Спас или предал?
Он нёс меня на себе восемь километров. Восемь тысяч метров по раскалённой земле. Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. Но всё равно ничего не могу понять. И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– Нет! – хрипел друг. Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! Скажи ей, что я её любил.
Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. Я сделался посмешищем всей школы. Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
Зачем он рассказал им про мой привет? Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? Не знаю!
Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
(По М. Худякову)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Алгоритм написания сочинения
Итоговое сочинение
1. Вступление (два-три предложения, которые должны подводить к теме данного текста).
2. Проблема, которую поднял автор текста
3. Комментарий
4. Позиция автора текста
5. Ваша позиция по проблеме, поднятой в тексте. Выражение согласия, несогласия, частичного несогласия с авторской позицией, противоречивая или двойственная оценка.
6. Аргументы, приведенные в поддержку авторской позиции или в ее опровержение (необходимо привести не менее двух четких аргументов, опираясь на читательский и (или) жизненный опыт).
7. Заключение (одно-два предложения для придания сочинению завершенного вида).
С чего лучше начать сочинение:
1) с короткой информации об авторе текста или его творчестве, если это уместно.
2) с однородных членов предложения (обычно используют отвлеченные понятия, имеющие отношение к теме текста). Например: Верность, взаимопомощь, милосердие, дружба (и т.д.) – без этих нравственных понятий нельзя представить себе духовную жизнь человека. В своей статье известный публицист размышляет о том, что…
3) с нескольких риторических вопросов, которые должны подвести к главной мысли или теме прочитанного текста (в этих вопросах можно использовать антонимы) Например: Каким образом в столь противоречивое время, наполненное социальными потрясениями, не разучиться отличать ложь от истины? Как узнать, что влияет на душу благотворно, а что – пагубно? В чем отличие культуры от «псевдокультуры»?
4) с собственных размышлений по проблеме, поднятой автором текста: Я много раз задумывался о том, как сложно бывает объяснить словами самые важные понятия в человеческой жизни. Счастье, вера, любовь – мы не можем прожить без этих нравственных категорий, но дать им «определение» - совсем не просто. В данном тексте автор размышляет о роли…
Комментарии
- В данной статье автор поднимает несколько важных нравственных проблем:...
- В тексте повествуется (говорится, автор, рассуждает, размышляет и т.п.) о...
- В данном тексте автор говорит не только о..., но и о....
- Прочитав данный текст, я пришел к заключению (я пришел к выводу, я понял позицию автора).
Ключевые фразы к тексту на злободневную тему:
• Несмотря на то, что и раньше я много размышлял на тему..., мысль автора о… показалась мне очень неожиданной и интересной.
• Я не раз думал о том, что… и поэтому тема текста оказалась для меня близкой и понятной.
• Проблема… волнует многих моих современников. В своей статье известный публицист высказывает свои мысли о…
• Признаться, я раньше никогда не читал о..., поэтому текст...меня очень заинтересовал, из него я узнал много нового о…
• Очень неожиданной и интересной мне показалась мысль автора о...
• Я не обладаю достаточным жизненным опытом, чтобы иметь четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что...