственно образовательная деятельность по традиционной схеме.

- Непосредственно образовательная деятельность, состоящая из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.

- Сюжетно-игровая непосредственно образовательная деятельность.

- Различные виды непосредственно образовательной деятельности (использование тренажеров и спортивных комплексов, туризм и другие).

Беседа с воспитателями

Цель: выяснить, какая работа по применению русских народных подвижных игр педагогами детского сада.

(Приложение 2).

При обучении детей подвижным играм воспитатели используют такие методы и приёмы, как: показ, объяснение, указания, напоминание.

Русские народные подвижные игры используются редко, в основном в связи с календарными обрядовыми праздниками.

Опрошенным воспитателям работа с русскими народными подвижными играми для детей среднего дошкольного возраста известна, знакомы они и с методикой, но, как отметили сами педагоги, они редко их используют.

Воспитатели ответили, что подвижные игры чаще проводит инструктор по физкультуре на прогулке и физкультурных занятиях. Воспитатели же предлагают детям при организации мероприятий и проведении праздников.

Таким образом, можем заключить, что педагоги недостаточно широко предлагают детям русские народные подвижные игры, но при этом испытывают интерес к проблеме нашего исследования. Следовательно, считаем возможным продолжить введение русских народных подвижных игр как конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении организационно-педагогических и психолого-педагогических условий и рассчитывать на заинтересованность и помощь со стороны педагогов.

Анализ предметно – пространственной среды группы

В ООП детского сaда и в рaбочей программе воспитателей представлено описание мaтериально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствaми обучения и воспитания; особенности оргaнизации рaзвивающей предметно-пространственной среды.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в группе должна быть рaсполагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно вырaжают свои эмоции. Все пространство группы, предназначено для детей, и должны быть оборудованы таким обрaзом, чтобы ребенок чувствовaл себя комфортно и свободно. Комфортная среда это средa, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется её художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенкa, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывaние в такой среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывaет перед ребёнком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства. Обрaзовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий.

Характеристики предметно-развивающей среды:

• безопасность;

• комфортность;

• соответствие возрастным особенностям развития и интересaм детей;

• вaриативность;

• информaтивность.

Таким образом, считаем, что вся созданная в детском саду предметно – пространственная среда вызывает у детей чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, расширяет возможности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, побуждает к активной деятельности, позволяет найти каждому ребёнку занятия по интересам. Развивающая предметно – пространственная среда насыщена, пригодна для самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования ФГОС ДО (2013).

В целом ДОУ создана определённая предметно – пространственная среда для обучения детейрусским народным подвижным играм.


 

Был предложен педагогический проект на тему «Русские народные подвижные игры», направленный на внедрение системы русских народных подвижных игр в образовательный процесс ДОУ.

Комплекс игр включает в себя различные по содержанию русские народные подвижные игры, которые позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.

Значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки, воспитывать ловкость. Во всех вариантах детей сначала просили определить способ предстоящих действий в зависимости от требований игры, затем проверить правильность своего выбора непосредственно в игре.

При проведении игр детей знакомили с разнообразными приёмами увёртывания, напоминали, что можно резко изменить направление, остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение. Использование наглядного материала позволяло находить наиболее рациональный вариант решения двигательной задачи.

При проведении игр, основу которых составляли подражательные и ритмические движения, упражнения на внимание, неожиданные перестроения, учитывалось теоретически обоснованное положение о значении чувства времени, обеспечивающего адекватную реакцию на изменение ситуации. Широко использовались имитационные упражнения. В играх, требующих мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, сохранению определённого положения, подчёркивались быстрота реакции, а также оригинальность и выразительность позы.

На заключительном этапе решались задачи совершенствования двигательных навыков детей и творческого использования имеющегося двигательного опыта в повседневной жизни. На данном этапе предусматривалось проведение подвижных игр с более сложными заданиями; придумывание игр и упражнений самими детьми; включение описанных выше игр в формы активного отдыха - физкультурные досуги и праздники, а также самостоятельную двигательную деятельность детей.

Особое внимание в работе уделялось осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к детям, имеющим существенные различия по степени сформированности двигательных навыков и уровню физической подготовленности: задания подбирались индивидуально для каждого ребёнка, для соперничества в парах, коллективных соревнований. Целесообразным оказался приём объединения в пары не только активных и пассивных детей, но и детей с разным уровнем физической подготовленности.

Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Для проведения большинства игр руководителю необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей.

Таким образом, проведенные мероприятия по развитию психофизических качеств у детей оказали благоприятное влияние на развитие детей. У детей группы улучшились такие качества как: координационные и скоростно-силовые.

Таким образом, по итогам всех методик, было выявлено следующее.

Разработана методика работы воспитателя по организации русских народных подвижных игр с дошкольниками, направленная на развитие основных физических качеств.

Специально подобранные игры проводились ежедневно в группе и на улице. При этом значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки.

Одним из немаловажных фактов в разработанном проекте является совместная деятельность педагога и детей.

Разработанный проект оказал положительное влияние на развитие физических качеств.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Средний дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

В экспериментальной части было выявлено следующее: использование русских народных подвижных игр для среднего дошкольного возраста недостаточно.

Предложенный проект по организации русских народных подвижных игр с дошкольниками, направленный на развитие основных физических качеств оказал положительное влияние на развитие психофизических качеств детей.

В данной работе выполнены поставленные задачи и доказано, что русские народные подвижные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знанийи умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Народные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях, делая этот процесс естественным.

 

 

Список литературы

1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М.: Учпедгиз, 1948. – 250 с.

2. Богуславская З.М., Смирнов Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991.

3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983.

4. Водовозова Е.Н. Умственное развитие детей. С-Петербург 1871

5. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста. – 7-е изд., перераб. и доп. изд. – Спб., 1913.

6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб., 1999. – с. 157-158.

7. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1997. - № 6. – с. 61-64.

8. Дворкина, Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр - М.: Просвещение, 2005.- 417с.

9. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с., илл.

10. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.В. Кенеман; под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

11. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4. – с. 10-14.

12. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. – М.: Дошкольное воспитание, 1965. – 137 с.

13. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание.2005, № 4.

14. Игры и упражнения в обучении дошкольников. Минск, 1985.

15. Кенеман А. В. Физическая подготовка детей / под ред. В. И. Ильинича. М.: Издательский дом «Академия», 2000 – 231 c.

16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000.

17. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11.

18. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.

19. Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.

20. Левицкая М. Народные подвижные игры - СПб, Издательство Политехнического университета, 2008 г.

21. Леннет Г. Игры и упражнения для детей дошкольного возраста. М., 1991.

22. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры – М.: Просвещение, 1989. – 320 с.

23. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения /сост.И. Н. Решетень. — М., 1990.

24. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. М., 1952. – 234 с.

25. Литвинова М. Ф. Детские народные подвижные игры. М., 1995.

26. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.

27. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры – М. 1986

28. Люблинская, А.А. Детская психология/ А.А.Люблинская.- М.: Просвещение,1991.- 347с.

29. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.

30. Маханева,М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д.Маханева.- М.: Просвещение, 1998.- 247с.

31. Меньщикова Е. «Бояре! А мы к вам пришли!» Русские народные игры-забавы / Дошкольное воспитание. – 2003. - № 12. – с. 60-62.

32. Миленко В.П. Нужно ли учить детей играть// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

33. Миньков, Н.Б. Игры и воспитание способностей - М.: Просвещение, 1969.- 288с.

34. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн.-М.: Владос,2005.-Кн.1.- 271с.

35. Ноткина,Н.А. Развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста - СПб, 1995.-271с.

36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1992.

37. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека - Дубна: Феникс, 2002.

38. Осокина, Т.И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003.-143с.

39. Павлова Л. Значение подвижных игр в физическом развитии дошкольника.// Дошкольное воспитание. 2002, № 4.

40. Подласый,П.П. Педагогика - М.: Владос, 1996.- 432с.

41. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России - Тип. А. А. Карцева, 1884 г. – 389 с. Историко-архивные материалы 19 века.

42. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - Спб.: Речь, 2011. - 184 с.

43. Смирнова Е. Игры развивающие мышление. Вопросы теории.// Дошкольное воспитание. 2002, № 8.

44. Спенсер А. Образование умственное, моральное и физическое / А. Спенсер. – Спб.: ВЕИП, 1999. – 270 с.

45. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

46. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 368 с.

47. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1979.-96с.

48. Титова О.Я. Обрядовые праздники в России - Издательство ТЦ СФЕРА, 2003 г.

49. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М.: Просвещение, 1999.

50. Ушинский К. Д. Собрание сочинений – М.: Академия, 1989. – т.6. – 340 с.

51. Федотова Н. Развитие игровой деятельности / Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5. – с. 25-27.

52. Шангина И. И. Русские дети и их игры - М.:Издательский дом «Искусство», 2000. – 296 с.

53. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999. – 360 с.

54. Якуб С. К. Вспомним забытые игры – М., «Детская литература» 1988 -158 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Педагогический проект

«Русские народные подвижные игры»

 

 
 

 

 

 


Аннотация

Необходимость приобщения нового поколения к национальной культуре хорошо объясняется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит ценности будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста, своего рода – школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Русские народные подвижные игры являются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы вернуть их нашим детям.

В играх удовлетворяется жажда действия ребенка, даётся обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Паспорт проекта

Продолжительность проекта:

1 месяц

Срок проекта:

С 1 марта по 30 марта 2017 года.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители.

Роль родителей в реализации проекта:

Изготовление атрибутов к играм

Анкетирование

Возраст детей:

4-5 лет.

Образовательные области, содержание которых включено в проект:

- познавательное развитие;

- физическое развитие;

- речевое развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- социально - коммуникативное развитие.

Обеспечение проекта:

- подбор необходимой литературы;

- подбор русских народных игр;

- составление картотеки русских народных подвижных игр;

- составление картотеки считалок, закличек;

- подбор наглядного материала (фотографии);

-создание условий для проведения игр и досуга (атрибуты, подбор костюмов).

Тип проекта:

информационный, игровой.

По характеру контактов:

групповой.

Актуальность:

В силу многих причин, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с русскими народными подвижными играми как частью народных традиций, народного творчества.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.

Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомлением дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.

Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.

Русские народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Игра в жизни ребёнка время радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира. Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа.

Цель:

воспитание и развитие детей 4-5 лет на идеях народной педагогики, формирование ЗОЖ детей, посредством русских народных подвижных игр.

Или лучше такая формулировка: Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры. Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровье детей.

Задачи:

· Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

· Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.

· Закрепление основных движений в ходе проведения русских народных подвижных игр.

· Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

· Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Методы проекта:

игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

· развитие диалогической и монологической речи детей.

· умение играть в русские народные подвижные игры.

· создание системы работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.

· привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

План реализации:

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

- подбор методической литературы;

- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

- разработка занятий.

2 этап – основной. Реализация проекта

Коммуникация.

1. Заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.

2. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.

Здоровье.

1. Организация и проведение русских народных подвижных игр, сохраняющих и укрепляющих физическое здоровье детей.

Безопасность.

1. Объяснение техники безопасности.

Социализация.

1. Совместная игра.

2. Ознакомление с атрибутами игр.

3. Ознакомление детей средней группы с понравившимися играми.

Познание.

1. Объяснение правил игры.

Рассказ об истории народных подвижных игр.

Беседа «Как играли в старину».

3 этап - заключительный

Проведение досуга «Путешествия в страну русских народных игр».

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОПИСАНИЕ ИГР

Золотые ворота.

Золотые ворота,

Пропустите вы меня.

Я и сам пройду,

Да всех детей проведу.

Скоро день кончается.

Ворота закрываются.

(«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них, Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.)

 

Кулачки.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кук мак, кук мак – убирай один кулак!

Играющие сжимают пальцы в кулаки. Водящий начинает считать играющих:
Так продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не уберет оба кулака. Теперь он либо выходит из игры, либо выполняет задание играющих (пляшет, прыгает на одной ноге, кукарекает и т. д.).

Колечко

Дети сидят на лавочке и держат ладони, сложенные лодочкой, перед собой.

Водящий зажимает колечко или монетку в своей "лодочке" и поочерёдно проходит мимо каждого участника (можно не раз), вкладывая свои ладони в ладони игроков. Незаметно он перекладывает к одному из них "колечко", а затем произносит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко".

Задача игрока, получившего колечко, встать и выйти, став при этом водящим. Задача остальных - успеть удержать его.

 

Ручеек

Эту игру знали и любили еще наши прабабу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: