Ремонт, ремонтопригодность основных средств
Разная долговечность деталей вызывает потребность в частичном возобновлении работоспособности машины в процессе её эксплуатации, т.е. потребность в ремонте. Трудовые процессы, направленные на восстановление потребительских качеств средств труда, называются ремонтом.
Рост действующего парка производственного оборудования, повышение его мощности, нагрузок, скоростей точности и степени автоматизации – всё это вызывает значительное увеличение объёма и трудоёмкости работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования.
Наряду с вышесказанным необходимо ввести понятие ремонтопригодности оборудования, т.е. способности к быстрому восстановлению работоспособности оборудования путём предупреждения, обнаружения и устранения неисправности и отказов. В производственных условиях повышение надёжности и долговечности оборудования возможно лишь при правильных методах его эксплуатации и ремонта.
Одним из наиболее важных условий обеспечения высокого качества ремонта является строгое соблюдение существующих ГОСТов и ТУ, регламентирующих порядок сдачи оборудования в ремонт, его проведение и приёмку отремонтированного оборудования. Единая система конструкторской документации, ремонтные документы регламентируют состав и содержание ремонтной технической документации, устанавливает правила её составления для всех видов планового ремонта и обслуживания оборудования.
Исследование его в практике предприятия позволяет вести разработку ремонтных документов на основе рабочей, конструкторской; технологической и эксплуатационной документации; анализа ремонтпригодности оборудования; материалов изучения неисправностей, возникающих при эксплуатации оборудования; результатов научных исследований технических процессов ремонта.
Ремонт основных средств необходим для поддержания их в рабочем состоянии. Своевременно произведённый ремонт обеспечивает ритмичность работы предприятия, сокращает простои, увеличивает срок службы основных средств.
Надежность оборудования
На предприятиях установлено различное оборудование, надёжность работы которого во многом определяет эффективность и качество работы предприятия в целом. Под надёжностью машины понимают возможность её длительной бесперебойной работы без остановок для ремонта или регулировок. Тот гарантийный срок работы машины при нормальных условиях эксплуатации, в течение которого она может работать непрерывно, и будет характеризовать её надёжность. Надёжность машины в первую очередь определяют сроки службы тех деталей, которые первыми приводят к остановке, требующей вмешательства ремонтных рабочих для восстановления её работоспособности. Обеспечение надёжности невозможно без постоянного контроля и надлежащей организации работ по его техническому обслуживанию и ремонту.
Виды ремонта основных средств
В зависимости от технической сложности ремонт и обслуживание подразделяются на следующие виды:
1) текущий ремонт;
2) капитальный ремонт.
Текущий ремонт – ремонт, выполняемый с целью обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене или восстановлении отдельных частей.
При текущем ремонте выполняют следующие работы:
1) замена или восстановление изношенных деталей, аппаратуры, покупных изделий;
2) проверка правильности функционирования механизмов;
3) профилактические мероприятия;
4) устранение отдельных неисправностей.
Капитальный ремонт - вид планового ремонта, осуществляемый с целью устранения неисправностей и полного или близкого к полному восстановлению ресурсов изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
При капитальном ремонте выполняются следующие работы:
1) разборка оборудования для уточнения объёмов ремонтных работ, замена или восстановление любых частей оборудования (включая базовые), проверка и регулировка отремонтированных частей и оборудования в целом;
2) перемонтаж электросхем;
3) замена или восстановление изношенных конструкций и участков сети или замена их на более прочные экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, без увеличения сечения проводов электросетей или диаметров трубопроводов.
Капитальный ремонт выполняется в зависимости от ремонтпригодности ремонтируемого объекта на месте установки оборудования силами своих ремонтных предприятий.
1.4. Система планово-предупредительных ремонтов
Организация ремонта основана на применении системы планово –предупредительных ремонтов. Она определяет комплекс организационно –технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин и оборудования в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.
Составной частью системы ППР является техническое обслуживание (ТО). Профилактическое обслуживание осуществляется через определенные промежутки времени работы оборудования. Оно заключается в осмотре механизма, проверке креплений, устранении мелких дефектов, чистке, смазке, регулировке узлов. Техническое обслуживание лесозаготовительной техники подразделяется на ежесменное (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе (ТО-2), третье (ТО-3) и сезонное техническое обслуживание (СО).
Назначение ЕО заключается в подготовке механизма к бесперебойной работе в течение смены. При ЕО выполняют уборочно-очистные, крепежные, заправочные, смазочные операции и опробование оборудования на холостом ходу.
Периодические ТО (ТО-1, ТО-2, ТО-3) выполняются после определенной наработки машин и оборудования. Главная цель их состоит в предупреждении ускоренного износа деталей, узлов, в проверке и восстановлении регулировок узлов и рабочих органов, обеспечении экономичности и безопасности их работы.
Техническое обслуживание нарастает от ТО-1 до ТО-3 и выполняется по месту работы оборудования ремонтными рабочими с привлечением механизаторов. Более сложный вид технического обслуживания включает в себя все операции менее сложных видов.
Сезонное обслуживание проводится при смене времен года: в период осенней распутицы при подготовке оборудования к работе в зимних условиях и в период весенней распутицы при подготовке к работе летом. В процессе сезонного обслуживания проводится углубленная проверка всех узлов машины с устранением выявленных неисправностей.
Каждый вид ремонтного обслуживания характеризуется периодичностью и трудоемкостью выполнения.
По методам исполнения различаются ремонты:
1. Агрегатный метод ремонта;
2. Индивидуальный метод ремонта;
3. Смешанный метод ремонта.
При агрегатном методе ремонта изношенные узлы или детали снимаются и тут же заменяются новыми или реставрированными. Это приводит к сокращению времени простоев оборудования в ремонте, однако требует привлечения дополнительных средств для создания обменного фонда узлов и деталей.
При индивидуальном методе изношенный узел механизма реставрируется и ставится на прежнее место. Простои в ремонте становятся более длительными, увеличивается трудоемкость ремонтных работ
При смешанном методе ремонта сочетаются элементы индивидуального и агрегатного методов. То есть часть деталей заменяется новыми, а другие подлежат реставрации и установке на прежнее место.
Различают также неплановый ремонт – это вид ремонта, вызванный плохим уходом, некачественным ремонтом и авариями, осуществляемый без предварительного назначения.
Основные технологические причины отказов в работе оборудования:
1) нарушение электроизоляции
2) механическое разрушение
3) нарушение электрического контакта
4) нарушение герметичности
5) электродуговые повреждения
6) коррозийный износ