Понятие бытия, его основные формы. Монистические и плюралистические концепции бытия.




Тема 3. Учение о бытии (онтология). Основные категории и концепции онтологии.

Понятие бытия, его основные формы. Монистические и плюралистические концепции бытия.

Понятие бытия («есть», «существовать», «наличествовать») является одним из самых древних и содержательных в истории философии. Оно возникло из стремления познать окружающий человека мир как единое и многоликое целое. С его помощью не только раскрывается убежденность человека в существовании мира, но и познаются коренные характеристики мироздания. Проблема бытия, его форм, общих характеристик и законов мироздания рассматривается в разделе философии, который называется онтологией.

Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли, эмоций человека. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает определённые ограничения на деятельность, заставляют соизмерять с ним свои действия. Бытие выступает также в качестве объекта творческой активности человека, а также сферы возможностей и деятельности, которые человек превращает в действительность.

В разные времена те или иные философы и философские школы вкладывали неодинаковый смысл в понятие бытия. Первые представления о бытии сформировались уже в древней философии. Так, греческий философ Парменид учил, что бытие – это сущее, а кроме него в действительности ничего нет. Бытие чем-то похоже на большой неподвижный и наполненный шар с темной и светлой сторонами. По убеждению Гераклита, все сущее в мире пронизано борьбой противоположных начал, их взаимодействием. Бытие изменчиво, динамично. Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Их движение, сталкивание и соединение порождает в итоге все многообразие мира. Кроме бытия есть и небытие, представляющее собой, по мнению философа, пустое пространство. В натурфилософии античности помимо таких материальных субстанций, как вода, воздух, земля, огонь, существовали и духовные субстанции в форме «ума» (Анаксагор), «мировая душа» (Платон), «божественного первотолчка» (Аристотель), поэтому мир был наполнен жизненной силой. Те есть, наряду с материалистическим пониманием бытия присутствовало и идеалистическое. Платон выделил два рода бытия – материальное (вещественное) и идеальное (духовное). Мир идей по Платону, это подлинное бытие, вечное и неизменное. А мир вещей – не подлинное бытие, так как этот мир преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается и погибает.

В средние века господствовало религиозное мировоззрение, и бытие рассматривалось как сотворенная Богом реальность. В философии доказывалось бытие Бога как Творца, источника мироздания. В теологической картине мира проводились различия между истинным, бесконечным, божественным бытием и бытием сотворённым, существующим лишь согласно воле Бога.

Философы эпохи Возрождения (Н. Кузанский и др.) рассматривали бытие преимущественно как физическую реальность. Они считали, что в своей действительности бытие это, прежде всего, природа как объект естествознания и практической деятельности человека.

В 18 веке И. Кант показал, что мир, бытие мы видим через призму человеческого сознания, т.е. бытие рассматривается уже как бытие человека при разграничении телесного и духовного бытия. Классическая немецкая философия соединила в себе борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия – идеалистического и материалистического. Так, Г. Гегель подлинным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток всего существующего. Природный и социальный миры, человек – это инобытие, порождение этой идеи. Напротив, Фейербах сводил бытие к природе, высшим и уникальным творением которой он считал человека.

В марксистской философии учение о бытии продолжило традиции философского материализма и естественных наук. Ф. Энгельс в работах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг» развил учение о материи, ее свойствах и формах существования, законах материального мира.

Русская религиозная философия при исследовании бытия активно использовала основные положения христианства, идеи Платона и Гегеля. Подчеркивалось, что бытие духовно, а сам Дух воспринимался как свободная энергия, данная от Бога и прорывающаяся в природный и социальный мир (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и др.). В русском философском материализме бытие трактовалось по-иному – как нечто объективное, чувственно воспринимаемое, объект науки и практики.

Следовательно, понятие «бытие» употребляется как синоним всего существующего. В этом случае категория «бытие», будучи предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений.

Категорией противоположной бытию является небытие. Небытие полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние, единое с бытием и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не созданные предметы, люди, вещи, общества, государства, которые умерли, разрушились, сейчас их нет.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию – «действительность» («реальность»). Под действительностью понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека.

Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа. Так, ученый или инженер могут ясно представлять себе будущую установку, ее составные части, последовательность ее работы, а учитель, планируя урок, намечает, что и как объяснять, кого опросить и др. эти явления существуют, но не в объективной, а в субъективной реальности. Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.

Хотя с помощью «чистой» мысли или воображаемого образа нельзя забить гвоздь или приготовить обед, но мысли, образы, чувства и желания могут заставить человека все это сделать, могут изменить всю его жизнь и жизнь других людей, т.е. могут оказаться не менее значительными, чем и материальные влияния, например землетрясение. Следовательно, существующая вне человеческого сознания объективная реальность, а также субъективная реальность, являющаяся продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек, как существо, принадлежащее и объективному и субъективному миру.

Бытие - есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в этой схеме – это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Существующий мир бесконечно многообразен. Однако, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений, процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. Основными формами бытия являются:

- материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

- идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия (чувства, идеи, эмоции, образы, понятия и представления) и объективизированного (вне индивидуального) духовного бытия (общественное сознание в разных формах своего проявления);

- человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного, бытие человека само по себе и его бытие в материальном мире;

- социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Среди бытия также выделяются:

- ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

- феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление данное в опыте) – кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект

Монистические и плюралистические концепции бытия.

Для обозначения общей основы всего сущего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат – это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» - это первооснова всего существующего, внутреннего единства, многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которого они существуют. Субстанция есть обозначение внутреннего единства реальности безотносительно к ее многообразным внешним проявлениям. Субстанция – это нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. В понимании субстанции как принципа, позволяющего объяснить единство мира и его многообразие, философы разделились на монистов, дуалистов, плюралистов.

Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом (греч. monаs – один). Если в качестве субстанции берется материальное начало, то это материалистический монизм (Демокрит); если первичной является духовная субстанция, то это идеалистический монизм (Платон).

Дуализм (лат. dualis – двойственный) исходит из того, что в основе мироздания лежат две субстанции – материальная и духовная.

Плюрализм (лат. pluralis – множественный) – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (Лейбниц).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: