Инвентаризация основных средств и нематериальных активов




До начала инвентаризации проверяются:

- наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации на основные средства;

- наличие документов на основные средства, которые сданы или приняты предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование.

При выявлении расхождений и неточностей в бухгалтерском учёте или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.

Инвентаризационная опись составляется по объектам основных средств или группам и отдельно по каждому материально ответственному лицу.

Однотипные по техническим характеристикам, назначению и условиям использования, одинаковой стоимости объекты основных средств, поступившие одновременно на предприятие и относительно которых ведётся групповой учёт, в инвентаризационной описи приводятся по наименованиям с указанием количества этих объектов.

 

Основные средства вносятся в инвентаризационную опись по наименованию в соответствии с основным назначением объекта с указанием инвентарного номера, изготовителя, заводского номера (в случае его наличия), года выпуска, первоначальной (переоценённой стоимости), суммы износа, срока полезного использования и других сведений. Инвентаризационной комиссией проверяется правильность присвоения инвентаризационных номеров.

Объект, который прошёл восстановление, реконструкцию, расширение или переоборудование, вследствие чего изменилось его основное назначение, вносится в инвентаризационную опись под наименованием, соответствующим новому основному назначению.

В случае установления факта не отражения выполненных работ капитального характера (достройка этажей, пристройка новых помещений) или частичной ликвидации зданий и сооружений (снос отдельных конструктивных элементов) в бухгалтерском учёте предприятия определяется сумма увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта и в описи отражаются данные о проведенных изменениях.

При инвентаризации машин, оборудования и транспортных средств проверяются заводские номера кузова, двигателя, шасси.

 

Многолетние насаждения вносятся в инвентаризационную опись по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их балансовой стоимости. Ирригационные и мелиоративные сооружения записываются по видам и родам сооружений с указанием их размеров, года сооружения, балансовой стоимости и других сведений, характеризующих их назначение и состояние.

 

При проведении инвентаризации земельных участков, зданий, сооружений, прочей недвижимости, водоёмов и других объектов природных ресурсов проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности предприятия на эти объекты.

 

Основные средства, ремонтируемые на других предприятиях, вносятся в инвентаризационную опись на основании документов о передаче объектов в ремонт.

 

На основные средства, непригодные к эксплуатации и неподлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, которые привели к состоянию непригодности эти объекты.

 

Допускается составление групповых инвентаризационных описей малоценных необоротных материальных активов, выданных в индивидуальное пользование работников, с указанием в них ответственных за эти предметы лиц (на которых ведутся личные карточки) с их распиской в инвентаризационной описи.

Бельё, постельные принадлежности, одежда и обувь одного наименования, близкие по размерам, качеству материала и ценой, вносятся в инвентаризационную опись суммарно, с указанием количества этих предметов и их номенклатурных номеров.

Предметы спецодежды и столовой белья, отправленные в стирку и ремонт, вносятся в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций поставщика услуг.

 

Инвентаризация библиотечных фондов оформляется групповыми инвентаризационными описями. Во время её проведения выявляются ошибки, допущенные при шифровании документов, расстановке фонда, оформлении выдачи документов пользователям, а также устанавливается задолженность пользователей перед библиотекой, выявляются дублетные документы, документы, несоответствующие профилю комплектации фонда подразделения или библиотеки в целом, и документы, требующие ремонта, оправы.

В случае установления факта отсутствия документа проводится его поиск в срок, определённый правилами пользования библиотекой относительно пользования документом читателем, но не более одного года.

 

При инвентаризации нематериальных активов их наличие устанавливается по документам, которые были основанием для оприходования, или по документам, по которым были оформлены имущественные права. Одновременно на основании этих документов проверяется обоснованность их оприходования.

В инвентаризационную опись вносятся данные о названии нематериального актива, характеристике, назначении, дате приобретения (ввода в эксплуатацию), первоначальной (переоценённой) стоимости, сумме накопленной амортизации, сроке полезного использования, количестве и стоимости объекта или группы объектов нематериальных активов. Инвентаризационная опись составляется по объектам нематериальных активов или группам однотипных по назначению и условиям эксплуатации объектов нематериальных активов и отдельно по каждому материально ответственному лицу.

 

В случае выявления излишков объектов основных средств или нематериальных активов в инвентаризационную опись они вносятся с указанием необходимых данных, их оценка проводится по справедливой стоимости.

 

Инвентаризация запасов

 

Инвентаризация запасов проводится по местам хранения и отдельно по материально ответственным лицам. Материальные запасы в инвентаризационные ведомости записываются по наименованиям с указанием номенклатурного номера (при его наличии), вида, группы, сорта, единицы измерения, цены, суммы и количества (счёт, вес или мера), фактически установленных на дату инвентаризации, и по данным бухгалтерского учёта.

 

На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые учитываются в оперативном порядке, инвентаризационные описи не составляются, а проверяется фактическое наличие этих предметов у материально ответственных лиц путём составления с ведомостью оперативного учёта. Выявленная при этом недостача предметов оформляется актом.

Спецодежда и предметы индивидуального пользования, отправленные в стирку и ремонт, проверяются на основании документов предприятия, которое предоставляет эти услуги.

 

Инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие запасов путём их пересчёта, перевеса или перемерки. Не допускается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках активов со слов материально ответственных лиц или за данными учёта без проверки их фактического наличия.

Количество запасов, хранящихся в неповреждённой упаковке поставщика, может определяться на основании документов с обязательной проверкой наличия в натуре части указанных ценностей.

На запасы, которые находятся в пути, не оплаченную в срок покупателями отгруженную продукцию (товары) и на запасы, находящиеся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке), составляется отдельная инвентаризационная опись и проверяется обоснованность сумм, отражённых на счетах бухгалтерского учёта. Такие суммы могут быть признаны, если они подтверждены документами, оформленными соответствующим образом (счетами поставщиков, копиями платёжных требований, счетов-фактур), которые предъявлены покупателям, охранными расписками, переоформленными на дату проведения инвентаризации или близкую к ней.

Выявленные во время инвентаризации непригодные или испорченные запасы вносятся в отдельную инвентаризационную опись, в которой указываются наименование соответствующих запасов, их количество, причины, ступень и характер порчи, предложения относительно их обесценивания, списания или возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

 

Тара приводится в инвентаризационной описи по видам, целевому назначению и качественному составу (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта). На непригодную тару, составляется акт на списание с указанием причин порчи.

 

При инвентаризации незавершённого производства в инвентаризационных описях указываются, наименование задела, стадия и степень их готовности, количество или объём выполненных работ.

Сырьё, материалы и покупные полуфабрикаты, которые находятся возле рабочих мест и не поддавались обработке, в опись незавершённого производства не включаются, а фиксируются в отдельных инвентаризационных описях.

Количество сырья и материалов, входящих в состав неоднородной массы или смеси в незавершённом производстве, определяется техническими расчётами в порядке, установленном на предприятии, если другое не предусмотрено законодательством.

На незаконченный ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой указывается: наименование ремонтированного объекта, опись и процент выполненных работ.

 

Инвентаризация незавершённых научно-исследовательских работ проводится по темам (договорам), при этом устанавливаются:

- наличие договора с заказчиком;

- правильность отражения фактических расходов по теме и наличие неиспользованных материальных ценностей;

- причины значительного или необоснованного отклонения фактических расходов от сметной стоимости;

- учёт расходов по законченным и оплаченным заказчиком работам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: