Система социального обслуживание населения: цели, задачи.




Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, ведущим и динамично развивающимся компонентом социальной сферы. Оно уже не может рассматриваться только как компенсационная форма социальной защиты в виде различного рода услуг, только как организационная форма социальной работы, как разновидность социальных технологий, поскольку это сужает содержание этого понятия.

Социальное обслуживание— это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей — от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития. Формирующаяся в республике система социального обслуживания становится важнейшей отраслью социальной сферы общества, которая при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей попавших в трудную, кризисную ситуацию помогает успешно ее преодолеть..

На современном этапе становления системы социального обслуживания населения есть все основания утверждать, что социальное обслуживание можно рассматривать как социально-гуманистическую ценность, как формирующую систему, как процесс предоставления социальных услуг и как результат этой специфической социальной деятельности, как важнейшую часть СЗН и ее организационно-правовую форму.

Категория социальное обслуживание имеет многоаспектный характер и рассматривается в разных научных работах как: парадигма социальной работы; технология социальной работы; сектор социальной сферы государства; организационная форма социальной работы. Большинство же исследователей отмечают, что социальное обслуживание выступает сегодня в качестве одного из направлений социальной работы и ее организационной формы.

Существует достаточно много определений социального обслуживания:

1. Социальное обслуживание – деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

2. Социальное обслуживание – комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, которые способствуют сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи.

Становление и развитие современной системы социального обслуживания требует теоретического обоснования сущности, содержания, технологий социального обслуживания различных категорий населения, теоретико - методологического и технологического обоснования адаптации, реабилитации, социальной коррекции поведения различных типов клиентов.

Правовое регулирование в области социального обслуживания населения в РБ осуществляется в соответствии с Законом РБ «О социальном обслуживании» (2000 г.), в котором социальное обслуживание трактуется как деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и оказанию

материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации, и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социальных услуг, предоставляемых системой социального обслуживания - предоставление консультативно

информационных услуг; оказание материальной помощи в денежной и натуральной формах; предоставление временного места пребывания в социальных приютах; обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; осуществление социального обслуживания

в стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому; оказание социально-реабилитационных услуг; оказание посреднических услуг; оказание иных социальных услуг, определенных законодательством и др.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальные услуги предоставляются в случаях: малообеспеченности; сиротства; бездомности; безнадзорности лиц, нуждающихся в постоянном уходе, воспитании и иной помощи; безработицы; инвалидности; нетрудоспособности или ограниченной (утраченной) профессиональной трудоспособности; семейного неблагополучия; токсикомании, наркомании, алкоголизма; стихийного или экологического бедствия, техногенной катастрофы; в иных случая, когда необходима поддержка (ст.8 Закона). Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездно и возмездной основе.

Закон РБ «О социальном обслуживании» предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания всех категорий населения оказавшихся в трудной жизненной ситуации под которой понимают ситуацию, объективно нарушающую нормальную жизнедеятельность гражданина (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности; неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью; сиротство; безнадзорность; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, стихийные бедствия и т.п.).

Цели, задачи, принципы, функции социального обслуживания. В качестве основных критериев оценки эффективности социального обслуживания выступают: а) цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации; б) действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания; в) деятельность социальных служб; д) уровень профессиональной квалификации кадров.

Что касается целевого назначения социального обслуживания, то здесь нужно учитывать следующие аспекты:

1. Цели социального обслуживания нужно рассматривать на нескольких уровнях: общество (государственный уровень социальной работы); отдельных регионов и конкретных населенных пунктов; конкретной группы или личности.

2. Цели социального обслуживания должны учитывать конкретные социально-экономические, социокультурные, морально-психологические, политические и иные ситуации, имеющие место в Республике.

3. Цели социального обслуживания должны быть таковыми, чтобы способствовать стабильному социальному положению различных категорий населения и социальной безопасности общества в целом.

В Законе РБ «О социальном обслуживании» целями социального обслуживания объявляются:

1. оказание содействия гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации, которую они не в состоянии разрешить самостоятельно;

2. прогнозирование и предупреждение возникновения и развития трудных жизненных ситуаций;

3. активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем; защита от соц. рисков.

Социальное обслуживание населения базируется на ряде принципов: адресность, т.е. приоритет содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии; доступность предоставляемых социальных услуг; добровольность; гуманность и доброжелательность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания; всеобщность содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы.

Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения: структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания:

1.Сущностно- деятельные (профилактическая, компенсационная, социально-реабилитационная, охранно-защитная, социальный патронаж). Так, защитная функция заключается в защите граждан от воздействия социальных рисков, неблагоприятных последствий жизненных ситуаций (болезнь, старость и т.д.); социально- реабилитационная состоит в восстановлении, полностью либо частично, физических, профессиональных, психологических или иных качеств человека, приспособлении его к полноценной жизни в обществе, труду, самообслуживанию; компенсационная, т.е возмещение утраченного вследствие воздействия социальных рисков. Например, повышенных расходов в связи с потерей кормильца, болезнью и др.

Глава 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: