Унижение, бессилие, скорбь и отчаяние.




Глава 8. Положение людей в Судный день.

 

Рассматриваемые вопросы:

Положение неверующих в Судный день.

Унижение, бессилие, скорбь и отчаяние.

Все их дела окажутся напрасными.

Обитатели Ада начнут препираться друг с другом.

Положение верующих грешников.

Положение богобоязненных верующих.

_________________________

Положение людей в этот День будет различным. Мы рассмотрим положение трёх групп людей. Это неверующие, верующие-грешники и праведные и благочестивые верующие.

Положение неверующих в Судный день.

 

Унижение, бессилие, скорбь и отчаяние.

Если мы изучим аяты и хадисы, в которых описываются события Судного дня, мы увидим, что в этот великий День на неверующих обрушатся страшные беды и мучения и им предстоит пережить немало ужасного.

Давайте приведём аяты, в которых описывается положение неверующих в День Воскрешения.

 

1 Всевышний сказал, описывая выход неверующих из могил: «В тот День они торопливо выйдут из могил, словно устремляясь к идолам. Их взоры потупятся, и унижение покроет их. Это будет тот День, который им обещан!» Сура 70 «Ступени», аяты 43-44.

 

В этом аяте описывается то, с какой быстротой устремятся они туда, откуда будет доноситься призыв глашатая: они будут торопиться так, словно идут к своим идолам, которым они поклонялись в этом мире.

 

Однако в этот День они выйдут не радостными и горделивыми, как это было, когда они отправлялись к своим идолам, а смиренными и униженными, то есть именно такими, как обещал им это Всевышний.

 

2 Всевышний сказал: «Отвернись же от них. В тот день, когда глашатай призовёт к неприятному и тяжкому, они с опущенными, потупленными взорами выйдут из могил, словно рассеянная саранча. Они устремятся к глашатаю, и неверующие скажут: «Это — тяжкий день!». Сура 54 «Луна», аяты 6-8.

 

Этот аят, подобно многим другим, указывает на то, что неверующие выйдут из своих могил униженными, смиренными, дрожащими от страха и поспешат туда, откуда донесётся глас, призывающий их. Кроме того, этот аят живо описывает нам их воскрешение и быстроту, с которой они покидают свои могилы и устремляются к месту Сбора: они будут похожи на рассеявшуюся саранчу. Из этого аята мы также узнаем о том, что сами неверующие в этот День признают тяжесть своего положения: «...неверующие скажут: "Это — тяжкий день!"».

 

3 А из следующего аята мы узнаем о том, как неверующие после трубного гласа примутся причитать и восклицать «Горе нам!», вопрошая, кто же поднял их из могил и нарушил их долгий сон.

Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил. Они скажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мы покоились?» Это — то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду. Сура 36 «Йа Син», аяты 51-52

 

У Абу Мухкима аль-Джисри, который был очень мудрым человеком, собирались его братья по вере, и однажды кто-то из них прочитал этот аят. Тогда он заплакал и сказал: «Поистине, ужас Судного дня отгоняет от разума все иллюзии... Клянусь Аллахом, если бы они действительно были все это время погружены в обычный сон, они бы не стали восклицать в первое мгновение после воскрешения: "Горе нам!" Они ещё не дошли до места Сбора, и расчёт ещё не начался, а они уже понимают, какая великая опасность нависла над ними. Судный день обрушился на них всей своей тяжестью... Однако и в барзахе, в своих могилах, они подвергались мучениям. А причитать и восклицать сразу после выхода из могил они стали потому, что после избавления от этих мучений на них свалилась ещё большая беда. Именно поэтому они называют своё пребывание в барзахе, несмотря на все ужасы и мучения в могиле, сном: теперь все перенесённое там кажется им не таким уж тяжким по сравнению с тем, что ожидает их впереди. И Коран подтверждает это: "Когда же наступит Величайшее бедствие" (сура 79 "Исторгающие" аят 34)». Сказав это, он заплакал так, что борода его стала мокрой от слёз [Ибн Касир. Фитан].

 

4 Следующий аят вносит новые штрихи в картину, которую уже создали в нашем воображении предыдущие три аята: глаза неверующих, вышедших из могил, будут выпучены от страха, а сердцами их завладеет ужас от происходящего вокруг них. Всевышний сказал: «Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят несправедливые. Он лишь даёт им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры. Они будут спешить с запрокинутыми головами. Взоры не будут возвращаться к ним, а их сердца будут опустошены [пере полнены страхом и лишены всех иных чувств]».

Сура 14 «Ибрахим», аяты 42-43

 

В толковании к этим аятам говорится: «Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) вовсе не считает, что Аллах не знает о том, что делают притеснители и все те, кто творит несправедливость, однако некоторым представляется, что это именно так: они видят, как все эти притеснители наслаждаются жизнью, а обещанное Всевышним суровое наказание так и не постигает их. Из этого аята следует, что наказание не постигнет их сразу, но непременно настанет День, когда они будут призваны к ответу. Тогда уже не будет им никакой отсрочки, и они никак не избавятся от того, что ожидает их в этот тяжкий День, в который глаза неверующих закатятся от ужаса, а взгляд их останется неподвижным: они будут пребывать в таком страхе, что не посмеют даже моргнуть или посмотреть по сторонам... Далее изображается то, как они выходят из могил, объятые страхом, в ужасной давке... Они идут быстро, никуда не сворачивая, ни на что не обращая внимания и подняв головы, — не по своей воле, просто они не способны пошевелиться, чтобы изменить положение. От страха, сковавшего их, взгляды их устремлены вперёд, и они не в силах закрыть глаза или отвести взгляд в сторону. А сердца их пусты — в них не осталось ничего: ни чувств, ни воспоминаний, ни мыслей. Это и есть тот День, до которого Всевышний дал им отсрочку, и теперь они предстают пред Ним, объятые ужасом, что явно проступает сквозь четыре описания того, что происходит с ними: каждый из них словно маленькая птица в когтях безжалостного коршуна. "Он лишь даёт им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры. Они будут спешить с запрокинутыми головами. Взоры не будут возвращаться к ним, а их сердца будут опустошены [переполнены страхом и лишены всех иных чувств]" (сура 14 "Ибрахим" аяты 42-43). Они двигаются очень быстро, спешат, но не по своей воле — они не хотят идти, но неведомая сила влечёт их, и они не способны противиться ей. Сердца их при этом пусты — в них не осталось ничего, кроме страха, и они теперь ничего не чувствуют, не осознают, не замечают, не понимают... Это и есть ужас, от которого их глаза округляются и взоры их закатываются».

 

5 Вот ещё одно описание ужаса, охватывающего неверующих в Судный день: Предупреди их о приближающемся дне, когда сердца подступят к горлу и они будут опечалены. Не будет у несправедливых ни любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются. Сура 40 «Прощающий», аят 18.

 

«Этот приближающийся день — День Воскрешения. Когда читаешь этот аят, кажется, что День этот надвигается, неотвратимо наступает... Дыхание тяжёлое и частое... Сердца, наполненные страхом и горечью, словно давят на глотки... Люди задерживают дыхание, держат в себе свою боль и свой страх, и от этого им становится ещё тяжелее. И все они не могут найти никого, кто бы пожалел их и посочувствовал им, и не видят заступника, который замолвил бы за них слово, способное изменить что-нибудь в их невыносимом положении».

 

6 А поскольку все эти люди были преступниками, которые ослушивались своего Создателя и Бога, восставая против Его законов и высокомерно отказываясь поклоняться Ему и подчиняться, то в Судный день их приведут к их Господу и Создателю в оковах. Они будут облачены в одежды из смолы128, а лица их будет покрывать огонь. Что может быть ужаснее их вида?! Что может быть страшнее их положения?! В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным. В тот день ты увидишь грешников, закованных в цепи. Их одеяние будет из смолы, а их лица будут покрыты Огнём. Сура 14 «Ибрахим», аяты 48-50

 

Ат-Табари (да помилует его Аллах) говорит, комментируя эти коранические аяты, следующее: «Тех, кто не верил в Аллаха, а также тех, кто в этом мире придавал Ему сотоварищей, в этотДень — то есть в День, когда вместо привычной для нас земли появится другая земля, — приведут "закованными в цепи". То есть их руки и ноги будут соединены цепями с их шеями. Это будут оковы с цепями» [Табари].

 

7 Солнце в этот День приблизится так, что окажется над самыми головами людей: между ним и их головами останется расстояние всего в одну милю, и если бы они не были воскрешены бессмертными, то непременно расплавились бы и испарились. Однако после смерти и воскрешения они больше не умрут.

 

Пот с людей будет стекать на землю, а когда пропитает её, то поднимется над её поверхностью, и каждого человека его пот затопит настолько, насколько дурным и грешным он был. Аль-Микдад ибн аль-Асвад передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "В День Воскрешения солнце приблизится к людям настолько, что окажется всего в миле от них"».

 

Суляйм ибн 'Амир сказал: «И я, клянусь Аллахом, не знаю, что он имел в виду, когда говорил "миля" — определённое расстояние на земле или же палочку, с помощью которой подкрашивают глаза сурьмой*» [Муслим]. *[По-арабски слово «миля» и название этой палочки звучат одинаково].

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Что же касается людей, то они погрузятся в собственный пот сообразно своим делам, и у некоторых из них он будет доходить до щиколоток, у других — до колен, у третьих — до поясницы, а некоторых из них он взнуздает». Сказав это, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) указал рукой на свой рот [Муслим, № 2864].

 

Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал о словах Всевышнего «В тот день, когда люди предстанут перед Господом миров» (сура 83 «Обвешивающие», аят 6) следующее: «Некоторые из них будут стоять, погружённые в собственный пот до середины ушей» [Бухари; Муслим, № 2862].

 

Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Воскрешения люди будут обливаться потом так, что пот их пропитает землю на семьдесят локтей в глубину, а некоторых из них он взнуздает, ибо поднимется до уровня их ушей» [Бухари; Муслим].

 

 

Вопрос: "Как произойдет приближение Солнца к созданиям на расстояние в одну милю (1848 м.) в Судный День и при этом оно не сожжет их? Ведь если оно отойдет от своего нынешнего положения и приблизится к Земле в настоящее время хоть на одну пядь, то сожжет ее".

 

Ответ шейх Усаймина: "Во-первых, верующий обязан принимать сообщения о сокровенном с покорностью и не спрашивать «Каким образом?" и "Почему?». На этом правиле должно основываться наше вероубеждение. Так как это выше твоего представления. Поэтому тебе надлежит лишь принять это и покориться, сказав: «Мы уверовали и подтверждаем истинность этого». Мы веруем в то, что Солнце приблизится к творениям на расстоянии мили (4000 локтей или 1848 м.), а все вопросы, которые задаются в дополнение к этому, являются нововведением. Поэтому, когда у имама Малика (да помилует его Аллах) спросили о вознесении Аллаха «Каким образом Он вознесся?», имам Малик ответил: "Вопрос об этом является нововведением". То же самое касается и всех сокровенных дел — вопрос о них является нововведением, и человек должен просто принять их и покориться.

 

Во-вторых, что касается приближения Солнца к творениям в Судный День, то мы говорим относительно этого следующее.

 

Поистине, тела будут воскрешены в Судный день не с теми свойствами, которые они имеют в мирской жизни, такими, как недостатки и невыносливость. Напротив, они будут воскрешены в Судный день совершенными и полноценными. Поэтому люди смогут стоять в Судный День, продолжительность которого будет равна пятидесяти тысячам лет без еды и питья. Однако, это невозможно перенести в мирской жизни. Солнце приблизится к творениям, телам которых будет дана мощь, чтобы они могли вынести эту близость к Солнцу, и вместе с этим, как мы уже упомянули, они будут стоять пятьдесят тысяч лет, не нуждаясь ни в еде, ни в питье. Таким образом, в Судный День тела будут иметь другие особенности, которые не свойственны им в этом мире".

Источник: "Фатава Аль-Акидати", фетва — 273.

 

8 Когда неверующие увидят наказание, унижение и позор, ожидающие их, они начнут сожалеть, скорбеть и раскаиваться в том, что делали в этом мире. Из-за того что в этот День будет очень много скорбящих, Аллах назвал его Днём скорби: «Предупреди их о Дне скорби, когда решение уже будет принято. Но они проявляют беспечность и не веруют» (сура 19 «Марьям», аят 39).

Неверующий будет так сильно сожалеть о том, что он не последовал за пророком, который был послан к нему, а также о том, что следовал за врагами посланников, что станет кусать руки в отчаянии: «В тот день поступавший несправедливо станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путём Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания [Корана] после того, как оно дошло до меня». Воистину, шайтан оставляет человека без поддержки». Сура 25 «Различение», аяты 27-29.

 

9 В этот День неверующие с ужасающей ясностью осознают, что их грех не будет прощён и что их оправдания не будут приняты, и отчаются в милости Аллаха: «В тот день, когда наступит Час, грешники придут в отчаяние» (сура 30 «Римляне», аят 12).

 

10 И в этот День неверующие пожелают, чтобы Всевышний Аллах погубил их и сделал землёй, прахом: «В тот день те, которые не уверовали и ослушались Посланника, пожелают, чтобы их сровняли с землёй» (сура 4 «Женщины», аят 42).

 

Всевышний Аллах также сказал: «А неверующий скажет: "Лучше бы мне быть прахом!"» (сура 78 «Весть», аят 40).

 

Попробуйте представить себе положение людей, самым заветным желанием которых стала смерть!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: