К школьному обучению
Первый этап - фронтальное обследование.
Задание 1
Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.
Материал для выполнения задания: лист, на котором нарисована фигура.
Текст задания: "Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру.»
Оценка
3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры и основном сохранены.
2 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, при этом не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
1 балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.
0 баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "-" в дополнение к баллу.
Задание 2
Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.
Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине листа одна клетка закрашена черным цветом.
Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.
3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом".
Оценка
При оценивании данного задания за каждых 2 неверных шага снимается один балл из расчёта общих 3 баллов. К неверным шагам отностятся ошибки в направлении, счете, начале отсчёта. В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-
Задание 3
Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)
Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.
Текст задания: "Здесь вы будете вьполнять третье задание (указывается место длявыполнения задания № 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание".
"На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке". (Текст задачи можно повторить)
"В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине." (Текст задачи можно повторить)
Оценка выполнения задания:
3 балла - выполнены верно обе задачи.
2 балла - одна задача выполнена верно (и рисовано или 5 кругов, или 4 квадрата), ее попытка решить вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
0 баллов - есть попытка решить одну задачу, по число кружков или квадратов неверно!
Задание 4
Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания термин*, "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание.
Материал для выполнения задания: лист бумаги, на нем фигуры:
Текст задания: "Посмотрите на доску. (Учитель чертит на доске треугольник.) Я начертил треугольник. (Отмечает точку внутри треугольника.) Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечает точку вне треугольника.) Я отметила точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот рисунок(указывает рисунок к заданию №4) На своих листах найдите круг, найдите квадрат»
1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата".
Оценка выполнения задания:
3 балла — все выполнено верно.
2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания.
I балл - выполнен верно только I пункт задания.
О баллов - задание не выполнено.
Задание 5
Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Материал для выполнения задания: на листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине один круг пустой.
Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию № 5). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один крут; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник".
Оценка выполнения задания:
3 балла - сравнение проведено верно.
0 баллов - сравнение проведено неверно. ' Сравнивая два множества (круги и треугольники), ребенок оказывается в конфликтной ситуации: импульсивное желание дорисовать треугольник, чтобы треугольников было столько же, сколько кругов, не совпадает с требованием инструкции "Если кругов больше, дорисуйте еще один круг". Правильное выполнение этого задания позволяет судить об умении ребенка точно следовать инструкции взрослого, подчинять ей свои действия, т.е. об уровне его произвольности.
Задание 6
Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Материал для выполнения задания: на листе бумаги даны схематические изображения: в одной рамке 4 птицы (например, дятел, воробей, сова и ворона), в другой 5 зверей (лиса, заяц, еж, кот и бобер). Между двумя рамками - белка.
Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию № 6). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию".
Оценка выполнения задания:
3 балла - линия проведена правильно: от белочки к зверям; признак связан с характеристикой класса.
1 балл - линия проведена неверно.
0 баллов - задание не выполнено (линия не проведена).
Задание 7
Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координации, умения копировать заданный письменными буквами образец.
Материал для выполнения задания: на листе бумаги запись: "Ann can play".
Текст задания: "Видите, здесь что-то написано на английском языке. Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же".
Оценка выполнения задания:
3 балла - хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из 3 слов.
2 балла - достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы; неверно написаны 2-3 буквы.
1 балл - с образцом coвпадают 2 -3 буквы.
0 баллов - каракули.
Задание 8.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Материал для задания: картинки: солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста. Все картинки наклеены на один чист бумаги, под каждой нарисован флажок.
Текст задания: "Посмотрите на эти картинки. Видите, под каждой картинкой нарисован кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок под ней, если в названии звук [с]. Первая картинка "солнце", в слоне "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок (показать, как), а на этой картинке нарисован зонт. В слове "зонт" нет звука |с|. поэтому не зачеркиваем кружок. Теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания".
Оценка выполнения задания:
3 балла - правильное выполнение задания.
2 балла - выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет.
I балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] - [з])
0 баллов - отсутствие дифференциации звуков [cl - [з], [с] - [ц], [с] - [ш] или полное непринятие задания.
Задание 9
Цель: выявление степени овладения звукобуквенным анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Материал для выполнения задания: на листе три схемы звукового состава слова: Вокруг них картинки: рак, лев, волк, сыр, бант.
Текст задания: "Вы видите домики с разным количеством окошечек и рядом с ними картинки. Каждое окошко - это звук слова. Постарайтесь определить, какой картинке соответствует каждый из этих домиков. Вот, например, картинка "рак". В слове "рак" три звука. Я соединю эту картинку с домиком, в котором три окошечка. Попробуйте теперь продолжить работу самостоятельно".
Оценка выполнения задания:
3 балла - правильное выполнение задания.
2 балла - наличие единичных ошибок.
1 балл - наличие большого числа ошибок.
0 баллов - неприятие задачи: полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".
На этом первый этап педагогической диагностики - групповое обследование - заканчивается. Анализ результатов этой диагностики должен показать, кому из детей нужно дать дополнительные задания в ходе индивидуальной беседы (второй этап педагогической диагностики - индивидуальная беседа) для выяснения причин допущенных ошибок.