Наука как особая деятельность




ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ. ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

(Г.В. Коротич)

 

1. Понятие науки, ее связь с философией. Краткая характеристика основных этапов в развитиии науки. Нормы научной этики.

2. Методы и формы эмпирического уровня научного познания.

3. Общелогические методы научного познания.

4. Методы и формы теоретического уровня научного познания.

 

1. Наука – это особая сфера духовной деятельности, нацеленная на получение и систематизацию новых (и в том числе практически полезных) объективных знаний о природе, обществе, человеке. Это не просто адекватное отражение какого-либо фрагмента действительности в данный момент времени, но и выявление тенденций изменения этого фрагмента. Это специализированная деятельность, которая выполняется профессионально подготовленными людьми, которая имеет свой инструментарий познания, свои учреждения, опыт и традиции, специальное оборудование и т.п. Под наукой можно понимать как познавательную деятельность, так и результаты этой деятельности, которые, будучи систематизированными, образуют научную картину мира. Поэтому науку можно определить как постоянно развивающуюся целостную систему знаний. Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности (природных, социальных, законов самого познания, мышления и пр.), т.е. постоянное углубление в сущность изучаемых процессов и явлений. Иначе говоря, непосредственная цель и высшая ценность научного познания – получение объективной истины. Познавательная деятельность – рационально-предметная деятельность, т.е. целью научного познания является построение мысленных моделей изучаемых предметов.

Научное познание носит конкретно-исторический характер. На развитие науки оказывают влияние социокультурные факторы (причем наука сама является их элементом), а также индивидуальные особенности ученого и особенности его познавательной деятельности.

Традиционно науку рассматривают 1) как особую систему знаний, 2) как особый вид деятельности (познавательно-социальной), 3) как особый социальный институт.

 

Наука как особая система знаний

 

Наука - это рациональное знание, которое удовлетворяет следующим необходимым условиям:

Это объективное знание,

Это объектный тип знания (т.е. любое научное знание – это знание об объектах),

Оно выразимо в языке, через использование понятий (оно дискурсивно, от лат. «довод, рассуждение»),

Оно обосновано – логически и (или) эмпирически,

Оно проверяемо (верифицируемо, - от лат. «истинный» и «делаю»), т.е. открыто критике и изменениям,

Оно общезначимо в том смысле, что одинаково понимаемо членами научного сообщества (достигнуто определенное соглашение в понимании терминов науки).

Наличие каждого из этих свойств у науки является необходимым, а соблюдение всех этих условий является достаточным критерием демаркации научного знания от всех других видов знания – обыденного, мифологического, религиозного, художественного, философского… Этот критерий (и все другие критерии научного знания) всегда также будут иметь конструктивно-творческий, конвенциональный и социальный характер. Это обусловлено неаприорным происхождением любого рода критериев и стремлением науки к общезначимости.

Наука подразделяется на множество отраслей знания (т.е. частных наук), которые отличаются тем, какую область действительности (можно сказать, какую форму движения материи) они изучают. Философию также можно рассматривать как науку о наиболее общих закономерностях в системе отношений человека к миру и самому себе.

При анализе современной науки можно выделить такие классы наук:

1) логико-математические,

2) естественнонаучные,

3) инженерно-технические и технологические,

4) социогуманитарные.

 

Науки также можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубинных сущностных свойствах объективной реальности, которая не имеет прямой непосредственной ориентации на практику. Эти науки создают базовые модели реальности, основополагающие принципы и законы. Прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную предметно-практическую ориентацию (в них акцентируется внимание на решение конкретных технико-технологических проблем, непосредственно связанных с потребностями общества). Они отличаются и по предмету, и по способу конструировать знание, и по способам его обоснования, критериям истинности и т.д.

 

Наука как особая деятельность

 

Научная деятельность, кроме функции познания, включает в себя и другие виды деятельности: это инновационная деятельность, инженерно-техническое обеспечение научных исследований, создание приборной и экспериментальной базы науки, организация и управление наукой, создание эффективной сети коммуникаций и обмена научной информацией внутри научного сообщества.

Деятельностная трактовка научного познания утверждает:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: