Методы защиты информации в автоматизированных системах обработки данных




 

Существуют уже давно и не потеряли значения до настоящего времени следующие методы защиты информации от преднамеренного доступа:

– ограничение доступа;

– разграничение доступа;

– разделение доступа (привилегий);

– криптографическое преобразование информации;

– контроль и учет доступа;

– законодательные меры.

Указанные методы изначально осуществлялись чисто организационно или с помощью технических средств.

С появлением автоматизированной обработки информации изменился и дополнился новыми видами физический носитель информации и усложнились технические средства ее обработки.

С усложнением обработки, увеличением количества средств, участвующих в ней, увеличиваются количество и виды случайных воздействий, а также возможные каналы несанкционированного доступа. С увеличением объемов, сосредоточением информации, увеличением количества пользователей и другими указанными выше причинами возрастает вероятность преднамеренного несанкционированного доступа к информации. В связи с этим развиваются старые и возникают новые дополнительные методы защиты информации в вычислительных системах:

– методы функционального контроля, обеспечивающие обнаружение и диагностику отказов;

– методы повышения достоверности информации;

– методы защиты информации от аварийных ситуаций;

– методы идентификации и аутентификации пользователей, технических средств, носителей информации и документов и т.п.

Идентификация – это присвоение какому-либо объекту или субъекту уникального образа, имени либо числа. Установление подлинности – аутентификация – заключается в проверке, является ли проверяемый объект или субъект в самом деле тем, за кого себя выдает.

При неавтоматизированном обмене информацией подлинность документа удостоверяется личной подписью человека, автора документа. Проверка подлинности документа в этом случае обычно заключается в визуальной проверке совпадения изображения подписи на документе с образцом подлинника. При этом подпись располагается на одном листе вместе с текстом или частью текста документа, подтверждая тем самым подлинность текста.

При автоматизированной передаче документов по каналам связи, расположенным на неконтролируемой территории, меняются условия передачи документа. В этих условиях, даже если использовать аппаратуру, воспринимающую и передающую изображение подписи автора документа, его получатель получит не подлинник, а всего лишь копию подписи, которая в процессе передачи может быть подвергнута повторному копированию для использования при передаче ложного документа. Поэтому при передаче документов по каналам связи в вычислительной сети используется криптографическое преобразование информации.

Область использования цифровой подписи чрезвычайно широка: от проведения финансовых и банковских операций до контроля за выполнением международных договоров и охраны авторских прав. При этом отмечается, что участники обмена документами нуждаются в защите от следующих преднамеренных несанкционированных действий:

– отказа отправителя от переданного сообщения;

– фальсификации (подделки) получателем полученного сообщения;

– изменения получателем полученного сообщения;

– маскировки отправителя под другого абонента.

Обеспечение защиты каждой стороны, участвующей в обмене, осуществляется с помощью ведения специальных протоколов. Для верификации сообщения протокол должен содержать следующие обязательные положения:

– отправитель вносит в передаваемое сообщение свою цифровую подпись, представляющую собой дополнительную информацию, зависящую от передаваемых данных, имени получателя сообщения и некоторой закрытой информации, которой обладает только отправитель;

– получатель сообщения должен иметь возможность удостовериться, что полученная в составе сообщения подпись есть правильная подпись отправителя;

– получение правильной подписи отправителя возможно только при пользовании закрытой информацией, которой обладает лишь отправитель;

– для исключения возможности повторного использования устаревших сообщений верификация должна зависеть от времени.

Аутентификация документов. Безбумажная информатика дает ряд преимуществ при обмене документами (приказами, распоряжениями, письмами, постановлениями и т.д.) по сети связи или на машинных носителях. В этом случае временные затраты (распечатка, пересылка, ввод полученного документа с клавиатуры) существенно снижаются, убыстряется поиск документов, снижаются затраты на их хранение и т.д.

Но при этом возникает проблема аутентификации автора документа и самого документа.

Аутентификация документа – установление подлинности подписи и отсутствия изменений в полученном документе. Эти проблемы в обычной (бумажной) информатике решаются за счет того, что информация в документе жестко связана с физическим носителем (бумагой). На машинных носителях такой связи нет.

Задачи аутентификации можно разделить на следующие типы: аутентификация абонента, аутентификация принадлежности абонента к заданной группе, аутентификация хранящихся на машинных носителях документов.

Остановимся на аутентификации документов (файлов) как наиболее важной. Если рассматривается случай обмена секретными документами (военная или дипломатическая связь), то с большой степенью уверенности можно предположить, что обмен осуществляют доверяющие и достойные доверия стороны. Однако возможно, что обмен находится под наблюдением и управлением нарушителя, который способен выполнить сложные вычисления и затем либо создавать свои собственные документы, либо перехватывать и изменять документы законного источника. Иными словами, это случай, когда защищаться надо только от противника, – «свои» подвести не могут. В коммерческом мире верно почти обратное, т.е. передатчик и приемник хотя «свои», но могут обманывать друг друга даже в большей степени, чем посторонние.

В первом случае («свои не обманывают») схему аутентификации построить несложно. Необходимо снабдить проверяющего и принимающего надежным шифром и комплектом уникальных ключей для каждого пересылаемого документа, обеспечивая тем самым защищенный канал связи. Отметим, что рассматриваемая задача предъявляет высокие требования к системе шифрования. Так, метод гаммирования в этом случае не подходит, поскольку нарушитель, анализируя открытый и шифрованный тексты, получит гамму и сможет подменить любой текст на нужный ему. Однако существуют быстрые алгоритмы шифрования, удовлетворяющие предъявленным требованиям.

Во втором случае, когда любой из абонентов может обмануть, аналогичный подход, основанный на классической криптографии, неприменим, поскольку имеется принципиальная возможность злоумышленных действий одной из сторон, владеющей секретным ключом. Здесь необходимо использовать схемы, основанные на двухключевой криптографии. В таких случаях у передающего абонента сети имеется свой секретный ключ подписи, а у принимающего абонента – несекретный, открытый ключ подписи передающего абонента. Этот открытый ключ можно трактовать как набор проверочных соотношений, позволяющих судить об истинности подписи передающего абонента, но не дающих возможности восстанавливать секретный ключ подписи. Передающий абонент несет единоличную ответственность за свой секретный ключ.

При выборе алгоритма и технологии аутентификации сообщений в сети необходимо предусмотреть надежную защиту от всех видов злоумышленных действий. Наряду с такими характеристиками системы аутентификации, как быстродействие и требуемый для реализации объем памяти, степень защищенности (стойкость) от вышеперечисленных угроз является важным параметром.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что является объектами правоотношений в области информационной безопасности?

2. Что относится к техническим средствам съема информации?

3. Что такое информационная безопасность и политика безопасности?

4. Что такое электронно-цифровая подпись?

5. Что означает аутентификация?

6. Что такое идентификация?

7. Что такое спам?

8. Перечислите методы защиты информации.

9. Что такое криптография, криптология, шифрование?

10. Что такое целостность, конфиденциальность, доступность информации?

11. Перечислите методы защиты информации в автоматизированных системах обработки данных.

 

Глоссарий

Автомат – устройство (группа устройств), которое без участия человека выполняет целенаправленные действия, связанные с приемом, преобразованием, использованием и передачей энергии, материалов или информации, согласно заложенной в нем программе.

Автоматизация – процесс использования автоматических устройств для управления какими-либо процессами или выполнения каких-либо действий; комплекс мероприятий, направленных на повышение производительности труда человека посредством замены части этого труда работой машин.

Автоматизированная информационная система – комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для сбора, обработки, хранения, поиска и выдачи информации в заданной форме для решения разнородных профессиональных задач пользователей системы.

Автоматизированная система – комплекс технических, программных и других средств и персонала, предназначенный для автоматизации различных процессов (не может функционировать без участия человека).

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу (на экран и печать) необходимых ему документов и данных.

Автоматическая система – совокупность управляемого объекта и автоматических управляющих устройств, функционирующая самостоятельно, без участия человека.

Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст. 4 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»).

Алгоритм – последовательность действий (операций) и правил их выполнения или команд, предназначенных для решения определенной задачи либо группы задач.

Аналитик – специалист в области информатики, в функции которого входит анализ проблем, связанных с автоматизацией конкретной организации, оптимизация их решения и постановка задач на проектирование или совершенствование уже функционирующих автоматизированных систем и баз данных.

Аутентификация – проверка принадлежности субъекту доступа предъявленного им идентификатора, подтверждение подлинности (Сборник руководящих документов по защите информации от несанкционированного доступа Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации).

База данных (БД) – специально организованная совокупность взаимосвязанных данных, отражающих состояние выделенной предметной области в реальной действительности и предназначенных для совместного использования при решении задач многими пользователями.

База знаний (БЗ) – совокупность знаний по данной предметной области, почерпнутых из публикаций, а также введенных в процессе взаимодействий эксперта (экспертов) с экспертной системой.

Банк данных – универсальная база данных, обслуживающая любые запросы прикладных программ вместе с соответствующим программным обеспечением.

Банковская информационная технология – способ реализации банковской технологии (технологии предметной области) на основе средств вычислительной техники.

Верификация – процесс сравнения двух уровней спецификации средств вычислительной техники или автоматизированных систем на надлежащее соответствие (Сборник руководящих документов по защите информации от несанкционированного доступа Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации).

Географическая информационная система – комплекс программных, информационных и технических средств, ориентированных на поддержку, обработку и выдачу картографических и связанных с ними данных (в текстовой, табличной, иллюстративной и других формах) для решения разнородных задач.

Гипертекст – компьютерное представление данных, в котором могут быть заданы любые связи между объектами различных типов.

Гипертекстовая технология – технология преобразования текста из линейной формы в иерархическую.

Документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 Федерального закона от 29 января 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»).

Идентификация – присвоение субъектам или объектам доступа идентификатора и/или сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов (Сборник руководящих документов по защите информации от несанкционированного доступа Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации).

Интегрированная система – автоматизированная система, обеспечивающая различные потребности (в том числе информационные, вычислительные и др.) пользователей и поддерживающая единый порядок взаимодействия с пользователями, включая и способы представления данных.

Интеллект – мыслительные способности человека.

Интеллектуальная собственность – исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 2, 138 Гражданского кодекса РФ).

Интересы личности в информационной сфере – реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также защита информации, обеспечивающей личную безопасность (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации).

Интерфейс – граница раздела двух систем, устройств или программ; совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств, программ.

Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).

Информационная база – совокупность информационных массивов, организованных соответствующим образом и размещенных на машинных носителях.

Информационная потребность – состояние отдельного лица, коллектива или системы, характеризующееся необходимостью получения информации для успешного достижения каких-либо целей или выполнения работ.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»).

Информационная сфера – совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации).

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих сбор, накопление, хранение, поиск, обработку, анализ, выдачу данных, информации и знаний на основе применения аппаратных, программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями и ориентированными на повышение эффективности и производительности труда.

Информационное обеспечение – совокупность процессов по подготовке и предоставлению специально подготовленной информации для решения управленческих, научных, технических, производственных, коммерческих и других задач в соответствии с этапами их решения.

Информационное право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере – сфере производства, преобразования и потребления информации. Основной предмет правового регулирования информационного права – это информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов – производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Информационное хранилище – архивная активная электронная система для сбора, доставки, хранения, анализа и предоставления информации для подготовки управленческих решений.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

Информационные услуги – действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами (Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»).

Информация – сведения или данные, объективно отражающие различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека на определенном этапе развития общества, представляющие для него какой-либо интерес и материализованные в форме, удобной для использования, передачи, хранения или обработки (преобразования) человеком либо автоматизированными средствами.

Искусственный интеллект – свойство автоматических и автоматизированных систем брать на себя отдельные функции человеческого интеллекта, т.е. выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних условий.

Корпоративная информационная система – информационная система масштаба предприятия, осуществляющая информационную поддержку производственных, административных, управленческих процессов (бизнес-процессов), формирующих продукцию или услуги предприятия.

Международный информационный обмен – передача и получение информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»//СЗ РФ. 1996. №28. Ст. 3347).

Мониторинг – разработка системы показателей, определяющих возникновение той или иной проблемы, и механизмов их отслеживания.

Мультимедиа – компьютерная система и технология, обеспечивающая возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук и графику (в том числе движущееся изображение и анимацию).

Операционная система – программа или совокупность программ, управляющая основными действиями ЭВМ, ее периферийными устройствами и обеспечивающая запуск всех остальных программ, а также взаимодействие с оператором.

Официальный документ – документ, созданный органом, организацией, должностным лицом в пределах своих полномочий и удостоверенный в установленном порядке.

Память – среда или функциональная часть ЭВМ, предназначенная для приема, хранения и избирательной выдачи данных. Различают оперативную (главную, основную, внутреннюю), регистровую, кэш- и внешнюю память.

Предметная область – часть реального мира, представляющая интерес для данного исследования.

Провайдер – организация, фирма или служба, обеспечивающая пользователям доступ и поставку разнородных услуг компьютерной сети.

Программное обеспечение – совокупность программных средств, управляющих работой ЭВМ или автоматизированной системы, а также документация, необходимая для эксплуатации этих средств.

Процессор – устройство, выполняющее вычислительные или логические операции над данными. В зависимости от функционального назначения различают центральный процессор, арифметический процессор, буферный процессор, процессор данных, процессор баз данных, текстовый процессор, процессор ввода-вывода, интерфейсный процессор, лингвистический процессор, сетевой процессор, процессор передачи данных, терминальный процессор, специализированный процессор и др.

Риск – вероятность наступления неблагоприятных событий или выхода за временные либо финансовые ограничения проекта из-за какой-либо неопределенности.

Сервер – специализированный компьютер, выполняющий функции по обслуживанию клиента. Сервер распределяет ресурсы системы: принтеры, БД, программы, внешнюю память и т.д.

Сетевой сервер – поддерживает выполнение функций сетевой ОС: управление вычислительной сетью, планирование задач, распределение ресурсов, доступ к сетевой файловой системе, защиту информации и т.д.

Система – образующая единое целое совокупность материальных или нематериальных объектов, объединенная некоторыми общими признаками, свойствами, назначением или условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.п.

Система поддержки принятия решений – система, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимыми для принятия решений данными, знаниями, выводами или рекомендациями.

Система управления – совокупность управляющего объекта, объекта управления и каналов прямой и обратной связи между ними.

Система управления базами данных (СУБД) – совокупность программных и языковых средств, предназначенных для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации доступа к ним различных пользователей в условиях принятой технологии данных.

Системный анализ – всесторонний детальный анализ состава, организации и технологии функционирования объекта автоматизации (организации, службы, производства, производственного процесса и т. д.), включая его отдельные звенья, операции или процедуры, их взаимные (внутренние) и внешние связи, оказывающие влияние на конечные результаты выполнения основных и частных задач функционирования.

Средства массовой информации – периодическое печатное издание, радиотелевидеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»; ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 1995 г. 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»).

Техническое задание – документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки АИС и определения уровня экономической эффективности ее внедрения.

Транзакция (дело, сделка) – входное сообщение, переводящее базу данных из одного непротиворечивого состояния в другое; запрос на изменение базы данных.

Формат – совокупность правил записи и представления данных в памяти ЭВМ, на экране монитора или на внешнем носителе.

Хост – ЭВМ-сервер, установленный в узлах сети и решающий вопросы коммутации и доступа к сетевым ресурсам: модемам, факс-модемам, серверам и т.д.

Экономическая информационная система – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для сбора, хранения, обработки и выдачи информации об объекте управления и принятия управленческих решений.

Экспертная система (ЭС) – интеллектуальная информационная вычислительная система, в которую включены знания опытных специалистов (экспертов) о некоторой предметной области (финансы, медицина, право, геология, страхование и т.д.) и которая в пределах этой области способна принимать экспертные решения (давать советы, ставить диагноз и т.д.),

EDMS (Electronic Document Management Systems) – система ведения электронных архивов – базы данных гипертекстовых документов, представленных в виде текстовых, графических, звуковых и прочих файлов, созданных в разных приложениях.

OLE (Object Linking and Embedding) – технология связывания и внедрения объектов в различные приложения с сохранением их первоначального формата и связи с их программным компонентом. Workflow-система – система автоматизации делопроизводства корпорации, поддерживающая разделение работ по деловым операциям (бизнес-процессам) и маршрутизацию работ и гипертекстовых документов в сети исполнителей.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

2. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене».

3. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. «О связи».

4. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике».

5. Закон РФ от 10 июня 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах».

6. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин».

7. Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности».

8. Гражданский кодекс РФ.

9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 26 сентября 2000 г.).

10. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Интеллектуальные информационные технологии: учеб. пособие. М., 2005.

11. Богданов В.В. Управление проектами в Microsoft Project 2003: учебный курс. СПб., 2004.

12. Божко В.П., Гаспариан М.С, Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике и управлении: учебно-методич. пособие, руководство по изучению дисциплины «Применение информационных технологий в экономике и управлении». М., 2004.

13. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс: учебник для вузов/под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. 2-е изд. М., 1999.

14. Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах). 3-е изд. М., 2003.

15. Гаврилова Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб., 2000.

16. Гагарина Л.Г. Автоматизированные информационные системы. М., 2003.

17. Гагарина Л.Г., Колдаев В.Д. Алгоритмы и структуры данных: учеб. пособие. М., 2009.

18. Гагарина Л.Г. Информационные технологии управления и автоматизированные системы в экономике: Курс лекций. В 2 ч. М., 2008.

19. Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учеб. пособие/под ред. Л.Г. Гагариной. М., 2007.

20. Грабауров В.А. Информационные технологий для менеджеров. М., 2001.

21. Избачков Ю.С., Петров В.И. Информационные системы. СПб., 2005.

22. Информатика для юристов и экономистов/под ред. С.В. Симоновича. СПб., 2005.

23. Информатика. Базовый курс. 2-е изд./под ред. С.В. Симоновича. СПб., 2003.

24. Колдаев В.Д., Лунин С.А. Архитектура ЭВМ: учеб. пособие. M.f

2008.

25. Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд. М., 2004.

26. Коркин А.М. Правовая информация в компьютерных технологиях. Программный комплекс ЮСИС, версия 7, полный обзор возможностей//А.М. Коркин, В.Г. Попова, С.Б. Тарасов. М., 1998.

27. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. М, 2002.

28. Прикладная информатика: справочник: учеб. пособие/под ред. В.Н. Волковой и В.Н. Юрьева. М., 2008.

29. Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: учеб. пособие/под ред. Л.Г. Гагариной. М., 2007.

30. Савюк Л.К. Правовая статистика: учебник. М., 2004.

31. Симонович С.В. Общая информатика. Новое издание. СПб., 2007.

32. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М., 2003.

33. Сычев Ю.И. Информационная безопасность: учеб. пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, тесты, учебная программа. М., 2004.

34. Темников Ф.Е. Информатика//Известия вузов: Электромеханика. 1963.

35. Федотова Е.Л. Информатика для юристов: учеб. пособие. М.,

2004.

36. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. М., 2008.

37. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы: учеб. пособие. М., 2009.

38. Федотова Е.Л., Федотов А.А. Информационные технологии в науке и образовании: учеб. пособие. М., 2010.

39. Экономическая информатика: учебник/под ред. В.П. Косарева. 3-е изд. М., 2006.

40. Юсупов Р.М., Соколов Б.В. Информатика в системе научного знания XX и XXI веков//Сборник научных трудов: Кибернетика и информатика. СПб., 2006.

 

Учебное издание

 

Федотова Елена Леонидовна

Федотов Андрей Александрович

 

Информатика

 

Курс лекций

 

Редактор Е.А. Тульсанова

Корректор О.Н. Картамышева

Компьютерная верстка И.В. Кондратьевой

Оформление серии Т.В. Иваншиной

 

Подписано в печать 14.06.2010. Формат 60x90/16.

Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 30,0. Уч.-изд. л. 30,5. Бумага офсетная. Тираж 1500 экз. Заказ № 8687

 

ЛР № 071629 от 20.04.98

Издательский Дом «ФОРУМ»

101990, Москва – Центр, Колпачный пер., д. 9а

Тел./факс: (495) 625-39-27

E-mail: forum-books@mail.ra

 

ЛР № 070824 от 21.01.93

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127282, Москва, Полярная ул., д. 31в

Тел.: (495) 380-05-40

Факс: (495) 363-92-12

E-mail: books@infra-m.ru

https://www.infra-m.ru

По вопросам приобретения книг обращайтесь:

Отдел продаж «ИЙФРА-М»

127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в

Тел.: (495) 363-42-60

Факс: (495) 363-92-12

E-mail: books@infra-m.ru

 

Отпечатано с электронных носителей издательства. ОАО "Тверской полиграфический комбинат". 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5.

Телефон: (4822) 44-52-03, 44-50-34,

Телефон/факс: (4822)44-42-15

Home page – www.lverpk.ru

Электронная почта (E-mail) – sales@tverpk.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: