1 Понятие “диспозиция”. Общие правила построения выступления.
2 Задачи вступления, его разновидности и приёмы организации.
3 Модели и методы изложения в основной части высказывания.
4 Задачи заключения. Виды заключений.
1. Риторическая деятельность на этапе расположения материала в античное время называлась диспозиция. Диспозиция определяется как искусство композиции. Композиция есть группировка по определённой схеме элементов содержания. Тремя самыми общими составляющими понятия композиции являются:
• разделение материала на части;
• соотношение частей между собой и со всей речью в целом;
• последовательность их размещения.
Классическая композиционная схема любого текста представлена тремя универсальными элементами: вступление – основная часть – заключение.
Общими правилами построения выступления являются
1) правило «золотого сечения» связано с поиском оптимальных пропорций структурных частей речи. Применительно к ораторскому выступлению формулировка правила звучит так: вступление и заключение речи по объему суммарно не должны превышать одну треть всей речи.
Данное правило устанавливает исключительно верхнюю черту продолжительности вступления и заключения. Оратор может организовать внимание слушателей и подвести итоги выступления и за более короткое время, нежели треть высказывания.
2) правило «эффекта границы». Его сущность касается психологии восприятия и памяти в целом, сводясь к следующему: начало и конец любой последовательности запоминаются ярче, чем ее середина. В отношении ораторской речи это значит, что подготовка композиционного обрамления (вступления и заключения) требует особого внимания и тщательности.
2. Задачи вступления, его разновидности и приёмы организации
Задачи вступления:
1) привлечь внимание слушателей, то есть пробудить их интерес;
2) настроить аудиторию на позитивное восприятие речи;
3) презентация темы и характеристика структуры основной части выступления.
Эти функции не всегда могут быть представлены явно и равноценно. Для различных речевых ситуаций возможно доминирование какой-либо одной функции. Однако какая бы функция ни определялась как доминирующая, главная задача оратора во вступительной части речи – подготовить слушателей к восприятию сообщения.
Разновидностями вступления являются
1) Прямое вступление называется такое начало речи, при котором говорящий практически сразу же знакомит слушателей с темой высказывания и приступает к ее логическому раскрытию.
2) Косвенное вступлением (искусственное, опосредованное) – это такое начало речи, в котором оратор «исподволь» готовит аудиторию к восприятию темы, предваряя зачином и презентацию темы, и характеристику структуры речи.
Приёмы, характерные для прямого (так называемого концептуального вступления):
• объявление темы высказывания;
• объявление и объяснение «рекламного», заинтересовывающего названия речи;
• прямое подчеркивание значения темы (ее актуальности, новизны, практической ценности);
• объяснение причин заинтересованности оратора темой;
• раскрытие сущности центрального понятия темы;
• выдвижение ключевого тезиса;
• постановка цели выступления, что включает в себя использование предшествующего приема (формулирование главной мысли, которую хочет провести выступающий);
• ознакомление слушателей с планом речи. Это должен быть компактный, так называемый аудиторный план (с количеством пунктов 5-2, а не тот рабочий план оратора, который детально, с многочисленными пунктами и подпунктами систематизирует содержание речи);
• сжатое, выборочное освещение истории возникновения и изучения проблемы.
Приёмы, характерные для косвенного вступления:
• яркий, особо показательный пример (примеры);
• демонстрация наглядности, привлекающей непроизвольное внимание;
• привлечение и возможное развертывание неслучайного образа, который несет концептуальную нагрузку, проясняет суть одного из основных положений речи;
• постановка вопроса или серии вопросов, которые являются импульсом для активной внутренней реакции (клише занимательного начала (Знаете ли вы, что...?). Это могут быть как риторические вопросы, так и вопросы в составе вопросно-ответного хода.
• сюжетное начало (житейская история, басня, притча, легенда и т. д.).
• юмористическое, сатирическое, ироническое замечание, уместный анекдот. Однако если привлечение юмора выглядит нарочитым, не имеет отношения к теме разговора, то оратор может показаться недостаточно заинтересованно и серьезно относящимся к предмету обсуждения;
• цитата, но отнюдь не каждая, а лишь особенно оригинальная по смыслу и чеканная по форме (в особенности поэтическая или/и крылатое изречение). Это позволяет придать выступлению своего рода «устный эпиграф» в самом начале речи поставить важный интеллектуальный и эмоциональный акцент;
• обыгрывание пословицы, поговорки, выражение солидарности либо несогласия с нею (с возможной ее трансформацией применительно к теме выступления);
[Рассмотрим параллельные примеры, основанные на широко известной иллюстрации из работы «Советы лекторам» А. Ф. Кони. В первом случае лектор начинает свое выступление весьма целеустремленно, в расчете на аудиторию, заранее настроенную собранно и по-деловому: «Сегодня мы с вами поговорим о законе всемирного тяготения – одном из основных законов физики. Его сущность заключается в установлении того, как зависит притяжение любых предметов от их веса и расстояния между ними...»
Во втором случае вступительные фразы лекции звучат более занимательно и интригующе: «В рождественскую ночь 1642 г. в Англии в семье фермера средней руки царил переполох. Родился мальчик, да такой маленький, что его можно было выкупать в большой пивной кружке». Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в королевское научное общество и, наконец, имя самого сэра Исаака Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности открытого им закона всемирного тяготения. Несложно видеть, что в первом из случаев использовано прямое вступление, изначально манифестирующее тему и основную мысль речи, а во втором – косвенное, сюжетное начало]
3. Модели и методы изложения в основной части высказывания.
Модели изложения, используемые в основной части выступления, разграничиваются прежде всего по критерию характера смысловой связи отдельных конструктивных вопросов – подтем.
Первая модель изложения – хронологическая (в античное время называлась “ab ovo”) – изложение, при котором отдельные вопросы выступления находятся в отношениях временной связи. Такая модель соответствует естественному ходу событий во времени и поэтому называется ещё естественной или линейной. Так часто бывают построены характеристики исторических эпох и событий, выступления о жизни замечательных людей. Такая схема изложения в литературоведении именуется сюжетной, то есть соответствующей реальной схеме происходящего.
Вторая модель – системно-логическая (в античное время называлась “in medias res” (буквально "в середину вещей"), так как говорящий действует в соответствии с существом дела. Системно-логическая модель отражает не естественную, а искусственную группировку фактов. Прибегая к искусственной группировке фактов, говорящий ставит своей целью не повествование о ходе событий, а их анализ. Поэтому движение мысли может быть от самого интригующего события к предшествующим или последующим ему событиям, от следствия к причинам, от тезиса говорящего к событию, от события к мнению о нём. В литературоведении такая модель называется фабулярной.
Системно-логическая модель подразумевает использование целого ряда методов, работающих на раскрытие авторского замысла, основными из которых являются
дедуктивный,
индуктивный,
аналогический,
1. Дедуктивный метод отражает движение мысли от общего к частному.
2. Индуктивный метод рассуждения – это умозаключение от частного к общему.
В случае применения дедукции оратор, независимо от того, по какому сценарию складывалось предварительное осмысление темы, строит речь сходным образом, по следующей цепочке: тезис, выступающий как предположение, гипотеза – его доказательство или опровержение при опоре на факты и примеры – вывод. В случае же индукции траектория мысли такова: описание отдельных фактов и примеров – их сопоставление, анализ и комментарии – обобщающий вывод.
Выбор между дедуктивным либо индуктивным вариантом подачи материала производится оратором с учетом ряда факторов. Важнейшими из них являются:
• степень заинтересованности слушателей предметом обсуждения. Как правило, индуктивное изложение благодаря первоначальному вводу живых примеров и подробностей позволяет активизировать восприятие.
• степень подготовленности аудитории. Чем более интеллектуально зрелым и подготовленным является контингент слушателей, тем выше уровень развитости у них абстрактного мышления и, следовательно, тем употребительнее дедуктивное изложение. Так, Аристотель рекомендовал использовать именно его в выступлениях перед философами;
• степень простоты / сложности темы. Полагают, что если тема речи достаточно проста, можно сэкономить время, прибегнув к дедуктивному изложению и после объявления тезиса, кратко сославшись на примеры. Однако если тема сложна для восприятия, также правомерен выбор дедуктивного пути.
• национально-культурные особенности. К примеру, как признают сами немцы, в германской интеллектуально-речевой традиции предпочтение отдается дедуктивному построению рассуждения. Напротив, в американской риторике обычно пропагандируется популярное объяснение материала в индуктивном ключе.
3. Изложение по аналогии предполагает сопоставление фактов, явлений, событий. в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо изученного объекта, на менее изученный объект. Данный метод давал возможность рассматривать неизвестное на фоне известного.
4. Задачами заключения являются:
1) дать возможность слушателям припомнить, о чём шла речь, ведь слушатель не может пролистать речь назад, как книгу;
2) закруглить речь, активизировав внимание аудитории к теме.
По аналогии с классификацией основных видов вступлений к ораторской речи предлагается различать два основных вида заключений:
Прямое (или целесообразное) заключение – такое завершение речи, которое непосредственно вытекает из остальных положений выступления.
Косвенным (или элегантным) именуется завершение речи, которое обладает меньшей зависимостью, определенным эффектом новизны по отношению к основной части выступления. Оно призвано закрепить эмоционально-заинтересованное отношение слушателей к предмету разговора.
Конкретными типами целесообразного, или прямого, финала являются:
• суммирующее,
• типологизирующее,
• апеллирующее.
Суммирующее заключение определялось как подведение итогов и формулирование выводов. Говорящий возвращается к важнейшим пунктам основной части и строит заключение как напоминание о них.
Типологизирующее заключение – это заключение, ставящее сообщение в перспективу или вводящее фон для лучшего понимания. Типологизирующее заключение с перспективой есть заключение, которое прогнозирует результаты сообщения. Применительно к практике судебной речи типологизирующее заключение с перспективой могло показывать полезные или вредные следствия предстоящего решения суда по соответствующему вопросу. Типологизирующее заключение с фоном есть заключение, ставящее объект в ряд ему подобных или в оппозицию к ним.
Апеллирующее заключение – представляет собой способ эмоционально закончить речевую ситуацию. Заключение этого типа предполагает в соответствии с рекомендациями риторики прямое воззвание к чувствам слушателей. В практике судебных речей это адвокатское заключение типа: "Я признаю, что мой подзащитный виновен, я не могу отрицать этого, но давайте подумаем о том, не найдется ли в наших сердцах немного сочувствия и к нему, уже достаточно сильно наказанному самим собою. Пусть бросит в него камень тот, кто сам без греха!"
Приёмами косвенного заключения являются:
1) цитата, пословица, поговорка, притча, переводящая разговор в другую плоскость;
2) образ, по касательной соотнесенный с речью в целом,
3) привлечение наглядности;
4) вопросы для дальнейших раздумий (часто неразрешенные или окончательно не разрешимые).
В качестве концовки любой речи может прозвучать выражение благодарности за внимание и доброжелательность, а также прощание с аудиторией.