Самостоятельная работа «Дворцовые перевороты»




Задание A1. Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов?


 

1) замена коллегий министерствами;

2) учреждение Сената;

3) попытка ограничения власти монарха «кондициями»;

4) прекращение деятельности Земского собора.


Задание A2. Прочтите отрывок из книги историка и укажите имя императрицы, о которой идет речь.

«По инициативе Шувалова была создана Комиссия для составления нового свода законов (Уложенная комиссия). …Проект не был утвержден императрицей, все более к этому времени занятой не столько государственными делами, сколько своей меркнущей красотой. Она слыла первой красавицей того времени и очень переживала, когда довольно быстро стала стареть… Что же касается экономических реформ Шувалова, то они были прерваны начавшейся Семилетней войной».

1) Екатерина I; 2) Анна Иоанновна; 3) Елизавета Петровна; 4) Екатерина II.

Задание A3. Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов?

 

1) принятие Жалованной грамоты городам;

2) разделение территории страны на губернии;

3) упразднение Верховного тайного совета;

4) учреждение министерств.


Задание A4. Кто из названных лиц мог стать российской императрицей, лишь подписав «кондиции»?

1) Екатерина I; 2) Екатерина II; 3) Анна Иоанновна; 4) Анна Леопольдовна.

Задание A5. В ходе какой из названных войн русские войска заняли Берлин?

1) Ливонской; 2) Северной; 3) Смоленской; 4) Семилетней.

Задание A6. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов России?

 

1) прекращение деятельности земских соборов;

2) создание карательных государственных органов – фискалов и прокуратуры;

3) ликвидация патриаршества в России;

4) изменение традиционной системы престолонаследия.


Задание A7. Анна Иоанновна заняла императорский трон

 

1) в результате избрания Земским собором;

2) по завещанию Петра I;

3) в результате дворцового переворота;

4) по приглашению Верховного тайного совета.


Задание A8. Что из названного характеризует внутреннюю политику императрицы Елизаветы Петровны?

1) ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине;

2) секуляризация церковных земель;

3) поддержка науки, культуры, просвещения;

4) упразднение Верховного тайного совета и создание Кабинета министров.


Задание A9. Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?

1) Б.И. Морозов; 2) Н.И. Новиков; 3) Н.Н. Новосильцев; 4) А.П. Волынский.

Задание A10. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.И. Павленко и укажите, о чьем воцарении идет речь в документе.

«...отличительная черта переворота состояла в его антинемецкой направленности... Имя... становилось символом русского начала и восстановления величия России, частично утраченного после Петра Великого. Переворот положил конец немецкому засилью и вызвал ликование, выплеснувшееся далеко за пределы гвардейских казарм.

... особенность заговора заключалась также в активном участии в нем иностранных государств, заинтересованных в смене ориентаций внешней политики России. В свержении Брауншвейгской фамилии были прямо заинтересованы Швеция и Франция...»

1) Екатерины I; 2) Елизаветы Петровны; 3) Анны Иоанновны; 4) Екатерины II.

Задание A11. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцового переворота?

 

1) Алексей Михайлович, Петр II;

2) Петр I, Павел I;

3) Екатерина I, Петр III;

4) Елизавета Петровна, Екатерина II.


Задание A12. Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?

1) А. Адашева; 2) В. Шуйского; 3) Э. Бирона; 4) А. Курбского.

Задание A13. Законосовещательный орган, созданный при Екатерине I, назывался

1) Сенатом; 2) Государственным советом; 3) Верховным тайным советом; 4) Советом министров.

Задание A14. Прочтите отрывок из книги историка и укажите год вступления охарактеризованного в нем императора на престол.

«Новый император был родным племянником покойной императрицы, сыном ее сестры Анны и герцога Голштинского Карла-Фридриха… Почти за двадцать лет до своего восшествия на престол Петр не сумел ни полюбить страну, которой ему предстояло править, ни приобрести качества, необходимые государю великой державы. В сущности, он оставался большим ребенком…»

1) 1727 г.; 2) 1740 г.; 3) 1761 г.; 4) 1796 г.

Задание A15. Какое из названных понятий относится к эпохе дворцовых переворотов в России?

1) «семибоярщина»; 2) «хованщина»; 3) «опричнина»; 4) «бироновщина».

Задание A16. Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству был издан

1) Петром I; 2) Елизаветой Петровной; 3) Петром III; 4) Екатериной II.

Задание A17. Воцарение на российском престоле Елизаветы Петровны было результатом

 

1) приглашения ее на престол членами Верховного тайного совета;

2) дворцового переворота;

3) назначения ее наследницей престола по завещанию Петра I;

4) особого решения Сената и Синода.


 

Задание B1. Прочтите отрывок из документа и напишите его название.

«Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли... того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать...

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

Задание B2. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь.

«Неудавшаяся личная жизнь рано овдовевшей императрицы парадоксальным образом сказалась на управлении страной. Еще в Митаве самым близким к ней человеком стал курляндский дворянин Эрнст Бирон. С ним, приехавшим вскоре после воцарения императрицы в Москву, она не расставалась ни на минуту. Она постоянно нуждалась в его обществе, делила с ним все горести и радости... Власть Бирона над ней была поистине безгранична, и вполне понятно, что ни одно важное решение не принималось без его участия».

Задание B3. Прочтите отрывок из работы В.О. Ключевского и назовите императора, о котором говорится в отрывке.

«На русском престоле <он> стал еще более голштинцем, чем был дома... Он боялся всего в России, называл ее проклятой страной и сам выражал убеждение, что в ней ему непременно придется погибнуть, но нисколько не старался освоиться и сблизиться с ней... В его царствование было издано несколько важных и дельных указов, каковые были, например, указы об упразднении Тайной канцелярии, о позволении бежавшим за границу раскольникам воротиться в Россию с запрещением преследовать за раскол. Эти указы внушены были... практическими расчетами людей, близких к <нему> – Воронцовых, Шуваловых и других, которые, спасая свое положение, хотели царскими милостями упрочить популярность императора. Из таких же соображений вышел и указ о вольности дворянства. Но сам <он> мало заботился о своем положении и скоро успел вызвать своим образом действий единодушный ропот в обществе».

Задание B4. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью, поступками.

Имена

1) Анна Иоанновна

2) Богдан Хмельницкий

3) царевна Софья

4) патриарх Никон.

Деятельность, поступки

А) проведение церковной реформы

Б) руководство Переяславской Радой

В) отказ от подписанных «Кондиций

Г) создание первого русского театра

Д) регентство при малолетних царях Иване и Петре.

Задание B5. Прочтите отрывок из воспоминаний и назовите имя императрицы, о которой идет речь.

«При дворе говорили с насмешкой: у принцессы ассамблеи с преображенскими гренадерами. Эта великая государыня сама отправилась в казармы этого полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мной». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем».

Задание B6. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите, при ком из правителей был создан орган, о котором идет речь.

«Верховный тайный совет был создан указом... от 8 февраля 1726 г. в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства. Вначале состоял из 7 членов, из которых А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, А.И. Остерман, П.А. Толстой выдвинулись при Петре I. Результатом компромисса с родовой знатью было включение князя Д.М. Голицина, представлявшего интересы родовой знати. Формально этот орган имел совещательный характер, но фактически решал все государственные дела. Коллегии находились под его контролем. Роль Сената существенно ограничилась, его с тех пор стали называть «Высоким», а не «Правительствующим».

Задание B7. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь.

«Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа… Она же основала первый настоящий университет в России – Московский».

Задание C1. Прочтите отрывок из работы В.О. Ключевского и ответьте на вопросы С1–С3.

«Наиболее законная их всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими полками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга... Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания... <она> со своей 300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб; карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, – и она же основала первый настоящий университет в России – Московский...»'

С1. Назовите императрицу, о которой идет речь в отрывке, и укажите, когда и при каких обстоятельствах они взошла на престол.

С2. Используя текст и знания из курса истории, объясните, о какой войне упоминает автор и каким образом эта война завершилась.

С3. Как и на основании чего вы определите отношение историка к этой императрице? Какие еще особенности ее царствования вы можете отметить?

Задание C2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Петр I, изменив существовавший до него порядок престолонаследия, умирая, не оставил завещания. Кто претендовал на трон после смерти Петра I? Кто и благодаря чему взошел на трон?


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: