Политическая система общества
Политическая система общества - совокупность политических институтов, норм и ориентаций, выполняющих функцию интеграции общества, адаптации к окружающей среде.
Теория политических систем связана с именами американских социологов и политологов.
Талкотт Парсонс в книге «Социальная система» анализирует общество как взаимодействие подсистем (политической, экономической, социальной и т.д.), каждая из которых выполняет конкретную функцию.
Дэвид Истон в книге «Политическая система» видит в политическй системе механизм функционирования власти для распределения ресурсов и ценностей общества.
Политическая система взаимодействует с окружающей средой, которая делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относятся - экологическая, биологическая и социальная среда. К внешней- международные экономические, политические и социальные системы.
Существует два типа импульсов, воздействующих на политическую систему - требования и поддержка.
Требования касаются:
· Распределения благ и услуг
· Регулирование поведения
· Коммуникация и информация
Поддержка политической системы выражается:
· Соблюдение законов
· Участие в политической жизни
· Лояльное отношение к власти и внимание к официальной информации
· Оказание услуг политической системе
Политическая система Габриэля Алмонда
Габриэль Алмонд понимал под политической системой совокупность институтов (парламенты, бюрократия, суды и т.д.), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и состоящих в нем групп. Она поддерживает порядок в обществе, в ней- главное не компоненты, а функции.
К функции «входа» политической системы относятся:
· Артикуляция интересов - процесс выражения требований, предъявляемых к структурам, принимающим властное решение.
· Агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований, выстраивание их иерархии.
· Политическая социализация - процесс приобщения индивида к нормам и ценностям политической системы
· Рекрутизация – отбор лиц для осуществления властных функций
· Политическая коммуникация- распространение политической информации между элементами политической системы и средой.
Функции выхода политической системы:
· Нормотворчество (законодательная)
· Исполнение законов, правил (исполнительная)
· Контроль за исполнением (судебная)
Эффективность политической системы - способность адекватно реагировать на требования, достигать поставленные цели, регулировать социальные отношения.
Стабильность политической системы
Политическая стабильность – устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения их реализовывать.
С.Липсет различает 4 типа политических систем по двум критериям политической стабильности - легитимности и эффективности власти.
Политические институты
Формообразующий элемент политической системы – общественный институт.
Первоначально политология фокусировала внимание на анализе государственных институтов- парламент, правительство, бюрократия, т.е на изучение формально-юридических организаций.
Структурный функционализм заменил старое понимание института термином «структура», понимая под ним стандартизированные отношения носителей определенных ролей. Понятие института вернулось в политику из социологии, которая трактовала институт, как устойчивые верования, традиции, нормы, воплощенные в различных социальных организациях.
Мартин Дюверже определил институт как организационную структуру, и как модель отношений, формирующих эту структуру. Для Марса Вебера институт- рациональные установления, на которые ориентируется в своем поведении индивид.
Институт- это правила игры в обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми и обеспечивают их выполнение.
Типологизация политических институтов
Типологию институтов в рамках неоиституанализма:
· Агрегативные - для них характерно существование внутренних сделок меду участниками принятия политических решений
· Интегративные - характеризуются устойчивым порядком, основанном на историческом прошлом, взаимных обязательствах и традициях
Типология по характеру норм и взаимодействию акторов:
· Формальные институты - универсальные правила поведения в стандартных ситуациях, т.е правовые нормы.
· Неформальные институты опираются на неформальные правила, которые регулируют отношения заинтересованных акторов. Они формируются в ходе конкретных взаимодействий.
Две трактовки изменений политических институтов:
· Первая связывает изменения с деятельностью акторов, для которых затраты на изменения институтов ниже издержек на адаптацию к ним.
· Вторая выводит изменения института из снижения его эффективности. Под эффективностью понимается величина, обратно-пропорциональная сумме трансакционных издержек- увеличение расхода ресурсов власти может породить желание снизить затраты с помощью проведения институциональных изменений.
Государство - совокупность организаций и институтов, каждый из которых имеет собственные интересы.
Две модели формирования государственных институтов:
· Первая модель предполагает, что для отстаивания всеобщих интересов обществу нужны 4 типа институтов. Для регуляции общих интересов- институты законодательной власти. Для воплощения в жизнь принятых решений- институт исполнительной власти. Для разрешения конфликтов и интерпретации правил –институт судебной власти. Для применении негативных санкций по отношению к нарушителям - институты принуждения.
· Вторая модель исходит из доминирования одной социальной группы в обществе (элита, олигархия и т.д.). Для утверждения своего господства он создает 4 типа институтов. Законодательные институты- для обеспечения легитимности над подданными, исполнительные институты -для реализации принятых решений, судебные институты - для разрешения конфликтов между властвующими и подвластными, и институты принуждения- для репрессивного подавления тех, кто оказывает сопротивление власти.
Институты в обеих моделях схожие, но политические системы различаются по количеству институтов, их композиции.