Летописание XIV-XV веков 7 глава




но относившиеся к юрисдикции церковных судов (семейно-брач-
ные отношения, сексуальные преступления, проблема определе-
ния «душегубства» и т. п.). Среди источников Митрополичьего
правосудия были церковный устав Ярослава, Пространная Рус-
ская Правда, а также некоторые другие памятники законодатель-
ства. По своей терминологии Митрополичье правосудие близко
к московским памятникам типа Судебников.

Изучение источников канонического права, по существу,
только начинается. В силу целого ряда причин до сих пор иссле-
дования в этом направлении велись явно неудовлетворительно.
Между тем понимание жизни древнерусского общества невоз-
можно без глубокого и всестороннего анализа таких источников.

ГЛАВА 3

ВАЖНОЙ составной частью источникового ком-
плекса по истории древней Руси являются акты. Слово это (от
лат. ago - « действую», actum est - « сделано, совершено») много-
значно: с одной стороны, под ним подразумеваются документы,
предоставляющие какие-либо права и служащие доказательст-
вом наличия таких прав; с другой - это деловые и служебные за-
писи, несущие информацию о том или ином событии или про-
цессе, положении дел, состоянии имущества и т. п. Иными сло-
вами, к актам в широком смысле слова относятся все тексты, вы-
полняющие функции документов. Поскольку совокупность раз-
новидностей документов изменяется во времени, выработать
единое определение этого термина еще труднее. Акты при этом
превращаются в надвидовое понятие, объединяющее огромное
количество разнородных по своим функциям видов источников.
Поэтому в современном отечественном источниковедении, по
определению С.М. Каштанова, под актами в узком смысле обыч-
но понимается не весь комплекс разнородных документов, а
лишь те из них, которые устанавливают определенные правоот-
ношения либо между контрагентами сделки, либо между авто-
ром и адресатом. Принципиально важно отделить акты от зако-
нов
(тем более что последние часто называют законодательными
актами,
расширяя значение слова). В отличие от законов, кото-
рые устанавливают, формулируют правовые нормы, акты лишь
используют их; отношения, которые закрепляются актами, не
должны нарушать принятые законодательные нормы (в том чис-
ле, кстати, и нормы обычного права, в законах обычно не фик-
сируемые).

 


250 РАЗДЕЛ 1

При узком определении актов в их число попадают три груп-
пы документов: 1) публично- и частноправовые договоры; 2) по-
становления и распоряжения различных органов власти, имею-
щие индивидуальный или коллективный адрес либо адресован-
ные всем, но касающиеся конкретного юридического или физи-
ческого контрагента автора; 3) распоряжения владельцев собст-
венности, адресованные агентам, состоящим у них на службе. По
справедливому замечанию С.М. Каштанова, «договорные доку-
менты разных эпох и народов образуют один вид благодаря на-
личию у них общих внешних документально-юридических при-
знаков: их происхождение - результат сделки контрагентов, со-
держание - определение взаимных условий, форма - комбина-
ция устойчивых статей и формул. В происхождении всех разно-
временных и разноязычных распорядительных документов об-
щий внешний формально-юридический момент - одностороннее
волеизъявление носителя власти или субъекта права, содержа-
ние - конкретизация воли в форме распоряжений по определен-
ным вопросам, форма - предписание исполнения распоряжений,
даваемое тому или иному лицу»39. Условно сюда входят судебные
постановления и завещания. Такие документы имеют двойствен-
ную основу: с одной стороны, они являются распорядительны-
ми, с другой (особенно если речь идет о поздних судебных реше-
ниях или духовных грамотах правителей) - законодательными. В
отличие от них регистрационные, информационные, проситель-
ные, отчетные и другие документы в случае отсутствия в них -
помимо основной - договорной или распорядительной функций
С.М. Каштанов предлагает не относить к актам.

При расширительном понимании актовых источников к
этим группам добавляются также делопроизводственные, част-
но-публичные документы и частная переписка.

Всесторонним изучением актов занимается дипломатика (бу-
квально: «относящийся к дипломам»; от греч. дйрлппт «двойной»,
которое использовалось для определения документов) - специ-
альная конкретно-источниковедческая дисциплина, анализирую-
щая документы как исторический источник.

1. Актовый материал как исторический
источник и методы его изучения

Общая характеристика актового материала

Древнерусские акты представляют собой доволь-
но обширный комплекс источников. По подсчетам В.А. Кучкина,

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 251

до нашего времени сохранилось всего 8 актов XII в., 15 актов, от-
носящихся к XIII в., 163 - к XIV в., и 2048 - к XV в.: всего 2234
акта, причем более половины из них (1302) датируется второй
половиной XV в. Количество древнерусских актов, на первый
взгляд значительное, существенно меньше, чем комплексы запад-
ноевропейских актовых источников. Так, опубликованная не-
большая часть архива итальянского г. Лукки всего за одно столе-
тие (с середины XIII по середину XIV в.) насчитывает около
30000 документов.

В XVI в. в связи с интенсификацией выдачи жалованных и
указных грамот ежегодно выдавалось до 50 грамот в год, что вме-
сте с актами других разновидностей (включая несохранившиеся)
должно было составлять около 100 актов ежегодно. Еще быстрее
увеличивался объем актового материала в XVII в., когда один
только Печатный приказ, по данным К.Д. Федорина, ежедневно
выдавал от 5 до 17 грамот (т. е. около 4000 актов в год). Однако
и в это время корпус древнерусских актов существенно отстает
от количества актов стран Западной Европы. Так, еще в первой
половине XIV в. только из французской королевской канцеля-
рии ежедневно исходило, по подсчетам Р.-А. Ботье, до 150 доку-
ментов, скрепленных королевской печатью (за год до 60 000), а
в архиве Арагонского королевства сохранилось 6500 регистров,
зафиксировавших около 4 млн актов. Другими словами, лишь с
XVII в. акты па Руси можно отнести (да и то с определенными
оговорками) к массовым источникам*.

Это в значительной степени сказалось на развитии методики
работы с. древнерусскими актами. Западноевропейская диплома-
тика традиционно больше внимания уделяла канцелярскому про-
исхождению документа (где, кем и как, по чьему приказу создан
и выдан акт), поскольку работа с индивидуальными актами час-
то оказывалась неэффективной. Отечественная же дипломатика
сосредоточила внимание на происхождении актов в более широ-
ком - историческом - смысле: установлении причин и предпосы-
лок появления каждого конкретного документа, выяснении, в
чьих интересах он составлялся и утверждался, какие цели пре-
следовались при этом заинтересованными сторонами.

Изучение природы максимально однородных и сравнимых
актов привело к выводу о необходимости выработки специфиче-
ского подхода к каждой из их групп. Достаточно дробная класси-
фикация актов помогает разработать более совершенные мето-

 

*Заметим попутно, что многочисленность и стандартность формы актов за-
трудняет определение подделок методами анализа внешней формы источника:
палеография и дипломатика здесь зачастую оказываются бессильными.

 


252 РАЗДЕЛ 1

дики их источниковедческого исследования. Это, в свою оче-
редь, позволяет получать максимальную информацию о про-
шлом из столь своеобразного вида источников, как акты. Источ-
никоведы разработали несколько принципов, на которых может
базироваться классификация актового материала: по источнику
права, на котором основыватся акт (соответственно выделяются
публично-правовые и частные акты*; при этом первые, в свою
очередь, делятся на светские и духовные); по тематическому
принципу (содержание актов) и др. Каждый из них может быть
удобен и целесообразен при изучении той или иной темы. Вме-
сте с тем все они имеют свои недостатки, затрудняющие работу
с конкретным материалом. Использовать менее дифференциро-
ванные классификационные системы удобнее, когда речь идет о
систематизации материала, однако они становятся малопродук-
тивными в конкретном исследовании, поскольку выделенные
группы обычно оказываются большими и не вполне определен-
ными. Напротив, развернутые классификации, как правило,
слишком конкретизированы, что порождает ряд неудобств при
их практическом использовании.

В качестве примера приведем схему классификации древне-
русских актов, предложенную одним из крупнейших современ-
ных специалистов в области древнерусской дипломатики
С.М.Каштановым. В основу ее положено понятие вида. « Выпол-
няя функцию воздействия на те или иные сферы общественных
отношений, - отмечает сам автор этой классификации, - источ-
ник в соответствии с этой функцией принимает форму «чисто-
го” или «смешанного” вида. Вид складывается из отдельных ис-
точников постепенно и стихийно. Объективность вида заключа-
ется в том, что одинаковые или близкие по своей природе обще-
ственные отношения в разных странах порождают близкие по
виду или разновидности документы, и хотя вид дает лишь юри-
дические основания для конституирования формы возникающе-
го письменного источника, сам он обусловлен всей сложной си-
стемой экономических, политических и культурных связей, ха-

 

*Деление актов на публично- и частноправовые исходит из представления
о четком разграничении частной и публичной (государственной) собственности:
«задача публичного права состоит в том, чтобы установить те нормы, которые
регулируют ввиду общего блага единого общественного целого отношения меж-
ду общей волей всех и каждого” из его членов; задача частного права состоит в
том, чтобы установить, не нарушая такого условия, те нормы, которые регулиру-
ют ввиду частной выгоды принадлежащих к нему отдельных лиц отношения их
волеизъявлений друг к другу». И далее: «некоторое различие между понятиями о
публичном и частном праве можно полагать в основу разграничения понятий о
публичноправовом и частноправовом акте, хотя оно и не всегда совпадает с раз-
личием их с чисто дипломатической точки зрения по их формулярам» (Лаппо-Да-
нилевский А.С.
Очерк русской дипломатики частных актов. Пг., 1920. С. 31).


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 253

рактерных для данного общества. Поэтому в основу классифика-
ции мы кладем вид. Понятие «публично-правовые акты” шире
понятия «вид», ибо d состав публично-правовых актов могут вхо-
дить документы нескольких видов: 1) договорного, 2) договорно-
законодательного, 3) договорно-распорядительного и др. «Част-
ные акты” тоже не вполне ограничиваются одним видом. Кроме
договорных частных актов есть и частные акты распорядитель-
ного характера. Отметим еще категории письменных источни-
ков, которые трудно с уверенностью отнести к публично-право-
вым или частноправовым. Это документы, в которых частные
лица вступают в какие-то отношения с публичной властью, либо
давая ей известные обязательства (договорный вид), либо обра-
щаясь к ней с просьбой (просительный вид). Говоря об актах, мы
ограничимся договорным видом и будем называть его докумен-
ты публично-частными»40.

I. Публично – правовые акты

А. Акты светских властей

1. Договорный вид:

1) международные договоры (с X в.);

2) княжеские договоры («докончания») с контрагентами вну-
три Руси (с XIII в.):

а) договоры между князьями и Новгородом,

б) договоры между великими князьями,

в) договоры между великими и удельными князьями,

г) договоры между князьями и церковью.

2. Договорноо-законодательный вид:

1) жалованные грамоты (с XII в.);

2) уставные грамоты в пользу церкви (с XII в.);

3) уставные грамоты территориям (со второй половины
XIV в.);

4) кормленые грамоты (со второй половины XIV в.):

5) таможенные грамоты (с конца XV в.);

6) губные грамоты (с 1539 г.);

7) земские грамоты (с 1551 г.);

8) акты земских соборов (с 1566 г.).

3. Договорно-законодательный вид с элементами частноправового расположения:

духовные грамоты великих и удельных князей (с конца
XIII в. в Юго-Западной Руси, с 20-30-х годов XIV в. в Северо-Во-
сточной Руси).

4. Договорно-распорядительный вид:

1) указные грамоты о действиях властей в пользу реального
контрагента (со второй половины XIV в.);

2) послушные грамоты (с середины XVI в.).

 


254 РАЗДЕЛ 1

5. Распорядительный вид:

указные грамоты, указы.

6. Судебно-процессуальный вид:

судные списки, докладные судные списки и правые грамоты
(с XV в.).

7. Исполнительно-регистрационный вид:

разъезжие (межевые) грамоты (с XV в).

8. Регистрационно-учетный вид:

сотные грамоты (с конца XV в.).

9. Удостоверительный и договорно-удостоверительный виды;

1) опасные грамоты;

2) верительные («верющие») грамоты;

3) паспорта;

4) справки.

10) Рекомендательный вид:

1) рекомендации;

2) характеристики.

Б. Акты церковных властей

1. Договорно-законодательный вид:

1) уставные грамоты (с конца XIV в.);

2) жалованные грамоты (с XV в.);

3) благословенные и ставленные грамоты (с XV в.);

4) храмозданные грамоты.

2. Договорно-распорядительный вид:

грамоты и послания о соблюдении интересов реального
контрагента (с XV в.).

3. Распорядительно-агитационный вид:

послания иерархов.

II. Публично – частные акты

Договорный вид:

1) поручные по боярам (с 70-х годов XV в.);

2) крестоцеловальные записи должностных лиц (с XVI в.);

3) поручные по крестьянам-новопорядчикам (с XVII в.);

4) контракты откупа и подряда.

III. Частные акты

1. Договорный вид:

1) акты на землю (с XII или с XIII-XIV вв.):

а) данные (вкладные),

б) купчие (продажные, отступные),

в) меновные,

г) закладные,

д) полюбовные разъезжие, мировые;

2) акты на разнородные объекты - недвижимое и движимое
имущество, деньги и несвободных людей (с XIII в.):

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 255

а) духовные,

б) брачные контракты (рядные-сговорные и др.),

в) дарственные;

3) акты на холопов:

а) полные (с первой четверти XV в.),

б) докладные (со второй половины XV в.);

в) служилые кабалы (с XVI в.);

г) данные (с XVII в,),

д) отпускные (с XVII в.).

4) денежные акты:

а) заемные (с XVI в.),

б) доверенности;

5) акты крестьянского поряда (с XVI в.):

а) порядиые,

6) оброчные,

в) ссудные;

6) акты на крестьян:

а) поступные (с конца XVI в.),

б) купчие (со второй половины XVII в.),

в) отпускные (с конца XVII в.);

7) акты трудового найма (с XVII в.):

а) жилые,

б) контракты, договоры;

8) акты на совместное предпринимательство (с XVII в.):

а) складные,

б) договоры, соглашения.

2. Распорядительно-договорный вид (с конца XV в.):

1) льготные крестьянам;

2) уставные селам.

3. Распорядительный вид (с XVII в,):

1) письма приказчикам;

2) инструкции об управлении имением.

При расширительном понимании акта к трем указанным вы-
ше группам иногда добавляют некоторые группы документов не-
актового характера (правда, большинство из них относится уже
к следующему периоду развития):

IV. Делопроизводственне документы

1. Распорядительный вид:

1) памяти, приказы;

2) инструкции;

3) циркуляры;

2. Распорядительно-рекомендательный вид:

решения;

3. Докладной вид:

 


256 РАЗДЕЛ 1

1) доклады;

2) донесения;

3) представления;

4) записки,

4. Протокольный вид:

протоколы;

5. Отчетный вид:

отчеты;

6. Вид писем:

служебные письма.

V. Частно - публичные документы

1. Просительный и просительно-апелляционный виды:

1) челобитные;

2) прошения;

3) заявления;

4) жалобы.

2. Рекомендательный вид:

1) предложения;

2) мнения;

3) благодарности.

VI. Частные письма

Документы IV группы, часто с присоединением документов
V группы, обычно организуются в дела, или досье. Некоторые
специалисты (В.А. Сметанин и др.) предлагают отнести изуче-
ние писем, прежде всего частных, к сфере компетенции особой
вспомогательной исторической дисциплины - эпистолографии,

Приведенная классификация, охватывающая все разновид-
ности актового материала XI-XVII вв., не только полезна для оп-
ределения методических особенностей работы с тем или иным
видом, подвидом, более мелкими группами актов, но и дает на-
глядное представление о развитии комплекса актовых источни-
ков во времени. Как видим, по мере развития государственного
аппарата и усложнения делопроизводственной практики количе-
ство выделяемых групп и подгрупп увеличивается. Акты стано-
вятся все более разнообразными. Их дифференциация позволя-
ет на качественно новом уровне анализировать происхождение
и эволюцию данного вида исторических источников как части
исторического процесса в связи с выяснением их социальных
функций.

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 257

Понятие формуляра и формулярный анализ

Изучение актов начинается с анализа ихвнешней
формы: материала, па котором написан документ, почерка пис-
ца, хронологической системы, которой пользовался составитель
грамоты, знаков, удостоверяющих документ (прежде всего печа-
тей, хотя их в настоящее время всесторонне исследует специаль-
ная историческая дисциплина - сфрагистика)*. По результатам
такого анализа делается вывод о подлинности данного акта: дей-
ствительно ли он создай тогда, там и тем, как это указано в его
тексте. Однако это лишь предварительный этап оценки данного
акта как исторического источника. Основная работа по его изу-
чению начинается с исследования внутренней формы - структу-
ры и стилистики его текста.

Структуру текста акта принято называть формуляром. Форму-
ляр более или менее стабилен. Он состоит, как правило, из стан-
дартных оборотов, расставленных в определенном порядке.
Принято различать условный, абстрактный, конкретный и инди-
видуальный формуляры.

Под условным формуляром понимается наиболее общая схема
построения документов в целом. Абстрактным формуляром назы-
вают общую схему построения документов определенной разно-
видности. Схематическая структура определенных небольших
групп документов внутри разновидности именуется конкретным
фармулиром.
Наконец, схему построения одного отдельно взятого
текста принято называть индивидуальным формуляром.

В условном формуляре обычно выделяются следующие соста-
вляющие:

1) «начальный протокол»:

invocatio (инвокация, посвящение Богу, «богословие»),

invocatio (интитуляция, обозначение лица, от которого ис-
ходит документ),

inscriptio (иyскринция, обозначение адресата),

salutalio (галютация, приветствие);

2) «основная часть»:

arenga, exordium, proemium, prologus (аренга, преамбула),

promulgatio, praescriptio, notificatio, publicatio (промульга-
ция, нотификация, публичное объявление),

narratio (наррация, изложение обстоятельств дела),

dispositio (диспозиция, распоряжение по существу дела),

sanctio (санкция, запрещение нарушения документа),

*Поскольку все эти вопросы в полном объеме изучаются в курсе вспомогательных дисциплин, здесь они подробно рассматриваться не будут.

9 - 4463


258 РАЗДЕЛ 1

corroboratio (корроборация, сведения об удостоверительных
знаках документа);

3) «конечный протокол»:

datum (место и время выдачи),

apprecatio (аппрекация, заключение-благопожелание);

4) удостоверительная часть:

subscriptio, souscription (субскрипция, формула, выражающая
существо удостоверительного действия),

signature (сигнатура, подпись - личная или нотариальная)*.

Заимствованные из западноевропейских исследований, эти
термины в древнерусской дипломатике обычно приводятся в пе-
реиоде или в транслитерации (даны в скобках).

Как всякая схема, указанные части условного формуляра
встречаются не в каждом конкретном документе и не всегда в пе-
речисленном порядке. Так, в древнерусских жалованных грамо-
тах, как правило, отсутствует богословие в чистом виде, грамо-
ты Северо-Восточной Руси не имеют промульгации, а наррация
появляется в русских актах только со второй половины XV в.
Тем не менее использование предложенной структуры условного
формуляра очень полезно при предварительном анализе текста
акта. Метод членения текста акта на составные элементы услов-
ного формуляра называется условно-документоведческим.

На основании анализа конкретного акта в соответствии с
предложенной схемой устанавливается его индивидуальный
формуляр. Индивидуальные формуляры некоторого количества
актов определенной разновидности позволяют выстроить абст-
рактный формуляр, а на его базе - типичную схему каждой час-
ти, из которых состоит акт данной разновидности. Полученная
таким путем схема является техническим средством, позволяю-
щим изучить эволюцию внутренней формы актов во времени и
пространстве.

Для этого элементы, из которых состоит абстрактный фор-
муляр, сводят в таблицу под условными номерами. Если исследо-
вателя интересуют проблемы временных изменений, он разме-
щает в хронологической последовательности данные каждого
индивидуального акта, отмечая наличие или отсутствие всех вы-
деленных элементов абстрактного формуляра. Исчезновение од-
них из них или, наоборот, появление других наглядно отражает
изменения, происходящие во внутренней структуре данной раз-
новидности. Если же предметом изучения являются территори-
альные особенности формуляра, сосуществующие одновремен-
но, проводится такая же операция, но в таблицах уже выстраи-

 

*Существуют и иные схемы деления условного формуляра.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 259

ваются ряды из данных, выявленных при анализе актов на одной
территории. Затем результаты, полученные по разным регио-
нам, сравнивают между собой.

Последующее прямое сличение текстов актов позволяет вы-
явить формуляры групп источников, из которых состоит та или
иная разновидность, т. е. вывести конкретные формуляры. Вос-
создание истории конкретных формуляров - основная задача ди-
пломатического анализа внутренней формы актов.

Принципиально важным в данном случае является вопрос,
какие элементы и как выделяются из текста акта. Традиционно
предлагалось выделять клаузулы. Клаузула - «каждая мысль, выра-
женная в акте отдельно от других»41. С.М. Каштанов разработал
более детальную схему членения акта. Весь его текст делится на
статьи - « законченные по мысли выражения, являющиеся грам-
матически самостоятельными простыми или сложными предло-
жениями»42. При всей близости такого определения к понятию
клаузулы оно шире.

Если статья представлена сложным предложением, в кото-
ром каждое из составляющих имеет «свою тему», она делится да-
лее на обороты, а те, в свою очередь, на элементы - « предел ди-
пломатического членения текста акта» (С.М. Каштанов). В каж-
дом из них могут выделяться и более мелкие частицы - характе-
ристики.
Простые статьи могут делиться на элементы непосред-
ственно. Отдельные обороты, внутри которых к одному подле-
жащему относится несколько определений или к одному сказуе-
мому несколько дополнений или обстоятельств либо одно поня-
тие выражено многочленно, могут, кроме того, делиться на отде-
ления.
Отделения состоят либо из одного главного и нескольких
второстепенных членов предложения, либо из одного главного
и нескольких второстепенных понятий.

Среди элементов и характеристик актов различаются реалии,
формулы
и описания. К первым относятся имена лиц и топонимы,
ко вторым - устойчивые выражения, клишированные обороты
речи. Третьи включают более или менее оригинальные выраже-
ния, характеризующие какие-то особые обстоятельства или усло-
вия, а потому отличающиеся от обычных штампов.

Такое членение текста на составляющие является предвари-
тельной интерпретацией текста, его толкованием и называется
грамматически-дипломатическим методом. Результаты, которые бу-
дут получены с его помощью, во многом зависят от того, на-
сколько детально и обстоятельно проведен формулярный анализ -
изучение структуры текста акта. Формулярный анализ может
оказаться плодотворным методом исследования не только акто-
вого материала, но и других видов письменных источников: па-
9*


260 РАЗДЕЛ 1

мятников законодательства, агиографических произведений.
Грамматически-дипломатический принцип лежит в основе ана-
лиза индивидуальных актовых формуляров.

На стадии изучения конкретных формуляров грамматически-
дипломатический метод должен сочетаться с методом периодическо-
го членения текста
по содержанию. В нем каждое законченное из-
ложение какой-то нормы, на которую опирается составитель ак-
та, представляет собой постановление. Постановление, в свою
очередь, может делиться на пункты. Такой подход позволяет по-
дойти к решению вопроса о социальном и политическом проис-
хождении как всей данной разновидности актов, так и каждого
отдельного акта, входящего в нее. Сами же эти вопросы решают-
ся, как правило, с помощью методов текстологии. Она позволяет
проследить эволюцию текста актов той или иной разновидно-
сти, сопоставить ее с развитием формуляров родственных групп
актов, установить отличия каждого акта от других актов данной
разновидности. Особенно важен текстологический анализ при
изучении публичных актов. Завершает работу с актом логический
анализ
его текста: интерпретация, установление логических про-
тиворечий, «темных мест» и т. п.

Характеристика акта основывается на его происхождении.
При этом следует установить, создан ли данный акт в канцеля-
рии (если да, то в какой) или он внеканцелярского происхожде-
ния, каким способом удостоверен его текст, а также какие при-
чины привели к появлению изучаемого акта. Проблемы проис-
хождения весьма сложны и не всегда могут быть решены. В их
основе лежат историко-юридический, историко-географиче-
ский, историко-политический и историко-экономический ана-
лиз условий создания изучаемого текста.

Историко-юридический анализ заключается в сравнении акта с
законодательными источниками своего времени, чтобы выяс-
нить, какие нормы и как отразились в изучаемом документе. С
другой стороны, такое сравнение уточняет понимание сущности
данной юридической нормы и время ее бытования. В ходе исто-
рико-географического анализа
идентифицируются топонимы, упо-
мянутые в акте с географическими реалиями. Это не только кон-
кретизирует географическое происхождение акта, но и дает важ-
ную информацию для историко-географических реконструкций
(скажем, уточняет представления о владениях того или иного
лица или целого рода). При историке-политическом анализе сопос-
тавляют сведения, сохранившиеся в данном акте, со сведениями
других видов источников (летописей, разрядов, родословцев и
т. п.). Благодаря этому воссоздаются обстоятельства политиче-
ской борьбы, породившие документ, конкретизируется состав

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 261

участников происходивших событий. Историко-экономический
анализ является важной составной частью реконструкции эконо-
мической истории района или региона, в котором был создан
изучаемый акт. В основе такого анализа лежит сопоставление
норм, отразившихся в акте, с информацией других источников,
освещающих экономическую историю данной территории: при-
ходно-расходных, писцовых книг и т. п.

Наиболее сложно в изучении актового материала опреде-
лить степень достоверности информации, почерпнутой из того
или иного акта. До сих пор методика и практика выяснения то-
го, насколько она соответствует реальным событиям и обстоя-
тельствам, слабо разработаны. Одной из причин такого положе-
ния является то, что традиционно акты относились к категории
источников, которая в меньшей степени, нежели иные виды ис-
точников, нуждается в «критике дел» (к так называемым источ-
никам-«остаткам»). Поэтому основное внимание уделялось проб-
лемам установления подлинности актового материала. Между
тем верное понимание исторической информации, заключен-
ной в акте, невозможно без ее культурологического истолкова-
ния и всестороннего сопоставления с известными реалиями
прошлого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: