Обитатели Ада начнут препираться друг с другом.




 

Когда неверующие увидят уготованное им наказание и все те ужасы, которые окружат их со всех сторон, они возненавидят самих себя И всех тех, кого любили в земной жизни. Более того, любая симпатия и любовь, кроме той, что была основана на вере, обратится враждой. Всевышний сказал: «В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных» (сура 43 «Украшения», аят 67).

 

Тогда обитатели Огня начнут препираться друг с другом: поклонявшиеся — с теми, кому они поклонялись, следовавшие — с теми, за кем они следовали, слабые — с теми, в чьих руках была сосредоточена власть, человек — с приставленным к нему шайтаном. Более того, в этот День человек будет препираться с частями собственного тела.

 

Произойдёт препирательство между поклонявшимися и теми, кому они поклонялись. Об этом сказал Всевышний: «А Ад будет показан заблудшим. Им скажут: «Где же те, кому вы поклонялись наряду с Аллахом? Помогут ли они вам и помогут ли они себе?» Они будут брошены туда вместе с заблудшими, а также со всеми воинами Иблиса. Препираясь там, они скажут: «Клянёмся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда приравнивали вас к Господу миров. Только грешники ввели нас в заблуждение»». Сура 26 «Поэты», аяты 91-99.

 

В этот День люди будут обращаться к своим божествам, которым они поклонялись в земной жизни, признавая при этом, что они были заблудшими, и что нельзя было этих ложных богов приравнивать к Творцу, и что каждый, кто превознесёт любое творение до уровня Творца, непременно окажется в убытке. А ведь каждый, кто поклонялся кому-то или чему-то наравне с Аллахом, приравнивал таким образом творение к Творцу, а это — величайшая несправедливость. Недаром мудрец Люкман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожиевеликая несправедливость» (сура 31 «Люкман», аят 13).

 

Что же касается благочестивых и праведных, которым поклонялись, но они об этом не знали, или же тех, кому поклонялись несмотря на то, что сами они этого не одобряли, как, например, ангелы и праведники, то они объявят о том, что не имеют никакого отношения к этим заблудшим, которые сделали их объектом для своего поклонения. Они опровергнут все утверждения и обвинения этих заблудших и их наговор. Ведь ангелы не требовали от людей поклонения и не одобряли его — поклонения требовали джинны, желая ввести людей в заблуждение и великий грех, и эти заблудшие поклонялись джиннам, а не ангелам: «В тот день Он соберёт их всех, а затем скажет ангелам: «Это они поклонялись вам?" Они скажут: "Пречист Ты! Ты — наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них"». (сура 34 «Сава», аяты 40-41).

 

'Иса ибн Марьям в этот День скажет, что он не имеет отношения к тем, кто объявил его Богом и стал поклоняться ему наравне с Всевышним: «Вот сказал Аллах: "О 'Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: «Изберите меня и мою мать двумя божествами наряду с Аллахом»?" Он сказал: "Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты велел мне: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу»"». (сура 5 «Трапеза», аяты 116-117).

 

И так поступят все те, кому поклонялись без их одобрения и согласия. Они заявят о том, что не имеют никакого отношения к тем, кто им поклонялся, и скажут, что все утверждения и притязания этих заблудших безосновательны и ложны, а также засвидетельствуют, что сами они поклоняются одному только Всевышнему Аллаху, их Господу: «Когда многобожники увидят своих сотоварищей, они скажут: "Господь наш! Вот сотоварищи, к которым мы взывали вместо Тебя". Но они отбросят их слова и скажут: "Воистину, вы — лжецы!" В тот день они проявят покорность Аллаху и послушание, и покинет их то, что они измышляли». (сура 16 «Пчёлы», аяты 86-87).

 

А в другом месте в Коране Всевышний сказал: «В тот день Мы соберём их вместе, а потом скажем многобожникам: «Оставайтесь на своих местах вместе со своими сотоварищами». Потом Мы разделим их, и сотоварищи скажут им: «Вы вовсе не поклонялись нам. Довольно того, что Аллах — Свидетель между нами и вами. Мы не ведали о вашем поклонении». Там каждый человек узнает о том, что он совершил ранее. Они будут возвращены к Аллаху, их истинному Покровителю, и скроется от них то, что они измышляли». Сура 10 «Юнус», аяты 28-30.

 

Последователи основателей различных учений, являющих собой заблуждение и противоречащих исламу, станут препираться с теми, за кем они следовали и чьими идеями руководствовались в земной жизни. Вот что сказал о них Всевышний: «Раздастся один только глас, и все они будут смотреть. Они скажут: «Горе нам! Это — День воздаяния!» Это — День различения, который вы считали ложью. Соберите несправедливых и им подобных и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и укажите им путь в Ад. Остановите их, и они будут спрошены: «Что с вами? Почему вы не помогаете друг другу?» О нет! Сегодня они будут покорны. Они будут обращаться друг к другу с вопросами. Они скажут: «Вы приходили к нам справа*». Они ответят: «О нет! Вы сами не были верующими. Мы не обладали властью над вами. Вы сами были людьми, преступавшими границы дозволенного. Относительно нас сбылось слово нашего Господа. Воистину, мы будем вкушать наказание. Мы ввели вас в заблуждение, и мы сами были заблудшими». Воистину, в тот день они разделят наказание. Воистину, так Мы поступаем с грешниками. Когда им говорили: «Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха», — они превозносились». Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 19-35.

*[То есть со стороны блага и удерживали нас от него; или таким образом, что мы не опасались вас, ибо вы клялись, что придерживаетесь истины, и мы поверили вам, и последовали за вами, и впали в заблуждение].

 

В приведённых аятах упоминается о том, как будут упрекать друг друга те, кому суждено стать обитателями Огня, в Судный день. Так, люди будут говорить тем, кто ввёл их в заблуждение своими идеями и учениями, противоречащими истине: «Вы разукрашивали нам то, что на самом деле было ложью! Вы обольщали нас и подталкивали к тому, чтобы мы отвергли Истину!» Всевышний сказал об этом: «А покровителями и помощниками неверующих являются тагуты, которые выводят их от света к мракам» (сура 2 «Корова», аят 257).

Однако все эти лидеры и мыслители будут отрицать это и говорить: «Вы сами виноваты, и именно вы несёте ответственность за последствия ваших деяний. Вы сами выбрали неверие. У нас не было никакой власти над вами. Это ваша гордость и ваш произвол привели вас к такому концу!».

 

Слабые будут препираться с обладавшими властью и влиянием — правителями, людьми, занимавшими высокое положение, и старейшинами кланов, которые имели власть над ними и которым они помогали, отдавая свои силы, имущество, а порой и жертвуя ради них и ложного пути, который те избрали, своими жизнями. Вот что сказал о них Всевышний: «Все окажутся перед Аллахом, и тогда слабые скажут тем, которые превозносились: "Воистину, мы следовали за вами. Можете ли вы хоть отчасти избавить нас от наказания Аллаха?" Они скажут: "Если бы Аллах наставил нас на прямой путь, то мы указали бы вам на него. Но теперь нам всё равно: будем мы горевать или будем терпеть — нам негде укрыться"» (сура 14 «Ибрахим», аят 21). Давайте послушаем, что сказано в одном из тафсиров:

«Все окажутся перед Аллахом...» Несправедливые, творившие произвол и считавшие ложью истину, а также их последователи из числа слабых и ничтожных, которые находились под их властью... А с ними шайтан... А также те, кто верил в посланников и делал добро... Все они окажутся перед Аллахом, ничем не сокрытые от Него. Они никогда не были сокрыты от Него, однако сейчас они сами ощущают и понимают это. Их не скрывает от Всевышнего завеса или покров, и нет ничего такого, за что они могли бы спрятаться... Итак, они собрались, всё пространство заполнено людьми, завесы подняты и люди начинают разговаривать друг с другом. «...И тогда слабые скажут тем, которые превозносились: "Воистину, мы следовали за вами. Можете ли вы хоть отчасти избавить нас от наказания Аллаха?"» Люди, о которых говорится здесь, действительно слабые в полном смысле этого слова. Ведь они добровольно лишили себя самого прекрасного и благородного качества, которое Всевышний Аллах даровал человеку, — личной свободы, которая выражается в свободе мышления, убеждений и выбора направления в этой жизни. Они сделались последователями несправедливых и возгордившихся людей, и стали подчиняться им вместо того, чтобы подчиняться одному лишь Аллаху, и обрекли себя на то, чтобы всю жизнь быть рабами себе подобных вместо того, чтобы быть рабами одного лишь Всевышнего. И эта слабость не может служить оправданием. Как раз напротив: сама по себе она уже преступление. Поистине, Аллах не желает, чтобы кто-то был слабым. Он приглашает каждого под Свою защиту, которая дарует каждому человеку достоинство и величие, ибо величие принадлежит Аллаху. Всевышний также не желает, чтобы кто-нибудь добровольно или вынужденно отказывался от своей доли свободы в этом мире, которая является его отличительной чертой и предметом уважения и почтения. Материальная сила, какой бы она ни была, не способна поработить человека, который жаждет быть свободным и готов бороться до конца ради сохранения своего человеческого достоинства. Самое большее, что может сделать эта сила, — подчинить себе тело человека, лишить его силы, причинить ему боль, покалечить, заковать в цепи. Но совесть человека, его дух, его разум никто не способен сломить и подчинить, если только сам человек не согласится на это подчинение, унижение и эксплуатацию!

 

Кто мог заставить этих слабых людей следовать за возгордившимися, перенимая при этом их убеждения, их мышление, их поведение? Кто мог заставить этих людей стать рабами кого-то помимо Всевышнего, при том что именно Он сотворил их, и Он дарует им пропитание, и Он — и никто другой — обеспечивает их всем необходимым и заботится о них? Никто. Никто, кроме их же слабых душ. Они слабы не потому, что обладают меньшей силой, чем эти несправедливые, возгордившиеся люди, за которыми они последовали, и не потому, что у них меньше влияния, они ниже по своему положению или у них меньше богатства. Нет. Всё это внешние признаки, которые сами по себе не являются слабостью и не делают человека слабым... Эти люди слабы потому, что они прежде всего слабы духом, и слабость эта живёт в их сердцах, а также потому, что они не гордятся самым дорогим, что есть у человека, — свободой — и не отстаивают её!

 

Слабых людей очень много, а тиранов мало. Так кто же заставляет большинство покоряться меньшинству? Что заставляет всю эту массу подчиняться нескольким людям? Слабость духа, отсутствие стремления достигнуть великих и важных целей и внутренняя готовность отказаться от своего человеческого достоинства, которым Всевышний наделил людей. У таких представителей рода человеческого нет гордости, нет доблести и храбрости, нет сознания собственного достоинства. Тираны не могут подчинить себе народ, если только сам народ не пожелает этого. И этот народ всегда способен преградить им путь и остановить их, если только захочет. Воля — вот чего не хватает этому человеческому стаду!

Поистине, покорность, безволие, низкопоклонство могут появиться лишь в том случае, когда к этому смирению и униженности склонны сами люди. И эта склонность — единственное, на что опираются и рассчитывают тираны... И вот эти презренные, ничтожные люди, которые так и не избавились от своей слабости и зависимости от тех, за кем они следовали в земной жизни, в Судный день спрашивают их, этих возгордившихся: «Воистину, мы следовали за вами. Можете ли вы хоть отчасти избавить нас от наказания Аллаха?» Мы последовали за вами, и что же? Неужели нас ожидает такой печальный конец?

 

Возможно также, что эти безвольные люди, увидев уготованное им наказание, примутся упрекать тех, за кем они следовали, за то, что они вели их по ложному пути и обрекли их на эти мучения. Однако в любом случае в их словах слышится униженность и слабоволие.

 

А вот что отвечают им возгордившиеся, за которыми они следовали: «Они скажут: "Если бы Аллах наставил нас на прямой путь, то мы указали бы вам на него. Но теперь нам все равно: будем мы горевать или будем терпеть — нам негде укрыться"».

 

В этом ответе слышится недовольство, огорчение и досада: «Если бы Аллах наставил нас на прямой путь, то мы указали бы вам на него...» Так за что же вы упрекаете нас, когда мы с вами идём по одному и тому же пути и нас ожидает одинаковая участь? Мы сами не шли правильным путём и поэтому ввели в заблуждение и вас тоже. Если бы Аллах вёл нас путём Истины, мы и вас вывели бы на этот путь, а поскольку мы впали в заблуждение, мы повели вас за собой туда, куда шли сами!

 

Так они будут перекладывать ответственность за то, что они впали в заблуждение и не шли правильным путём, на Всевышнего Аллаха. Теперь они признают Его могущество, хотя прежде отрицали не только это могущество, но и само существование Всевышнего, и относились к своим безвольным последователям с такой надменностью и высокомерием, которая свойственна лишь тем, кто вообще не думает о могуществе Всевышнего и Его безграничной власти! Они пытаются уйти от ответственности, говоря, что все в руках Аллаха... Но ведь Аллах не велит людям впадать в заблуждение и не принуждает их к этому. Он сказал: «Аллах не велит совершать мерзость» (сура 7 «Ограды», аят 28). К тому же в словах этих людей содержится скрытый упрёк по адресу их последователей: они говорят им, что теперь уже всё равно, горевать или терпеть, потому что и то и другое бесполезно — наказание пришло, и уже ничто не отвратит его. Прошло то время, когда сожаление могло избавить от наказания и вернуть заблудших на правильный путь и когда терпеливое перенесение испытаний могло принести им милосердие Всевышнего. Все кончено, и теперь некуда бежать и негде укрыться: «Но теперь нам всё равно: будем мы горевать или будем терпеть — нам негде укрыться».

 

Всё решено, все споры стихли, разговор окончен... И тут мы видим нечто удивительное. Это шайтан — сбивающий с истинного пути и вводящий в заблуждение. На нём — одеяние колдунов или одеяние шайтанов. Он обращается и к слабым и к тем, за кем они следовали, и произносит с жестокой насмешкой слова, которые, возможно, покажутся им страшнее даже, чем мучения в Огне: «Когда дело свершится, шайтан скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послышались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». Воистину, несправедливым уготованы мучительные страдания» (сура 14 «Ибрахим», аят 22).

 

О Аллах! Поистине, шайтан есть шайтан! Его натура раскрывается здесь так же хорошо, как раскрывается натура слабых и возгордившихся людей в их диалоге...

Шайтан, который нашёптывает дурное, побуждает к ослушаниюВсевышнего, приукрашивает для людей неверие и отвращает их от внимания к тем, кто призывает их к истине, — это тот же самый шайтан, который говорит им эти слова, нанося им страшный удар. Сказанное им оказывает на этих людей столь сильное впечатление, что они не могут ничего ответить ему. Всё решено, и теперь, когда время упущено и уже нельзя ничего изменить, говорит он, шайтан: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова». Но этим дело не кончается. Шайтан продолжает свою речь, и слова его становятся ещё одним жестоким ударом для этих людей: онстыдит их и упрекает за то, что они ответили на его призыв, притом что у него не было никакой власти над ними. Они добровольно отказались от того, чтобы быть свободной личностью с собственным мнением, забыли о вражде, которая существует между людьми и шайтаном испокон веков, вняли его ложному призыву и отказались ответить на призыв тех, кто звал их к истине, которая исходит от Всевышнего: «У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня».

 

После этого он снова порицает их, и упрекает, и призывает их винить в том, что с ними произошло, самих себя. Он порицает их за то, что они послушались его и покорились ему! «Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя».

 

После этого он бросает их, «умывает руки»: да, прежде он давал им обещания и внушал им, что их никто никогда не одолеет, а теперь он не придёт на их зов, когда они позовут его, — точно так же и они ничем не помогут ему, когда он призовёт их на помощь: «Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне». Нет между нами никакой связи, и нет между нами дружбы, покровительства и взаимопомощи!

 

Потом он заявит о том, что он не имеет никакого отношения к тому, что они сделали его сотоварищем Аллаха: «Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне».

 

И вот наконец последний, сокрушительный удар. Шайтан заканчивает свою речь, обращенную к тем, кто последовал за ним в земной жизни, словами: «Воистину, несправедливым уготованы мучительные страдания».

Ох, шайтан, шайтан... Ох уж эта их покорность ему, соблазнявшему их и призывавшему их к греху и заблуждению, в то время как посланники призывали их к религии Аллаха, но они не поверили им и отвергли их призыв...

 

А в другом месте в Коране Всевышний упоминает о том, как слабые люди будут препираться со своими возгордившимися господами: «Когда они будут препираться друг с другом в Огне, слабые скажут тем, которые превозносились: "Мы следовали за вами. Не избавите ли вы нас от доли Огня?" Те, которые превозносились, скажут: "Все мы — в нём. Воистину, Аллах уже рассудил между рабами"» (сура 40 «Прощающий», аяты 47-48).

 

Эти аяты мы читаем после сообщений о том, как возгордился фараон, и о том, как он повелел убивать всех младенцев мужского пола из числа израильтян, хотел убить Мусу и говорил с тем верующим, который вступил с ним в спор, разбив все его доводы и опровергнув все его ложные утверждения. После упоминания обо всех этих событиях мы узнаём о том, что народ занял позицию смиренного исполнителя желаний тирана. Люди из народа фараона убивали младенцев, причиняли боль людям, изгоняли их и мучили по его велению... В этом мире они были помощниками жестокого тирана-притеснителя, преступавшего границы, установленные Всевышним. В Судный день они поймут, какое тяжкое преступление совершили, и скажут своим господам и повелителям вроде фараона: «Мы следовали за вами. Не избавите ли вы нас от доли Огня?» Однако эти господа и повелители не могут спасти самих себя, и потому они ответят: «Все мыв нём. Воистину, Аллах уже рассудил между рабами». Описываемая ситуация подсказывает нам ответ, которым мы могли бы встретить ложное утверждение некоторых несправедливых и преступающих установленные Всевышним границы людей, которые говорят: следуйте за мной, а я возьму на себя ваш грех, если на вас вообще ляжет за это какой-нибудь грех. То, что на этих людей ляжет грех тех, кого они ввели в заблуждение, вовсе не означает, что их последователи не понесут наказания: «Неверующие говорят тем, которые уверовали: "Следуйте нашим путём, и мы возьмём на себя ваши грехи'' Они не возьмут на себя даже части их грехов. Воистину, они — лжецы. Они непременно понесут своё бремя и другое бремя вместе со своим бременем. В День Воскрешения их непременно спросят о том, что они измышляли». (сура 29 «Паук», аяты 12-13).

 

А вот как описывается препирательство слабых, безвольных людей с теми, за кем они следовали в земной жизни: «Если бы ты видел поступавших несправедливо, когда они будут стоять перед их Господом, отвечая друг другу. Те, которые были слабыми, скажут тем, которые превозносились; «Если бы не вы, то мы стали бы верующими». Те, которые превозносились, скажут тем, которые были слабыми: «Разве мы удержали вас от верного руководства после того, как оно пришло к вам? Нет, вы сами были грешниками». Тогда те, которые были слабыми, скажут тем, которые превозносились: «Вы строили козни ночью и днём и велели нам не верить в Аллаха и приравнивать к Нему других». Когда же они увидят мучения, они утаят раскаяние. Мы наложим оковы на шеи неверующих. Разве им не воздаётся только за то, что они совершали?». Сура 34 «Сава», аяты 31-33.

 

Эти последователи станут обвинять своих господ и всех тех, за кем они следовали, говоря им: «Вы помешали нам уверовать, и если бы не вы, мы бы обязательно последовали за тем, что было ниспослано нам от нашего Господа!» Однако их предводители и руководители отвергнут эти обвинения, сказав: «Это вы преступники. Мы лишь позвали вас, и вы ответили на наш призыв. При этом у нас не было никакой власти над вами». Тогда заблудший по их вине народ скажет: «Вы строили свои козни против нас денно и нощно, и в конце концов ввели нас в заблуждение и сбили нас с пути истины. Нескончаемые заговоры, собрания, съезды, "средства массовой информации" которые во все времена ложь выдавали за истину, а также ложные утверждения лидеров и руководителей и сомнения, которые они сеяли в душах людей, — всё это сделало нас заблудшими и заставило нас предпочесть неверие и придавать Аллаху сотоварищей». На самом деле все они виноваты, и они не имеют права перекладывать на других вину за своё неверие или поклонение кому-то наряду с Аллахом, и им не найти оправданий.

 

А вот как описывает Всевышний препирательство обитателей Огня друг с другом при входе в Ад: «Вот так! Воистину, для преступивших границы дозволенного уготовано скверное место возвращения — Геенна, в которой они будут гореть. Как же скверно это ложе! Это — кипяток и гной. Пусть же они вкушают его. Им уготованы и другие виды подобных мучений. Неверующие скажут: «Вот толпа, ввергаемая вместе с вами. Да не будет им добра! Воистину, они будут гореть в Огне!» Они скажут: «О нет! Это вам да не будет добра! Это вы преподнесли его нам. Как же скверно это местопребывание!» Они скажут: «Господь наш! Приумножь многократно мучения в Огне тем, кто преподнёс это нам». Они скажут: «Что с нами? Почему мы не видим тех, кого мы считали плохими? Неужели мы несправедливо глумились над ними? Или же просто взоры не падают на них?» Воистину, препирательство обитателей Огня является истиной». Сура 38 «Сад», аяты 55-64.

 

Эти люди, которые были друзьями в этом мире, относились друг к другу с симпатией и глубоким уважением, в этот День резко изменят своё отношение друг к другу: «"Да не будет им добра! Воистину, они будут гореть в Огне!" Они скажут: "О нет! Это вам да не будет добра!"» В Судный день каждая группа будет желать, чтобы Аллах умножил наказание тем, кого в земной жизни они так уважали, и усилил их мучения. И эти препирательства действительно будут иметь место, и в этом не стоит сомневаться. Ведь об этом нам сообщил наш Господь, Всевышний Аллах.

 

Произойдут препирательства между неверующим и приставленным к нему шайтаном. Всевышний сказал: «Его товарищ [ангел] скажет: «Вот то, что подготовлено у меня». Вдвоём бросайте в Геенну каждого упрямого неверующего, который отказывал в добре, совершал преступления и терзался сомнениями, который признавал наряду с Аллахом другого бога. Бросайте их в тяжкие мучения!» Его товарищ [шайтан] скажет: «Господь наш! Я не сбивал его с пути. Он сам находился в глубоком заблуждении». Он скажет: «Не препирайтесь предо Мной. Я предупреждал вас заранее. Моё слово неизменно, и Я не поступаю несправедливо с рабами». Сура 50 «Каф», аяты 23-29.

 

Но больше всего человек будет препираться и спорить с частями собственного тела: «В тот день, когда враги Аллаха будут собраны перед Огнём, их задержат. Когда же они достигнут его, их слух, их взоры и их кожа станут свидетельствовать против них о том, что они совершали. Они скажут своим кожам: «Почему вы стали свидетельствовать против нас?» Они скажут: «Нас заставил говорить Аллах, Который заставил говорить всякую вещь». Он сотворил вас в первый раз, и к Нему вы будете возвращены. Сура 41 «Разъяснены», аяты 19-21.

 

Это произойдёт тогда, когда неверующие поймут, что их ждёт мучительное наказание, и начнут отрицать своё неверие и дурные деяния, желая любым способом спастись от Огня. Они станут утверждать, что все это неправда, что на самом деле они были образцом праведности и благочестия, и заявят даже, что свидетельствующие против них ангелы, посланники и праведные люди лгут. Тогда Аллах запечатает их уста и сделает так, что их руки и ноги заговорят и расскажут обо всём, что они делали. Тогда неверующие скажут частям своего тела: «Пропадите вы пропадом! И это вас я защищал?!» [Ибн Касир. Тафсир].

 

Абу Са'ид и Абу Хурайра передают, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Встретит раб Аллаха Господа своего, и Аллах скажет ему: "Разве я не почтил тебя, не возвысил тебя и не даровал тебе супругу? Разве я не подчинил тебе лошадей и верблюдов? И разве я не предоставил тебе возможность властвовать и наслаждаться жизнью?" Он ответит: "Да, Господь мой, все это так" Аллах скажет: "Думал ли ты, что встретишься со Мной?" Он ответит: "Нет". Тогда Аллах скажет ему: "Я забыл тебя подобно тому, как ты забыл Меня!" Потом встретит Аллаха второй, и Он скажет ему то же самое. Потом встретит Аллаха третий, и Он скажет ему то же самое. А этот человек скажет: "Я уверовал в Тебя, Твою Книгу и Твоего Посланника, и я совершал молитвы, постился и раздавал милостыню..." — и он начнёт расхваливать себя как только сможет. Тогда Аллах скажет: "Может, нам послушать Нашего свидетеля против тебя?" Он подумает: "Кто же может быть свидетелем против меня?" Тогда Аллах запечатает его уста и скажет бедру его: "Говори!" — и заговорит бедро его, и плоть его, и кости его, рассказывая обо всех деяниях его. [Это будет сделано], дабы не оставить ему оправданий. И это и есть лицемер, и он — тот, на кого падёт гнев Всевышнего» [Муслим, № 2968; Тирмизи; Ибн Мардавейхи; Байхаки].

 

Этот диалог между человеком и частями его тела поистине удивителен. У Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) он вызвал улыбку. Анас ибн Малик передаёт: «Мы были у Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), и вдруг он улыбнулся и сказал: "Знаете ли вы, что вызвало у меня улыбку?" Мы ответили: "Аллаху и Его Посланнику известно об этом лучше". Тогда он сказал: "То, как обращается раб Аллаха к Господу своему [в Судный день]. Он говорит: «О Господь мой! Разве Ты не защитил меня от несправедливости и притеснения?» Аллах говорит: «Да, защитил». Он говорит: «В таком случае я не допущу иного свидетеля против меня, кроме свидетеля от меня». Тогда Аллах скажет: Достаточно сегодня тебя самого против тебя же свидетелем, а также ангелов — благородных писцов». И Аллах запечатает его уста и скажет членам тела его: «Говорите!» И они расскажут обо всём, что он делал. После этого ему вернут способность говорить, и он скажет: «Пропадите вы пропадом! И это вас я защищал?!»"» [Муслим, № 2969].

 

В этот День тело будет препираться с душой. Ибн Касир сказал: «Ибн Манда передаёт в книге "Ар-Pyx = Дух" от Ибн 'Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом) его слова: "В Судный день люди будут препираться, и дойдёт до того, что душа начнёт препираться с телом и скажет ему: «Это ты делало!» А тело скажет в ответ: «Это ты повелела мне!» Тогда Аллах пошлёт к ним ангела, чтобы рассудить между ними, и он скажет им: «Вы похожи на слепого и частично парализованного, которые проникли в сад. Парализованный сказал слепому: 'Поистине, я вижу здесь плоды, но я не могу достать их'. Слепой сказал в ответ: 'Залезай на меня, я подниму тебя, и ты их сорвёшь! Так кто же из них преступник?) Душа и тело ответят: «Оба они преступники!» Тогда ангел скажет им: «Вы сами вынесли себе приговора То есть тело для души словно верховое животное, на котором она передвигается"» [Ибн Касир. Тафсир].

 

В этот День неверующие возненавидят самих себя: «Воистину, к неверующим воззовут: «Ненависть Аллаха к вам тогда, когда вас призывали к вере, а вы не уверовали, была сильнее, чем ваша ненависть сейчас к самим себе»». Сура 40 «Прощающий», аят 10.

 

Они возненавидят и тех, кто был их помощниками и близкими друзьями в земной жизни, и будут призывать на них все самое дурное и просить Аллаха увеличить их наказание и добавить им мучений: «В тот день их лица будут поворачиваться в Огне, и они скажут: «Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!» Они скажут: «Господь наш! Мы повиновались нашим старейшинам и нашей знати, и они сбили нас с пути. Господь наш! Удвой для них мучения и прокляни их великим проклятием!»». Сура 33 «Союзники», аяты 66-68.

 

Они будут так сильно ненавидеть тех, кто ввёл их в заблуждение в этом мире, что попросят Аллаха показать им их, чтобы топтать их своими ногами: «Неверующие скажут: "Господь наш! Покажи нам тех джиннов и людей, которые ввели нас в заблуждение. Мы бросим их себе под ноги, чтобы они были самыми низкими"» (сура 41 «Разъяснены», аят 29).

 

Едва войдя в Огонь, они начнут проклинать друг друга и желать друг другу самых страшных мучений: «Каждый раз, когда один народ будет входить туда, он будет проклинать родственный* ему народ. Когда же они будут собраны там вместе, то последние из них скажут о первых: "Господь наш! Это они ввели нас в заблуждение. Удвой же их мучения в Огне!"» (сура 7 «Ограды», аят 38).

*[То есть своих единоверцев, людей, исповедовавших ту же религию, что и они сами].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: