Основные задачи и структура ОБСЕ




Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий. Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

Ø контроль над распространением вооружений;

Ø дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

Ø укрепление мер доверия;

Ø защита прав человека, развитие демократических институтов, мониторинг выборов.

Все государства — участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

 

Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия). Организация также располагает представительствами в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве. Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3 тыс. сотрудников, работающих в регионах. Бюджет на 2006 г.— 186,2 млн евро., в 2008 – 164 млн.евро.

 

Структура.

Основными органами организации являются:

Ø саммит (встреча на высшем уровне),

Ø Совет Министров иностранных дел,

Ø Руководящий совет, а также

Ø Постоянный совет под руководством председателя, занимающего этот пост в течение года (рис. 13.3).

Ø Важную роль в структуре ОБСЕ занимает Центр по предотвращению конфликтов (ЦПК) и

Ø Форум по сотрудничеству и безопасности.

 

Центр учрежден в соответствии с решениями парижской встречи глав государств ОБСЕ в 1990 г. и призван оказывать Совету ОБСЕ содействие в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. Он разрабатывает механизмы консультаций, проводит ежегодный обмен военной информацией между государствами-участниками.

В целях усиления ЦПК сформирован Форум ОБСЕ по сотрудничеству и безопасности. В его структуру входят два комитета: специальный и консультативный. Заседания специального комитета проводятся для проведения переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности. Консультативный комитет призван оказывать помощь ЦПК по решению его существующих и будущих задач.

В настоящее время развернуто также около 20 миссий ОБСЕ: в Македонии, Грузии, Молдове, Эстонии, Латвии, Таджикистане, Украине, Боснии и Герцеговине. Хотя их мандаты постоянно расширяются, их численность невелика, самая многочисленная миссия насчитывает 20 человек. Все миссии тесно сотрудничают с международными организациями, действующими в той же области, а именно с ООН, Европейским союзом и др.

 

3. Реализация миротворческих задач ОБСЕ.

В рамках ОБСЕ возможно проведение операций по поддержанию мира (ОПМ) с привлечением как военного, так и гражданского персонала. Состав операции определяется ее мандатом. Принципы проведения ОПМ в рамках ОБСЕ предусматривают получение согласия непосредственно конфликтующих, неприменение принудительных действий и осуществление ОПМ в духе беспристрастности. Посылка миссий наблюдателей или военных контингентов в район конфликта производится только в случае установления прекращения огня. Противоборствующие стороны должны предоставить гарантии безопасности личному составу миротворческих сил.

Решение о начале проведения ОПМ принимаются Советом министров иностранных дел или действующим в качестве его агента Руководящим советом. Общий политический контроль за ОПМ и руководство ее проведением осуществляется также Руководящим советом, который назначает командование ОВС, следит за соблюдением условий проведения ОПМ, а также утверждает четко определенный мандат операции, которым устанавливает характер и формы ее проведения, указывает на потребности в личном составе и на фактические условия. Руководящий комитет обязан регулярно рассматривать ход операции и принимать любые необходимые решения в связи с ее осуществлением, учитывая при этом политические изменения и развитие событий на месте.

Проведение ОПМ должно осуществляться «с должным учетом функций» ООН, а также на основе использования опыта и специальных знаний ООН в этой сфере. Председатель Руководящего совета обязан направлять в Совет Безопасности исчерпывающую информацию о любых мероприятиях по поддержанию мира.

Следует отметить, что миротворческая деятельность организации не принесла сколько-нибудь ощутимых результатов. ОБСЕ не обладает силовыми структурами и средствами руководства ими, что делает ее, по существу, неспособной вмешиваться в конфликты, превратившиеся в открытые военные столкновения. Она способна лишь осуществлять мониторинг конфликтных ситуаций[1].

События 11 сентября 2001 г. дали возможность ОБСЕ возвратить хотя бы часть утраченных позиций, включившись в мировую антитеррористическую борьбу. Но только в 2005 г. в ходе заседания Совета МИД в Маастрихте была одобрена «Стратегия противодействия угрозам безопасности и стабильности в XXI веке», в которой речь идет в том числе и о борьбе с терроризмом. В январе 2004 г. организация провела межправительственную конференцию, на которой рассматривался вопрос о продаже террористам, в том числе и в странах СНГ, переносных ракетных комплексов. ОБСЕ подключилась к разработке общеевропейского регистра нормативно-правовых актов по противодействию международному терроризму в Европе и на других континентах. Однако пока что все эти усилия находятся на вербальном уровне, поскольку не создан еще механизм конкретных мер борьбы с терроризмом.

В результате после окончания «холодной войны» ОБСЕ изменилась самым кардинальным образом. В вопросах безопасности она постепенно все более отодвигается на второй план, занимаясь главным образом гуманитарными проблемами и дублируя в этой области другие европейские организации. Мало того, ОБСЕ в своей деятельности сама игнорирует такой фундаментальный принцип, как невмешательство во внутренние дела государств, зафиксированный в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., все активнее вторгаясь на пространстве СНГ в такие сферы, которые находятся сугубо в компетенции того или иного государства, нарушая, по существу, их суверенитет. В силу своего устройства ОБСЕ вообще не способна взять на себя серьезную роль в будущей европейской системе безопасности.


[1] На Будапештском саммите в 1994 г. Россия представила пакет предложений о радикальной реорганизации ОБСЕ в военно-политическую структуру, способную самостоятельно проводить миротворческие операции в Европе, включая создание в рамках ОБСЕ своего рода совета безопасности для Европы. Однако все эти предложения были единодушно отвергнуты участниками встречи. Такая же судьба постигла и другие попытки реформировать ОБСЕ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: