Построение эпюры материалопотока




Практическое занятие № 3

Изучение параметров материальных потоков и логистических систем

Учебная цель: приобретение навыков исследования материальных и информационных потоков в логистической системе, определение параметров материалопотоков.

Методические положения

Расчет параметров материалопотока

 

Система измерителей материалопотока состоит из трех параметров: транспортной массы М, транспортного пути L и транспортного времени Т. Транспортная масса может выражаться скаляром и вектором. При скаляре масса находится в состоянии покоя, а при векторе известно направление передвижения массы. Вариантом обозначения транспортной массы может быть объем перевозок (Q). Из трех основных параметров (М, L, Т) для отдельных потоков образуются производные измерители, такие как транспортная работа M x L или отнесенная ко времени величина транспортной массы М / Т. Последний показатель может выражаться в двух значениях, таких как мощность потока и мощность источника. Мощность потока – это количество транспортной массы, проходящее в единицу времени в определенном пункте или через определенное сечение транспортного пути в определенном направлении. Мощность источника – это отдача источником транспортной массы в единицу времени, или, другими словами, разгрузка источника. Взаимосвязи и различия между мощностью потока и мощностью источника становятся понятными, если перевозки нескольких районов представить шахматной таблицей или таблицей «вход-выход» (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1

Таблица материалопотоков

Источник / пункт назначения А В С D Отправление (вывоз), Т
А          
В          
С          
D          
Получено (ввоз), Т          

 

Из таблицы видно, что существуют материалопотоки местного сообщения (из А в А, из В в В и т. д.), т. е. источники и пункты назначения (стоки) находятся внутри района отправления (источника). В остальных клетках таблицы (из А в В, из А в С и т. д.) приведены данные о межрайонных материалопотоках, которые определены во всех случаях не только их величиной, но и начальными и конечными пунктами, т. е. направлением. Эти данные имеют признаки векторов. Как видно, материалопоток в направлении АВ (400 т) не равен потоку
в направлении ВА (600 т). Следовательно, можно определить коэффициент неравномерности материалопотока (К н):

,

где Q max – максимальный материалопоток в определенном направлении; Q min – минимальный материалопоток в этом же направлении.

Расчеты коэффициента показывают, что в направлении ВА перевозят в 1,5 раза больше груза, чем в направлении АВ. Если рассматривать материальные потоки в месте их возникновения, то они будут называться отправлением, а доставка продукции в район назначения (столбец) – ввозом (получение). Первые определяют мощность источника, а вторые – мощность стока (ввоз продукции).

 

Построение эпюры материалопотока

 

Эпюра представляет собой графическое изображение материалопотока на данном участке трассы. При помощи эпюры создается наглядная схема перемещения грузов между пунктами отправления и назначения, определяется транспортная работа, устанавливается наиболее выгодное расположение стоянок транспорта. Особое значение эпюра материалопотока имеет для разработки маршрутов работы транспорта, обеспечивая наибольшую производительность транспортных средств и снижение стоимости доставки продукции. Показатели, которые рассчитываются при построении эпюры материалопотока:

,

где P общ – общая транспортная работа (грузооборот), ткм; Q – общий объем перевозки в разных направлениях, т; l ГР- расстояние перевозки (груженый пробег), км; lср - среднее расстояние перевозки, км.

 

Пример 3.1. Данные объема перевозок между пунктом отправления и назначе­ния приведены в табл. 3.2. Построить эпюру материалопотока, если расстояние между пунктами, км: А–Б, (Б–А) – 15 км; Б–В, (В–Б) – 20 км; В–Г, (Г–В) – 30 км.

 

Решение.

При построении эпюры мы имеем два направления продвижения материалопотока:
АГ и ГА. Условимся, что вверх от нулевой отметки мы будем откладывать то направление, которое имеет наибольший объ­ем перевозок по сравнению с другим.

1. Определяем объем перевозок в направлениях:

Направление АГ: Q = Q + Qab + Q + QБВ + QБГ + QВГ = 200 + 300 + 400 + 200 +
+ 300 + 100 = 1500 т.

Направление ГА: QГА = QГА + QГБ + QГВ + Qba + QВБ + QБA = 300 + 100 + 200 + 200 + 300 +
+ 100 = 1200 т.

Так как АГ > ГА, т. е. 1500 > 1200, то направление АГ откладыва­ется вверху.

Общий объем перевозок: Qo6 = Q + QГА = 1500 + 1200 = 2700 т.

2. Определяем транспортную работу в направлениях:

Направление АГ:

РАГ = 200 • 15 + 300 • 35 + 400 • 65 + 200 • 20 + 300 • 50 + 100 • 30 = 61500 ткм.

Направление ГА:

РГА = 300 • 65 + 100 • 50 + 200 • 30 + 200 • 35 + 300 • 20 + 100 • 15 = 44000 ткм.

Общая транспортная работа:

Ро6 = Раг + РгА = 61 500 + 44 000 = 105500 ткм.

Среднее расстояние перевозки: l ср = Ро6 / Q о6 = 105500 / 2700 = 39,0 км.

После расчета показателей построим эпюры материалопотока (рис. 2).

Таблица 3.2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: