PRP00160 — возврат ТМЦ поставщику из получения | PRP00090— получение услуг | |
PRP00080— поступление оборудования и ТМЦ |
PRP00100— выполнение поступления незаказанного ТМЦ |
PRP00130 — согласование незаказанного поступления |
Утверждение документов |
PRP00120 — контроль утверждения документа |
PRP00110— утверждение документа |
Рис. 4.8. Бизнес-процессы модуля «Oracle Закупки»
• заказы на закупку;
• утверждение документов;
• приемка и возврат.
Модуль «Закупки» на проекте представляет собой систему управления закупками, предоставляющую полный набор средств, необходимых для быстрой и эффективной обработки заявок, заказов на приобретение, поступлений и возвратов, что позволяет стандартизировать все процессы, связанные с закупками и достичь высокого уровня работы с поставщиками. Концентрация на развитии отношений с поставщиками и управлении процессом закупок через модуль «Закупки», входящий в состав интегрированной системы, имеет конечной целью совершенствование организации снабжения предприятия в современных рыночных условиях. Ключевыми возможностями функциональности модуля «Закупки» являются использование заявок, заказов на приобретение, процесса получения, контроля исполнения бюджета, наличие консолидированной информации по поставщикам. Заявки используются для отражения в системе потребности в материалах, оборудовании и услугах. Заявки бывают двух типов: внутренние (используются в случае, если потребность в данном ресурсе удовлетворяется путем поставок с центрального склада) и заявки на приобретение (в случае если поставки осуществляются напрямую от поставщика). Модуль «Закупки» автоматически отображает состояние заявки, предоставляя данные о том, утверждена ли она, отклонена или возвращена. О состоянии заявки и об истории ее статуса можно узнать в любой момент. С применением технологии «Поток операций» модуль «Закупки» позволяет распределить количества, указанные для позиций по проектам или местам возникновения затрат. Модуль «Закупки» позволяет сократить время сопровождения заказов на приобретение благодаря автоматическому созданию заказов на основе введенных ранее заявок. В модуле «Закупки» реализована система создания заказов под различные нужды предприятия: автосоздание заказов на приобретение из заявок, стандартные заказы на приобретение (одноразовые закупки), соглашения о закупках (закупки на протяжении длительного времени в условиях стабильного ценообразования). Количества, указанные в строках заказа, можно распределить по поставкам, местам возникновения затрат и проектам. Проверка свободных бюджетных фондов и последующее резервирование бюджетных фондов выполняется при создании заказа и перед отправкой его на утверждение. Модуль «Закупки» системы позволяет проконтролировать заказанные позиции на /гапе их получения. Модуль «Закупки» позволяет регистрировать возвраты поставщиками и получать незаказанные позиции. Например, полученные позиции можно вернуть поставщику, а незаказанные позиции можно добавить в существующий заказ на приобретение или в создаваемый новый. Учетные средства обработки операций закупок и поступлений предоставляют возможности для учета начисленных задолженностей и создания периодических отчетов с подробностями о бухгалтерских операциях. Реализованная в модуле «Закупки» система интерактивного утверждения и защиты позволяет работать в любых условиях хозяйственной деятельности. Поток операций утверждения можно настроить на конкретные правила деятельности, чтобы заявки и заказы на приобретение направлялись для утверждения соответствующим, заранее определенным, сотрудникам.
В рамках проекта КИС модуль «Закупки» интегрируется со следующими модулями: «Главная книга», «Управление заказами», «Персонал», «Движение денежных средств», «Запасы», «Проекты». Интеграция обуславливает передачу следующей информации между модулями (рис. 4.9):
• из модуля «Закупки» в модуль «Главная книга» передаются проводки по операциям закупок (поступления, корректировки поступлений) и сформированные обязательства;
• из модуля «Главная книга» в модуль «Закупки» передается информация о бюджетных фондах;
• из модуля «Закупки» в модуль «Управление заказами» передаются внутренние заказы;
Сформированные Рис. 4.9. Схема внутренней интеграции модуля «Закупки» |
• из модуля «Персонал» в модуль «Закупки» передаются данные о физических лицах и иерархия штатных единиц;
• из модуля «Закупки» в модуль «Движение денежных средств» передаются данные о заявках и заказах на приобретение;
• из модуля «Запасы» в модуль «Закупки» передается информация о номенклатурных позициях, информация об ожидаемых поступлениях (при перемещении между складскими организациями);
• из модуля «Закупки» в модуль «Запасы» передается информация об операциях получения;
• из модуля проекты в модуль «Закупки» передается информация об инвестиционных проектах, о бюджетных фондах (в случае если документы формируются в рамках инвестиционной деятельности).
Модуль «Закупки», как и «Запасы», в системе OEBS входит в контур «Логистика». Его наличие в системах ERP-класса делает возможным изменение закупочной стратегии компании и обеспечивает переход на более качественный уровень управления — SCM.
Описание последовательности этапов внедрения системы ERP-класса на примере модуля <(Логистика» в телекоммуникационной компании
/. Формирование команды экспертов из телекоммуникационной компании для анализа ключевых БП, которые будут впоследствии модифицированы. От результатов деятельности набранной команды будет зависеть эффективность внедренной системы для всей компании. Необходимо помнить, что КИС — это продукт, который будет работать на всех распределенных подразделениях и опыт ведения бизнеса каждой структурной бизнес-единицы должен найти отражение при внедрении. Команда формируется из специалистов в отдельных областях бизнеса: финансах, управлении персоналом, логистике, производстве и т. д. с целью определить набор ключевых БП, которые будут подвергнуты реинжинирингу. От этих людей требуется превосходное знание специфики своей деятельности, так как зачастую мельчайшие детали (например, процедура инвентаризации), которые не вписываются в общую концепцию бизнеса, могут вызвать лавину изменений на всем проекте.
2. Видоизменение БП, приведение их к стандартному виду совместно с консультантами организаций субподрядчиков. Многие бизнес-процессы претерпевают значительные изменения. В этом специалистам телекоммуникационной компании помогают консультанты от генподрядчика и субподрядчиков. В этом процессе наблюдается двустороннее влияние: с одной стороны, необходимо учитывать специфику каждого конкретного подразделения, с другой — возможности системы и общепринятые нормы и регламенты. Наиболее частые изменения вносятся в отчетные формы (выходные документы) БП. Меняются роли и полномочия сотрудников, добавляются или исключаются ненужные, дублирующие функции. Цель реинжиниринга — создать такие модели процессов, которые бы обеспечивали максимально полное прохождение информации в минимально короткие сроки.
3. Формирование рабочих групп экспертов для настройки целевых модулей. Следующим шагом мы должны сформировать рабочий коллектив специалистов по настройке. Этим занимается функциональный архитектор проекта. За основу формирования берется линейно- функциональная структура организации. На нашем проекты было выделено 4 глобальных рабочих группы: Финансы (подгруппы GL — Главная Книга, ОС — Основные средства, Дебиторы, Кредиторы, ДДС), Логистика (подгруппы Закупки, Запасы), Проекты, Персонал. В каждой рабочей группе был руководитель группы, руководители подгрупп и просто консультанты. Разделение идет по принципу объема планируемых работ. На данном проекте наибольшее внимание было уделено управлению персоналом, поэтому группа «Управление проектами» является самой многочисленной.
4. Запуск информационной платформы для проведения тестовых работ. Для работы над настройками системы необходимо наличие полного функционала программного продукта. Не допускается изолированное или частичное внедрение, так как система имеет глубоко интегрированный характер. Таким образом, возникает потребность в наличие свободных площадей и информационной инфраструктуры с установленной и функционирующей системой. К работе должен быть привлечен штат программистов и системных администраторов, которые составляют Группу технической поддержки. В их задачи входит поддержание работоспособности системы, обеспечение файлового обмена, установка обновлений и «заплаток» для OEBS, клонирование системных окружений (так называемых инстансов) с настройками для проведения тех или иных этапов интеграционного тестирования.
5. Выработка совместно с представителями руководства сценариев запуска системы по каждому модулю. Далее по плану идет составление сценариев тестирования. Сценарий представляет собой цепочку бизнес-процессов, тождественную практике на местах. Типичным примером может послужить закупочная деятельность (заявочный цикл — формирование заказов — доставки — получения — приход на склад — оплата). Работа со сценариями гораздо эффективнее, чем тестирование отдельных бизнес-процессов, так как позволяет охватить весь функционал. Информационный поток не дробится, а проходит через модули системы целиком. Также при работе со сценариями выявляются группы настроек (критичные — некритичные), выявляются дефекты и ошибки.
6. Тестирование сценариев и изменение настроек системы с учетом поступающих требований и обнаруженных дефектов. Когда сценарии тестирования составлены, из бизнес-процессов сформированы цепочки, наступает этап создания модели ситуации. Выбираются структурные бизнес-единицы, которые будут в дальнейшем фигурировать в системе, например: любые 3—4 складских подразделения (склада) разного профиля (временного хранения, ответственного хранения, склад оборудования, не требующего монтажа и др.), организация — генеральная дирекция, организация — операционная единица, поставщики, клиенты, транспортные посредники. Выбирается перечень номенклатурных позиций для закупки, отгрузки, получения и др. операций, предусмотренных сценариями. В системе есть два типа данных: статические, или настройки (они вводятся перед началом тестирования) и динамические (эти данные будут заноситься в систему в процессе прохождения сценариев). Вся работа по моделированию тестовых ситуаций в таких случаях, как правило, ложится на специалистов-консультантов, но прохождение сценариев осуществляется строго сотрудниками компании-заказчика. Именно они становятся источником замечаний и всевозможных дополнительных требований.
7. Разработка учебных пособий и программ конвертации данных. Когда все сценарии успешно пройдены, наступает этап подготовки к внедрению системы на местах. Те сотрудники, которые побывали на тестировании, получают некоторый опыт общения с данным программным продуктом и впоследствии принимают активное участие в обучении своих коллег. Специалисты-консультанты должны подготовить учебные материалы по функционалам системы, которые затем передаются представителям заказчика и тиражируются в компании холдинга. Со своей стороны заказчик заинтересован в быстрейшем обучении своих сотрудников. Для этого дирекция пытается привлечь к тестированию как можно больше народа. Но здесь возникает некоторый конфликт интересов. Консультанты предпочитают работать с уже наполовину обученными людьми, чем заново рассказывать весь материал новым представителям. Учебные пособия помогают сгладить данное противоречие. В то время как половина команды занимается написанием пособий, вторая разрабатывает функциональные дизайны программ конвертации данных. Конвертация — это программа, преобразующая нужные данные из одного формата в другой. Она бывает ручная и программная. Ручная — это, попросту говоря, перебивание данных в новую систему. Этот вид применяется только для небольших массивов данных, например — баз данных поставщиков. Но он никак не применим для продуктовой базы, поскольку нерационально переносить тысячи номенклатурных позиций вручную. Для этой цели используют программную конвертацию. Принцип ее довольно прост: если данные прежней системы распознаются и переносятся в Oracle, промежуточную конвертацию не производят: достаточно простого копирования таблиц на уровне системного администратора). Если же старая информационная система не относится к Огас1е-совместимым продуктам, то необходимо сначала транспонировать данные в удобный формат, затем уже переносить их в OEBS.
8. Подготовка информационного и программного оборудования на местах внедрения. На местах тем временем необходимо закупить все требуемое оборудование и установить программное обеспечение. Для обеспечения оперативного обмена информацией центры внедрения OEBS включаются в общую систему обмена информацией (в нашем случае это JIRA).
9. Формирование команды внедрения ВМС и команды поддержки ГЦК. Когда на местах все готово к внедрению и написаны учебные пособия для специалистов на местах, команда проекта перестраивает свою структуру. Часть сотрудников отправляется на внедрение — это команда Внедрения Мастер-Системы (ВМС). Формируется также так называемый Глобальный Центр Компетенции (ГКЦ) — структура, обеспечивающая консалтинговую поддержку. Внутри себя ГЦК имеет два направления — Развитие Приложений (development) и Поддержка Приложений (support).
Сотрудники отдела Развития приложений занимаются обработкой новых запросов: написанием функциональных дизайнов новых отчетов, затребованных в процессе внедрения на местах, переадресацией требований русской службе локализации, если запрос касается прямого функционала системы, устранением новых дефектов, ранее не фиксировавшихся. Сотрудники отдела Поддержки Приложений дают рекомендации по уже отработанным бизнес-процессам, консультируют ВМС-ов, если на местах возникают повторные дефекты, работают над ошибками стандартных отчетов. Естественно объем работ у каждой группы различен, Поддержка осуществляется меньшим количеством народа, да и реализация запросов идет гораздо быстрее. Развитие требует привлечения большего числа сотрудников, и запросы обрабатываются медленнее.
10. Создание единого пространства обмена данными на основе технологии клиент — сервер с использованием программы JIRA. Как было упомянуто выше, внедрение на местах происходит при интенсивной информационной поддержке из центра. Ведется активный документооборот, обмен комментариями в форумном режиме. Для реализации этой возможности служит программный продукт JIRA. Установленная на сервере, данная программа позволяет совместить возможности файлового архива и форума одновременно. Сотрудники ВМС регистрируют в JIRA запросы, а ГЦК принимает их в работу, прикладывая файлы, добавляя комментарии, и т.п.
11. Разработка регламентов работы обоих центров и правил обмена информацией, запуск сервера MS Share Point 2003. JIRA уникальна также тем, что позволяет сформировать архитектуру полномочий для сотрудников. Чтобы исключить дублирование запросов, ошибочную адресацию, ускорить работу по ним сотрудники ГЦК разработали и ввели в действие определенные регламенты работы с запросами. В соответствии с регламентами существует строгий порядок регистрации запроса, направления в работу, изменения статуса запроса, добавления комментариев, закрытия запроса. Системные администраторы настроили J1RA в соответствии с регламентами. На данном проекте используется двухуровневый файловый обмен.
Существует внешняя JIRA для работы с ВМС-ами и внутренняя — для перенаправления запросов внутри ГЦК. В соответствии с регламентами любой запрос, неважно какую природу он имеет, направляется сначала в группу Поддержки (это своего рода фильтр запросов). Они в свою очередь смотрят, относится ли данный запрос к изменению уже существующих элементов системы (настроек или выходных файлов) или требуется работа над новыми ошибками — тогда запрос по внутренней JIRE направляется в отдел Развития Приложений. Отдельно стоит отметить такой пункт, как создание удаленного сервера, содержащего всю проектную документацию разных релизов, так обеспечивается преемственность ступеней внедрения. На Share Point выкладывается вся «чистая» информация, т. е. наиболее актуальная на данный момент.
12. Проведение приемочного тестирования и устранение конечных дефектов. Организация презентаций и тренингов на местах. После того как все очевидные дефекты будут устранены, проводится приемочное тестирование и фиксируется наличие конечных дефектов.
Параллельно с этим проводится ряд семинаров для сотрудников телекоммуникационной компании с участием специалистов от субподрядчиков для глобального ознакомления с возможностями системы и демонстрацией работы OEBS. В этот период возрастает нагрузка на отдел Поддержки Приложений, так как срыв плановых сроков сдачи в эксплуатацию влечет за собой потери финансовых средств, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
13. Передача системы в эксплуатацию, контроль функционирования, техническая поддержка. После окончательной проверки всех дефектов и окончании периода обучения персонала система передается в эксплуатацию, в нее конвертируются данные, необходимые для работы (часть вручную, часть программно). Специалисты по внедрению отзываются, но группа ГЦК продолжает свое функционирование. По договору субподрядчик обязан обеспечивать контроль функционирования системы и техническую поддержку в течение определенного срока.
4.9. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Результаты сравнительного анализа возможностей программных пакетов зарубежных производителей представлены в виде трех таблиц.
В табл. 4.9 отражены особенности финансовых разделов зарубежных программных пакетов. Анализ проведен по пяти направлениям деятельности: расчеты по договорам, финансовое планирование, управление затратами, налоги и финансовый анализ.
Таблица 4.9
Особенности финансовых разделов пакетов
|
Из данных табл. 4.9 видно, что ни один из представленных продуктов не автоматизирует всех функций, а наиболее широкие возможности в финансовой области предоставляют пакеты Axapta и Axapta Retail. Ограниченным набором автоматизируемых функций финансового менеджмента обладает ППП Scala, но не намного шире и возможности пакетов Trade Assistant, eDistribution и Simple.
В табл. 4.10 представлены функциональные возможности зарубежных программ, касающиеся управления -материальными потоками. Анализ проведен по пяти направлениям деятельности: закупка, складские операции, продажи, маркетинг и электронная коммерция, транспорт и перегрузка.
Таблица 4.10
Функции пакетов по управлению материальными потоками
|
Из информации табл. 4.10 вытекает, что наиболее широкие возможности в области управления материальными потоками предоставляют пакеты Axapta, Axapta Retail и EDistribution. Средними возможностями в этой сфере характеризуется ППП Scala, а ограниченным набором функций — пакеты Trade Assistant и Simple. Полным охватом функций управления логистикой обладает только пакет eDistribution, поскольку в нем заложены возможности комплексного управления транспортно-складскими процессами. Однако в этом пакете отсутствует возможность ведения электронной коммерции, что несколько снижает его привлекательность для пользователей в отдельных видах бизнеса.
В табл. 4.11 обобщены данные о добавочных разделах и функциях зарубежных пакетов.
Из данных табл. 4.11 следует, что наиболее полный функциональный состав в области управления запасами отличает пакеты eDistribution и Simple. Остальные добавочные функции наиболее
Таблица 4.11
Добавочные разделы и функции пакетов
|
полно представлены в пакетах Scala и Axapta, а в остальных — они, как правило, отсутствуют.
На мировом рынке, а в последние годы и на внутреннем представлено огромное многообразие программных продуктов различных производителей. По доли захваченного рынка мировыми лидерами являются такие комплексные программные ERP-системы как SAP R/3 и BAAN IV. Эти программные продукты обладают достаточно широким охватом функций управления, включая логистику и управление запасами. Однако эти программные системы в большой мере ориентированы на крупные корпоративные структуры, и далеко не каждое соседнее предприятие может позволить себе их приобретение. Поэтому, а также в силу наличия специальной литературы функциональные возможности данных программных продуктов в настоящем учебном пособии не рассматриваются.
Глава 5
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
5.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Геоинформационная система (geographic(al) information system, устоявшаяся английская аббревиатура GIS) — автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки, доступа, отображение и распространение пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация.
В русском языке аббревиатуре ГИС соответствует также понятие «географическая информационная система». Это понятие появилось более 40 лет назад (первые географические информационные системы разработаны в 1950—1960-х гг., первоначально в гражданском секторе США) и предшествовало появлению понятия «геоинформационная система», которое вошло в активный оборот 7—9 лет назад.
Процент чисто географических данных в геоинформационных системах незначителен, технологии обработки информации имеют мало общего с классической обработкой географических данных, при этом последние служат лишь базой решения прикладных задач, цели которых далеки от географии.
Современные геоинформационные системы представляют собой новый тип интегрированных информационных систем, которые, с одной стороны, включают методы обработки данных многих ранее существовавших автоматизированных систем, а с другой — обладают спецификой в организации и обработке данных.
Это позволяет характеризовать геоинформационные системы, в отличие от географических информационных систем, как многоцелевые и многоаспектные системы. В них входит одна, чаще — несколько баз данных (БД), полная технология обработки информации значительно шире, чем работа с базой данных, и рассчитана во многих случаях на проведение экспертных оценок. Данные, которые обрабатывает и хранит геоинформационная система, имеют не только пространственную, но и временную привязку.
В рамках нашего учебного пособия под аббревиатурой ГИС будем понимать в дальнейшем геоинформационные системы.
Геоинформационная система (ГИС) содержит данные об объектах в форме их цифровых представлений.
ГИС технология объединяет воедино два различных типа данных.
Данные первого типа — пространственные данные определяют форму и местоположение объекта или явления. Их можно разделить на векторные, представляющие географические объекты с помощью графических примитивов (точек, линий и полигонов), и растровые, представляющие географическое пространство в виде регулярной матрицы, состоящей из одинаковых по размеру ячеек.
Данные второго типа — атрибутивные данные содержат дополнительные сведения о географическом объекте, проживающих там людях, другую связанную с ним описательную информацию.
Пространственные данные являются основой для создания базовой карты, атрибутивные придают этой карте требуемую специфику.
ГИС последнего поколения, помимо традиционной геореляционной модели данных, используют новую объектно-ориентированную модель геоданных. Она обеспечивает работу с реальными объектами, а не просто с записями в базе данных и позволяет настраивать объекты, заранее задавая методы управления ими.
Как правило, стандартная ГИС поддерживается программным, аппаратным, информационным, нормативно-правовым, кадровым и организационным обеспечением.
ГИС по территориальному охвату бывают:
• глобальные (global GIS);
• национальные (national GIS), зачастую имеющие статус государственных;
• региональные (regional GIS);
• локальные, или местные ГИС (local GIS).
Сегодня ГИС различного территориального охвата являются самой перспективной информационной системой для решения задач бизнеса и управления. В их использовании есть две тенденции.
Первая состоит в применение напрямую геоинформационных данных в разных приложениях. Это требует изучения пользователем основ геоинформатики. В результате осуществления этой тенденции появилось новое направление в бизнесе — геомаркетинг.
Вторая состоит в создании прозрачных для пользователя ГИС, что дает возможность ему оперировать известными понятиями, не прибегая к специальным знаниям в области геоинформатики. Это, с одной стороны, облегчает освоение и применение ГИС для пользователей-неспециалистов в геоинформатике, но, с другой стороны, делает их весьма зависимыми от качества самой системы и от правильности ее выбора для решения конкретных практических задач. Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми'в ней научными и прикладными задачами.
Научные, технические, технологические и прикладные аспекты проектирования, создания и использования ГИС изучаются геоинформатикой.
Специальные исследования, проведенные в рамках геоинформатики, показали, что порядка 80—90% всей информации используемой в бизнесе состоит из или включает в себя геоданные, т. е. различные сведения о распределенных в пространстве или по территории объектах, явлениях и процессах. Обработка таких данных является сущностью одной из наиболее бурно развивающихся областей рынка программного компьютерного обеспечения — технологией ГИС.
Программные ГИС-продукгы помогают ответить на вопросы, где живут потребители тех или иных товаров и услуг; что им нужно, какими средствами они располагают, куда им удобнее пойти за покупками, как это все им доставить с наименьшими затратами, где выгоднее открыть новый магазин или сервисный центр, где находятся партнеры и конкуренты определенной фирмы.
Технология геоинформационных систем проникает в сферу предпринимательства быстрее, чем в большинстве других областей их применения. Объемы продаж ГИС-продуктов для обеспечения бизнеса в последнее десятилетие увеличились в мире более чем в 30 раз и превысили 300 млн долл., при этом сегодня общемировой объем продаж в области ГИС оценивается в 2 млрд долл. в год.
В конце XX в. в США стал выходить специальный журнал «Business Geographies», приложение к CIS World, посвященный описанию базовых принципов ГИС и приложениям этой технологии в предпринимательстве. В западной и отечественной печати все чаще встречается новое понятие «геомаркетинг» (Geo-marketing), связывающее в неразрывное целое бизнес и геоинформационные технологии.
Главное преимущество ГИС перед другими информационными технологиями заключено в наборе средств создания и объединения баз данных с возможностями их географического анализа и наглядной визуализации в виде различных карт, графиков, диаграмм, прямой привязке друг к другу всех атрибутивных и графических данных. ГИС позволяет отображать и анализировать бизнес-информацию новыми методами, выявлять скрытые ранее взаимосвязи, примеры и тренды.
Специалисты в области логистики используют ГИС в разных областях своей деятельности: для анализа и отслеживания текущего состояния и тенденций изменения интересующей их области рынка; при планировании маркетинговой активности; для выбора оптимального по разным критериям местоположения новых торговых точек, складов, филиалов фирмы производственных мощностей; для выбора эффективных путей распределения продукции, кратчайших или наиболее безопасных маршрутов перевозок и для демографических исследований, определения привязанного к территории спроса на продукцию.
Эффективность решения перечисленных задач с помощью ГИС значительно повышается, этому способствует растущая во всем мире, включая Россию и страны СНГ, доступность и достоверность исходных данных, а также постоянное появление на рынке все более мощных и одновременно вполне доступных по цене компьютеров и все более совершенных и дружественных по отношению к пользователю программных ГИС-продуктов.
Для решения логистических задач могут применяться ГИС-про- дукты общего назначения, имеющие средства настройки под конкретные задачи и возможности взаимодействия с другими применяемыми в этой области программными средствами: пакетами управления активами предприятия, например SAP, R/3; программой генерирования отчетной документации, например Seagate Crystal Reports, программным средством компрессии данных, например MrSID, и др.
Наряду с ГИС-продуктами общего назначения имеются и готовые специализированные ГИС-пакеты, обеспечивающие решение типовых бизнес задач. Они, например, объединяют средства обычных пакетов картографического отображения, функции тематического представления информации на основе привязки табличных данных к адресам и улицам, возможности анализа географических данных с учетом дополнительной информации по находящимся в этих местах объектам. Эта технология связывает воедино инструменты графического отображения, работу с электронными таблицами, базами и хранилищами данных и функции пространственного анализа.
Причем связь карты с данными осуществляется динамическим образом. Это позволяет создать новые бизнес-данные, легко обратиться к уже существующим и связать их с пространственной информацией, чтобы выявить те особенности и взаимосвязи, которые не видны из таблиц, диаграмм и графиков.
5.2. ЗАРУБЕЖНЫЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Среди зарубежных ГИС одними из наиболее популярных являются программные продукты Института исследований систем окружающей среды (Environmental Systems Research Institute, ESRI®).
Эта компания является разработчиком самых известных в США и в мире геоинформационных систем. Программное обеспечение ESRI успешно применяется более чем в ста тысячах государственных организаций и частных компаний во всем мире. Сегодня штат компании насчитывает более 1500 сотрудников в США и 500 — за рубежом. Ее общий годовой оборот в 2000 г. составил более 350 млн долл. Весь он связан исключительно с деятельностью в области геоинформационных технологий.
Компания ESRI (адрес в Интернет — www.esri.com) была основана в 1969 г. Джеком Данжермондом (Jack Dangermond) — президент и Лаурой Данжермонд (Laura Dangermond) — вице-президент в качестве консультативной группы. Бизнес начался с 1100 долл. их личных сбережений.
В 1970-х гг. ESRI фокусировалась на развитии фундаментальных идей ГИС и их применении в реальных проектах.
В 1980-х гг. ESRI решила начать выпуск собственных продуктов и инструментов. Первый коммерческий продукт ESRI — ARC/INFO — вышел в 1981 г. По мере появления новых операционных систем и нового аппаратного обеспечения ARC/INFO оперативно переводили на новые платформы. Сегодня на рынке присутствует восьмая версии системы — ARC/INFO.
Сегодня спектр предлагаемых ESRI программных ГИС-продуктов наиболее широк в сравнении с конкурентами на рынке геоинформационных технологий. Он включает:
• простые средства конечного пользователя ArcView GIS I, Busi- nessMAP и AtlasGIS;
• продукты ArcView GIS версии 3 и выше, пакет DAK;
• полнофункциональные ГИС PC ARC/INFO и ArcCAD, работающие на персональных компьютерах;
• наиболее мощный по функциональным возможностям программный пакет ARC/INFO, работающий на всех основных платформах UNIX рабочих станций и на PC с Windows NT.
Институт ESRI предлагает также средство создания ГИС-прило- жений MapObjects, новую технологию управления большими базами пространственных данных Spatial Database Engine (SDE).
Важным преимуществом семейства продуктов ESRI является полная их совместимость. Все они работают в единой информационной среде, в ней же написаны сотни специализированных приложений.
При разработке последних версий программных продуктов ESRI предусмотрены возможности использования наиболее распространенных типов внешних реляционных баз данных, конвертеры файлов данных практически всех популярных форматов.
Для крупных фирм, имеющих разветвленную структуру филиалов или проводящих свои коммерческие операции на большой территории, целесообразно использовать пакет ARC/INFO в связке с ArcView GIS.
Для малых и средних фирм на первом этапе использования ГИС достаточные возможности предоставляет пакет ArcView GIS, простой и удобный даже для начинающих пользователей.
ГИС ARC/INFO
ГИС ARC/INFO является многофункциональной профессиональной ГИС. Она работает на разных платформах, есть версии для Windows NT, UNIX. В последних версиях в ее состав входит ODE — открытая среда разработчика. ГИС ARC/INFO следует использовать для решения задач структурирования и управления данными, ведения базы данных
Для нее разработано значительное число необходимых дополнительных модулей. Например:
• модули TIN и GRID — для решения задач, связанных с модели рованием природной среды и урбанизированных ландшафтов:
• модуль COGO для работы с геодезическими данными Он OKd зывает существенную помощь при создании и поддержке земельны^ кадастров, составлении карт-основ для инженерных приложений;
• модуль Arc Express для работы в реальном масштабе време