Познакомьтесь с биографией писателя.




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ПО ТЕМЕ:

Островский Александр Николаевич (1823 - 1886)

Русский драматург, театральный деятель.

Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр". Он, по справедливости, должен называться; "Театр Островского.

И.А.Гончаров

Выполнил(а) студент(ка) I курса

____________________________________

 


 

 

I

Познакомьтесь с биографией писателя.

 

Родился будущий писатель 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого систематического образования не получил. Все его детство и часть юности прошли в самом центре Замоскворечья, бывшего в ту пору, по условиям своей жизни, совершенно особым миром. Этот мир населил его воображение теми представлениями и типами, которые он впоследствии воспроизвел в своих комедиях. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству; но отец непременно хотел сделать из него юриста.

Окончив курс 1-й Московской гимназии (1835-1840 г.г.), Островский поступил на юридический факультет Московского университета (1840-1843г.г.). Окончить курс ему не удалось вследствие какого-то столкновения с одним из профессоров.

По желанию отца, он поступил на службу писцом, сначала в совестный, потом – в коммерческий суд (1843–1851г.г.). Этим и определился характер первых его литературных опытов; в суде он продолжал наблюдения над знакомыми ему с детства своеобразными замоскворецкими типами, напрашивавшимися на литературную обработку.

К 1846 г. им было уже написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии – «Свои люди – сочтемся»). Небольшой отрывок из этой комедии был напечатан в № 7 «Московского Городского Листка» 1847 г.; под отрывком поставлены буквы: «А. О.», то есть А. Островский

В № 60 и 61 той же газеты было напечатано уже вполне самостоятельное произведение Островского – «Картины московской жизни. Картина семейного счастья», которое сам Островский считал своим первым печатным произведением и именно с нее вел начало своей литературной деятельности. С этого дня, - говорит Островский, - я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».

К концу 1849 г. была уже написана комедия под заглавием: «Банкрут». Комедия Островского, под измененным заглавием: «Свои люди – сочтемся», после долгих хлопот с цензурой, доходивших до обращения к самым высшим инстанциям, была напечатана во 2-й мартовской книге «Москвитянина» 1850 г., но не разрешена к представлению; цензура не позволяла даже и говорить об этой пьесе в печати.На сцене она явилась только в 1861 г., с переделанным окончанием.

Вслед за этой первой комедией Островского в «Москвитянине» и других журналах ежегодно стали появляться и другие его пьесы: «Утро молодого человека»(1850 г.), «Неожиданный случай» (1851 г.), «Бедная невеста» (1852 г.), «Не в свои сани не садись» (1853 г.), «Бедность не порок» (1854 г.), «Не так живи, как хочется» (1855 г.), «В чужом пиру похмелье» (1856 г.). Во всех этих пьесах Островский такие стороны русской жизни, которые до него почти не затрагивались литературой и совершенно не воспроизводились на сцене. Глубокое знание быта купеческой среды, яркая жизненность и правда изображения, своеобразный, живой и красочный язык, был встречен одними с бурным восторгом, другими – с недоумением, отрицанием и насмешками.

Благодаря талантливым московским актерам и актрисам – П.Садовскому, С. Васильеву, Никулиной-Косицкой, сразу почувствовавшим в пьесах Островского веяние живой, близкой и родной им русской жизни и отдали все свои силы правдивому ее изображению на сцене. И театральная публика увидела в исполнении этих артистов действительно «новое слово» сценического искусства – простоту и естественность, увидела людей, живущих на сцене без всякого притворства. Своими произведениями Островский создал школу настоящего русского драматического искусства, простого и реального, настолько же чуждого вычурности и аффектации, насколько чужды ей все великие произведения нашей литературы.

В 1856 г., по мысли великого князя Константина Николаевича, состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего. Отчет об этой поездке появился в «Морском Сборнике» 1859 г., Несколько месяцев, проведенных в непосредственной близости к местному населению, дали Островскому много живых впечатлений, расширили и углубили знание русского быта в его художественном выражении – в метком слове, песне, сказке, историческом предании, в сохранявшихся еще по захолустьям нравах и обычаях старины.

В 1857 г. написаны «Доходное место» и «Праздничный сон до обеда», в 1858 г. – «Не сошлись характерами», в 1859 г. – «Воспитанница». В том же году появились два тома сочинений Островского.

В 1860 г. явилась в печати «Гроза», вызвавшая вторую замечательную статью Добролюбова («Луч света в темном царстве»). В этой пьесе отразились впечатления поездки на Волгу и, в частности, посещение автором Торжка.

Еще более ярким отражением волжских впечатлений явилась драматическая хроника: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»(1862 г.). В этой пьесе Островский впервые взялся за обработку исторической темы.

Волжскими же впечатлениями навеяна и комедия «На бойком месте» (1865 г.)

С половины 60-х годов Островский усердно занялся историей Смутного времени и вступил в оживленную переписку с Костомаровым, изучавшим в то время ту же эпоху. Результатом этой работы были две драматические хроники: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и «Тушино» (1867г.).

С этого времени начинается ряд пьес Островского, написанных, по его выражению, в «новой манере». Их предметом служит изображение уже не купеческого и мещанского, а дворянского быта: «На всякого мудреца довольно простоты»(1868), «Бешеные деньги»(1870); «Лес»(1871).

Вперемежку с ними идут и бытовые комедии «старой манеры»: «Горячее сердце» (1869), «Не все коту масленица» (1871), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872).

В 1873 г. написана пьеса, занимающая среди произведений Островского особое положение: драматическая сказка в стихах «Снегурочка», одно из замечательнейших созданий русской поэзии.

В дальнейших своих произведениях 70-х и 80-х годов Островский обращается к быту различных слоев общества – и дворянского, и чиновничьего, и купеческого, причем в последнем отмечает перемены воззрений и обстановки, вызванные требованиями новой русской жизни. К этому периоду Островского относятся: «Поздняя любовь» и «Трудовой хлеб» (1874), «Волки и овцы» (1875), «Богатые невесты» (1876), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1877), «Последняя жертва» (1878), «Бесприданница» и «Добрый барин» (1879), «Сердце не камень» (1880), «Невольницы» (1881), «Таланты и поклонники» (1882), «Красавец-мужчина» (1883), «Без вины виноватые» (1884) и, наконец, последняя пьеса: «Не от мира сего» (1885).

Кроме того, несколько пьес написано Островским в сотрудничестве с другими лицами.

Оригинальных пьес им написано всего 49. Все эти пьесы дают замечательную по своей жизненности и правдивости галерею самых разнообразных русских типов, со всеми особенностями их повадки, языка и характера.

Всей душой преданный театру и его интересам, Островский уделял немало времени и труда также и практическим заботам о развитии и усовершенствовании драматического искусства и об улучшении материального положения драматических авторов. Он мечтал о возможности преобразовать художественный вкус артистов и публики и создать театр-школу, одинаково полезную как для эстетического воспитания общества, так и для подготовки достойных деятелей сцены. В 1866 г. им создан в Москве Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей.

Вместе с тем Островский заботился об облегчении материального положения русских драматургов: его трудами образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1874), бессменным председателем которого он оставался до самой своей смерти.

Усиленно работая в учрежденной в 1881 г. при дирекции Императорских театров комиссии, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов и давших возможность более целесообразной постановки театрального образования.

В конце жизни Островский наконец-то достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей). В 1885 г. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался 2 июня 1886 г. у себя в имении Щелыково от наследственной болезни — стенокардии, не успев осуществить своих преобразовательных планов.

А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья », как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. К театральной практике.

Прочитав статью, ответьте на вопросы.

1. Как вы думаете, почемулитературная критика назвала А.Н.Островского «Колумбом Замоскворечья »? _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Объясните, что дало возможность И.А.Гончарову назвать русский драматический театр «театром Островского»? ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

II

РУССКАЯ ЖЕНЩИНА НА RENDEZ-VOUS (фр. «свидание»)

В 1856 г. Морское ведомство отправило нескольких молодых талантливых писателей в разные края Российской империи для обследования знаменитых рек России, описания быта и нравов проживающего в тех местностях населения. А. Н. Островский (1823-1886) напросился в эту поездку сам. Ему было поручено обследовать верховья Волги. В те времена ещё не было точно известно, где начинается Волга: в озере Селигер, или в озере Пёно, или в озерке Волго. А. Н. Островский добрался до самого истока Волги, до того места, где великая русская река берёт своё начало, выбиваясь из-под земли мало­заметным ручьём. В некотором смысле Островский совершил великое географическое открытие, подобное тому, что было совершено им в 1849 г. на литературном поприще в комедии «Свои люди - сочтёмся». Сделав героями драматического произведения мос­ковских купцов, Островский впервые в русской литературе открыл жизнь и быт Замос­кворечья.

Кстати, примерно в то же время, когда А. Н. Островский, преодолевая всевозможные трудности, поднимался к истокам Волги, знаменитый путешественник Дэвид Ливингстон обследовал реку Замбези в Южной Африке, стирая с карты белые пятна, которыми были для европейцев внутренние области Африканского континента. Весь цивилизо­ванный мир с увлечением следил за этим путешествием. Заканчивалась эпоха великих географических открытий.

Что же значит «совершить открытие»? Колумб открыл Америку, но это был населён­ный континент, более того, до Колумба туда плавали викинги. Мы знаем об этом и тем не менее продолжаем говорить: Колумб открыл Америку. Замоскворечье - не Америка, это район, близкий и известный москвичам и не только москвичам, однако принято считать, что Островский открыл для русского театра и русской литературы нравы и быт Замос­кворечья. Так что же такое - «открытие»? Попробуйте письменно поразмышлять на эту тему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Впечатления от волжского путешествия легли в основу драмы А. Н. Островского «Гроза» (1859 г.), одной из самых знаменитых пьес русского театра.

1.

Запишите слова-ассоциации к слову ГРОЗА:________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите как можно больше однокоренных слов со словом ГРОЗА (прилага­тельных, существительных, глаголов и т. д.).___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прочтите стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза» (1830 г.) и выпишите из него слова и словосочетания, с помощью которых поэт создаёт образ грозы.

ГРОЗА

Ревёт гроза, дымятся тучи

Над тёмной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Вкруг скал огнистой лентой вьётся

Печальной молнии змея,

Стихий тревожный рой мятётся —

И здесь стою недвижим я.

 

Стою — ужель тому ужасно

Стремленье всех надземных сил,

Кто в жизни чувствовал напрасно

И жизнию обманут был?

Вокруг кого, сей яд сердечный,

Вились сужденья клеветы,

Как вкруг скалы остроконечной,

Губитель-пламень, вьёшься ты?

 

О нет! — летай, огонь воздушный,

Свистите, ветры, над главой;

Я здесь, холодный, равнодушный,

И трепет не знаком со мной.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Используя слова, выписанные вами из стихотворения, и ваши ассоциации к слову ГРОЗА, а также, по возможности, слова с корнем -гроз-, напишите небольшой текст о грозе. Он может быть поэтическим или прозаическим по вашему выбору.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.

А. Н. Островский определил жанр пьесы как драма. Выпишите из словаря значение слова драма и перечислите отличия драмы от трагедии. ____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сюжет драмы А. Н. Островского «Гроза» вкратце заключается в следующем: Ка­терина, главная героиня пьесы, изменяет мужу, а потом, угнетаемая чувством вины и религиозным страхом, публично признаётся в своей измене; в наказание Катерину заточают дома, где жизнь её становится невыносимой, и она убивает себя. Что же предопределило такой трагический финал? Попробуем в этом разобраться.

3.

Известно, что конфликт - главный нерв драматического произведения. В драматиче­ском конфликте фокусируется основная идея драмы в виде неразрешимого противоре­чия. В основе своей драматический конфликт - это персонифицированное, т. е. разы­гранное в лицах, столкновение противоположных интересов, страстей, идеалов.

Представьте себе двух путешественников, заблудившихся в пустыне: мучимые жаждой, они бредут под палящим солнцем, теряя силы и надежду. Кончается вода. Осталась одна фляжка на двоих... При всем драматизме ситуации в таком виде эта история ещё не может стать сюжетом драмы, потому что отсутствует главное условие драмы - конфликт между персонажами. Но зато есть одно из важнейших условий для возникновения конфликта: два человека объединены обстоятельствами (страх перед пустыней и единственная фляга с водой) и общим стремлением выжить.

Теперь предположим, что у одного из путников возникла мысль украсть воду. Если он испугается или устыдится этой своей мысли, но не сможет от неё избавиться, начнётся конфликт, конфликт противоположных стремлений - душевная борьба, которая являет­ся вторым необходимым условием возникновения драматического конфликта. Но собственно драматический конфликт состоится только тогда, когда намерение превратите? в поступок или каким-то образом обнаружит себя для других. До этих пор мысли останутся мыслями, искушения - искушениями. Наши путешественники могут вместе погибнуть или вместе спастись, но определённое внешними обстоятельствами течение их жизни никак не изменится, как не изменится, по крайней мере внешне, характер их отношений между собой. Другое дело, если вода будет украдена, или один из путников нечаянно проговорится о том, что хочет забрать флягу себе. Внутренний конфликт пер­сонажа превратится в конфликт между персонажами, желание выжить одного вступит в противоречие с желанием выжить другого, и этот конфликт изменит судьбу каждого из них и, разумеется, отношения между ними. Тот момент в пьесе, когда внешние обстоя­тельства и поступки героев предопределяют начало конфликта, и называется «завязкой действия». Всё, что этому моменту предшествует, называется экспозицией пьесы.

А теперь попробуйте придумать, как будет развиваться конфликт в нашей истории о двух путешественниках.

Напишите об этом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В «Грозе» действие завязывается в тот момент, когда Катерина принимает окончательное решение тайно встретиться с Борисом (явление десятое во втором действии, «Сцена с ключом»). Свидание с Борисом необратимо изменяет жизнь Катерины, её отношения с мужем и свекровью, с которыми у неё не только общий стол и кров, но и об­щее понятие о грехе.

Проделайте следующую работу: из перечисленных ниже стремлений каждого персонажа выпишите пункты, которые противоречили бы друг другу.

Катерина.

1. Хочет вернуть то время, когда она жила с маменькой, ходила в церковь, слушала рассказы странниц.

2. Хочет летать как птица.

3. Хочет жить вольно и радостно.

4. Хочет быть Тихону верной женой.

5. Хочет быть чистой перед Богом и людьми.

6. Любит Бориса и хочет быть любима им.

7. Хочет помогать бедным.

Борис.

1. Хочет получить бабушкино наследство, которое должен заплатить ему дя­дя (Дикой) при условии, что Борис будет почтителен с ним.

2. Любит Катерину и мечтает об ответном чувстве.

3. Хочет Катерине счастья.

4. Не может жить в доме у Дикого и мечтает вернуться в Москву.

5. Хочет приспособиться к нравам и обычаям города Калинова.
Кабаниха.

1. Хочет, чтобы её сын Тихон и Катерина жили в любви и согласии.

2. Хочет властвовать в доме безраздельно.

3. Ревнует сына к Катерине и хочет сохранить на него своё влияние и власть над ним.

4. Хочет, чтобы жизнь Тихона и Катерины соответствовала традициям и де­довским порядкам.

5. Хочет счастья для своего сына.
Тихон.

1. Хочет вырваться из-под опеки матери, чтобы погулять вволю.

2. Хочет угодить матери.

3. Любит Катерину и желает ей счастья.

4. Ни о чём не хочет думать и ни за что и ни за кого не хочет отвечать.

Итак, попробуйте объяснить, кто из героев находится в конфликте друг с другом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.

Кроме внутреннего конфликта персонажа, а также конфликта между противостоящи­ми друг другу персонажами в драме, как правило, есть ещё третий уровень конфликта надличностный конфликт, в котором обнаруживается несовместимость, противоречи­вость каких-либо общих и одинаково важных для жизни человеческого общества цен­ностей: тогда столкновение личных интересов становится в пьесе частью этого общего конфликта.

Все три уровня конфликта сходятся и разрешаются в пьесе тем или иным образом в одной точке в момент драматической кульминации, когда предельно обнажаются страс­ти, и одни герои торжествуют, а другие - терпят поражение. После кульминации совер­шается окончательная и необратимая перемена в судьбах главных действующих лиц, а вслед за этим изменяется и мир, в котором они живут.

В «Грозе» кульминация наступает, когда Катерина признаётся принародно в супру­жеской неверности (действие четвёртое, явление шестое). После этого возвращение к прежней жизни для неё уже совершенно невозможно. Кабаниха торжествует: она была права, «куда воля-то ведёт!»

Но в чём же заключается третий уровень драматического конфликта в «Грозе», конфликт каких общечеловеческих ценностей открывается в этой семейной истории?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте сцены, описывающее место действия

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?

 

Из монолога Кулигина (д. 1, явл. 3;) выпишите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из монолога Кулигина (д. 3, явл. 3) выпишите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье: ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? ___________________________

Каковы жители, обитающие здесь? Приведите примеры, выписав из предложенных фрагментов (д. 3, явл. 1); (д. 2, явл. 1); (д. 4, явл. 1.); (д. 4, явл. 4): _______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем отличается от жителей города Кулигин? ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кого мы можем считать "хозяевами города"? Обратите внимание на то, как появляются эти герои на сцене Драматург использует сценический прием подготовленного появления - вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену. Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху.

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках? Впишите в таблицу примеры из текста, характеризующие Дикого и Кабанову.

Дикой Кабаниха
О нём О ней
     
Он сам: Она сама:
     

Как ведут себя герои по отношению к другим персонажам. Кто, по вашему мнению, из них страшнее, почему?__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как повлияли на жителей города правила жизни, которые стремятся сохранить Дикой и Кабаниха?

Кулигин - ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Тихон - _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Варвара - _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Борис - ________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

Мы видим, что всех героев «Грозы» условно можно разделить на две группы: старшее и младшее поколения, что-то вроде отцов и детей. К старшему поколению мы отнесли Кабаниху, Дикого, Феклушу, к младшему - Катерину. Тихона, Бориса, Варвару, Кудряша. К младшим героям пьесы мы также отнесём и Кулигина, поскольку он не принимает те правила жизни, которые стремится сохранить Каба­ниха, которые естественны для Дикого и которые, наконец, оплакивает Феклуша.

Репли­ки взяты из разных сцен.

Просмотрите их и из каждой реплики выпишите главные, ключевые слова.

 

МЛАДШИЕ

Катерина: «Для меня, маменька, всё одно, что род­ная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Тихон: «Да зачем же ей бояться? С меня и того до­вольно, что она меня любит».

Катерина: «Да здесь все как будто из-под неволи». «Сделается мне так душно, так душно дома, что бе­жала бы. И такая мысль придёт на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись...» Варвара: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!» Катерина: «Что мне только захочется, то и сделаю. <...> Конечно, не дай бог этому случиться! А уж ко­ли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой! В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Тихон: «Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты поду­май то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Кудряш: «У нас насчёт этого слободно. Девки гуля­ют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Толь­ко бабы взаперти сидят».

Кулигин: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Тихон: «Так, братец Кулигин, всё наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-то­чила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла».

Кулигин: «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запира­ются, а чтоб люди не видали, как они своих домаш­них едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

СТАРШИЕ

Кабанова: «Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочет­ся. Ну что ж, дождётесь, поживёте и на воле, когда меня не будет. Вот уж тог­да делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомя­нете».

«Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бо­яться после этого?»

Феклуша: «У нас закон праведный, а у них, ми­лая, неправедный; что по нашему закону так выхо­дит, а по ихнему все на­против».

Кабанова: «Молодость-то что значит! Смешно смот­реть-то даже на них! <...> Ничего-то не знают, ника­кого порядка. Простить­ся-то путём не умеют. Хо­рошо ещё, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а вый­дут на волю-то, так и пу­таются на покор да смех добрым людям». «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»

 


МЛАДШИЕ ______________________________________

________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СТАРШИЕ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________

_________________________________________


 

Из выписанных вами слов выделите главное, общее для большинства реплик слово. Можно ли с его помощью объяснить конфликт в «Грозе»? Ответьте на этот вопрос письменно, используя, по возможности, выписанные вами слова. ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что же старшие (Кабаниха и др.) противопоставляют «воле», к которой стремится младшее поколение? Запишите ответ._______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы понимаете, чем «воля» отличается от «свободы»?_____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вам кажется, человеку должно жить по своему хотению или в соответствии с правилами и законами, принятыми в обществе?________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

­­­­­­­­­­­ Как вы понимаете, что такое «свобода личности»?________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, могут ли принятые в обществе правила поведения, законы стать для человека невыносимыми и привести к разрушению общества, вместо то­го чтобы обеспечить его процветание? Объясните свою точку зрения и постарай­тесь сделать это на примерах из пьесы А. Н. Островского «Гроза».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.

Общая тема «Грозы», которая так или иначе но проговаривается разными персона­жами и лежит в основе драматического конфликта, - это воля или, если угодно, свобода личности. Развивая эту тему в «Грозе», А. Н. Островский выводит конфликт пьесы за рамки персоналий и личных отношений, выражая противоречие более общего порядка, противоречие между законом и волей, между общественной моралью и потребностями отдельного человека.

Однако настало время вернуться к судьбе главной героини пьесы, к Катерине.

 

Почему мы не можем назвать ее ни "жертвой", ни "хозяйкой"? Ответ в чертах ее характера.

Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? _________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Сравните, какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? Заполните таблицу.

 

В детстве В семье Кабановых
Восприятие жизни:      
Занятия:        
Черты характера:      
Вывод.   Вывод.

v Поче­му всё-таки она совершает самоубийство? Её смерть вытекает из логики событий или А. Н. Островский хотел эффектно и громко закончить пьесу? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите две сцены пьесы: разговор Катерины и Тихона перед его де­ловой поездкой (IV явление второго действия) и сцену прощания Катерины и Бориса (III явление пятого действия). Читая тексты, в лев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: