Хранение выпускных квалификационных работ
Выполненные ВКР (в т.ч. электронные варианты) хранятся после их защиты в образовательной организации. Срок хранения определяется в соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения[1]. Рекомендуемый срок хранения - в течение пяти лет после выпуска обучающихся из образовательной организации.
Списание ВКР оформляется соответствующим актом.
Лучшие ВКР, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах образовательной организации.
По запросу предприятия, учреждения, образовательной организации руководитель образовательной организации имеет право разрешить снимать копии ВКР выпускников.
Зам. директора по УР: Л.Н. Ахметова
Согласовано:
Зав. педагогической практикой: Л.А. Посохова
Зав. музыкальным отделением: Л.Г. Догаева
Зав. школьным отделением: Е.В. Федорова
Зав. дошкольным отделением: И.Ю. Соколова
Зав. заочным отделением: О.С. Резникова
Приложение 1
Критерии оценки выпускной квалификационной работы
(дипломной работы, дипломного проекта)
Оценка «отлично» выставляется, если выпускная квалификационная работа студента-выпускника и его выступление на защите отвечает следующим требованиям:
№п | Государственные требования | Предмет анализа | Критерии оценки качества | Дополнительная информация | |
ОК 1-11. ПК 1.2. ПК 2.2. ПК 3.1. ПК 4.5. | Формулировка темы исследования | Название работы, содержание исследования и выводы должны соответствовать друг другу | Тема формулируется в соответствии с ее актуальностью в современной педагогике и профессиональными интересами выпускника. | ||
ОК 1-11. ПК 1.1.-1.5. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. | Постановка проблемы | Корректность формулировки. Наличие выделенных противоречий, групп противоречий, порождающих проблему исследования | Проблема исследования определяется на основе выявленных противоречий в уже существующих эмпирических и теоретических исследованиях. | ||
ОК 1-11. ПК 1.1.-1.5. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. | Обоснование актуальности темы | Аргументированность Краткость (полнота и достаточность) | По возможности следует привести статистические данные, иллюстрирующие актуальность темы и проблемы исследования. | ||
Определение объекта и предмета исследования | Корректность Соответствие принятому в научном сообществе принципу разделения объекта и предмета исследования Адекватность проведенной методологической рефлексии темы и проблемы исследования | Объект исследования – область, определяющая ряд педагогических феноменов и явлений, внутри которой находятся различные предметы исследования, в том числе и по теме исследования выпускника. Это часть научного знания. Предмет исследования – отдельный изучаемый в работе выпускника феномен (система или совокупность, влияние, взаимосвязь и т.п. феноменов, факторов, явлений), входящий в эту область. Объектом исследования является поле исследования, предметом – его часть, проблемой – направление изучения предмета на основе имеющихся данных в педагогической теории и практике. Объектом исследования не может быть изучаемая группа людей. На защите выпускник дипломной работы должен быть готов к доказательному комментарию того, как было проведено определение понятий объекта и предмета исследования. | |||
ОК 1-11. ПК 1.1.-1.5. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. . | Определение цели и задач исследования | 1.Соответствие проблеме, установленному предмету исследования, планируемому результату исследования и его составляющим 2.Диагностиру-емость поставленных целей и задач. 3.Конкретность и реалистичность. 4.Соответствие задач поставленной цели (достаточность задач для достижения обозначенной цели исследования) | Цель исследования – основное направление исследования, решаемое поставленными далее задачами. Среди задач должны быть как теоретические, так и эмпирические, причем последние должны иметь очень конкретную, содержательную формулировку. Например, «статистический анализ данных», «анализ психолого-педагогической литературы» осуществляют все студенты, и такая формулировка ничего не говорит о сути данной дипломной работы. | ||
Выдвижение гипотезы | Корректность формулировки Четкость Обоснованность выдвижения | Гипотеза исследования – это проверяемое теоретическим и эмпирическим путем предположение исследователя. | |||
Определение ключевых понятий и категорий работы, интерпретация их содержания | Обзор различных подходов к интерпретации содержания ключевых понятий и категорий исследования | Важно, чтобы выпускник обосновал и выделил именно ту трактовку ключевых понятий, которая выбрана им из всего множества и будет использоваться в данной работе. | |||
ОК 1-9. ОК 11. ПК 1.1.-1.4. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.3. ПК 4.5. | Методологическая база исследования | Научность изложения Системность Анализ основных идей, теорий, концепций, парадигм, методов исследования проблемы | Необходимо, чтобы выпускник ориентировался в методологической базе исследования не только при написании введения и теоретической части, но и при обсуждении эмпирических результатов. | ||
ОК 1-11. ПК 1.1.-1.4. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.3. ПК 4.5. | Оценка состояния изученности вопроса в теоретических источниках | 1.Наличие авторской позиции выпускника при написании теоретического обзора, анализ литературы должен содержать либо сравнение сильных и слабых сторон рассмотренных подходов, либо их обобщение. 2.Системность анализа. 3.Логичность изложения. | |||
10. | ОК 1. ОК 4. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.2. ПК 3.5. ПК 4.4.-4.5. | Планирование работы (содержание работы, оглавление) | Логичность. Соответствие содержанию работы. Адекватность объёма плана характеру этого раздела (краткость, четкость, достаточность). | ||
11. | ОК 1-11. ПК 1.1.-1.5. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. | Наличие выводов (промежуточных, итоговых) | Выводы включают интерпретацию полученных результатов на двух уровнях (на эмпирическом и теоретическом), демонстрируя соответствие теоретического анализа литературы и выполненного эмпирического исследования. | ||
12. | Разработка программы (методики) исследования (эмпирическое, экспериментальное) | Соответствие теории и эмпирики – проведенный литературный анализ обосновывает эмпирическую базу исследования, а интерпретация полученных результатов проводится в рамках определенной теории, выбранного методологичес-кого обоснования, определяющего программу исследования. | |||
13. 14. | ОК 1-11. ПК 4.3.-4.5. | Выбор методов исследования, обоснование применяемых методик исследования | Соответствие целям и задачам исследования, методологичес-кому обоснованию. Взаимосвязь методов, взаимодопол-няемость. Стандартный характер методик. Надежность, валидность, адаптированность. | Методики должны быть описаны подробно. Следует указывать назначение каждой из них, процедуру применения, инструкцию, приводить стимульный материал и алгоритм обработки данных. | |
Владение эмпирическими методами исследования. | Обязательным требованием является использование методов эмпирического исследования, но как средства анализа. Целью обязательно остается педагогическая интерпретация. | ||||
15. | ОК 1-11. ПК 1.1.-1.5. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. | Описание и анализ достигнутых результатов исследования. | Статистическая обработка результатов исследования. Качественное описание полученных результатов исследования. Оценка адекватности поставленным целям и задачам. | Важно сопоставить полученные данные с литературными, обсудить выявленные совпадения и расхождения, подчеркнуть новизну дипломного исследования. | |
16. | Содержание раздела «Заключение» | Установление соответствия поставленным целям и задачам исследования. Определение направлений дальнейших исследований проблемы, темы исследования. | |||
17. | ОК 02. ОК 08. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 4.1. ПК 4.3.-4.5. | Структура выпускной квалификационной работы. | Соответствие нормативным требованиям к структуре выпускной квалификацион-ной работы. | ||
18. | ОК 5. ОК 8. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 4.1. ПК 4.4.-4.5. | Оформление выпускной квалификационной работы | Соответствие нормативным требованиям к оформлению работы. Соблюдение принципа единообразия в оформлении (нумерация страниц, оформление ссылок, шрифт, заголовки, интервал, сокращения, оформление таблиц, рисунков, диаграмм, пр.). Соответствие текста нормам русского языка (стилистика, орфография, пунктуация и пр.). Научный стиль изложения. | ||
19. | ОК 5. ОК 8. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 4.1. ПК 4.4.-4.5. | Список литературы | 1.Соответствие нормативным требованиям к описанию выходных данных источников (ГОСТ-2008). 2.Разнообразие жанров (словари, монографии, научные публикации, авторефераты диссертационных исследований и пр.). 3.Включение в список литературы, помимо иных изданий, источников, опубликованных в течение последних десяти лет. | Категорически недопустимы расхождения между сносками в тексте и списком литературы (например, в тексте приведены ссылки на 25 источников, а список литературы включает 20 пунктов). | |
20. | ОК 1-11. ПК 1.1.-1.5. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. | Приложения | Соответствие нормативным требованиям к оформлению приложений: - наименование приложений; -нумерация приложений; - адекватное оформление таблиц, графиков, рисунков, таблиц, протоколов и пр. | ||
21. | ОК 1-11. ПК 1.1.-1.5. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. | Новизна исследования | Объективность оценки. Реалистичность оценки. | ||
22. | ОК 1-11. ПК 1.1.-1.5. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. | Практическая значимость работы | Объективность оценки. Реалистичность оценки. Конкретность. Технологичность материалов. Адресный характер рекомендаций по конкретным вопросам. Обоснованность оценки (наличие критериев). | ||
ОК 1-11. ПК 1.1.-1.5. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. | Содержание выступления выпускника в процессе защиты выпускной квалификационной работы. | 1.Четкое, ясное изложение содержания. 2.Умение анализировать результаты, давать их психолого-педагогическую и методическую интерпретацию, т.е. объяснять выявленные факты на языке научных понятий, а не только на языке зафиксированных проявлений или языке количественных характеристик. 3.Умение отвечать на вопросы, демонстрируя знание работы и современного состояния той проблемы, к которой работа относится. 4.Знание профессиональной лексики. | Типичные ошибки в процессе защиты: 1.Выпускникподробно доказывает актуальность исследования. Лучше исходить из того, что выступление слушают и оценивают специалисты, которым это понятно и без длительных объяснений. 2.Выпускник пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы. Достаточно кратко оценить состояние проблемы. 3.В докладе отсутствуют выводы или они изложены излишне кратко. Выводы - это, по сути, то, для чего и проводилась работа. Если их нет, комиссия вправе считать, что поставленная в работе цель не достигнута. Доклад существенно выигрывает, если он проиллюстрирован раздаточными материалами или презентацией. | ||
24. | ОК 1-11. ПК 1.1.-1.5. ПК 2.1.-2.4. ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. | Участие в дискуссии в процессе обсуждения работы, ответы на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии. | Доказательность суждений. Адекватность ответов поставленным вопросам. Свободное владение материалом исследования. Самостоятельно-сть суждений. Готовность к диалогу, к полемике. Владение профессиональ-ной лексикой. | Выпускник должен быть готов к ответам на замечания и вопросы рецензента и членов государственной экзаменационной комиссии. | |
25. | ОК 1-9. ПК 1.3.-1.4. ПК 2.4. ПК 3.5. ПК 3.7. ПК 4.3. ПК 4.5. | Рецензия на дипломную работу | Характер замечаний и рекомендаций рецензента. Вывод рецензента о степени соответствия работы основным нормативным требованиям, предъявляемым к дипломному исследованию | Рецензентам рекомендуется при наличии малейшего сомнения в самостоятельности работы проверять наиболее спорные места с помощью поисковых систем Интернета. | |
26. | ОК 1-9. ПК 1.3.-1.4. ПК 2.4. ПК 3.5. ПК 3.7. ПК 4.3. ПК 4.5. | Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу | Характер содержания отзыва. Оценка готовности автора выпускной квалификационной работы к проведению самостоятельного исследования (сформирован-ность исследователь-ских умений, готовность к планированию исследователь-ской работы, критичность суждений, соответствие этике научного исследования, самостоятель-ность выводов, ответственность и др.). | ||
.
[1] п.21, раздел 1.1 «Руководство» Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"