Отчет по Лабораторной работе №1.




Цель лабораторной работы: ознакомиться с программным продуктом «AnyLogic», а также изучить некоторые свойства, функции и возможности программы в процессе создания имитационной модели «посещение банкомата».

1. В самом начале работы мы изучаем интерфейс программы «AnyLogic. Вот, к примеру, мы нашли и использовали необходимые блоки по заданию для создания блок-схемы:

 
 

 


Рисунок 1: Использование блоков для создания блок-схемы модели.

 

2. Запускаем модель и изучаем поведение модели.

 

 

 


Рисунок 2: Запуск модели.

 
 

 

 


Рисунок 3: Наблюдение функционирования модели

 

По изменению состояний данной модели мы видим по блоку «АТМ» занят ли банкомат клиентом, по блоку «queue» мы наблюдаем как в момент занятости банкомата возникает очередь и сколько в ней человек.

Настраиваем под заданные параметры блоки модели.

 

 

 


Рисунок 4. Настройка блока «source» - интенсивность прибытия человек

 

 
 

 

 


Рисунок 5. Настройка блока «queue» - максимальное количество человек в очереди не более 15.

 

 

 
 

 

 


Рисунок 6. Настройка блока «delay» - время на которое задерживается банкомат при обслуживании клиента.

 

При добавлении в модель элемента «прямоугольник», настройки его анимации (окрашивание в определённый цвет в зависимости от состояния блока «АТМ»), мы получаем «сигнальную лампочку», сигнализирующую состояние банкомата «занят/свободен» (красный/зелёный). Что добавляет удобство с точки зрения визуального отображения состояния в определённый момент времени нашей модели.

 
 

 


Рисунок 7. Настройка элемента «прямоугольник» - задаётся привязка к блоку «АТМ» и настраивается анимация (состояние цвета красный либо зелёный).

 

 
 

 


Рисунок 8. Состояние модели без очереди и обращению к банкомату.

 

 
 

 

 


Рисунок 9. Состояние модели, когда в очереди 3 человека и одно обращению к банкомату.

 

Наблюдение показывает, что при введённых данных задержка очереди у банкомата не более трёх человек. Это видно по блоку «queue», который показывает количество человек в очереди. Также это видно и из разницы значений между блоками «source» и «sink», которые, соответственно, обозначают и показывают количество людей на входе и на выходе (до 3-ёх человек в очереди + 1 пользующийся банкоматом). Хоть мы и ограничили очередь до 15 человек, такого критического значения ни разу не наблюдалось.

Для разнообразия эксперимента изменим параметр «время задержки» блока «АТМ» с диапазона 0.8-1-1.3 до 1.8-2-2.3, то есть среднее значение в два раза.

Изменения показали, что при таких задержках обслуживания банкоматом клиентов (при прочих неизменных параметров нашей модели) в определённый период времени возникает полная наполняемость очереди до 15 человек, при которой наша модель уже не способна продолжать функционировать в обычном режиме.

 
 

 

 


Рисунок 10. Состояние модели, когда в очередь попадает 15 человек.

 

 

 
 

 


Рисунок 10. Состояние модели, указывающее на невозможность входа.

 

 


Рисунок 11. Вывод предупреждающего окна о невозможности продолжения эксперимента и предложениями о вероятно необходимых изменений параметров модели.

 

Из данного эксперимента следует вывод, что если банкомат будет работать с подобными задержками, то вполне вероятно возникнет критическая ситуация с увеличением очереди. В реальной жизни были бы рекомендации: уменьшение времени обслуживания клиента банкоматом, либо увеличение количество банкоматов для разгрузки очереди.

3. Формирование по результатам работы собственного тезауруса.

Тезаурус

Термин Толкование термина Источник
Модель Модель представляет собой пользовательское описание проблемы в терминах языка моделирования AnyLogic. Каждая модель создается отдельно и представляет собой набор агентов, моделирующих объекты реального мира, и экспериментов, задающих настройки запуска модели. AnyLogic, Словарь терминов
Методы исследования Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. AnyLogic, Словарь терминов
Эксперимент Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт), также о́пыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Эксперимент  
Функции AnyLogic позволяет пользователям создавать свои собственные функции. С помощью функций вы можете единожды задать определенную последовательность действий (обычно - вычислений, возвращающих результат), которую нужно будет выполнять из разных мест (или в разные моменты жизни) модели. Функции пишутся на языке Java, поэтому в вашем распоряжении имеются все преимущества этого языка, такие, как, например, условные операторы (if-then-else), циклические операторы (while, for), операторы ветвления (switch) и т.д. AnyLogic, Словарь терминов  
Диаграммы действий. Визуальное задание алгоритмов AnyLogic поддерживает диаграммы действий - структурированные блок-схемы, позволяющие задавать алгоритмы графически в стиле структурированного программирования. Мы используем широко известное расширение подхода, предложенного в свое время Дейкстра. Суть подхода состоит в том, что алгоритмы разбиваются в подразделы с одной точкой входа. Утверждается, что трех способов объединения программ — упорядочения, повторения и выбора — достаточно для задания алгоритма любой сложности. Такой стиль сводит понимание целого алгоритма к пониманию составляющих его частностей. AnyLogic, Словарь терминов
Презентация модели AnyLogic позволяет создавать для ваших моделей сложные двумерные презентации. Презентация представляет собой рисунок, составленный из различных фигур: прямоугольников, линий, кругов и т.д., а также элементов управления. У каждой фигуры есть набор свойств, определяющих ее внешний вид: местоположение, размер, цвет и т.д. AnyLogic, Словарь терминов
Анимация С помощью динамических свойств фигур вы можете создавать анимации - изображения, изменяющие свой внешний вид по ходу выполнения модели в соответствии с заданными правилами, которые могут зависеть от текущего состояния моделируемой системы. Это достигается за счет привязки графических свойств фигур к данным модели. Таким образом, ваша презентация сможет символически отражать то, как изменяется состояние системы с ходом моделирования - изменение данных модели приведет к изменению внешнего вида связанных с этими данными фигур презентации. AnyLogic, Словарь терминов
Интерактивность Презентация может быть сделана интерактивной с помощью стандартных элементов управления – кнопок, флажков, переключателей и т.д. Вы можете изменять значения параметров и переменных, связав их с элементами управления, и управляя элементами управления во время работы модели. AnyLogic, Словарь терминов
Иерархичная структура Презентации в AnyLogic связаны с компонентами модели – агентами – и повторяют иерархическую структуру объектов в модели. Вы создаете презентации модульным способом, отдельно для каждого объекта. Презентация агента может быть вставлена в презентацию объекта, находящегося выше данного объекта в иерархии объектов модели. AnyLogic будет самостоятельно следить за расположением такой вложенной презентации на презентации объекта верхнего уровня и за соответствующим преобразованием (масштабированием, вращением и т.д.) фигур, составляющих эту вложенную презентацию. AnyLogic, Словарь терминов

 

Заключение.

Данная модель наглядно продемонстрировала процесс образования очереди при таких заданных параметрах как: интенсивность прибытия клиентов, пропускная способность банкомата, критическое количество человек в очереди.

Использование программы «AnyLogic» очень удобно, при создании имитационных моделей, позволяющих достаточно быстро и подробно в широком спектре охватить системы, функции различных видов деятельности человека и влиянии природных факторов. Научиться видеть и регулировать с помощью имитационных моделей реальные системы, окружающие нас, наращивая опыт взаимодействия элементов рассматриваемой системы без критических, фатальных воздействий в реальных системах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: