Заявки на закупку/пополнение





 

 


   
PRP00160 — возврат ТМЦ постав­щику из получения   PRP00090— получение услуг
     
PRP00080— поступление оборудования и ТМЦ

PRP00100— выполнение поступления незаказанного ТМЦ

PRP00130 — согласование незаказанного поступления

Утверждение документов
PRP00120 — контроль утверждения документа
PRP00110— утверждение документа

 

 


Рис. 4.8. Бизнес-процессы модуля «Oracle Закупки»


• заказы на закупку;

• утверждение документов;

• приемка и возврат.

Модуль «Закупки» на проекте представляет собой систему управле­ния закупками, предоставляющую полный набор средств, необходи­мых для быстрой и эффективной обработки заявок, заказов на приоб­ретение, поступлений и возвратов, что позволяет стандартизировать все процессы, связанные с закупками и достичь высокого уровня ра­боты с поставщиками. Концентрация на развитии отношений с по­ставщиками и управлении процессом закупок через модуль «Закуп­ки», входящий в состав интегрированной системы, имеет конечной целью совершенствование организации снабжения предприятия в со­временных рыночных условиях. Ключевыми возможностями функци­ональности модуля «Закупки» являются использование заявок, зака­зов на приобретение, процесса получения, контроля исполнения бюджета, наличие консолидированной информации по поставщикам. Заявки используются для отражения в системе потребности в матери­алах, оборудовании и услугах. Заявки бывают двух типов: внутренние (используются в случае, если потребность в данном ресурсе удовлетво­ряется путем поставок с центрального склада) и заявки на приобрете­ние (в случае если поставки осуществляются напрямую от поставщи­ка). Модуль «Закупки» автоматически отображает состояние заявки, предоставляя данные о том, утверждена ли она, отклонена или возвра­щена. О состоянии заявки и об истории ее статуса можно узнать в лю­бой момент. С применением технологии «Поток операций» модуль «Закупки» позволяет распределить количества, указанные для пози­ций по проектам или местам возникновения затрат. Модуль «Закупки» позволяет сократить время сопровождения заказов на приобретение благодаря автоматическому созданию заказов на основе введенных ра­нее заявок. В модуле «Закупки» реализована система создания заказов под различные нужды предприятия: автосоздание заказов на приобре­тение из заявок, стандартные заказы на приобретение (одноразовые закупки), соглашения о закупках (закупки на протяжении длительно­го времени в условиях стабильного ценообразования). Количества, указанные в строках заказа, можно распределить по поставкам, местам возникновения затрат и проектам. Проверка свободных бюджетных фондов и последующее резервирование бюджетных фондов выполня­ется при создании заказа и перед отправкой его на утверждение. Мо­дуль «Закупки» системы позволяет проконтролировать заказанные по­зиции на /гапе их получения. Модуль «Закупки» позволяет регистрировать возвраты поставщиками и получать незаказанные по­зиции. Например, полученные позиции можно вернуть поставщику, а незаказанные позиции можно добавить в существующий заказ на приобретение или в создаваемый новый. Учетные средства обработки операций закупок и поступлений предоставляют возможности для учета начисленных задолженностей и создания периодических отче­тов с подробностями о бухгалтерских операциях. Реализованная в мо­дуле «Закупки» система интерактивного утверждения и защиты позво­ляет работать в любых условиях хозяйственной деятельности. Поток операций утверждения можно настроить на конкретные правила дея­тельности, чтобы заявки и заказы на приобретение направлялись для утверждения соответствующим, заранее определенным, сотрудникам.

В рамках проекта КИС модуль «Закупки» интегрируется со следу­ющими модулями: «Главная книга», «Управление заказами», «Персо­нал», «Движение денежных средств», «Запасы», «Проекты». Интегра­ция обуславливает передачу следующей информации между модулями (рис. 4.9):

• из модуля «Закупки» в модуль «Главная книга» передаются про­водки по операциям закупок (поступления, корректировки поступ­лений) и сформированные обязательства;

• из модуля «Главная книга» в модуль «Закупки» передается ин­формация о бюджетных фондах;

• из модуля «Закупки» в модуль «Управление заказами» переда­ются внутренние заказы;

Сформированные Рис. 4.9. Схема внутренней интеграции модуля «Закупки»

 

• из модуля «Персонал» в модуль «Закупки» передаются данные о физических лицах и иерархия штатных единиц;

• из модуля «Закупки» в модуль «Движение денежных средств» передаются данные о заявках и заказах на приобретение;

• из модуля «Запасы» в модуль «Закупки» передается информа­ция о номенклатурных позициях, информация об ожидаемых по­ступлениях (при перемещении между складскими организациями);

• из модуля «Закупки» в модуль «Запасы» передается информа­ция об операциях получения;

• из модуля проекты в модуль «Закупки» передается информация об инвестиционных проектах, о бюджетных фондах (в случае если документы формируются в рамках инвестиционной деятельности).

Модуль «Закупки», как и «Запасы», в системе OEBS входит в кон­тур «Логистика». Его наличие в системах ERP-класса делает возмож­ным изменение закупочной стратегии компании и обеспечивает пе­реход на более качественный уровень управления — SCM.

Описание последовательности этапов внедрения системы ERP-класса на примере модуля <(Логистика» в телекоммуникационной компании

/. Формирование команды экспертов из телекоммуникационной компании для анализа ключевых БП, которые будут впоследствии мо­дифицированы. От результатов деятельности набранной команды бу­дет зависеть эффективность внедренной системы для всей компа­нии. Необходимо помнить, что КИС — это продукт, который будет работать на всех распределенных подразделениях и опыт ведения бизнеса каждой структурной бизнес-единицы должен найти отраже­ние при внедрении. Команда формируется из специалистов в отдель­ных областях бизнеса: финансах, управлении персоналом, логисти­ке, производстве и т. д. с целью определить набор ключевых БП, которые будут подвергнуты реинжинирингу. От этих людей требует­ся превосходное знание специфики своей деятельности, так как за­частую мельчайшие детали (например, процедура инвентаризации), которые не вписываются в общую концепцию бизнеса, могут вы­звать лавину изменений на всем проекте.

2. Видоизменение БП, приведение их к стандартному виду совместно с консультантами организаций субподрядчиков. Многие бизнес-процес­сы претерпевают значительные изменения. В этом специалистам теле­коммуникационной компании помогают консультанты от генподряд­чика и субподрядчиков. В этом процессе наблюдается двустороннее влияние: с одной стороны, необходимо учитывать специфику каждого конкретного подразделения, с другой — возможности системы и об­щепринятые нормы и регламенты. Наиболее частые изменения вно­сятся в отчетные формы (выходные документы) БП. Меняются роли и полномочия сотрудников, добавляются или исключаются ненуж­ные, дублирующие функции. Цель реинжиниринга — создать такие модели процессов, которые бы обеспечивали максимально полное прохождение информации в минимально короткие сроки.

3. Формирование рабочих групп экспертов для настройки целевых модулей. Следующим шагом мы должны сформировать рабочий кол­лектив специалистов по настройке. Этим занимается функциональ­ный архитектор проекта. За основу формирования берется линейно- функциональная структура организации. На нашем проекты было выделено 4 глобальных рабочих группы: Финансы (подгруппы GL — Главная Книга, ОС — Основные средства, Дебиторы, Кредиторы, ДДС), Логистика (подгруппы Закупки, Запасы), Проекты, Персонал. В каждой рабочей группе был руководитель группы, руководители подгрупп и просто консультанты. Разделение идет по принципу объ­ема планируемых работ. На данном проекте наибольшее внимание было уделено управлению персоналом, поэтому группа «Управление проектами» является самой многочисленной.

4. Запуск информационной платформы для проведения тестовых ра­бот. Для работы над настройками системы необходимо наличие пол­ного функционала программного продукта. Не допускается изолиро­ванное или частичное внедрение, так как система имеет глубоко интегрированный характер. Таким образом, возникает потребность в наличие свободных площадей и информационной инфраструктуры с установленной и функционирующей системой. К работе должен быть привлечен штат программистов и системных администраторов, которые составляют Группу технической поддержки. В их задачи вхо­дит поддержание работоспособности системы, обеспечение файло­вого обмена, установка обновлений и «заплаток» для OEBS, клони­рование системных окружений (так называемых инстансов) с настройками для проведения тех или иных этапов интеграционно­го тестирования.

5. Выработка совместно с представителями руководства сценариев запуска системы по каждому модулю. Далее по плану идет составле­ние сценариев тестирования. Сценарий представляет собой цепочку бизнес-процессов, тождественную практике на местах. Типичным примером может послужить закупочная деятельность (заявочный цикл — формирование заказов — доставки — получения — приход на склад — оплата). Работа со сценариями гораздо эффективнее, чем те­стирование отдельных бизнес-процессов, так как позволяет охватить весь функционал. Информационный поток не дробится, а проходит через модули системы целиком. Также при работе со сценариями вы­являются группы настроек (критичные — некритичные), выявляют­ся дефекты и ошибки.

6. Тестирование сценариев и изменение настроек системы с учетом поступающих требований и обнаруженных дефектов. Когда сценарии тестирования составлены, из бизнес-процессов сформированы це­почки, наступает этап создания модели ситуации. Выбираются структурные бизнес-единицы, которые будут в дальнейшем фигури­ровать в системе, например: любые 3—4 складских подразделения (склада) разного профиля (временного хранения, ответственного хранения, склад оборудования, не требующего монтажа и др.), орга­низация — генеральная дирекция, организация — операционная единица, поставщики, клиенты, транспортные посредники. Выбира­ется перечень номенклатурных позиций для закупки, отгрузки, полу­чения и др. операций, предусмотренных сценариями. В системе есть два типа данных: статические, или настройки (они вводятся перед началом тестирования) и динамические (эти данные будут заносить­ся в систему в процессе прохождения сценариев). Вся работа по мо­делированию тестовых ситуаций в таких случаях, как правило, ло­жится на специалистов-консультантов, но прохождение сценариев осуществляется строго сотрудниками компании-заказчика. Именно они становятся источником замечаний и всевозможных дополни­тельных требований.

7. Разработка учебных пособий и программ конвертации данных. Когда все сценарии успешно пройдены, наступает этап подготовки к внедрению системы на местах. Те сотрудники, которые побывали на тестировании, получают некоторый опыт общения с данным про­граммным продуктом и впоследствии принимают активное участие в обучении своих коллег. Специалисты-консультанты должны подго­товить учебные материалы по функционалам системы, которые затем передаются представителям заказчика и тиражируются в компании холдинга. Со своей стороны заказчик заинтересован в быстрейшем обучении своих сотрудников. Для этого дирекция пытается привлечь к тестированию как можно больше народа. Но здесь возникает неко­торый конфликт интересов. Консультанты предпочитают работать с уже наполовину обученными людьми, чем заново рассказывать весь материал новым представителям. Учебные пособия помогают сгла­дить данное противоречие. В то время как половина команды занима­ется написанием пособий, вторая разрабатывает функциональные дизайны программ конвертации данных. Конвертация — это про­грамма, преобразующая нужные данные из одного формата в другой. Она бывает ручная и программная. Ручная — это, попросту говоря, перебивание данных в новую систему. Этот вид применяется только для небольших массивов данных, например — баз данных поставщи­ков. Но он никак не применим для продуктовой базы, поскольку не­рационально переносить тысячи номенклатурных позиций вручную. Для этой цели используют программную конвертацию. Принцип ее довольно прост: если данные прежней системы распознаются и пере­носятся в Oracle, промежуточную конвертацию не производят: доста­точно простого копирования таблиц на уровне системного админист­ратора). Если же старая информационная система не относится к Огас1е-совместимым продуктам, то необходимо сначала транспони­ровать данные в удобный формат, затем уже переносить их в OEBS.

8. Подготовка информационного и программного оборудования на ме­стах внедрения. На местах тем временем необходимо закупить все требуемое оборудование и установить программное обеспечение. Для обеспечения оперативного обмена информацией центры внед­рения OEBS включаются в общую систему обмена информацией (в нашем случае это JIRA).

9. Формирование команды внедрения ВМС и команды поддержки ГЦК. Когда на местах все готово к внедрению и написаны учебные пособия для специалистов на местах, команда проекта перестраива­ет свою структуру. Часть сотрудников отправляется на внедрение — это команда Внедрения Мастер-Системы (ВМС). Формируется так­же так называемый Глобальный Центр Компетенции (ГКЦ) — струк­тура, обеспечивающая консалтинговую поддержку. Внутри себя ГЦК имеет два направления — Развитие Приложений (development) и Поддержка Приложений (support).

Сотрудники отдела Развития приложений занимаются обработ­кой новых запросов: написанием функциональных дизайнов новых отчетов, затребованных в процессе внедрения на местах, переадреса­цией требований русской службе локализации, если запрос касается прямого функционала системы, устранением новых дефектов, ранее не фиксировавшихся. Сотрудники отдела Поддержки Приложений дают рекомендации по уже отработанным бизнес-процессам, кон­сультируют ВМС-ов, если на местах возникают повторные дефекты, работают над ошибками стандартных отчетов. Естественно объем ра­бот у каждой группы различен, Поддержка осуществляется меньшим количеством народа, да и реализация запросов идет гораздо быстрее. Развитие требует привлечения большего числа сотрудников, и запро­сы обрабатываются медленнее.

10. Создание единого пространства обмена данными на основе тех­нологии клиент — сервер с использованием программы JIRA. Как было упомянуто выше, внедрение на местах происходит при интенсивной информационной поддержке из центра. Ведется активный докумен­тооборот, обмен комментариями в форумном режиме. Для реализа­ции этой возможности служит программный продукт JIRA. Установ­ленная на сервере, данная программа позволяет совместить возможности файлового архива и форума одновременно. Сотрудни­ки ВМС регистрируют в JIRA запросы, а ГЦК принимает их в рабо­ту, прикладывая файлы, добавляя комментарии, и т.п.

11. Разработка регламентов работы обоих центров и правил обмена информацией, запуск сервера MS Share Point 2003. JIRA уникальна так­же тем, что позволяет сформировать архитектуру полномочий для сотрудников. Чтобы исключить дублирование запросов, ошибочную адресацию, ускорить работу по ним сотрудники ГЦК разработали и ввели в действие определенные регламенты работы с запросами. В соответствии с регламентами существует строгий порядок регист­рации запроса, направления в работу, изменения статуса запроса, до­бавления комментариев, закрытия запроса. Системные администра­торы настроили J1RA в соответствии с регламентами. На данном проекте используется двухуровневый файловый обмен.

Существует внешняя JIRA для работы с ВМС-ами и внутренняя — для перенаправления запросов внутри ГЦК. В соответствии с регла­ментами любой запрос, неважно какую природу он имеет, направля­ется сначала в группу Поддержки (это своего рода фильтр запросов). Они в свою очередь смотрят, относится ли данный запрос к измене­нию уже существующих элементов системы (настроек или выходных файлов) или требуется работа над новыми ошибками — тогда запрос по внутренней JIRE направляется в отдел Развития Приложений. От­дельно стоит отметить такой пункт, как создание удаленного сервера, содержащего всю проектную документацию разных релизов, так обеспечивается преемственность ступеней внедрения. На Share Point выкладывается вся «чистая» информация, т. е. наиболее актуальная на данный момент.

12. Проведение приемочного тестирования и устранение конечных дефектов. Организация презентаций и тренингов на местах. После то­го как все очевидные дефекты будут устранены, проводится при­емочное тестирование и фиксируется наличие конечных дефектов.

Параллельно с этим проводится ряд семинаров для сотрудников те­лекоммуникационной компании с участием специалистов от субпод­рядчиков для глобального ознакомления с возможностями системы и демонстрацией работы OEBS. В этот период возрастает нагрузка на отдел Поддержки Приложений, так как срыв плановых сроков сдачи в эксплуатацию влечет за собой потери финансовых средств, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

13. Передача системы в эксплуатацию, контроль функционирова­ния, техническая поддержка. После окончательной проверки всех де­фектов и окончании периода обучения персонала система передает­ся в эксплуатацию, в нее конвертируются данные, необходимые для работы (часть вручную, часть программно). Специалисты по внедре­нию отзываются, но группа ГЦК продолжает свое функционирова­ние. По договору субподрядчик обязан обеспечивать контроль функ­ционирования системы и техническую поддержку в течение определенного срока.

4.9. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Результаты сравнительного анализа возможностей программных пакетов зарубежных производителей представлены в виде трех таблиц.

В табл. 4.9 отражены особенности финансовых разделов зарубеж­ных программных пакетов. Анализ проведен по пяти направлениям деятельности: расчеты по договорам, финансовое планирование, уп­равление затратами, налоги и финансовый анализ.

Таблица 4.9 Особенности финансовых разделов пакетов
Название пакета Учет договоров Финансовый план Управление затратами Налоги Финансовый анализ
Axapta - + + + +
Axapta Retail + + + +
Trade Assistant + +
eDistribution + - +
Scala - + -
Simple - + - - +

 

Из данных табл. 4.9 видно, что ни один из представленных про­дуктов не автоматизирует всех функций, а наиболее широкие воз­можности в финансовой области предоставляют пакеты Axapta и Axapta Retail. Ограниченным набором автоматизируемых функций финансового менеджмента обладает ППП Scala, но не намного шире и возможности пакетов Trade Assistant, eDistribution и Simple.

В табл. 4.10 представлены функциональные возможности зару­бежных программ, касающиеся управления -материальными потока­ми. Анализ проведен по пяти направлениям деятельности: закупка, складские операции, продажи, маркетинг и электронная коммерция, транспорт и перегрузка.

Таблица 4.10 Функции пакетов по управлению материальными потоками
Название пакета Закупки Складские операции Продажи Маркетинг, электронная коммерция Транспорт, перевозки
Axapta + + + + -
Axapta Retail + + + + -
Trade Assistant + - + - -
eDistribution + + + +
Scala + + + - -
Simple + - +   -

 

Из информации табл. 4.10 вытекает, что наиболее широкие воз­можности в области управления материальными потоками предо­ставляют пакеты Axapta, Axapta Retail и EDistribution. Средними воз­можностями в этой сфере характеризуется ППП Scala, а ограниченным набором функций — пакеты Trade Assistant и Simple. Полным охватом функций управления логистикой обладает только пакет eDistribution, поскольку в нем заложены возможности ком­плексного управления транспортно-складскими процессами. Однако в этом пакете отсутствует возможность ведения электронной ком­мерции, что несколько снижает его привлекательность для пользова­телей в отдельных видах бизнеса.

В табл. 4.11 обобщены данные о добавочных разделах и функциях зарубежных пакетов.

Из данных табл. 4.11 следует, что наиболее полный функциональ­ный состав в области управления запасами отличает пакеты eDistribution и Simple. Остальные добавочные функции наиболее


Таблица 4.11 Добавочные разделы и функции пакетов
Название пакета Кадры Зарплата Дополнительные функции
Axapta - + Стратегическое управление
Axapta Retail Поддержка технологий штрихового ко­дирования
Trade Assistant     Возможность сложных преобразований. По схемам из материалов (сырье) в гото­вую продукцию
eDistribution Выбор поставщика по заданным параме­трам
Scala + + Управление проектами
Simple Оценка эффективности управления за­пасами

 

полно представлены в пакетах Scala и Axapta, а в остальных — они, как правило, отсутствуют.

На мировом рынке, а в последние годы и на внутреннем представ­лено огромное многообразие программных продуктов различных производителей. По доли захваченного рынка мировыми лидерами являются такие комплексные программные ERP-системы как SAP R/3 и BAAN IV. Эти программные продукты обладают достаточно широким охватом функций управления, включая логистику и управ­ление запасами. Однако эти программные системы в большой мере ориентированы на крупные корпоративные структуры, и далеко не каждое соседнее предприятие может позволить себе их приобре­тение. Поэтому, а также в силу наличия специальной литературы функциональные возможности данных программных продуктов в настоящем учебном пособии не рассматриваются.


Глава 5

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

5.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Геоинформационная система (geographic(al) information system, устоявшаяся английская аббревиатура GIS) — автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки, доступа, отображение и распространение пространствен­но-временных данных, основой интеграции которых служит геогра­фическая информация.

В русском языке аббревиатуре ГИС соответствует также понятие «географическая информационная система». Это понятие появилось более 40 лет назад (первые географические информационные систе­мы разработаны в 1950—1960-х гг., первоначально в гражданском секторе США) и предшествовало появлению понятия «геоинформа­ционная система», которое вошло в активный оборот 7—9 лет назад.

Процент чисто географических данных в геоинформационных системах незначителен, технологии обработки информации имеют мало общего с классической обработкой географических данных, при этом последние служат лишь базой решения прикладных задач, цели которых далеки от географии.

Современные геоинформационные системы представляют собой новый тип интегрированных информационных систем, которые, с одной стороны, включают методы обработки данных многих ранее существовавших автоматизированных систем, а с другой — обладают спецификой в организации и обработке данных.

Это позволяет характеризовать геоинформационные системы, в отличие от географических информационных систем, как многоце­левые и многоаспектные системы. В них входит одна, чаще — не­сколько баз данных (БД), полная технология обработки информации значительно шире, чем работа с базой данных, и рассчитана во мно­гих случаях на проведение экспертных оценок. Данные, которые об­рабатывает и хранит геоинформационная система, имеют не только пространственную, но и временную привязку.

В рамках нашего учебного пособия под аббревиатурой ГИС будем понимать в дальнейшем геоинформационные системы.

Геоинформационная система (ГИС) содержит данные об объектах в форме их цифровых представлений.

ГИС технология объединяет воедино два различных типа данных.

Данные первого типа — пространственные данные определяют форму и местоположение объекта или явления. Их можно разделить на векторные, представляющие географические объекты с помощью графических примитивов (точек, линий и полигонов), и растровые, представляющие географическое пространство в виде регулярной матрицы, состоящей из одинаковых по размеру ячеек.

Данные второго типа — атрибутивные данные содержат дополни­тельные сведения о географическом объекте, проживающих там лю­дях, другую связанную с ним описательную информацию.

Пространственные данные являются основой для создания ба­зовой карты, атрибутивные придают этой карте требуемую специ­фику.

ГИС последнего поколения, помимо традиционной геореляцион­ной модели данных, используют новую объектно-ориентированную модель геоданных. Она обеспечивает работу с реальными объектами, а не просто с записями в базе данных и позволяет настраивать объек­ты, заранее задавая методы управления ими.

Как правило, стандартная ГИС поддерживается программным, аппаратным, информационным, нормативно-правовым, кадровым и организационным обеспечением.

ГИС по территориальному охвату бывают:

• глобальные (global GIS);

• национальные (national GIS), зачастую имеющие статус госу­дарственных;

• региональные (regional GIS);

• локальные, или местные ГИС (local GIS).

Сегодня ГИС различного территориального охвата являются са­мой перспективной информационной системой для решения задач бизнеса и управления. В их использовании есть две тенденции.

Первая состоит в применение напрямую геоинформационных данных в разных приложениях. Это требует изучения пользователем основ геоинформатики. В результате осуществления этой тенденции появилось новое направление в бизнесе — геомаркетинг.

Вторая состоит в создании прозрачных для пользователя ГИС, что дает возможность ему оперировать известными понятиями, не при­бегая к специальным знаниям в области геоинформатики. Это, с од­ной стороны, облегчает освоение и применение ГИС для пользовате­лей-неспециалистов в геоинформатике, но, с другой стороны, делает их весьма зависимыми от качества самой системы и от правильности ее выбора для решения конкретных практических задач. Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми'в ней научными и при­кладными задачами.

Научные, технические, технологические и прикладные аспекты проектирования, создания и использования ГИС изучаются геоин­форматикой.

Специальные исследования, проведенные в рамках геоинформа­тики, показали, что порядка 80—90% всей информации используе­мой в бизнесе состоит из или включает в себя геоданные, т. е. раз­личные сведения о распределенных в пространстве или по территории объектах, явлениях и процессах. Обработка таких дан­ных является сущностью одной из наиболее бурно развивающихся областей рынка программного компьютерного обеспечения — тех­нологией ГИС.

Программные ГИС-продукгы помогают ответить на вопросы, где живут потребители тех или иных товаров и услуг; что им нужно, ка­кими средствами они располагают, куда им удобнее пойти за покуп­ками, как это все им доставить с наименьшими затратами, где выгод­нее открыть новый магазин или сервисный центр, где находятся партнеры и конкуренты определенной фирмы.

Технология геоинформационных систем проникает в сферу пред­принимательства быстрее, чем в большинстве других областей их применения. Объемы продаж ГИС-продуктов для обеспечения биз­неса в последнее десятилетие увеличились в мире более чем в 30 раз и превысили 300 млн долл., при этом сегодня общемировой объем продаж в области ГИС оценивается в 2 млрд долл. в год.

В конце XX в. в США стал выходить специальный журнал «Business Geographies», приложение к CIS World, посвященный опи­санию базовых принципов ГИС и приложениям этой технологии в предпринимательстве. В западной и отечественной печати все ча­ще встречается новое понятие «геомаркетинг» (Geo-marketing), свя­зывающее в неразрывное целое бизнес и геоинформационные тех­нологии.

Главное преимущество ГИС перед другими информационными технологиями заключено в наборе средств создания и объединения баз данных с возможностями их географического анализа и нагляд­ной визуализации в виде различных карт, графиков, диаграмм, пря­мой привязке друг к другу всех атрибутивных и графических данных. ГИС позволяет отображать и анализировать бизнес-информацию новыми методами, выявлять скрытые ранее взаимосвязи, примеры и тренды.

Специалисты в области логистики используют ГИС в разных об­ластях своей деятельности: для анализа и отслеживания текущего со­стояния и тенденций изменения интересующей их области рынка; при планировании маркетинговой активности; для выбора опти­мального по разным критериям местоположения новых торговых то­чек, складов, филиалов фирмы производственных мощностей; для выбора эффективных путей распределения продукции, кратчай­ших или наиболее безопасных маршрутов перевозок и для демогра­фических исследований, определения привязанного к территории спроса на продукцию.

Эффективность решения перечисленных задач с помощью ГИС значительно повышается, этому способствует растущая во всем ми­ре, включая Россию и страны СНГ, доступность и достоверность ис­ходных данных, а также постоянное появление на рынке все более мощных и одновременно вполне доступных по цене компьютеров и все более совершенных и дружественных по отношению к пользо­вателю программных ГИС-продуктов.

Для решения логистических задач могут применяться ГИС-про- дукты общего назначения, имеющие средства настройки под кон­кретные задачи и возможности взаимодействия с другими применя­емыми в этой области программными средствами: пакетами управления активами предприятия, например SAP, R/3; программой генерирования отчетной документации, например Seagate Crystal Reports, программным средством компрессии данных, например MrSID, и др.

Наряду с ГИС-продуктами общего назначения имеются и готовые специализированные ГИС-пакеты, обеспечивающие решение типо­вых бизнес задач. Они, например, объединяют средства обычных па­кетов картографического отображения, функции тематического представления информации на основе привязки табличных данных к адресам и улицам, возможности анализа географических данных с учетом дополнительной информации по находящимся в этих мес­тах объектам. Эта технология связывает воедино инструменты гра­фического отображения, работу с электронными таблицами, базами и хранилищами данных и функции пространственного анализа.

Причем связь карты с данными осуществляется динамическим обра­зом. Это позволяет создать новые бизнес-данные, легко обратиться к уже существующим и связать их с пространственной информацией, чтобы выявить те особенности и взаимосвязи, которые не видны из таблиц, диаграмм и графиков.

5.2. ЗАРУБЕЖНЫЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Среди зарубежных ГИС одними из наиболее популярных являют­ся программные продукты Института исследований систем окружа­ющей среды (Environmental Systems Research Institute, ESRI®).

Эта компания является разработчиком самых известных в США и в мире геоинформационных систем. Программное обеспечение ESRI успешно применяется более чем в ста тысячах государственных организаций и частных компаний во всем мире. Сегодня штат ком­пании насчитывает более 1500 сотрудников в США и 500 — за рубе­жом. Ее общий годовой оборот в 2000 г. составил более 350 млн долл. Весь он связан исключительно с деятельностью в области геоинфор­мационных технологий.

Компания ESRI (адрес в Интернет — www.esri.com) была основа­на в 1969 г. Джеком Данжермондом (Jack Dangermond) — президент и Лаурой Данжермонд (Laura Dangermond) — вице-президент в каче­стве консультативной группы. Бизнес начался с 1100 долл. их личных сбережений.

В 1970-х гг. ESRI фокусировалась на развитии фундаментальных идей ГИС и их применении в реальных проектах.

В 1980-х гг. ESRI решила начать выпуск собственных продуктов и инструментов. Первый коммерческий продукт ESRI — ARC/INFO — вышел в 1981 г. По мере появления новых операцион­ных систем и нового аппаратного обеспечения ARC/INFO оператив­но переводили на новые платформы. Сегодня на рынке присутствует восьмая версии системы — ARC/INFO.

Сегодня спектр предлагаемых ESRI программных ГИС-продук­тов наиболее широк в сравнении с конкурентами на рынке геоин­формационных технологий. Он включает:

• простые средства конечного пользователя ArcView GIS I, Busi- nessMAP и AtlasGIS;

• продукты ArcView GIS версии 3 и выше, пакет DAK;

• полнофункциональные ГИС PC ARC/INFO и ArcCAD, работа­ющие на персональных компьютерах;

• наиболее мощный по функциональным возможностям про­граммный пакет ARC/INFO, работающий на всех основных плат­формах UNIX рабочих станций и на PC с Windows NT.

Институт ESRI предлагает также средство создания ГИС-прило- жений MapObjects, новую технологию управления большими базами пространственных данных Spatial Database Engine (SDE).

Важным преимуществом семейства продуктов ESRI является пол­ная их совместимость. Все они работают в единой информационной среде, в ней же написаны сотни специализированных приложений.

При разработке последних версий программных продуктов ESRI предусмотрены возможности использования наиболее распростра­ненных типов внешних реляционных баз данных, конвертеры фай­лов данных практически всех популярных форматов.

Для крупных фирм, имеющих разветвленную структуру филиалов или проводящих свои коммерческие операции на большой террито­рии, целесообразно использовать пакет ARC/INFO в связке с ArcView GIS.

Для малых и средних фирм на первом этапе использования ГИС достаточные возможности предоставляет пакет ArcView GIS, про­стой и удобный даже для начинающих пользователей.

ГИС ARC/INFO

ГИС ARC/INFO является многофункциональной профессио­нальной ГИС. Она работает на разных платформах, есть версии для Windows NT, UNIX. В последних версиях в ее состав входит ODE — открытая среда разработчика. ГИС ARC/INFO следует использовать для решения задач структурирования и управления данными, веде­ния базы данных

Для нее разработано значительное число необходимых дополни­тельных модулей. Например:

• модули TIN и GRID — для решения задач, связанных с модели рованием природной среды и урбанизированных ландшафтов:

• модуль COGO для работы с геодезическими данными Он OKd зывает существенную помощь при создании и поддержке земельны^ кадастров, составлении карт-основ для инженерных приложений;

• модуль Arc Express для работы в реальном масштабе време



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: