Летописание XIV-XV веков 21 глава




В комплекс материалов ревизского учета входят:

1. Ревизские сказки - первичные материалы ревизского уче-
та, которые, как правило, составлялись на семью.

2. Перечневые ведомости, содержащие сводные данные по
губерниям и уездам.

3. Окладные книги и генеральные табели, содержащие свод-
ные данные в общероссийском масштабе.

Сведения ревизской сказки отвечали фискальным целям.
При проведении первой и второй ревизий формуляр еще не был

 

*Данные для таблицы взяты из книги А.И. Гозулова «История отечествен-
ной статистики» (М., 1957. С. 14). Эти сведения общеизвестны, однако разные
авторы расходятся в оценке продолжительности проведения ревизий. Некото-
рые из них указывают не период проведения ревизии, а год, когда была перепи-
сана большая часть населения.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 411

выработан. Начиная с третьей ревизии вводится печатный
бланк ревизской сказки, который применялся и в последующие
две ревизии. С седьмой ревизии формуляр сложился окончатель-
но. Формуляр ревизских сказок и соответственно сводных доку-
ментов усложнялся главным образом не из-за включения допол-
нительных признаков, а из-за более четкого структурирования
информации. Во время двух первых ревизий учитывались лица
мужского пола податных сословий с указанием единственного
признака - возраста. Начиная с третьей ревизии в ревизские
сказки для счета заносилось и женское население податных со-
словий (также с указанием возраста). Исключение составляет
лишь шестая ревизия, когда б преддверии войны в спешном по-
рядке было учтено только мужское население. С седьмой реви-
зии записи велись по семьям,

Ревизские сказки на крепостных крестьян составляли поме-
щик или управляющий, помещик же и платил подушную подать
по числу учтенных у него податных душ. Ревизские сказки пода-
вались в местные органы управления (их состав на протяжении
XVIII-XIX вв. менялся: волостные правления, ратуши, городские
думы и т. д.), где составлялись перечневые ведомости. Эти ведо-
мости поступали в ревизские комиссии (помещики подавали ре-
визские сказки на крепостных непосредственно в ревизские ко-
миссии). В ревизских комиссиях данные обобщались и направля-
лись, во-первых, в уездные казначейства (данные о податном на-
селении) для сбора подати и, во-вторых, в казенную палату (раз-
дельно данные о податном населении и о населении, учтенном
для счета). Здесь данные проверялись и обобщались на уровне гу-
бернии, после чего поступали в соответствующее центральное уч-
реждение (в XIX в. в министерство финансов), а оттуда в Сенат.

Перечневые ведомости, окладные книги и генеральные табели пред-
ставляют собой результат обобщения сведений ревизских сказок
в целях налогообложения.

При работе с материалами ревизского учета необходимо пом-
нить, что в ревизиях учитывалось податное население, состав ко-
торого постоянно менялся. В XVIII в. активно проходило сослов-
ное структурирование общества. При этом уточнялся состав по-
датного населения. Подлежали обложению подушной податью
крестьяне (всех категорий), мещанство, купечество. В конце XVIII
в. от подушной подати были освобождены купцы первой гильдии.
Не платили подушную подать дворяне, духовенство и разночин-
цы70. Не включалось в ревизский учет и население некоторых
территорий (Закавказье, Польша, ясачные народы Сибири).

Мы очертили лишь наиболее многочисленные категории по-
датного населения и населения, не платившего подушную по-

 


412 РАЗДЕЛ 2

дать. При источниковедческом исследовании материалов реви-
зий необходимо тщательно анализировать не только указ о назна-
чении ревизии, в котором говорится о том, какие категории на-
селения подлежат учету в данной ревизии, но и законодательство
о правовом статусе населения в целом. Приведем один пример.

Несмотря на все усилия властей затруднить продвижение по
служебной лестнице разночинцам и выходцам из податных со-
словий, поступившим на государственную службу в основном в
ходе реализации губернской реформы 1775 г., их массовое про-
никновение в ряды чиновничества заставило правительство оп-
ределить их социальный статус. В первую очередь они были ис-
ключены из состава податного населения. 21 сентября 1782 г.
был издан сенатский указ «О написании в подушный оклад одно-
дворцев, дослужившихся до штаб- и обер-офицерских чинов». По
этому указу все однодворцы, дослужившиеся до штаб- и обер-офи-
церских чинов, имевшие «...ясные о службе их доказательства» и
их дети, «...в офицерстве рожденные», освобождались от подуш-
ного оклада. В конце XVIII в. вопросы, связанные с исключением
из подушного оклада отдельных чиновников или целых групп чи-
новничества, неоднократно рассматривались Сенатом. Так, в ав-
густе 1798 г. в производстве по этому вопросу находились дела
205 чиновников, из которых 29 имели обер-офицерские чины.

На основе обобщения практики рассмотрения подобных дел
был издай сенатский указ от 14 августа 1798 г. «О исключении
приказного звания людей из подушного оклада и о неопределе-
нии в статскую службу из купеческого, мещанского и другого по-
душные подати несущего звания без представления Сенату о на-
добности в оных», который имел решающее значение для пре-
вращения чиновничества в особую социальную группу. Этим ука-
зом предписывалось: «...действительно служащих, равномерно и
детей их, которые находятся в приказном же звании, так же и
малолетних никуда не определенных, из купечества, мещанства
и из крестьянского подушного оклада исключить». Обосновыва-
лось это решение тем, что «...из купечества вступившие в приказ-
ное звание по желаниям их и по надобности никакими выгода-
ми, купеческому состоянию городовым положением присвоен-
ными, не пользуются, подобно тому, из мещан и из положенных
в подушный оклад не упражняются ни в каких промыслах и ра-
ботах, свойственных тем состояниям, в коих в окладе числятся»,
а занимаются исключительно государственной службой. Будучи
вынужденным не только допускать выходцев из податных сосло-
вий в государственный аппарат, но и обеспечивать им ряд при-
вилегий, государство в то же время не оставило попыток ограни-
чить доступ этой категории населения в число служащих госу-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 413

дарственных учреждений. Этот указ требовал: «...впредь же из
купеческого, мещанского и другого подушные подати несущего
звания в статскую службу без представления Сенату о надобно-
сти в оных не принимать». Правда, формулировка этой части
указа все же предполагала возможность приема на государствен-
ную службу в случае необходимости выходцев из податных со-
словий. Указ от 14 августа 1798 г. фактически закреплял приви-
легированное положение служащих государственных учрежде-
ний, оформлял особый юридический статус этой социальной
группы. В то же время данная социальная группа не была замк-
нутой. Данный указ предусматривал не только исключение госу-
дарственных служащих из подушного оклада, но и возможность
их возвращения в податные сословия. Если чиновник, не дослу-
жившийся до обер-офицерского чина, после увольнения от служ-
бы переходил в купеческое или мещанское звание, что ему раз-
решалось указом, то в таком случае он «...должен будет с того
времени нести повинности, в законах предписанные».

Исследовать достоверность сведений ревизского учета доста-
точно трудно из-за сложности механизма искажения информа-
ции. Естественно, что государство было заинтересовано как
можно более полно учитывать податное население, а податное
население (или помещики, которые платили подать за своих
крестьян) было заинтересовано в обратном, причем отдельные
категории, например раскольники, подлежавшие двойному на-
логообложению, больше других старались уклониться от ревиз-
ского учета. Это могло создавать диспропорцию между числен-
ностью населения, подлежащего подушной подати, и численно-
стью населения, учитываемого только для счета (главным обра-
зом между мужским и женским населением) в сторону увеличе-
ния последнего. Но в учете данной категории населения никто
не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непосле-
довательно и небрежно.

В любом случае именно ревизский учет до организации демо-
графической статистики является основным источником стати-
стических сведений о движении народонаселения на протяже-
нии XVIII - первой половины XIX в.

2. Церковный и административно-
полицейский учет населения

Церковный учет православного населения начал
осуществляться в конце первой четверти XVIII в. Ведение мет-
рических книг предусматривалось Духовным регламентом 1722 г.

 


414 РАЗДЕЛ 2

Фактически это означало государственную регистрацию актов
гражданского состояния (рождения, браки и смерти; точнее, со-
ответствующие церковные обряды - крещение, венчание, отпе-
вание)71. На основе метрических книг ежегодно составлялись ве-
домости по епархиям, которые поступали в Синод, где данные
обобщались.

Сведения церковного учета дополнялись клировыми ведомо-
стями, в которых содержались списки прихожан с указанием по-
ла, возраста и сословной принадлежности и отмечалось испол-
нение церковных обрядов (исповедь и причастие).

Церковный учет населения других конфессий начат значи-
тельно позже: католического - с 1826 г., мусульманского - с
1831 г. (в Закавказье - с 1872 г.), лютеранского - с 1832 г., иудей-
ского - с 1835 г., и с 1874 г. стали учитывать раскольников.

Административно-полицейский учет до реформы 1861 г. опи-
рался на материалы ревизий и с 1834 г. - на материалы церков-
ного учета. Самостоятельное значение административно-поли-
цейский учет имеет для сорокалетнего периода - от последней
ревизии до первой всероссийской переписи населения 1897 г.
Данные административно-полицейского учета приводились в гу-
бернаторских отчетах.

3. Учет чиновничества

Ревизский, административно-полицейский и цер-
ковный учет охватывал значительную часть населения, но госу-
дарство было заинтересовано и в учете отдельных групп поддан-
ных, в частности чиновничества, которое непосредственно ис-
полняло управленческие функции. А поскольку государство было
заинтересовано и в сохранении социального состава (по призна-
ку происхождения) чиновничества, а значит, в целенаправлен-
ном влиянии на него, то учет чиновничества довольно быстро
перерос в статистическую систему. Именно этот аспект наибо-
лее интересен для иллюстрации общей тенденции эволюции
учетной документации.

Первые попытки правительства ввести регулярный и систе-
матический учет чиновничества при помощи формулярных епи-
скоп относятся к 1764 г. Формулярным спискам чиновников пред-
шествовали аттестаты и описания службы, необходимость кото-
рых при представлении чиновника к награждению чином или
при отставке фиксировалась в указах: от 3 марта 1763 г. «О име-
нии гражданским чиновникам, представляемым к отставке или к
награждению чинами, аттестатов о беспорочной их службе» и от

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 415

10 марта 1763 г. «О подробном описании службы чиновников,
представляемых к награждению на Высочайшее усмотрение». Но
эти документы представлялись не регулярно, а только в связи с
отставкой или награждением чином отдельных чиновников. Фор-
мулярные (послужные) списки - это форма систематического и
регулярного учета всего чиновничества, существовавшая с сере-
дины XVIII в. до 1917 г. Формуляр послужных списков складывал-
ся, главным образом, на протяжении 60-90-х годов XVIII в. и пре-
терпевал некоторые изменения в середине XIX в. Эти изменения
отражали усиление внимания правительства к тем или иным ас-
пектам социальной и служебной деятельности чиновника.

Вопрос о присылке формулярных списков рассматривался
Сенатом 7 января 1764 г. Ссылаясь на ранее принятые решения
не представлять чиновников в отставку и к награждению им чи-
нов без аттестата «от надлежащих мест о верной и беспорочной
службе» и констатируя тот факт, что «в Сенате и в Герольдии о
многих находящихся в статской службе, кто какими чинами про-
исходил и каким образом службу свою продолжал, известия
нет», Сенат приказал всем присутственным местам немедленно
прислать сведения о состоящих в их ведомстве чинах и впредь
присылать в Правительствующий Сенат через каждые полгода
списки служащих. На основе этого решения Сената был издан
указ от 31 января 1764 г. «О присылке в Сенат из всех присутст-
венных мест послужных списков чиновников через каждые пол-
года по приложенной форме». Форма учета имела следующие
графы: 1) чины и имена; 2) сколько от роду лет; 3) из каких чи-
нов и сколько имеет за собою мужеска пола душ людей и кресть-
ян и в которых уездах; 4) вступление в службу; 5) какими чинами
и когда происходили; 6) кто в походах и у дела против неприяте-
ля был или не был; 7) кто был в фергерах, кригсрехтах и штра-
фах и подозрениях; 8) к продолжению статской службы за чем
кто не способен; 9) к повышению чинами достоин или недосто-
ин и за чем. Формуляр 1764 г. явился основой почти всех форм
учета чиновничества, возникавших с 60-х годов XVIII в.

После издания указа от 31 января 1764 г. были предприняты
как законодательные, так и организационные меры к его прове-
дению в жизнь. В частности, этот вопрос рассматривался на за-
седании Сената 10 марта 1764 г. В протоколе заседания Сената
от этого числа введение новых учетных форм обусловливалось
необходимостью упорядочить чинопроизводство и еще раз гово-
рилось о недопустимости представления в отставку или к награ-
ждению чинов без аттестата о службе. Для проведения в жизнь
этого и предыдущих решений Сенат постановил: во всех учреж-
дениях иметь журналы, в которых отмечать не только вступле-

 


416 РАЗДЕЛ 2

ние на службу чиновника и его социальное происхождение, как
раньше, но и то, «с каким кто достоинством и особливою заслу-
гою или же, напротив того, пороком и погрешностию службу
свою производил, также и за что, когда и как награжден, испра-
вляем или наказан был». Судя по содержанию дополнений, вно-
симых этим решением, целью их было приведение формы жур-
налов учета чиновников в соответствие с. формой послужных
списков, вводимых указом от 31 января 1764 г.

Второй пункт данного решения Сената устанавливал поря-
док, по которому не только чинопроизводство и назначение на
более высокую должность, но и переход из одного учреждения в
другое или с одной должности на другую не допускался без «уве-
домления из тех журналов о бытности и службе» чиновника на
прежнем месте.

Третий пункт этого решения подтверждал необходимость та-
ких свидетельств при производстве в чин «по надобности служ-
бы, по старшинству, по особливому достоинству» и при отставке
и устанавливал порядок, по которому свидетельством о прохож-
дении службы могли быть «особливые персональные аттестаты
от главных командиров, под чьими повелениями где, кто и когда
находился». На основании этого решения Сената 16 марта
1764 г. был принят указ.

31 октября 1771 г. издается сенатский указ «О присылке из
всех присутственных мест списков о служащих и неслужащих
дворянах, по прилагаемой форме». В этом законодательном акте
после указания на нерегулярную присылку в Герольдмейстер-
скую контору списков чиновников-дворян содержится требова-
ние прислать в 1772 г. ведомости как о служащих, так и об уво-
ленных от службы дворянах. Причем формуляр ведомости о не-
служащих дворянах был значительно менее подробным, чем
формуляр ведомости о дворянах-чиновниках. Кроме того, сведе-
ния о служащих дворянах должны были включаться в полугодо-
вые послужные списки.

Эти сведения нужны были Герольдмейстерской конторе для
составления списков служащих и неслужащих дворян. Однако,
несмотря на ранее принятые меры, такие списки Герольдмей-
стерская контора не составила. Об этом свидетельствует то, что
ведомости, которые должны были быть присланы по указу от
31 октября 1771 г. в 1772 г., рассматривались как основа состав-
ления списков. Последние затем были постоянно уточняться и
дополняться посредством ежегодных известий о дворянах, «ко-
торые получили повышение чинов или умерли, или родились,
или женились, и на ком», и полугодовых послужных списков о
служащих дворянах.

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 417

Вместе с указом был опубликован формуляр полугодовых по-
служных епископ, который предусматривал, так же как и форму-
ляр, прилагавшийся к указу от 31 января 1764 г., девять граф. В
них в основном должны были содержаться те же самые сведе-
ния, что и в послужных списках 1764 г. Правда, в новом форму-
ляре отдельные графы прежнего формуляра были объединены
и, кроме того, добавились две графы, а именно: «много ли раз в
нынешнем чину был в отпусках»; «кто дети и где обретаются».
Кроме того, в графе о владении крестьянами отныне надо было
указывать не только название уезда, но и название селения. До-
полнения должны были упорядочить чинопроизводство и уси-
лить контроль за социальным составом чиновничества.

С развитием учета чиновников-дворян определенным обра-
зом связан и сенатский указ от 28 сентября 1782 г. «О распро-
странении силы статута ордена Св. Владимира на заслуги, по из-
дании онаго оказанным; о выборе кандидатов для составления
Думы сего ордена и о составлении обстоятельных росписей об
отличиях, в 12 статье статута упоминаемых». В этомуказе гово-
рилось о порядке награждения чиновников орденом Св. Влади-
мира, в том числе и о том, не следует ли «потребовать вновь, в
следствие статута, о всех отличившихся сведения», так как в «по-
служных списках ничего больше не показывается, как способ-
ность и достоинство». Было принято решение, что «...имеющие-
ся списки и каждого места или члена онаго сведения о служащих
могут быть достаточны... к выбору». Таким образом, на послуж-
ные списки чиновников возлагалась еще одна функция. Правда,
надо отметить, что были случаи, когда с мест присылались спе-
циальные ведомости на чиновников, представляемых к награж-
дению орденом Св. Владимира.

Законодательное регулирование учета служащих государст-
венных учреждений было продолжено изданием 31 марта 1788 г.
сенатского указа «О доставлении из всех присутственных мест в
Герольдию ежегодно в августе месяце формулярных списков о
всех чинах, состоящих в классах, и о приложении оных при ка-
ждом представлении к определению в должности и к награжде-
нию чинами». Этот законодательный акт содержит указание на
то, что предпринятые ранее меры по учету чиновников-дворян
дали свои результаты и Герольдмейстерская контора имеет спи-
сок «находящимся в штатской службе чинам первых 8 классов».
В то же время отмечалось, что Герольдмейстерская контора час-
то не получает из некоторых наместничеств сведения о завися-
щих от местных властей перемещениях чиновников. Для улучше-
ния учета движения чиновничества признавалось необходимым,
чтобы «...как из наместничеств, так и из прочих департаментов

 


418 РАЗДЕЛ 2

штатской службы присылаемы были в Герольдию в августе меся-
це каждого года списки...». Одна из целей составления таких спи-
сков заключалась в том, «...что при случающемся избрании кан-
дидатов на председательские места и при определении в другие
должности удобнее сохранить порядок».

Этим указом в очередной раз подтверждалась необходимость
при представлении к определению на должность и к награжде-
нию чинами прилагать послужные списки.

Формуляр, прилагавшийся к указу от 31 марта 1788 г., совпа-
дал с формуляром, введенным указом от 31 октября 1771 г., за ис-
ключением того, что была исключена графа «на ком женат, кто
дети и где обретаются» и добавлены две новые графы (о том,
кто получил при отставке чины, и о том, достоин ли чиновник
награждения орденом Св. Владимира).

Из этих изменений формуляра видно, что он постоянно при-
водился в соответствие с порядком чинопроизводства и прохож-
дения службы чиновниками. Например, добавление графы об
отставке соответствовало многочисленным законодательным ме-
рам, проводившимся в это время, чтобы исключить злоупотреб-
ления при получении чинов при отставке и обеспечить преиму-
щество при прохождении службы и чинопроизводстве действи-
тельно служащим чиновникам, особенно дворянам. Для обеспе-
чения преимуществ действительно служащих чиновников была
введена графа об отпусках.

Хотя указ от 31 марта 1788 г. и упорядочивал учет чиновни-
чества в числе прочих и в целях чинопроизводства, но в указе
Сената от 16 декабря 1790 г. «О правилах производства в стат-
ские чины» содержится требование при рассмотрении в общем
собрании Сената вопросов чинопроизводства опираться на
«...взнесенные от генерал-губернаторов, правящих ту должность
и прочих мест и чинов, право к сему имеющих, удостоение по гу-
берниям по порядку одна за другою», т. е., по сути, этот указ вво-
дил еще одну форму учета движения чиновничества.

Таким образом, в 60-80-е годы XVIII в. в основных чертах
сложилась система учета чиновничества, в первую очередь чи-
новников-дворян. Дополнительные меры для учета этой катего-
рии чиновников вводились сенатским указом от 15 июня 1794 г.
«О доставлении в Герольдию послужных списков о чиновниках
первых осьми классов, по прилагаемой форме». Необходимо от-
метить, что форма учета чиновников, вводившаяся этим указом,
дополняла уже существующие формы, о чем свидетельствовало
указание на то, что новая форма учета не заменяла «списки о
всех чинах, состоящих в классах», вводившиеся указом от
31 марта 1788 г. Вводимые послужные списки чиновников пер-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 419

вых восьми классов предусматривали раздельный учет «служа-
щих от короны и по выбору дворян», что соответствовало указу
от 31 марта 1788 г. Формуляр «Списка чина первых осьми клас-
сов» хотя и состоял всего из пяти граф, но по содержанию пра-
ктически совпадал с формуляром «Списка о всех чинах, состоя-
щих в классах...».

Завершал формирование системы учета чиновничества в
XVIII в. сенатский указ от 15 марта 1798 г. «О присылке в Героль-
дию ежегодно к 1 октября послужных списков о классных чинов-
никах», который, по сути дела, не вносил уже ничего нового, а
лишь подтверждал необходимость присылки в Герольдмейстер-
скую контору послужных списков, что было нужно, как подчер-
кивалось в указе, для успешного выполнения ее функции по уче-
ту чиновничества. Иными словами, в 60-90-е годы XVIII в. сло-
жился формуляр послужного списка чиновников.

Некоторые изменения в этот формуляр внес указ Сената от
16 июля 1849 г. Новый формуляр включал 15 граф:

1) чин, имя, отчество, фамилия, должность, лета от роду, ве-
роисповедание, знаки отличия и получаемое содержание;

2) из какого звания происходит (сословное происхождение);

3-6) есть ли имение (отдельно учитывалось родовое и благо-
приобретенное имение у него самого, у родителей или жены);

7-9) где получил воспитание и окончил ли в заведении пол-
ный курс наук, когда в службу вступил, какими чинами, в каких
должностях и где проходил оную; не было ль каких особенных
по службе деяний или отличий; не был ли особенно, кроме чи-
нов, чем награжден, и в какое время; сверх того, если, находясь
под судом или следствием, был оправдан и признан невиновным,
то когда и за что именно был предан суду и чем дело кончено (с
указанием точных дат);

10) был ли в походах против неприятеля и в самих сражени-
ях и когда именно;

11) был ли в штрафах, под следствием и судом; когда и за что
именно предан суду: когда и чем дело кончено;

12) к продолжению статской службы способен и повышения
чином достоин ли; если же нет, то по каким причинам;

13) был ли в отпусках, когда, на сколько именно времени; яв-
лялся ли на срок и если просрочил, то когда именно явился и бы-
ла ли причина просрочки признана уважительной;

14) был ли в отставке с награждением чина или без оного, ко-
гда и с которого по какое именно время;

15) холост или женат, на ком, имеет ли детей, кого именно;
год, месяц и число рождения детей; где они находятся и какого
вероисповедания.

14*


420 РАЗДЕЛ 2

Указом Государственного совета от25 мая 1864 г. из послуж-
ного списка была исключена 12-я графа, в которой фиксирова-
лась аттестация чиновника начальством.

Таким образом, формулярный список чиновника - типичный
учетный документ, составлявшийся с целью контролировать чи-
нопроизводство. Когда же эта учетная система начала перерас-
тать в статистическую? Первые признаки обнаруживаются уже в
самом факте издания указа от31 января 1764 г. «О присылке в
Сенат из всех присутственных мест послужных списков чинов-
ников через каждые полгода по приложенной форме», посколь-
ку он предполагал аккумулирование и обобщение информации
разрозненных формулярных списков. Однако наладить сбор та-
кой информации удалось только начиная с 1780-х гг. XVIII в.: в
результате губернской реформы в местное звено государственно-
го аппарата на службу набирались представители непривилеги-
рованных сословий, вплоть до бывших крепостных, что не мог-
ло не привести к размыванию сословной определенности лично-
го состава государственных учреждений. Социальный состав ме-
стного чиновничества заметно изменился уже к началу
1780-х гг.72 Выходцы из разночинцев и податных сословий в
1775 г. численно преобладали над потомственными дворянами
лишь вXIV классе и среди мелких канцелярских служащих, а в
1781-1782 гг. еще и в XIII-Х классах. В VIII и IX классах, где пре-
обладание дворянства сохранилось, оно стало гораздо менее вы-
раженным. Сразу же была налажена система сбора формулярных
списков местного звена государственного аппарата, и на основе
обобщения их данных начали вырабатывать управленческие ре-
шения, издавать указы, цель которых - отрегулировать меха-
низм чинопроизводства, затруднить получение классных чинов,
особенно чина VIII класса, дающего права потомственного дво-
рянства для выходцев из непривилегированных сословий79.
Правда, несмотря на усилия центральной власти, численность
выходцев из разночинцев и податных сословий среди государст-
венных служащих даже сравнительно высоких рангов постоянно
увеличивалась, но законодательство в этой сфере нельзя при-
знать неэффективным, поскольку к концу XVIII в. по-прежнему
выходцы из непривилегированных сословий преобладали над
дворянами лишь в X классе Табели о рангах74, хотя соотношение
этих двух категорий чиновников в низших классах все же изме-
нилось не в пользу дворян.

Итак, в последней четверти XVIII в. формулярные списки
выполняли функцию типичного статистического источника, о
чем говорит и факт составления, начиная с конца XVIII в., так
называемых групповых формулярных списков, в которых приво-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 421

дились сведения о чиновниках всего учреждения, а для местных
учреждений - и целой губернии. Такая практика сохранялась и
на протяжении XIX в.

4. Хозяйственный учет
в частновладельческих хозяйствах*

Подворные описи крестьянских хозяйств

Если учет всего населения и чиновничества осу-
ществлялся в общегосударственном масштабе, то система учета
сельскохозяйственного производства и экономического состоя-
ния крестьянских хозяйств первоначально сложилась в частно-
владельческих хозяйствах. В крупных вотчинах и в предыдущий
период существовали вотчинные архивы, собиравшие разнооб-
разную, в том числе и учетную, документацию. Но лишь со вто-
рой половины XVIII в. хозяйственный учет в поместьях стал рас-
пространенным явлением. Об этом свидетельствует то, что в кон-
це XVIII в. просвещенный помещик А.Т. Болотов опубликовал в
«Трудах Вольного экономического общества» рекомендации по-
мещикам по составлению подворных описей крестьянских хо-
зяйств, рассматривая их как один из существенных элементов
обеспечения эффективности хозяйственной деятельности.

В 1837 г. вышла книга У. Карповича «Хозяйственные опыты
тридцатилетней практики, или Наставления для управления
имениями», обобщающая большой опыт управления поместий
разных губерний. Карпович предлагал подробный формуляр
подворной описи и давал рекомендации по ее составлению. На
титульном листе описи указывались название селения, его мес-
тоположение, качество почвы, способ осуществления крестьян-
ских повинностей. Лист описи делился на три части. В левой
стороне содержалось 15 показателей: данные о крепостных (с
указанием пола, возраста, соотношения с данными восьмой ре-
визии); данные об имуществе - количество лошадей (раздельно
рабочие и молодняк) и другого скота (волы, быки, коровы, теля-
та, овцы, свиньи), птицы, а также хлеба, сена, пчел, садов; дан-
ные о землепользовании - сколько земли отводится под огоро-
ды, рожь, яровые и пар, сенокосы, количество арендованной зе-
мли и др. Таким образом, приводились объективные показатели
состояния хозяйства. Завершалась эта часть оценкой хозяйст-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: