III. Заключительный этап.




Кафедра экологии и общей биологии

Методическая разработка семинарского занятия

Тема: Поведение долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в воде, почве, биоте

Работа выполнена аспирантом

Петровым Аркадием Федоровичем

Орел 2017


Тема занятия: «Поведение долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в воде, почве, биоте»

 

Место проведения занятия, оснащение: кафедра экологии и общей биологии, аудитория 203

Необходимое оснащение: мультимедийный комплекс.

Продолжительность занятия: 2 часа

Актуальность занятия:

Данное семинарское занятие позволит студентам расширить знания о особенностях распространения радионуклидов, образующихся при ядерных взрывах, радиационных авариях в водной среде, почве и живых организмах.

Цель занятия: закрепление теоретических знаний о миграции, распределении, накопления, трансформации долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в водной среде, почве и живых организмах;

Задачи занятия.

Развивающие задачи: развитие познавательных процессов, способностей составлять и анализировать экологическую информацию, формирование системного профессионального мышления.

Воспитательные задачи: воспитание экологической культуры, мотивов и потребностей в экологически грамотном поведении, развитие эмоциональной сферы студентов.

Конкретные задачи:

Обучающийся должен знать:

- механизмы распределения и миграции радиоактивных веществ в воде, почве, биоте;

- факторы, определяющие поведение радионуклидов в воде, почве, биоте, понятие о естественной дезактивации;

- закономерности накопления радионуклидов в структурных элементах экосистем.

Обучающийся должен уметь анализировать радиационную безопасность природных объектов для человека; разрабатывать рекомендации по снижению уровня радиоактивного загрязнения почв, водоемов, сообществ живых организмов.

Обучающийся должен сформировать навыки построения путей миграции в экросистемах стронция 90, цезия 134,137 и других долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения.

Типы занятия: семинарское занятие.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

 

Техногенные системы и экологический риск. Учение о биосфере. Учение о гидросфере. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды. Экология человека. Основы гигиены. Экология растений. Экология животных. Почвоведение. Физика. Химия   → Миграция, распределение, накопление, трансформация долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в водной среде, почве и живых организмах     → Производственная практика

 

Представление содержания учебного материала

Структура семинара.

I. Подготовительный этап:

1. Организационный момент. Преподаватель приветствует студентов, проверяет присутствующих с обязательным заполнением журнала посещаемости.

2. Называется тема семинара «Поведение долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в воде, почве, биоте».

3. Называется план семинара:

 

1. Поведение долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в почве: пути поступления, особенности миграции; радиационная ёмкость почв; проведение стронция 90, цезия 134,137 в почвах.

2. Поведение долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения в воде: пути поступления, особенности миграции и накопления радионуклидов в морской среде, в пресных водах суши;

3. Радионуклиды в живых организмах (в растениях, животных, грибах, микроорганизмах).

 

4. Вступительное слово преподавателя, в котором говорится о важности рассмотрения данной темы в связи со значительным распространением долгоживущих радионуклидов ядерно-энергетического происхождения вследствие радиационных аварий (ЧАЭС, АЭС Фокусима и др.), а также проведения большого числа ядерных взрывов.

II. Основной этап.

1. Организация работы студентов:

- фронтальный опрос студентов по плану, корректировка ответов;

- просмотр фрагментов научно-популярных фильмов: «Чернобыль. 25 лет спустя», «Чернобыльские джунгли»;

- обсуждение, ответы студентов на вопросы:

1. Территории каких стран пострадали от аварии на ЧАЭС?

2. В каких областях РФ почвы имели наиболее высокое радиоактивное загрязнение?

3. Почему лесные пожары на территориях, прилегающих в ЧАЭС, сравнивают с ядерными взрывами?

4. Какие реки были наиболее загрязнены после авари на ЧАЭС? К каким последствиям это привело?

5. Почему после аварии на ЧАЭС начали контролировать радиоактивность молока и мяса домашних животных?

6. На территории каких стран после аварии на ЧАЭС был превышен уровень радиации в почвах, грибах, продукции растениеводства и животноводства, дикорастущих ягодах и фруктах?

7. Почему нельзя заготавливать древесину, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу в 30-километровой зоне вокруг ЧАЭС?

8. Почему запрещается покупать грибы и ягоды на стихийных рынках?

9. Какие меры предпринимались после аварии для снижения риска распространения радиоактивного загрязнения экосистем?

 

III. Заключительный этап.

1. Заключительный контроль. Ответы студентов на вопросы:

· Назовите основные источники долгоживущих радионуклидов, загрязняющих почву.

· Какие факторы определяют горизонтальную миграцию радионуклидов в почве?

· Какие факторы определяют вертикальную миграцию радионуклидов в почве?

· Что представляет собой радиационная ёмкость почв?

· В каких типах почв накапливается больше всего радионуклидов? Ответ обоснуйте.

· Почему различается содержание радионуклидов в прибрежных водах, открытых морях и океане?

· Каковы особенности вертикального распределения радионуклидов в водных системах?

· На какие группы подразде­ляются радионуклиды по общему характеру распределения? Приведите примеры.

· Что является основным фактором самоочищения водоёмов?

· Какие организмы накапливают наибольшее количество радионуклидов?

· Почему необходимо нормировать содержание радионуклидов в продуктах питания человека?

· Постройте пищевые цепи с участием стронция 90, цезия 134,137.

2. Подведение итогов работы педагогом.

3. Задание для самоподготовки: подготовить доклады на темы:

· «Экологические последствия аварии на АЭС Фукусима».

· «Мирные ядерные взрывы и состояние окружающей среды».

4. Ознакомление со списком рекомендуемой литературы.

1. Биозащита и биобезопасность https://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU)

2. Волкова П.Ю. Генетическая дифференциация популяций сосны обыкновенной в условиях хронического радиационного воздействия. Автореферат … кандидата биологических наук. Обнинск, 2013, 22 с.

3. Грейб Р. Влияние малых доз радиации на людей, животных, деревья./ Пер. с англ. В.Н. Якимец. – М.:Мир, 1994.

4. Действие ионизирующей радиации на биоценоз/ Д.А. Криволуцкий и др. - М.: Наука, 1988.

5. Ларионова Н.В. Накопление искусственных радионуклидов растениями на территории бывшего Семипалатинского испытательного полигона. Автореферат … кандидата биологических наук. Обнинск, 2013, 23 с.

6. Ляхова О.Н. Исследование уровня и характера распределения трития в воздушной среде на территории бывшего Семипалатинского испытательного полигона. Автореферат … кандидата биологических наук. Обнинск, 2013, 23 с.

7. Мамихин С.В. Роль макромицетов как накопителей 137Cs в лесных экосистемах // Радиационная биология. Радиоэкология., 2012, том 52, № 4, с. 546–552

8. Переволоцкий А.Н. Р адиационно-экологическая обстановка в лесных биогеоценозах: динамика, факторы, прогноз (на примере региона аварии Чернобыльской АЭС). Автореферат … доктора биологических наук. Обнинск, 2013, 39 с.

9. Пивоваров Ю.П. и др. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Академия, 2004.

10. Пивоваров Ю.П., Михалев В.П. Радиационная экология. - М.: Академия, 2004.

11. Последствия аварии на Фукусиме: [Электронный ресурс] - https://industrial-disasters.ru/disasters/fukushima/

12. Федоркова М.В. Биологическая подвижность радиоцезия в агроценозе на дерново-подзолистой песчаной почве. Автореферат … кандидата биологических наук. Москва, 2013, 26 с.

13. Экология https://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: