КЕЙС № 16. Методы психологии. Классификация методов психологии и возможности их использования в педагогической практике.




Теория. Методы (академической) психологии - это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.

Методы психологии:

1) организационные методы:

a) сравнительный

b) лонгитюдный -прослеживает становление, развитие исследуемого явления в течение нескольких лет

c) комплексный

2) эмпирические методы

a) обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение)

b) экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий

c) психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа)

d) праксиметрические методы, приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ);

e) метод моделирования (математическое, кибернетическое и др

f) биографические методы (анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека)

3) обработка данных, куда входят методы

a) количественного (математико-статистические)

b) качественного анализа; интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод

4) интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными - самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют: педагогики, консультирования, психотерапии.

Это методы подкрепления, внушение​, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии.

Методы консультативной и психотерапевтической работы достаточно сложны, специфичны и заслуживают отдельного рассмотрения.

Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Поднаблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Главными особенностями метода наблюдения являются:

-непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

-пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

-сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

- Анкетирование - эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету. Подготовка анкеты требует профессионализм

Тестирование – психодиагностический метод использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития познавательных, интеллектуальных, типологических и личностных особенностей учащихся и педагогов, структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах.

Эксперимент – основной эмпирический метод научного исследования, получил широкое применение в педагогической психологии. В ходе эксперимента экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования. Педагогический эксперимент – это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.

ОТВЕТ НА КЕЙС 1. Какие психологические методы вы можете порекомендовать учителям, работающим в подростковых классах, для сбора диагностических данных и подготовки аналитических материалов к консилиуму? Чем объясняется выбор методов, какова целесообразность обращения именно к этим методам?

Ответ:

Подростковый возраст наверно самый сложный период в жизни ребенка, он играет значительную роль и от того, как складывается общение подростка с ровесниками, зависит очень многое в его будущей судьбе. В таком общении формируется личность ребенка, отрабатываются модели поведения, идёт поиск своего места в социальной общности (пусть ограниченной пока рамками класса). Поэтому очень важно при работе с подростковым классом учитывать особенности возраста, межличностных отношений, руководитель обязан обеспечить формирование благоприятного социально-психологического климата, используя методы социального управления, преодоления конфликтов и развития сплоченности класса.

Школьный психолого – педагогический консилиум – один из перспективных методов психопрофилактической работы– это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения.

Для сбора диагностических данных лучше всего подойдет псих. метод тестирование. Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно включается в состав других методов – беседа и тд.

Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые используются при составлении анкет. 1) анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. 2) анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; 3) анкеты - шкалы; при ответе на вопросы испытуемый должен проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. 3 - позволяют проводить более точный количественный анализ данных.

Беседа - Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, может пользоваться диктофоном. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. Это проверка предварительных выводов.

Классный руководитель готовит первую часть характеристики на ребенка(собирает необходимые данные с помощью наблюдения и бесед с учеником и его родителями). Так же свои дополнения вносят учителя – предметники. Кроме того, классный руководитель готовит проверенные тетради; дефектолог проводит логопедическое обследование и результаты вносит в характеристику; педагог-психолог дополняет характеристику результатами углубленного исследования познавательной сферы, а также представляет проективные методики, выполненные учащимися с их кратким анализом. Данные методы помогают выявить наиболее точные мотивы и причины определенного поведения подростков.

2. С какими трудностями сбора необходимой информации может столкнуться педагог? Каковы пути их преодоления?

Трудности: могут быть неправильно интерпретированы наблюдения, предубеждения наблюдателя, «эффект первого впечатления», «эффект снисходительности», необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы; ученик не захочет беседовать или будет заведомо говорить неправду, трудности с формулировкой вопросов для теса, анкеты, отказ ученика в проведении анкеты, теста, ответы те, которые от него ждут, а не на самом деле.

Для решения этой проблемы можно раздать тест не одним только «правонарушителям», но и всему классу, и завуалировать под обще школьные вопросы, которые напрямую не касаются проблемы.

Педагог также может столкнуться с такими трудностями как: не полные предоставленные средства на учащихся от других педагогов, или они могут быть предоставлены не вовремя. Ещё так как на консилиуме должны присутствовать родители, то возможно они могут и не прийти. Это всё конечно затрудняет процесс консилиума.

3. Сформулируйте несколько вопросов родителям, помогающих прояснять сложившуюся в школе педагогическую ситуацию.

Ответ: Примерные вопросы:

- Как ведёт с вами ваш ребёнок дома?

- Как он говорит с вами о школе?

- Ваш ребёнок послушный?

- Рассказывает ли он вам, что он натворил в школе?

-слышали вы о участившихся фактах противоправного поведения среди учащихся подростковых классов? Если да, то что именно?

-Каким образом стоит наказать виновных учеников?

-Как вы думаете, зачем дети так делали, в чем причины?

- Дайте характеристику ученику, который смог бы так поступить.

-Кого вы можете подозревать в содеянном?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: