и навсегда. Работают они так же, как прежде. Но качество их работы улучшилось, а хозяйство очень окрепло. Хозяйством по-прежнему руководят агрономы, техники и специалисты, получившие образование в европейских университетах. Прадедовская культурная старина в имениях нисколько не пострадала. Остался большой помещичий дом в Гловне, построенный в семнадцатом столетии Иеронимом Бодзантой, знаменитым на всю Польшу пьяницей, остались парки, сады, дороги, мосты, аллеи, беседки, часовни. Сохранность этих произведений прогресса и культуры была заранее обусловлена, и ответственность за нее возложена на наше Земледельческое товарищество.
— Это уже официально зарегистрированная органи-сация?
— Нет еще. Пока она действует еще на основе частной договоренности. Все еще разрабатывается, проверяется, совершенствуется. Но придет время — зарегистрируем!.. Пока прибавились только жилые дома, не нагроможденные в виде чудовищной бессмыслицы, горючего для пожаров и специального рассадника скарлатины, то есть в виде польской деревни, а разбросанные вблизи шоссе. «Каждой
.семье — своя пашня под охраной общины». Разница между тем, что было, и тем, что есть, почти совсем незаметна. Все сводится к тому, что зерно, производимое работниками, принадлежит не мне, который не имеет на него ни малейшего права (с христианской точки зрения), а тем, кто его произвел. Земля всех имений, со всем, что на ней было, передана в вечную собственность осевшим на ней работникам. Чистая прибыль идет на содержание майданских учреждений, школ, больниц, приютов, как часть доходов этих учреждений.
— Эти фаланстеры существуют уже шесть лет, не так ли?
— Не знаю, фаланстеры это или пет. Я считаю, что учреждения, порожденные великими страданиями польского духа, столько лет прижигаемого головнями, выхваченными из дыма пожаров, учреждения, выросшие из одиноких слез великих польских поэтов, выбитые из земли босыми ногами изгнанников, шагавших по рытвинам и каменьям длинной сибирской дороги и по твердым дорогам чужбины.
— Поистине красиво сказано. Но не опасаетесь ли вы, сударь, что из-за этих самых учреждений когда-нибудь снова польются реки крови, как только зайдет спор о дележе доходов и наступит момент, важный момент регае-
ния вопроса о наследовании? Я считаю, что всякое общинное владение землей влечет за собой зависимость, стеснение личности, подавление энергии и инициативы. — Милостивый государь мой! Перестанем делать вид, будто верим в какой-то другой идеал, тогда как мы стремимся попросту к уничтожению идеала. Разве вы наблюдаете подавление энергии и инициативы у рабочих и инженеров на шахтах и фабриках? Зависимость есть всюду на земле, но именно у нас, не в пример другим местам, ее сводит на нет солидарность. Стеснение личности — понятие растяжимое. Обладатель земельного участка подвержен миллиарду стеснений личности, но об этих стеснениях вовсе не говорят. Тот, кто отстаивает мелкие земельные участки в противовес крупнопоместному объединенному, кооперативному производству, напоминает мне сторонника ремесла в противовес крупнозаводской промышленности. Ремесло, бесспорно, дает известную индивидуальную свободу, независимость личности, возможность проявления энергии и развития инициативы, но разве крупнозаводская промышленность убивает эти качества и только ремесло дает им простор? Сильно сомневаюсь в этом. А что касается борьбы при дележе доходов, то сошлюсь на примеры прошлого. В истории Польши нет упоминаний о какой бы то ни было борьбе из-за дележа доходов между крестьянами и помещиками, и это — на протяжении трехсотлетней черной ночи крепостничества. Что же мне тревожиться теперь, когда я несу в обеих руках справедливый дележ? Весь польский народ несколько сот лет именно таким способом, то есть коллективно, работал на «барщине». Точно так же работают теперь на помещичьей земле батраки и сезонные рабочие. Между крепостным хозяйством и тем, которое наступает, разница только в способе получения доходов. А дележ доходов — вопрос, в сущности, второстепенный. Главный, принципиальный вопрос — это организация труда и удовлетворение потребностей. Если труд будет организован способом достойным, подлинно человеческим, то дележ доходов и их использование — вопрос производный, второстепенный. Даже теперь — разве батраки убивают помещиков, несмотря на то, что помещик па каждом из них наживает каждый день по рублю (а в иных пшеничных районах — по рублю с четвертаком!) У пас дележ доходов производится на глазах у всех, и справедливо. За этим следит внутренняя комиссия, состоящая из самих работников, и комиссия внешняя, состоящая из нескольких мечтателей, кодексом которых являются «Курс
славянских литератур» и статьи из «Трибуны народов»...'
— Как бы то ни было, я не слишком уверен в безопасности агрономов и техников, работающих в ваших имениях...
— Пожелаю каждому такого здоровья, каким обладают эти парни! Каждый, разумеется, должен быть инженером, агрономом — не только дипломированным, но и с соответствующей квалификацией, и чем более крайних убеждений он будет держаться, тем лучше, так как в этом гарантия, что все дело не попадет в руки нашей почтенной обывательщины. И разве не лучше было бы для нашей разоренной шляхты, если б она готовила из своих сыновей таких вот народных инструкторов, которые вошли бы в народ, стали им, передали бы ему польскую культуру, с тем чтобы он уже сам нашел и развил ее новые формы? Разве не лучше остаться в деревне земледельцем, чем отвернуться от народа, пребывающего во мраке невежества, а самому затеряться в толпе городских обывателей, стать депутатом или чиновником и выслуживаться перед власть имущими — все во имя народа и сидя у него на шее?
— Ну, а помещичий дом? Какую же роль играет он в этой идиллии?
— Бывший помещичий дом — теперь родной очаг, главный центр, общинный музей, читальный и концертный зал, библиотека. Столетия тому назад он был построен отцами и спустя столетия перешел по наследству к детям.
— Эти формулировочки очень привлекательно звучат, приятны уху и сердцу, но я от всего предприятия не в восхищении. Это — непорочная форма общежития... Как же будет с наследованием?
— Видите ли, я тоже над формой наследования ломал по ночам себе голову. И пришел к убеждению, что порядок наследования у поселенцев выработается сам собой, по мере развития всего дела.
— Это не юридическое решение вопроса.
— А разве вами юридически решен вопрос о форме наследования у бродящих по стране безземельных сезонных рабочих? Приложим все силы к тому, чтобы как можно сильней, лучше укрепить наше хозяйство в промышленном отношении, заведем зимние промысла, приобщим как можно больше ребят к науке и — подождем. Уверен, что
1 В «Курсе славянских литератур» и, особенно, в публицистике А. Мицкевича периода издания им международной демократической газеты «Трибуна народов» (Париж, 1849) нашли выражение прогрессивные общественно-политические взгляды великого поэта.
эти земли прокормят три поколения — и притом легко, «легохонько», как говорят сезонные рабочие.
— Что ж, будем надеяться!
— Я рассчитываю еще кое на что. На то, что, увидев наше общинное хозяйство, наше образцовое кооперативное устройство, увидев наши огромные результаты как в смысле производства зерна, так и в смысле уровня культуры, увидев, наконец, свободу наших порядков, предоставляющих человеку оставаться до тех пор, пока он хочет, и уходить, когда ему вздумается, так как он не прикован к полоске земли, наши сбседи из этих длинных, «долговязых» единоличных деревень сами придут к выводу, что навозная яма хоть и благоприятствует культу личности, но пе обеспечивает никаких других преимуществ. И тогда они прежде всего построят сараи для усовершенствованных орудий, потом общий хлев и начнут сообща ходить за скотом. Через некоторое время, взявшись за ум, проведут в деревне разделение труда, устроят крупное объединенное хозяйство, поставят мирской амбар и — и слышите, что за horrenda!' — сотрут разделяющие участки межи. Рост прогресса в стране, то есть сельскохозяйственных промыслов и предприятий, централизация таких процессов, как производство молочных продуктов, а самое главное — рациональная культура зерновых, да еще рациональная торговля, очень быстро заставят отказаться от индивидуального прозябания и перейти к рациональному хозяйству,— иначе говоря, к коллективу, сотрудничеству, разделению труда и доходов.
— Да здравствует почтенная утопия!
— Называйте, как вам вздумается, и сколько угодно иронизируйте. У нас в Польше прогресс всегда называли и называют утопией. Я довольно долго жил в Америке. Наблюдал тамошний технический прогресс в земледелии. Деятельность какого-нибудь У. Латропа, Гансена, И.-Э. Бессея, этих поистине самоотверженных agricultural explorers2,— ведь это надо себе представить! Обширные исследования почвы в Америке и во всем мире с целью найти нужный синтез растения, зерна, трансплантация зерновых, нередко с риском для жизни, скрещивание русской и японской пшеницы, акклиматизация в Америке хмеля, риса киу-шу, антоновской яблони, винограда с Корсики... Ручаюсь вам, что одно описание этого прогресса вызвало бы у любого из наших землевладельцев тот же самый от-
1 Ужас! (лат.)
2 Исследователей в области сельского хозяйства (англ.).
зыв: утопия! Я знаю, что нельзя тамошние методы хозяйства механически переносить к нам, что очень часто хозяйство ведется там просто хищнически, но что сказал бы какой-нибудь Карлтон, засеявший Дакоту и Небраску пше-ницей-арнауткой, если бы ему велели держаться устарелых методов, показателей и рекомендаций, а главное — принципа, что «этого нигде не было», что вот, мол, «в Дании и Южной Германии»... Быстрота, с которой совершается прогресс человечества, не поддается учету. Мы можем сотворить чудо, можем создать на этой земле утопию, которая ослепит глаза всех жителей земли, можем потягаться с Латропом в замыслах, как осчастливить родину. Все это в наших руках.
— Я сам принадлежу к числу прогрессивных хозяев и борюсь со своим окружением. Я основал объединение земледельцев, ссудно-сберегательное товарищество, завожу на деловых началах молочную ферму, хмелеводство, плантацию фруктовых и лесных деревьев. Но скажу откровенно: я хочу ходить и хожу по земле. Я работаю ради доходов и, если стараюсь кого втянуть в компанию со мной, то для того, чтобы иметь от этого прибыль и положить эту прибыль в карман. Своей собственности я не дарю никому: это уж совсем лишнее.
— Я никого не уговариваю дарить. Это статья особая. Я сделал так, как считал нужным. Опыт — самый лучший учитель. Я основал в Гловне школу польского сельского хозяйства. Ты говоришь, соотечественник, что любишь родину? Так люби ее в духе и правде. Родина — это не только земля, ее будущее устройство, не только люди и машины, но также доблесть, честь и право. Так считали старики.
Ты но только край мой нынче. Место, дом или обычай, Гибель или жизнь державы,— Нет, ты доблесть, честь направо '.
Как же примирить эту доблесть и это право с нашими шляхетскими привилегиями, с босыми ногами поденщиков, с пролетарской нуждой, с мертвенностью крестьянских душ?
Сразу после обеда отправились осматривать поместья. Так как Ева еще не видала их, ее тоже пригласили. Та жо самая пара лошадей, что привезла Еву из -Колец, была запряжена теперь в бричку. Быстро спустились с плоско-
1 Из стихотворения 3. Красинского «Рассвет» (1840).
горья, на котором расположен Майдан, снова переехали по мосту. Лошади, пробежав по деревенской улице, над которой шумели старые деревья в садах, вынесли бричку на ровное поле, уже покрытое стерней. Еще стояли овсы, гречиха, картофель. Вот показалась широкая проезжая дорога, ведущая к огромным аллеям, расходящимся во все стороны света из одного центра, где деревья теснились толпой.
Справа и слева от дороги, на довольно большом расстоянии друг от друга, там и сям виднелись уже отстроенные дома с крыльцами, в большинстве своем деревянные, хотя попадались среди них и кирпичные. Во всех — большие окна, высокие стены, каменные цоколи, высокие заборы. Вокруг каждого — новый сад. Все это было еще новое, только что выстроенное и посаженное. Новая шоссейная дорога, только что вымощенная булыжником, вела к одной из тополевых аллей. Далеко в полях виднелись скирды, дым локомобилей, выстреливающих клубы пара, и толпы работающих.
— Видите, как все просто, неэффектно. Ничто не говорит об утопии...— промолвил Бодзанта.
— Ну, в Гловне увидим кое-что сенсационное...— заметила Марта, усаживаясь поудобней на своем месте.
Вскоре миновали длинную старую аллею и въехали во двор бывшего барского дома. Двор был мощен в давние времена. Его окружали со всех сторон каменные строения. В глубине на пригорке стоял барский дом.
Компания вышла из экипажа. Осмотрели хлева, оборудованные на новый лад, с кормушками идеальной чистоты, с водопроводом, служащим и для поенья и для очистки от навоза. Заглянули в старинный двухэтажный амбар, переоборудованный на новый образец и снабженный элеваторами. Потом посетили конюшни, сараи для машин, маслобойку, гумно и т. п.
Во время осмотра приехал уведомленный о приезде гостей руководитель, агроном Лумский. Это был высокий загорелый господин, с отвислыми усами, самый внимательный эндекский глаз не выследил бы в нем наличия коварства. И все же эта столь симпатичная внешность жестоко обманывала. Лумский, с учтивостью, которая, видимо, взяла верх над «доктриной», показал гостям остальные постройки.
Холостые батраки занимали нижний этаж барского дома (sic!), анфиладу прежних комнат для гостей. Каждый батрак имел отдельную комнатку, оклеенную (sic!) отлич-
но от других, в особых тонах (sic!). На втором этаже, куда вела главная широкая лестница, находились школьные помещения.
То, что самый большой и красивый из этих залов (готический) был обставлен простыми скамьями, хоть и выполненными по лучшему рисунку Корниловича, безусловно, несколько портило общий вид. Но зато, когда школьники из всех трех отделений, из столярной, из корзинной и те, что присутствовали на дневном уроке рисования, вдруг запели (видимо, в честь Бодзанты) великолепными молодыми голосами, берущим за душу и перехватывающим дыхание хором:
Полились мои слезы лучистые, чистые, На далекое детство безгрешное, вешнее, И на юность мою неповторную, вздорную, Ива век возмужания — время страдания: Полились мои слезы лучистые, чистые... 1
впечатление, произведенное скамьями, изгладилось. Наоборот, чувство необычайного подъема охватило присутствующих.
В одном из соседних залов, барочном, словно выхваченном из Версаля и перенесенном в Гловню, помещались библиотека и старинная картинная галерея. Некоторые холсты были сняты, и от них остались пустые места па стенах. Висели прекрасные копии Микеланджело и Аидреа дель Сарто, «Тайная вечеря» Леонардо, «Снятие со креста» Риберы, «Святое семейство» Боттичелли и много других.
Господин Малиновский, остановившись в зале, глубоко задумался, потом вежливо и с оттенком грусти спросил:
— А нет опасности, что невежественные молодые работники уничтожат эти прекрасные картины?
— Произведения искусства действительно подвергаются уничтожению,— возразил Бодзанта.— Например, одну из этих картин, копию моей любимой, прекрасной «Магдалины» Андреа дель Сарто (из виллы Боргезе) я нашел у одного своего родственника на чердаке. Ею был заткнут дымоход. Что же касается нас, то мы прилагаем все усилия, чтобы разъяснить ценность — подлинную художественную и относительную материальную — каждой из этих картин. На эту тему устраиваются специальные лекции и выставки. Мы возим наши картины по ярмаркам и вьгстав-
1 Из стихотворения А. Мицкевича «Полились мои слезы». (Перевод В. Звягинцевой.)
ляем их в холщовом балагане. Мне кажется, нет оснований опасаться, что их могут уничтожить.
Народ благодарен как никто, если видит, что вы имеете бескорыстное желание дать ему умственное развитие. Только тот боится темноты народа, кто учитывает, что народ может подстрекнуть темнота другого сорта. Но кто, подобно нам, идет к народу с бескорыстным намерением просветить его, тот неминуемо убедится, что никто не имеет столько прав, никто так не достоин владеть произведениями искусства прошлого, бронзой, мрамором, сталью, как народ. Кто должен наследовать мученье и восторги художников? Кто еще верит в апостолов Андреа дель Сарто в пизанском соборе так, как верил он? Разве не один только народ? Кого на свете потрясает трагедия Леопардовой «Вечери»? Опять-таки — его одного. Так кто же имеет право на художественное наследство прошлого? Уж не мещанин ли, разбогатевший на труде народа, не племя ли фабрикантов, племя биржевиков, барышников, ловкачей-проходимцев, развращенное своими собственными мошенничествами, или племя их газетных подхалимов?
Художественные произведения — все прошлое искусства, итог борьбы не на живот, а на смерть, которую художники вели с природой и духом тайны,— эти самые высшие, самые страшные, самые ценные, самые благородные из всех человеческих творений перейдут по наследству к представителям труда физического, и те утолят ими свой духовный голод. Картина художника не может быть частной собственностью или находиться в музее, галерее. Картина должна разъезжать по свету, должна говорить, кричать, взывать на площади: она для этого создана. Горе ей, коль она стала добычей богача. Плохо ей, когда она лежит на складе галереи, доступная лишь для немногих. Картина — это дух художника, это пламя факела, которое должен вечно раздувать ветер странничества...
Господин Малиновский, усмехнувшись невесело, устремил свой взгляд на стоявший в комнате рояль и сложенные на маленьком возвышении музыкальные инструменты. Перешли в один из самых больших залов в левом флигеле — бывшую столовую. Посредине стоял длинный старинный стол, теперь занятый правлением общинного музея. Вокруг шел как бы фриз из засушенных цветов и растений. Это был травпик, собранный в прежнее время одним местным врачом, теперь уже умершим. Травник застеклили, сделав его наглядным пособием для ознакомления с местной флорой. Каждый образчик был снабжен чет-
кой пояснительной надписью. В стеклянных шкафах и витринах находились геологические экспонаты и образцы местной фауны. На стенах висели превосходные карты района, околотка, волости,— наконец, план поселка «Товарищество». Целую стену занимали предметы из раскопок: урны, древнее оружие, пожертвованное музею Бодзантой, копья, мечи, булавы, чеканы, седла, чепраки, значки, знамена. На главном столе лежали груды брошюр, объясняющих и конспективно и более пространно принципы всевозможных кооперативных объединений. Тут были целые стопы форм, инструкций, образцов, наконец, готовых бланков и книг для ведения отчетности и переписки в кооперативах.
У стола, заваленного бумагами, сидел какой-то господин с туманно-голубыми глазами, сильно поредевшей шевелюрой и рыжеватой бородкой. В результате состоявшегося знакомства выяснилось, что это — представитель потребительских и производственных кооперативов, общественный мистик и мечтатель, который своею туманной, заикающейся речью очень сильно содействовал, с одной стороны, тому, что Бодзанта перестал дышать атмосферой шляхетства, а с другой — тому, что окрестное население начало косо смотреть на прежние благодеяния индивидуального хозяйства и склоняться к туманным идеям или «выдумкам» коллективизма. Рыжеватый господин уже ир первый год сидел за этим столом, мало-помалу распространяя свои кооперативные щупальца по всей окрестности, запуская их все глубже в села, хутора, местечки и помещичьи усадьбы.
Представитель кооперации давал объяснения, впрочем, довольно высокомерным и раздражительным тоном, демонстрировал гору писем, 'адресованных в музей, по вопросу о новых лавках, открываемых на товарищеских началах, о кооперативных хлебопекарнях, о столярных, строительных, мукомольных компаниях, о ремесленно-земледельческих союзах, о ремесленных биржах труда, тарифах заработной платы, городских клубах, читальнях, театральных залах, о школах, приютах, больницах, народных домах и т. д. Некоторые из этих писем рисовали процесс создания самопроизвольных организаций, еще неясные замыслы объединения,— как, например, план учреждения общей столярной мастерской группой до тех пор конкурировавших между собой столяров одного городка; другие давали картину споров и распрей между трудом и капиталом...
-Простившись с практическим мечтателем и осмотрев еще фребелевскую школу, помещавшуюся на первом этаже — в зале, выходившем окнами на юг, в сад, с великолепной верандой, Ева увидела там как будто впервые Мар-ту. Ее окружила толпа детей в серых парусиновых халатиках.. Образовав вокруг нее огромное кольцо, дети дружно затянули:
Стала жабка над рекою, Где утята ждут гурьбою, И присела на две лапки, Как всегда садятся жабки.
Детский хор так и залился от радости, от душевного веселья.
Льняные волосы Марты блестели на солнце, ее светло-голубые глаза и полуоткрытые губы сделались детскими, наивными и милыми, как у шестилетних обитателей приюта. Сияя от радости, она пела, как дитя:
К ней утята подплывают И в испуге вопрошают: «Где же мама? Ждем ее мы, А не этой незнакомой!»
Гости кинули еще взгляд на ряд комнат для стариков и калек, которые помещались то в отдельных комнатушках, то по нескольку человек в более обширных палатах. После этого пошли в парк.
Старинный парк простирался далеко. Главная аллея, темная, мрачная, тянулась над прудом, охваченным рамой черно-рыжих елей и больших ольх. Тучи тянулись над этим прудом, отражаясь в его оливковой пучине, в тихой и темной глубине. Малиновский, задержавшись на мосту, обратился к Бодзанте с вопросом:
— Вам не жаль было жертвовать такое чудное имение?
— Жаль, сударь! Но я утешился мыслью, что тот, кто отказывается от собственности, приобретает вселенную. А мне очень хочется обладать вселенной.
Малиновский метнул на него быстрый взгляд.
— Вселенную?.. Гмм... К сожалению, этому примеру не последует никто из имеющих семью, детей...
— А я, знаете ли, думаю, что последуют. За польскими идеями, в высшей степени утопичными, субъективными, от начала до конца нереальными, шли многие. Много избранных. А «избранными» и стародавняя Польша всегда держалась. Вспомните только «призывные послания» и «избранных». Ведь это — наша история, которую надо
знать. Когда гетман Станислав Жолкевский1, покинутый всеми в диком поле, слал свои призывные послания, он был, в сущности, так же смешон для шляхетских кругов, как я, бедный. Но я тоже посылаю шляхетскому миру свое «призывное послание». Избранные вдохнут в польский народ душу. Польши не было, потому что не было народа. Была «шляхетская атмосфера», о которой говорит Мох-нацкий2. Но, быть может, наступит время, когда па лужах крови расцветут цветы...
Стоявший рядом Думский иронически улыбнулся.
— Что вы улыбаетесь, позвольте узнать? — спросила Марта.
— Разве нельзя улыбаться?
— Можно, конечно, но лучше высказать возражение прямо, чем завертывать его в ядовитую улыбку, как турецкий перец в бумажку.
— Я улыбаюсь, когда ваш отец обнаруживает какую-то веру в нашу шляхту... В нашу шляхту!
— «Дерзай, дщерь»,— с улыбкой промолвил Бод-заита.— Но пойдем посмотрим больницу, а потом — усадьбы.
— С удовольствием...
— Всюду вы увидите ту же самую утопию,— промолвил Лумский, окидывая Малиновского волчьим взглядом.— Но ведь не каждый день видишь утопию своими глазами.
— О, да! Всякую невероятность видеть любопытно. Если б, например,- кому-нибудь довелось увидеть Эйфелеву башню, возведенную на фундаменте, который обязательно треснет, не только заставив рухнуть башню, но похоронив под ее развалинами многих неосторожных...
— Но если придется слишком долго ждать падения башни, то любопытство может иссякнуть.
— Дай бог, чтобы пришлось ждать как можно дольше,— возразил Малиновский и, обратившись к Бодзанте, сказал: — Да, милостивый государь, вам можно позавидовать! Такое имение, такое имение! Признаюсь, я бы ни-
1 Выдающийся польский полководец гетман Станислав Жолкевский, окруженный после неудачного сражения при Цецоре (1620) превосходящими силами турецко-татарской армии, в своих посланиях к польской шляхте—«универсалах» — призывал ее забыть распри и сплотиться для защиты родины; Жолкев-
:| скому ие удалось преодолеть шляхетскую анархию и панику в сво-
^ ем лагере, войска его были разбиты, сам он погиб.
V 2 Речь идет о книге польского политического деятеля М а в-рикия Мохнацкого (1804—1834) «Восстание польского народа в 1830—1831 годах» (Париж, 1834).
когда на это не решился! Отдать все чужим людям,— может быть, бездельникам, может быть, впустую? Трудолюбивый натрет на руках мозоли, а бездельник будет сидеть и делать вид, что работает. Ведь на свете всегда так было, есть и будет. Но бездельник первый потребует свою долю прибылей. Как же тогда? Неужели вы остановитесь перед применением насилия?
— Кнуты из-за голенищ вынуть? Зачем? У нас есть другие средства. Мы не имеем прибылей. Прибыль идет на школы и больницы...
— Но был же Вержба, который говорил, что не будет работать, пока ему не дадут сапог по его вкусу,— заметила Марта.
— Был и даже есть,— подтвердил Лумский.— Но он перестал ломаться, когда мир предложил ему идти на все четыре стороны.
— Вы что же, все решительно отдали, все свое состояние? — вдруг спросил Малиновский.— Это очень интересно.
— Увы,— медленно произнес Бодзанта, опустив глаза.— Увы, не все...
— А значит, есть еще нити... связывающие вас с «буржуазией и эксплуататорами».
— Да, есть еще такие пити...— ответил Бодзанта.— Я оставил двадцать с лишним тысяч рублей дочери, в качестве ее личной собственности. И получаю с них проценты.
— Проценты?.. А как же насчет того, чтобы «войти в народ» и так далее?
— Да, да. Я поступил как игрок, бросающий деньги в Монте-Карло, или как тот, кто участвует в американской дуэли. Есть же люди, которые проигрывают целые состояния. А есть такие, которые растрачивают свое состояние всякими другими способами. Ну, вот меня тоже надо считать, да я и сам себя считаю, банкротом или неудачным игроком. Я проиграл состояние, полученное от отца. Вот и все. Но у меня — дочь.
Марта сидела на перилах моста, сгорая от стыда, вся красная, жалкая, кусая губы, чтобы не расплакаться. Лумский досадливо посвистывал.
— Vulgus est caecum! ' — понизив голос, промолвил Бодзапта, обращаясь к Малиновскому с оттенком кротким, но в то же время лукаво таинственным.— Если бы я умер внезапно и все это предприятие не нашло сочувствия у
Чернь слепа! (лат.)
окружающих, если бы весь этот народ был сбит с толку лживыми слухами, которые в Польше так легко сеять — а в сеятелях нет недостатка! — если бы ее,— процедил он сквозь зубы,— выгнали из этих мест и нигде больше не захотели принять, если бы против нее обратили излюбленное польской сволочью оружие — бойкот: бойкот труда, бойкот тела, бойкот утомленного мозга и утомленной души... Видел я в Польше бойкоты и знаю, что могут сделать с человеком наши почтенные мерзавцы... Если бы ей пришлось умирать с голоду, в отчаянье, где-нибудь под чужим забором... Видите ли... я боялся...
— Значит, вы допускаете мысль,— вмешался Лумский со своей вечной улыбкой,— что народ, который вы посадили на землю, может выгнать мадемуазель Марту?
— Все на свете возможно,— возразил Бодзанта, приблизив свое лицо к его лицу и глядя ему в глаза.— Я видел в Польше такие вещи, о возможности которых вы даже не подозреваете, при воспоминании о которых седеешь. Vulgus est caecum. Это очень мудрая мысль. Она выдержала испытание временем.
— Я и говорю...— весело вставил Малиновский.
— Нет, вы не это говорите. Будем прилагать все силы к тому, чтобы убедить народ, избавить его от темноты, но будем уничтожать в корне подлость рантье! Что касается меня, все, что я делаю,—- я делаю из сознательного опасения. Стараюсь, если можно так выразиться, перехватить судьбу, умилостивить людей, чтоб они не обижали моего ребенка. Может, когда я уйду, вспомнят... Проснется в них мертвый голос добра. Я, как вы знаете, заложил сады... как бы вам сказать?., нечто вроде пристанища для этих девушек. Хочу, чтоб моя дочь видела своими глазами, что бывает с женщинами. Хочу этим зрелищем закалить ей сердце, отвратить от зла, привлечь к добру. Потому что неведение... Но я хочу сделать это так, чтоб не получилось искусственно, а чтоб сердце ее сознательно до этого дошло. Ведь так лучше, сударь, не правда ли? Потому что человеку одного добра мало. Часто к добру ведет зло. Если знаешь, то можешь, а если полюбишь — то сделаешь. Разве не так? Видите ли... Я весь мир склоняю к тому, чтобы оградить свое дитя от зла... Ха-ха! А люди говорят и пишут, что мной руководит чрезмерная любовь к ближнему... ха-ха!.. Так много в нас лжи, неправды, присохшей, как болячка от ожога... И у меня самого не хватает смелости сказать, признаться. Лгу, позирую, вещаю, как проповедник. Это знал старик Паскаль: «Nous travaillons incessam-
ment a embellir et a conserver cet etre imaginaire et nous negligeons le veritable» '.
Ева вернулась к своей первоначальной профессии: стала бухгалтером заведений в Майдане. У нее была отдельная комнатка в здании администрации — с окном, выходящим в сад; там стоял письменный стелик, над ним висел телефон, беспрерывно приносивший самые разнообразные сведения. Поминутно раздавался'звонок, за которым следовало сообщение, сколько надоено молока, сколько бидонов отпущено больницам и кухням, сколько ушло в Кель-цы, сколько центрифугами выработано брусков масла, сколько каких овощей идет в лавки и т. д. В этой комнате словно сходились нервы всей работающей горы.