Экономическая природа налоговых вычетов по НДС. Механизм применения налоговых вычетов и проблемы возмещения сумм НДС из бюджета.




Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии с НК РФ, на установленные налоговые вычеты.

НДС к вычету – это возможность для плательщика уменьшать сумму налога на регламентированные Налоговым Кодексом вычеты. Касается это сумм, что были предъявлены плательщику налога и уплачивались при покупке продукции, работы, услуг в пределах РФ. О также оплаченной продукции при перевозке в таможенную зону РФ с таможенным режимом выпуска для осуществления операций по временному ввозу, свободному обращению и переработке за пределами таможенной зоны.

Налоговыми вычетами по НДС можно воспользоваться, когда «входной» НДС относится к тем объектам, которые участвуют в операциях, облагаемых этим налогом. Причем неважно, как будут использованы приобретенные ресурсы – в самом производстве или опосредованно. Так, например, приобретаемая офисная мебель непосредственно не участвует в каком-либо производственном цикле фирмы, но она создает необходимые условия для работы ее сотрудников и связана с ее налогооблагаемой деятельностью. В этом случае также можно воспользоваться вычетом по НДС.

Следующим условием применения налогового вычета НДС, которое мы рассмотрим, является необходимость принятия товаров, услуг, прав на учет.

И последним необходимым условием принятия НДС к вычету по хозяйственной операции является наличие у налогоплательщика-покупателя (а с 2009 года и у налогового агента) счета-фактуры на эту операцию.

Вычетам подлежат суммы НДС, которые:

- предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров (работ, услуг);

- уплачены при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;

- уплачены при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, с территории государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Для применения вычетов необходимо иметь:

счета-фактуры;

первичные документы, подтверждающие принятие товаров (работ услуг) к учету.

В отдельных случаях вместо счетов-фактур применяются другие документы, подтверждающие уплату налога.

Возмещение НДС. Проблемы возмещения сумм НДС из бюджета.

 

В случае если сумма налоговых вычетов («входного» НДС) превысила сумму НДС от реализации, разница подлежит возмещению из бюджета.

Возместить НДС могут только плательщики данного налога. Организации и ИП, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН), в случае выставления счет-фактуры с выделенной суммой НДС, обязаны уплатить налог в бюджет, но права на возмещение не имеют.

В этом случае может понадобиться представить документы для камеральной проверки. Возмещение НДС, как правило, производится после окончания камеральной проверки, которая продолжается 3 месяца.

Подлежащая возмещению сумма может быть зачтена в погашение задолженности (недоимки, пеням, штрафам) по федеральным налогам, зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена на расчетный счет налогоплательщика.

Возмещение НДС можно получить либо после окончания камеральной проверки (п. 2 ст. 176 НК РФ) либо, в случае применения заявительного порядка возмещения НДС (п. 8 ст. 176.1 НК РФ), — до завершения камеральной проверки.

После проведения камеральной проверки декларации по НДС налогоплательщик подает в инспекцию заявление на возврат и ему производится возврат НДС. Вместе с декларацией предоставляется банковская гарантия и заявление о применении заявительного порядка возмещения налога (п.7 ст. 176.1 НК РФ), деньги возмещаются налогоплательщику за 12 дней, после чего проводится камеральная проверка.

Исключение! налогоплательщики, уплатившие за предыдущие 3 года более 7 млрд. руб. налогов могут не представлять банковскую гарантию (пп.1 п.2 ст. 176.1 НК РФ).

 

В части правомерности применения налоговых вычетов и возмещения НДС возникают противоречия, проблемные вопросы, которые приводят к многочисленным судебным разбирательствам, поскольку формальное соблюдение условий применения налоговых вычетов, либеральные изменения, призванные стимулировать инвестиционную деятельность, при наличии пробелов в законодательстве, используются недобросовестными налогоплательщиками как способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного возмещения НДС из бюджета.

Встречающиеся на практике правонарушения, связанные с неправомерным возмещением НДС по экспортным операциям, весьма разнообразны. К их числу можно отнести:

- использование для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% поддельных документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, для подтверждения факта отправки экспортируемого товара;

- составление фиктивных документов, служащих основанием для производства налоговых вычетов - счетов-фактур, якобы выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) с выделением отдельной строкой суммы НДС, а также документов, якобы подтверждающих фактическую уплату сумм налога;

- оформление документов от имени несуществующих организаций, зарегистрированных по подложным, утерянным или похищенным документам;

- имитирование поступления экспортной выручки на счет экспортера и расчетов с продавцами товаров посредством перечисления ссудных денежных средств внутри банка или группы банков в пределах одного операционного дня по замкнутому кругу и другие.

С целью наращивания налоговых вычетов и уменьшения платежей в бюджет налогоплательщиками также используется и такой способ, как принятие к вычету НДС по авансовым платежам, перечисленным созданной самим налогоплательщиком фирме-однодневке.

Основной проблемой возмещения НДС является отсутствие в главе 21 НК РФ четких механизмов, позволяющих однозначно подходить к различным вопросам порядка исчисления и уплаты НДС. Это приводит к тому, что с одной стороны, создается почва для злоупотребления отдельными налогоплательщиками правом на возмещение НДС из бюджета, а с другой стороны, порядочные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски. Следует применить ряд мер по повышению эффективности контроля за возмещением НДС, в частности, усилить роль мероприятий предварительного контроля, т.е. таких мероприятий, которые проводятся еще на стадии получения налоговыми органами информации о том, что налогоплательщик готовится совершить определенную операцию, а не в тот момент, когда налогоплательщик уже представит документы на возмещение НДС, поскольку действующее законодательство отводит налоговым органам всего три месяца с момента представления в налоговый орган документов на возмещение налога для принятия решения по его возмещению. Этого срока бывает недостаточно, чтобы пройтись по всей цепочке поставщиков и собрать доказательства, подтверждающие неправомерность возмещения НДС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: