Европейская система кредитов (ECTS – European Community Credit Transfer System).




ECTS-кредиты показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоёмкости) составляет данный курс в общевузовской или факультетской шкале кредитов. В системе ЕСТS 60 кредитов соответствуют одному году обучения; 30 – полугоду (семестру); 20 – триместру обучения. Студент получает зачёт кредитов по учебному курсу, только выполнив все требования, включая сдачу зачёта или экзамена и другие формы контроля.

Количество кредитов за дисциплину обычно не может быть дробным.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов при трёх годах обучения, или не менее 240 кредитов при четырёх годах обучения. Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать не менее 300 кредитов за 5 лет.

Посещение студентами аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует автоматического начисления кредитов.

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизовано не регламентируется.

Система кредитов не отменяет оценок (грейдов). Кредиты отражают объём выполненной работы, а грейды – качество полученных знаний и навыков. Поэтому количество начисляемых по дисциплине кредитов не зависит от оценки. Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:

А – «отлично» (10% сдающих);

В – «очень хорошо» (25% сдающих);

С – «хорошо» (30% сдающих);

D – «удовлетворительно» (25% сдающих);

Е – «посредственно» (10% сдающих)

F – «неудовлетворительно».

Нормирование оценок осуществляется по желанию вуза.

Система ЕСТS требует не только подсчёта учебной нагрузки по каждой дисциплине и соответствующего числа кредитов, но и детального описания всей программы обучения в вузе с информацией о содержании, методах обучения, методах оценки программ курсов, а также об услугах и поддержке иностранных студентов.

Следует отметить, что Болонская декларация упоминает систему ЕСТS лишь как пример, но никакой другой, способной с ней конкурировать системы в Европе не появилось.


 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

В рамках современной образовательной парадигмы цель образования – развитие личности, раскрытие её задатков и способностей, сущностных сил и призвания. Достижению этой цели способствуют деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы.

Компетентностный подход помогает достижению целей образования, прописанных и в Болонской декларации модернизации образования, и в новой нормативной базе Российской системы высшего профессионального образования.

Под компетентностью понимается актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций. Компетенцию определяют как способность (готовность) к определённой деятельности с применением знаний, умений, навыков (ЗУНов), включающих также личностные качества.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового третьего поколения ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение компетенций.

Психолого-педагогической основой исследования вопроса профессиональных компетенций и компетентностного подхода в отечественной педагогической школе являются работы Б.Г. Ананьева, В.И. Байденко, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, В.Г. Казановича, В.С. Леднева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, М.С. Рыжакова, Г.П. Савельевой, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, А.Н. Тубельского, Ю.В. Фролова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.

По мнению исследователей, апробировавших внедрение компетентностного подхода в реальную практику организации учебного процесса вуза, актуальность компетентностного подхода и его отличие от знаниево-ориентированного заключается в следующем:

1) образовательный результат «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования – подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию;

2) в нём соединяются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-ценностная составляющие образования, что отвечает современным представлениям о содержании образования;

3) содержание образования, в том числе и стандарты, должны простраиваться по критерию результативности, которая, однако, выходит за границы ЗУНов;

4) «компетентность» выпускника, заложенная в образовательных стандартах, повлечёт за собой существенные изменения не только в содержании образования, но и в способах его освоения, а значит, и в организации образовательного процесса в целом;

5) данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое соответствующие умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности, и личностные качества, обеспечивающие эффективное использование ЗУНов для достижения цели.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причём, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и проблемных ситуациях.

Компетенции включают в себя следующие аспекты:

– мотивационный (готовность к проявлению);

– когнитивный (владение знанием содержания компетентности);

– операционно-технологический (владение соответствующими умениями, операциями, действиями);

– поведенческий (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);

– ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и к объекту её приложения);

– рефлексивный (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).

 

Классификаций компетенций предложено много, но, как правило, их делят на две большие группы:

КОМПЕТЕНЦИИ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (необходимые каждому образованному человеку при освоении любой профессии)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (специализированные, используемые в определённых профессиях)
ü базовые (когнитивные, коммуникативные, рефлексивные); ü ключевые (поликультурные, социальные, языковые, информационные); ü общепрофессиональные (постановка и решение проблем, организация профессиональной деятельности).

Еврокомиссией выделены следующие универсальные компетенции:

1. Компетенция в области родного языка;

2. Компетенция в сфере иностранных языков;

3. Математическая, фундаментальная, естественнонаучная, техническая;

4. Компьютерная;

5. Учебная;

6. Межличностная, межкультурная, социальная, гражданская;

7. Компетенция предпринимательства;

8. Культурная.

По разработкам Еврокомиссии выделенные компетенции поддерживаются определёнными способностями, к которым причисляются критическое мышление, креативность, активная жизненная позиция.

Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию на основе европейского проекта «TUNING» выделяет следующие группы компетенций:

Группы компетенций Компетенции
Общенаучные компетенции научные знания из разных областей
Инструментальные компетенции – способность к устной и письменной коммуникации на родном языке; – знание второго языка; – навыки работы с компьютером; – навыки управления информацией; – исследовательские навыки.
Социально-личностные компетенции – толерантность; – следование этическим нормам; – способность учиться, способность к критике и самокритике; – креативность, способность к системному мышлению; – адаптивность и коммуникативность; – настойчивость в достижении цели; – забота о качестве выполняемой работы.

 


 

В Федеральных государственных образовательных стандартах выделяют общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Уровень высшего образования КОМПЕТЕНЦИИ
общекультурные универсальные общепрофессиональные профессиональные
Бакалавриат + + +
Магистратура + + +
Подготовка кадров высшей квалификации + + + (в стандарте нет, разрабатывает вуз)

 


 

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВРИАТ)

Группы компетенций Компетенции
Общекультурные компетенции – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
– способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-2);
– владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3);
– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4);
– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
– способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
– готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).
Общепрофессиональные компетенции – способность соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
– способность работать на благо общества и государства (ОПК-2);
– способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);
– способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
– способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5);
– способность повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6).
– владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7).
Профессиональные компетенции нормотворческая деятельность: – способность разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);
правоприменительная деятельность: – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); – способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); – способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); –способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); – способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); – владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
правоохранительная деятельность: – готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); – способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); – способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); – способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); – способность выявлять, давать оценку коррупционном поведению и содействовать его пресечению (ПК-12); – способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
экспертно-консультационная деятельность: – готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); – способность толковать нормативные правовые акты (ПК-15); – способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

 


ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (МАГИСТРАТУРА)

Группы компетенций Компетенции
Общекультурные компетенции – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
– готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
– готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
– способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4).
Общепрофессиональные компетенции – осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОПК-1);
– способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2);
– способность использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);
– готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
Профессиональные компетенции правотворческая деятельность: – способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
правоприменительная деятельность: – способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
правоохранительная деятельность: – готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); – способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); – способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); – способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
экспертно-консультационная деятельность: – способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); – способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
организационно-управленческая деятельность: – способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9); – способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
научно-исследовательская деятельность: – способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
  педагогическая деятельность: – способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); – способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); – способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14); – способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (АСПИРАНТУРА)

Группы компетенций Компетенции
Универсальные компетенции – способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
– способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
– готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
– готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранных языках (УК-4);
– способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
– способность планировать и решать задачи собственного профессионального роста (УК-6).
Общепрофессиональные компетенции – владение методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции (ОПК-1);
– владение культурой научного исследования в области юриспруденции, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ОПК-2);
– способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции с соблюдением законодательства РФ об авторском праве (ОПК-3);
– готовность организовывать работу исследовательского и (или) педагогического коллектива в области юриспруденции (ОПК-4);
– готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-5);
Профессиональные компетенции (нет в стандарте, составляет вуз) – способность к самостоятельной постановке и решению сложных теоретических и прикладных задач в отрасли наук (ПК-1);
– способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов (ПК-2);
– способность владеть смежными разделами правовой науки, умение ориентироваться в разнообразии методологических подходов (ПК-3);
– способность применять углубленные знания в избранной области с учетом современных принципов научного исследования (ПК-4);
– способность к организации профессионально-педагогической деятельности на нормативно-правовой основе (ПК-5);
– готовность к эффективной организации и управлению образовательным процессом подготовки студентов (ПК-6);
– способность к организации и осуществлению учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных ФГОС (ПК-7);
– готовность к поиску, созданию, распространению, применению инноваций и научных достижений в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-8);
– владение традиционными и интерактивными методами обучения в высшей школе и готовность применять их в педагогической практике (ПК-9);
– готовность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих при взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса в высшей школе (ПК-10).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: