АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы
Основная литература
1. Безруких, М.. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
2. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров / А.О. Дробинская – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527 с.
Дополнительная литература
3. Марютина, Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. – М.: Флинта. – 2004. – 228 с.
4. Никитюк, Д.Б. Нормальная и топографическая анатомия: в 3 т. Т. 1 / Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин. – 3-е изд. – Л.: Наука, 1984. – 216 с.
5. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М.: Академия, 1999. – 448 с.
6. Соковня-Семенова, И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
7. Функциональные системы организма: руководство / под ред. К.В. Судакова. - М.: Наука, 1987. – 173 с.
8. Пищевая химия / под ред. В.П. Нечаева. – СПб.: ГИОРД, 2004. – 182 с.
9. Справочник по детской диететике. / под ред. И.М. Воронцова, А.В. Мазурина. – М.: Медицина. – 1995. – 312 с.
10. Угрюмов, М.В. Нейроэндокринная регуляция в онтогенезе / М.В. Угрюмов – М.: Наука, 1989. – 212 с.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
11. Батуев, А.С. Введение в физиологию сенсорных систем / А.С. Батуев. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1988. – 312 с.
12. Безруких, М.М. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК. - 2005. – 248 с.
13. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. / Н.А. Бернштей. – 3-е изд. – М.: Медицина. - 1966. – 156 с.
14. Власов, Ю.А. Онтогенез кровообращения человека / Ю.А. Власов. – Новосибирск.: Наука, 1985. – 188 с.: ил.Генетика / Под ред. акад. РАМН В. И. Иванова. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2006.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
15. Биологический словарь ONLINE. - Режим доступа: https://bioword.narod.ru
16. Биофайл - научно-информационный журнал. - Режим доступа: https://biofile.ru
17. Электронная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
18. Электронная библиотека. - Режим доступа: https://www.koob.ru
19. Электронно-библиотечная система. Образовательные и просветительские издания. - Режим доступа: https://www.iqlib.ru
20. Электронная библиотека учебников. – Режим доступа: https://studentam.net.
Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля
Контрольные вопросы и задания по семинару 1,2
1. Анатомия как наука: цель, задачи и основные направления развития науки.
2. Возрастная физиология как наука: цель, задачи и основные направления развития науки.
3. Межпредметные связи и анатомии и возрастной физиологии.
4. Основные категории анатомии и возрастной физиологии: рост, развитие, онтогенез, возрастные этапы развития.
5. Закономерности онтогенетического развития.
6. Возрастная периодизация развития.
7. Роль наследственности и среды в возникновении нарушений в развитии.
8. Особенности онтогенетического развития детей с ОВЗ.
1. Костно-суставная система: строение и возрастное развитие.
2. Мышечная система: формирование и развитие отдельных групп мышц в онтогенезе.
3. Профилактика возникновения нарушений осанки, искривления позвоночника и плоскостопия.
4. ДЦП как проявление нарушений опорно-двигательной системы.
5. Пищеварение как жизнеобеспечивающая система.
6. Пищеварительная система и пищеварение человека в онтогенезе.
7. Режим питания ребенка как обязательное условие профилактики возникновения нарушений желудочно-кишечного тракта.
8. Дыхание, его значение для организма.
9. Органы дыхания, их строение и функции.
10. Механизмы регуляции дыхания.
11. Развитие органов дыхания и их функций в онтогенезе.
12. Кровь: состав и функции.
13. Особенности состава крови в детском возрасте.
14. Транспортная система крови.
15. Онтогенез кровообращения.
16. Выделение – как обязательная функция жизнедеятельности здорового организма.
17. Органы мочевыделительной системы и их функции.
18. Мочевыделение в онтогенезе.
19. Характеристика и виды обменных процессов в организме.
20. Питание: потребность в питательных веществах в различные возрастные периоды.
21. Питание: особенности питания в различные возрастные периоды.
22. Требования к организации питания в различные возрастные периоды.
23. Гормональная регуляция функций в организме.
24. Строение, функции и возрастные особенности желез внутренней секреции.
25. Эндокринные нарушения как причина возникновения нарушений в развитии ребенка.
26. Репродуктивная система: этапы полового созревания.
27. Механизмы иммунной защиты организма.
28. Роль иммунной системы в возникновении нарушений развития.
29. Развитие иммунной системы в онтогенезе.
30. Общее представление о структурно-функциональной организации нервной системы.
31. Онтогенез нервной системы.
32. Нарушения в строении и функционировании нервной системы как основная причина возникновения нарушений в развитии детей с ОВЗ.
33. Условно-рефлекторный характер ВНД.
34. Формирование условно-рефлекторной деятельности в онтогенезе.
35. Сигнальные системы организма человека.
36. Несформированность второй сигнальной системы как одна из причин возникновения отклонений в развитии у детей с ОВЗ.
37. Общие принципы строения и функционирования анализаторных систем.
38. Структура, функции и возрастные особенности зрительного анализатора.
39. Структура, функции и возрастные особенности слухового анализатора.
40. Роль взаимодействия анализаторных систем в коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с ОВЗ.
41. Здоровье как основная категория наук, изучающих развитие человека. Статистика о детях с ОВЗ.
42. Вредные привычки и их влияние на возникновение отклонений в развитии растущего организма.
Вопросы для подготовки к ЭКЗАМЕНУ
1. Методы исследования генетики Анатомия и возрастная физиология как науки: цель, задачи и основные направления развития наук.
2. Межпредметные связи и анатомии и возрастной физиологии.
3. Основные категории анатомии и возрастной физиологии: рост, развитие, онтогенез, возрастные этапы развития.
4. Закономерности онтогенетического развития.
5. Возрастная периодизация развития.
6. Роль наследственности и среды в возникновении нарушений в развитии.
7. Особенности онтогенетического развития детей с ОВЗ.
8. Костно-суставная система: строение и возрастное развитие.
9. Мышечная система: формирование и развитие отдельных групп мышц в онтогенезе.
10. Профилактика возникновения нарушений осанки, искривления позвоночника и плоскостопия.
11. ДЦП как проявление нарушений опорно-двигательной системы.
12. Пищеварение как жизнеобеспечивающая система.
13. Пищеварительная система и пищеварение человека в онтогенезе.
14. Режим питания ребенка как обязательное условие профилактики возникновения нарушений желудочно-кишечного тракта.
15. Дыхание, его значение для организма.
16. Органы дыхания, их строение и функции.
17. Механизмы регуляции дыхания.
18. Развитие органов дыхания и их функций в онтогенезе.
19. Кровь: состав и функции.
20. Особенности состава крови в детском возрасте.
21. Транспортная система крови.
22. Онтогенез кровообращения.
23. Выделение – как обязательная функция жизнедеятельности здорового организма.
24. Органы мочевыделительной системы и их функции.
25. Мочевыделение в онтогенезе.
26. Характеристика и виды обменных процессов в организме.
27. Питание: потребность в питательных веществах в различные возрастные периоды.
28. Питание: особенности питания в различные возрастные периоды.
29. Требования к организации питания в различные возрастные периоды.
30. Гормональная регуляция функций в организме.
31. Строение, функции и возрастные особенности желез внутренней секреции.
32. Эндокринные нарушения как причина возникновения нарушений в развитии ребенка.
33. Репродуктивная система: этапы полового созревания.
34. Механизмы иммунной защиты организма.
35. Роль иммунной системы в возникновении нарушений развития.
36. Развитие иммунной системы в онтогенезе.
37. Общее представление о структурно-функциональной организации нервной системы.
38. Онтогенез нервной системы.
39. Нарушения в строении и функционировании нервной системы как основная причина возникновения нарушений в развитии детей с ОВЗ.
40. Условно-рефлекторный характер ВНД.
41. Формирование условно-рефлекторной деятельности в онтогенезе.
42. Сигнальные системы организма человека.
43. Несформированность второй сигнальной системы как одна из причин возникновения отклонений в развитии у детей с ОВЗ.
44. Общие принципы строения и функционирования анализаторных систем.
45. Структура, функции и возрастные особенности зрительного анализатора.
46. Структура, функции и возрастные особенности слухового анализатора.
47. Роль взаимодействия анализаторных систем в коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с ОВЗ.
48. Здоровье как основная категория наук, изучающих развитие человека.
49. Статистика о детях с ОВЗ.
50. Вредные привычки и их влияние на возникновение отклонений в развитии растущего организма.